Файл: I. Теоретические аспекты социального обеспечения в России 7 Понятие, сущность и функции социального обеспечения 7.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 601

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В связи с этим предлагается внести соответствующие дополнения в ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», сократив срок рассмотрения письменных обращений, поступивших по вопросам защиты права на социальное обеспечение до 15 дней.

Аналогичным изменениям может быть подвергнут и п. 5.2. «Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», утвержденной приказом Генерального прокурора России от 30 января 2013 № 45.

Суды, более чем другие государственные органы, включены в процесс разрешения обращений граждан с заявлениями о защите их права на социальное обеспечение. Принимая во внимание, что законодательство, регулирующее вопросы социального обеспечения граждан РФ обширно, как и судебная практика применения таких норм, законы страдают дефектами, пробелами и коллизиями. Считаем необходимым предложить введение специализации в судах общей юрисдикции судей, рассматривающих дела в районных судах и судах субъектов РФ по спорам, возникающим в связи с социальным обеспечением. Такая специализация позволит отдельным судьям более глубоко изучить законодательство о социальном обеспечении, практику его применения и положительно скажется на качестве принимаемых решений и защите прав заявителей. При этом активное использование судьями такого правомочия, как направление в адрес органов, осуществляющих социальное обеспечение граждан, частных определений о нарушении прав граждан либо требований закона, с учетом того, что адресаты должны будут в обязательном порядке реагировать на них, позволит в будущем избежать аналогичных нарушений со стороны этих органов.

Учитывая, что иски о защите пенсионных прав граждан (ст. 29 ГПК РФ) могут быть предъявлены в суд по месту жительства истца, такое же альтернативное правило территориальной подсудности следует распространить и в целом на иски о защите права на социальное обеспечение, тем более что значительное число таких заявителей составляют нетрудоспособные, а также лица, обремененные детьми.

Как отмечали выше, механизмы защиты права со стороны публичной власти муниципального образования незаметны. Вместе с тем власти муниципального образования должны более широко вовлекаться в вопросы реализации и защиты прав граждан в указанной области. Связано это прежде всего с тем, что на местах такая защита с учетом территориальных особенностей может быть оказана индивидуально и адресно.


Представляется необходимым отнести к компетенции органов местного самоуправления обязанность обеспечения доступности для инвалидов среды жизнедеятельности, для чего ввести в Закон о социальной защите инвалидов новую ст. 5.2 «Участие органов местного самоуправления в обеспечении социальной защиты и социальной поддержки инвалидов», где предусмотреть, что «органы местного самоуправления в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечивать доступность для инвалидов среды жизнедеятельности», закрепив среди полномочий органов местного самоуправления право осуществления за счет средств бюджета органа местного самоуправления деятельности по обеспечению доступной среды жизнедеятельности для инвалидов45.

Передача ряда полномочий в области социального обеспечения на уровень местного самоуправления и соответствующего финансирования в этой области позволит гражданам обращаться за защитой своего права непосредственно в орган местного самоуправления, который осуществляет социальное обеспечение, что может упростить и ускорить разрешение возникающих споров.

Защита рассматриваемого права общественными организациями в праве на социальное обеспечение носит преимущественно декларативный характер. Вместе с тем законодательное предоставление более широких полномочий общественным объединениям и организациям позволяет совершенствовать и более эффективно использовать механизмы защиты рассматриваемых прав граждан. Так, согласно ст. 22 Федерального закона от 12 января 1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», профсоюзы вправе осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в сфере социального страхования, охраны здоровья, социального обеспечения.

Законодательство о социальном обеспечении в ряде нормативных актов46 представляет профсоюзам в основном контрольные полномочия. Вместе с тем установленного порядка, процедуры осуществления контроля со стороны профсоюзов законодательство РФ не содержит.

Представляется, что в Закон о профсоюзах целесообразно включить положение, аналогичное ч. 2 ст. 370 ТК РФ, но распространяющееся не только на работодателей, но и на субъектов социально-обеспечительных отношений, которые не выполняют своих обязанностей по отношению к получателям выплат и услуг по социальному обеспечению. В связи с этим считаем целесообразным ст. 22 Закона о профсоюзах, определяющую права

профсоюзов на социальную защиту работников, дополнить ч. 3, в которой предусмотреть, что «профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями, органами социального обеспечения нормативных правовых актов о социальном обеспечении. Работодатели, органы социального обеспечения обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах»47.

Расширение неюрисдикционных форм защиты прав граждан в случае их обращения в общественные организации (в профсоюзный орган, Всероссийское общество инвалидов, его региональные организации) и последующее отстаивание такими общественными организациями интересов заявителей в судах либо прокуратуре позволит применить комбинированный способ защиты прав граждан, когда обращение последних в общественную организацию приведет в действие механизмы государственной защиты права.

Целесообразность стратегических направлений к решению проблем в области социального обеспечения, определяется следующими факторами:

  • использование системного подхода к социальному обеспечению;

  • наличие сложно решаемых и разнообразных по характеру проблем, с которыми сталкиваются различные категории граждан, что определяет необходимость системного подхода к их решению, согласования отдельных направлений государственной политики по содержанию, технологиям реализации и по времени осуществления;

  • постановка четких целей, задач, состава и структуры мероприятий и запланированных результатов;

  • важность концентрации ресурсов по реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере повышения качества жизни различных категорий граждан и в целом их социально-экономической защищенности;

  • необходимость реализации комплекса взаимоувязанных мероприятий по повышению результативности государственных и муниципальных финансовых и материальных вложений в социальное обеспечение.

Важно создать определенный баланс в рамках индивидуального подхода, а также учета особенностей той или иной категории населения, например, наличия или отсутствия детей с ограниченными возможностями, трудовой потенциал семьи и проч. Особую остроту в России имеет решение проблем достижения международных стандартов для людей, которые находятся не только порой за чертой бедности.


Таким образом, стоит и в дальнейшем государству стремиться максимально поддерживать различные категории граждан, основной упор должен быть сделан особенно в рамках региональной и деятельности органов местного самоуправления в области:

  • содействия занятости;

  • использования потенциала определенной группы населения,

  • улучшения жилищных условий.

Для содействия бесплатному здравоохранению, как следствие укрепление связей между экономическим и правовым аспектом, необходимо увеличение финансирования данной сферы, оснащение государственных и муниципальных больниц и поликлиник усовершенствованной техникой и лекарствами, переквалификация и переподготовка специалистов.

Обеспечение реальной бесплатной, квалифицированной, эффективной и, что самое главное, доступной медицины в стране.

В области спорта, и вообще в целом в рамках дополнительных услуг по социальному обеспечению, например, для престарелых, инвалидов необходимо расширить бесплатное представление услуг. Необходимо открыть доступ во дворцы спорта, бассейны.


3.3. Заимствование зарубежного опыта в сфере развития социального обеспечения



В зарубежных странах различают либеральную, консервативную и социал-демократические модели социальной защиты. Франция относится к консервативной (корпоративной) модели48.

Государство осуществляет надзор за управлением организациями социального обеспечения. Директорат социального обеспечения (DSS) , прикомандированный к Министерству солидарности и здравоохранения, Министерству финансов и государственным счетам, обеспечивает надзор; он разрабатывает политику социального обеспечения и обеспечивает их реализацию. Он опирается на несколько партнерских организаций, в том числе49:

  • комиссию по учету социального страхования (CCSS), чья миссия состоит в том, чтобы каждый год анализировать счета социального обеспечения;

  • миссию по оценке и контролю социального обеспечения (MECSS);

  • консультативный комитет по вопросу об изменении расходов на медицинское страхование (КОМАМ);

  • высший совет по будущему медицинского страхования (HCAAM);

  • национальный комитет по борьбе с мошенничеством (CNLF);

  • совет по пенсионному обеспечению (COR);

  • высший совет семьи (ХКФ);

  • высший совет по финансированию социальной защиты (HCFi-PS);

  • органы опеки и попечительства.

На социальные пособия приходится 51% расходов органов государственного управления (фондов социального обеспечения, центрального публичного управления, местного самоуправления) и администраций социального обеспечения на 6% государственного дефицита и 11% государственного долга в 2015 году.

80% системы социального обеспечения Франции финансируется за счет взносов и взносов на основе вознаграждения. Взносы рассчитываются на основе национальных ставок и частично оплачиваются работодателем и частично работником.

Закон о финансировании социального обеспечения на 2019 год предусматривает, начиная с 1 января 2019 года50:

  • отмену взноса в фонд медицинского страхования в размере 0,75%,

  • сокращение взноса на заработную плату по безработице с 2,40 до 0,95% (полная отмена этого взноса 1 октября 2018 года).

Повышение ставки взноса работодателя в случае риска заболевания, материнства, инвалидности и смерти с 12,89% до 13%.