Файл: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 334

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

32
Создаём книгу «Новые интересные тексты- повествования, тексты- описания, тексты- рассуждения»
(3 часа)
Совместная работа: овладение приёмами создания мини-книги «Новые интересные тексты- повествования, тексты-описания, тексты-рассуждения»: подбор текста; художественное оформление страницы с подобранным текстом; определение главы, в которую должен быть помещён текст (выбор между тремя главами «Тексты-повествования», «Тексты-описания», «Тексты-рассуждения»); презентация своей страницы, составление общей книги.
Индивидуальная работа: подбор текста; художественное оформление страницы с подобранным текстом; определение главы, в которую должен быть помещен текст; подготовка к презентации своей страницы.
Совместная работа: составление общей книги – распределение подготовленных страниц по главам, презентация книги
Блок
«Слова и
словари»
(3 часа)
Составляем словарь
«Слова, которые мы раньше не знали»
(2 часа)
Совместная работа: овладение приёмами составления словаря «Слова, которые мы раньше не знали»: выявление слов, значение которых требует уточнения; работа со словарной статьёй в толковом словаре, выписывание значения слова; подбор предложений с этими словами.
Индивидуальная работа: подбор 3-4 слов для создаваемого словаря, оформление подготовленного материала
Создаём личные словарики трудных слов
«Я обязательно запомню, как писать эти слова»
( 1 час)
Индивидуальная работа: отработка алгоритма работы с личными словариками трудных слов «Я обязательно запомню, как писать эти слова»: внесение нескольких слов с непроверяемыми гласными и согласными; внесение нескольких имён существительных, в окончаниях которых допускались ошибки; внесение нескольких имён прилагательных, в окончаниях которых допускались ошибки
Блок «Решаем
языковые задачи,
ставим
эксперимент»
(5 часов)
Когда в глаголах мягкий знак не мягкий?
(1 час)
Совместная работа: обсуждение приёмов решения лингвистической задачи «Когда в глаголах мягкий знак не мягкий?»
Решаем лингвистические задачи
(2 часа)
Совместная работа: обсуждение приёмов решения лингвистической задачи «Видели козлика Моли или козлика Моля?»
Совместная работа: обсуждение приёмов решения лингвистической задачи «Теплица и теплится: звучат одинаково, а пишутся?»
Следствие ведут опытные «сыщики»: ищем лишние предложения
(1 час)
Практическая работа: «Разыскиваются лишние предложения»


33
Ставим эксперимент: могут ли быть тексты, в которых у имён существительных и имён прилагательных отсутствуют окончания?
(1 час)
Совместная работа: обсуждение вопроса: Могут ли существовать тексты, в которых у имён существительных и имён прилагательных отсутствуют окончания?
Практическая работа по решению задачи «Могут ли быть тексты, в которых у имён существительных и имён прилагательных отсутствуют окончания?»
Блок
«Ищем ключ к
разгадке тайн
языка»
(3 часа)
Учимся отвечать на сложные вопросы
(3 часа)
Постановка и обсуждение проблемных вопросов: Можно ли экспериментировать с языком? Как рождаются нормы и правила языка? Можно ли разобрать по составу «несуществующие» слова (на примере отдельных моделей слов)? Как доказать, что у суффиксов есть значение? Можно ли по произношению понять, из какой области России приехал человек?
Блок
«Пора
действовать:
проба пера»
(12 часов)
Пишем заметки
«История слова» для газеты класса
«Знакомые незнакомцы: история слов»
(2 часа)
Совместная работа: отработка приёмов написания лингвистической заметки «История слова» в классную газету «Знакомые незнакомцы: история слов»: выбор слова; изучение истории выбранного слова; составление письменного мини-текста о слове; редактирование текста; оформление для размещения в газете; совместное оформление газеты.
Индивидуальная работа: написание заметки «История слова»: выбор слова; изучение истории выбранного слова; составление письменного мини-текста о слове; редактирование текста; оформление для размещения в газете.
Совместная работа: оформление газеты, обсуждение содержания заметок
Пишем текст- рассуждение для классного журнала
«Почему это важно»
(3 часа)
Совместная работа: отработка приёмов создания текста-рассуждения для классного журнала «Почему это важно»: выбор тезиса, который будет доказываться (тематика любая, акцент на возможности доказательства важности использования того или иного предмета или выполнения того или иного действия); подбор аргументов; написание первичного текста-рассуждения; обсуждение текста с одноклассником, редактирование текста; написание окончательного варианта текста, оформление в виде страницы журнала.
Индивидуальная работа: выбор тезиса, который будет доказываться (тематика любая, акцент на возможности доказательства важности использования того или иного предмета или выполнения того или иного действия); подбор аргументов; написание первичного текста-рассуждения.
Работа в парах: обсуждение текста с одноклассником, редактирование текста.
Индивидуальная работа: написание окончательного варианта текста, оформление в виде страницы журнала.
Совместная работа: оформление классного журнала «Почему это важно»


34
Пишем письмо будущему другу
(2 часа)
Совместная работа: обсуждение приёмов написания текста письма незнакомому сверстнику, изучающему русский язык.
Индивидуальная работа: создание письма
Работаем редакторами
(3 часа)
Совместная работа: обсуждение приёмов корректирования текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Практическая работа по корректированию текстов
Пишем сказки
(2 часа)
Совместная работа: овладение приёмами создания лингвистической сказки, например: «Что было, когда исчезли все распространённые предложения» / «Приключение запятой в царстве однородных членов предложения» / «Что было, когда из текстов были похищены все наречия».
Индивидуальная работа: создание лингвистической сказки: от замысла к написанию, от написания к редактированию, от редактирования до презентации.
Совместная работа: презентация написанных сказок
Резервные часы (2 часа)

Методические рекомендации к реализации курса
Программа факультативного курса «В мире русского языка» отражает современные требования к формированию функциональной грамотности младших школьников. Обеспечивает возможность формирования у младших школьников таких компонентов функциональной грамотности, как языковая
(в том числе орфографическая), коммуникативная, читательская, информационная. Предлагаемое содержание факультативного курса способствует приобретению опыта решения учебных и практических задач, формированию интеллектуальной, коммуникативной, эмоциональной и рефлексивной готовности к взаимодействию с окружающим миром, практическому применению приобретённых знаний, предметных и универсальных способов действий.
Актуальность введения факультативного курса «В мире русского языка» связана с тем, что получаемые в процессе обучения теоретические знания и приобретаемые языковые умения должны применяться младшими школьниками не только в учебных ситуациях. Обеспечение более широкой практики применения полученных знаний и умений для совершенствования речевого самовыражения и самоконтроля будет в большей степени гарантировать овладение младшими школьниками функциональной грамотностью. Факультативный курс расширяет опыт выполнения практико- ориентированных заданий, при выполнении которых учащиеся:
1) актуализируют получаемые теоретические сведения о системе языка;
2) отрабатывают навык нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения;
3) развивают свои способности использовать приобретённые знания и умения при решении конкретных задач в разных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении, письме.
Курс выступает дополнительным условием формирования языковой грамотности, понимаемой как совокупность умений, навыков, способов деятельности, обеспечивающих: стремление к развитию чувства языка, совершенствованию собственной языковой культуры; целесообразный отбор языковых средств для построения содержательных, связных и нормативно грамотных конструктов, как устных, так и письменных; готовность к осознанию терминологических и понятийных характеристик системы языка.
Более свободная форма проведения факультативного курса позволяет внести значительный вклад в формирование коммуникативной грамотности, понимаемой как способность к успешной коммуникативной деятельности с учётом особенностей учебной и жизненной ситуации и культуры речевого общения; готовность к целесообразному использованию языковых средств при создании устных и письменных высказываний (текстов) разных типов и жанров, в том числе описаний, повествований, рассуждений, доказательств, информационных высказываний и пр.; потребность в рефлексивной оценке своей коммуникативной деятельности.


36
При выполнении заданий факультативного курса важно организовывать учебный диалог, обсуждение решения лингвистических задач, в ходе которого учащиеся высказывают различные мнения, доказывают правильность выбранного решения. При построении факультативного курса активно используются задания, способствующие развитию у младших школьников следующих умений:
- определять коммуникативную задачу и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- соблюдать в соответствии с коммуникативной задачей речевые нормы в монологе и дискуссии;
- использовать языковые средства для выделения смысловых центров своего высказывания;
- создавать письменные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- делать вывод об успешности решения коммуникативной задачи, обосновывать вывод и использовать его для построения более успешной коммуникации в будущем.
Вклад факультативного курса в формирование читательской и информационной грамотности обеспечивается работой с лингвистическими текстами, словарями и справочниками, созданием младшими школьниками собственных мини-словарей.Информационная грамотность проявляется в осознании необходимости расширения своего информационного поля; способности ориентироваться в информационном потоке, правильно оценивать надёжность, достоверность, целесообразность информации; совокупности умений, обеспечивающих эффективный поиск, отбор, интерпретацию и применение информации в соответствии с учебной задачей или житейской проблемой.
При конструировании содержания курса были выделены следующие блоки: «Создаём книгу», «Слова и словари», «Решаем языковые задачи, ставим эксперимент», «Ищем ключ к разгадке тайн языка», «Пора действовать: проба пера». Охарактеризуем каждый блок с точки зрения его целевой направленности и логики разворачивания содержания.
Блок «Создаём книгу» связан с освоением приёмов создания различных по тематике мини-книг. В ходе создания мини-книг происходит включение младших школьников в продуктивную деятельность, направленную на создание творческого продукта, при этом тематика книг связана с теми дидактическими единицами, которые изучаются на уроках русского языка.
Письменная речь – это не простая сумма устной речи и технического навыка письма, это особый вид речевой деятельности, которому нужно учить и который проходит в своём развитии множество этапов. Одним из возможных этапов в формировании основ письменной речи является создание младшими школьниками мини-книг. Творческий потенциал такой работы проявляется в отборе содержания таких книг, в их художественном оформлении. В процессе работы по созданию мини-книги важно использовать совместную, парную и


37 групповую работу. Это позволяет распределить силы ребят, развивает способность к коллективному творчеству, позволяет учесть разный уровень навыка чтения. Работа над мини-книгами проходит в несколько этапов, таких как, обсуждение приёмов создания мини-книги, индивидуальное выполнение страницы книги, обсуждение в парах или группах.
Охарактеризуем содержание работы по данному блоку с 1 по 4 класс и методические особенности работы с этим содержанием. В 1 классе это центральный блок, на его изучение отведено 15 часов: 9 часов в период обучения грамоте и 6 часов в период изучения систематического курса. Такое внимание к блоку вызвано тем, что в первом классе дети ещё не очень хорошо владеют техническим навыком письма, в связи с этим невозможно уделить много времени блоку «Пора действовать: проба пера». При создании мини- книг в меньшей степени востребован навык письма, при этом активно развиваются творческие возможности первоклассников.
Приведём содержание работы по данному блоку в 1 классе.
Приёмы создания и озвучивания книги «Истории в картинках»: составление рассказов в картинках; оформление личной страницы в книге
«Истории в картинках»; составление устного рассказа с опорой на собственную страницу книги; подготовка к озвучиванию собственной страницы; презентация совместно созданной книги (классу, родителям, друзьям).
Приёмы коллективного создания книги «Всему название дано»: распределение предложенных подписей на слова и предложения; соотнесение подписей (слова) и предметных рисунков; соотнесение подписей
(предложения) и сюжетных рисунков; составление подписей и предложенных новых рисунков; иллюстрирование страниц книги в соответствии с подписями; восстановление из набора слов подписей под сюжетными рисунками; презентация созданной книги.
Приёмы создания книги «О чём мне рассказала буква»: художественное оформление страницы книги, посвящённой выбранной букве – необычное изображение буквы (например, по типу «буквицы»); отражение ответов на вопросы: какие звуки умеет записывать эта буква; в каких словах живёт эта буква; запись самых любимых слов с этой буквой; запись предложения, все слова которого начинаются с этой буквы; презентация своей страницы.
Приёмы создания ученической книги «Что умеют обозначать слова»: различение слов, называющих предметы, признаки предметов, действия предметов; создание странички «Слова умеют называть предметы»; создание странички «Слова умеют называть признаки предметов»; создание странички
«Слова умеют называть действия предметов»; объединение страниц в общую книгу; презентация своей книги.
Приёмы создания книги «Кто с кем говорит»: разметка предложенных диалогов; оформление странички с диалогом и иллюстрациями к нему
(иллюстрации обязательно должны содержать изображение участников диалога); самостоятельный подбор диалогов из различных книг; оформление