Файл: I. Теоретические аспекты социального обеспечения в России 7 Понятие, сущность и функции социального обеспечения 7.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 604

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
29.

Развитие Российской Федерации, как правового государства и гражданского общества требует реализации конституционных норм в сфере гарантирования социального обеспечения наших граждан, что отображено в статье 39 Конституции РФ, в которой устанавливается, что «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом»30.

Закрепление данной статьи в Конституции Российской Федерации прямо указывает на то, что социальное обеспечение и благополучие населения государства должно быть одной из главнейших целей и задач.

Также, конституционное законодательство закрепляет основополагающие права и свободы человека и гражданина, устанавливает принципы реализации и защиты их прав и законных интересов.

В настоящее время в Российской Федерации действуют более 130 федеральных законов в сфере социального обеспечения, а количество подзаконных нормативных актов превышает 1000. Такое количество нормативного материала на сегодняшний день затрудняет реализацию гражданами своих прав на благосостояние и соответствующий уровень социального обеспечения и защиты со стороны государства. Таким образом предлагается усовершенствовать законодательную базу в данной сфере, в частности, одним из лучших способов приведения данных социальных законов к единому виду путем кодификации. Эта процедура приведет к единообразной форме подходов к данной сфере, будет способствовать актуализации, приведет к уменьшению противоречий и в целом улучит всю концепцию развития прав социального обеспечения. Кроме того, это поможет обеспечить надлежащий контроль по их реализации31.

Кроме того, на сегодняшний момент одной из ключевых проблем в данной сфере является бюрократизм со стороны должностных лиц государства на всех уровнях власти.

Так, в начале, нуждающееся лицо должно обратиться в соответствующий орган с заявлениями о предоставлении определенных социальных гарантий, и предоставить все необходимые документами, подтверждающие его право на получения того или иного вида социального обеспечения, на которое он претендует. Как правило, данная процедура требует достаточно большого количества потраченного времени, а также большого пакета документов, без которых заявленные требования не могут быть удовлетворены (например, ст. 8
Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», регламентирующая порядок назначения государственной социальной помощи)32. Этот механизм существенно усложняет работу данных органах, обеспечивающих реализацию социальных гарантий среди населения.

Например, чтобы подтвердить свой статус инвалида, лицо должно проходить обязательное ежегодное оформление индивидуальной программы реабилитации, тем самым подтверждать свой статус. Для некоторых категорий граждан разработка индивидуальной программы реабилитации превратилась в невыполнимую задачу. В первую очередь это связано с большим количеством инстанций, которые должен пройти инвалид. Кроме того, это оказывает и большое моральное давление на нуждающегося, связанное с регулярной необходимостью подтверждения своих травм и/или болезней (этот порядок предусмотрен Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»33.

Таким образом в нашем государстве для более интенсивного улучшения уровня социальной жизни населения необходимо внести существенные изменения в процедуру подтверждения того или иного вида социального обеспечения.

Также одной из ключевых проблем остается проблема низкого уровня социального обеспечения в Российской Федерации. Уровень пенсий и компенсационных выплат нетрудоспособным гражданам значительно не велик, что существенно затрудняет реализацию данного права (см. Приложение 2). Основной задачей государства является создание условий, при котором гражданское общество и отдельные его члены смогут обеспечить себя всем необходимым для здоровой, полноценной и главное счастливой жизни. Но к сожалению, сегодня это слабо реализуется34.

Специфика конституционных социальных прав граждан Российской Федерации заключается в том, что именно посредством данных прав достигается достойный уровень жизни тех граждан, кто самостоятельно в силу различных обстоятельств не могут приблизиться к нему. В связи с чем, предполагается что для укрепления гарантий права граждан на достойное социальное обеспечение необходимо усовершенствовать способы внесудебной защиты прав и свобод человека, то есть урегулировать деятельность Уполномоченного по правам человека, Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации путем расширения их полномочий.



Кроме совершенствования действующих социальных программ необходимо развитие дополнительных государственных проектов, основанных на добровольном социальном страховании. Исходя из смысла ч. 3 ст. 39 Конституции Российской Федерации — добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность поощряются в нашем государстве. В целях реализации данной нормы требуется введение механизмов стимулирования работодателей и застрахованных лиц к участию в добровольном социальном страховании, в том числе установление налоговых льгот организациям, имеющим корпоративные пенсионные системы. Дополнительное негосударственное пенсионное страхование направлено на усиление пенсионного обеспечения и может осуществляться в рамках целостной пенсионной системы как в форме профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, так и в форме личного пенсионного страхования граждан в страховых компаниях или негосударственных пенсионных фондах, что четко регламентируется Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 N 75-ФЗ35.

Реализация всего вышесказанного, а также создание новых программ по улучшению уровня жизни населения позволит создать в границах нашего государства страну, которая по уровню своей социальной жизни ничем не будет отставать от других стран с высоким уровнем социального обеспечения, а в некоторых вопросах сможет и обойти их. Это приведет к увеличению рождаемости, возвращению в страну эмигрантов, покинувших нашу державу в поисках более качественной жизни. Для этого также необходимо укреплять экономику государства и правосознание населения. Это тот костяк, который позволит обеспечить всем гражданам Российской Федерации достойный уровень обеспечения на всех этапах их жизни вне зависимости от их социального уровня, образования, возраста или состояния здоровья.


3.2. Пути решения правовых проблем



Основной целью совершенствования в области социального обеспечения является повышение уровня жизни населения. По мнению исследователей, «достойная жизнь» - публичная категория, характеризующая уровень жизни в государстве в целом, в то время, как для каждого конкретного индивида мнение относительно достойного лично его уровня жизни разнится в зависимости от «его собственных возможностей, уровня притязаний, образования и культуры»36. Соответственно, обязанность государства по обеспечению «достойной жизни» (здесь мы понимаем ее как публичную категорию) порождает право человека на достойный уровень жизни (как категорию индивидуальную).

В современных условиях падения реальных доходов населения, повышения налоговой и «коммунальной» нагрузки, роста числа граждан, в том числе работающих, находящихся за чертой бедности, перед государством стоит задача защиты прав граждан, имеющих право на получение социального обеспечения либо уже получающих такое обеспечение.

Стабильно высокими являются статистические показатели обращений граждан с заявлениями о нарушении их трудовых прав и права на социальное обеспечение в различные государственные органы. Так, наибольшее число обращений граждан по социальным вопросам к Уполномоченному по правам человека в РФ в 2017 г. связано с гарантиями прав (47 %) и социальными правами (37 %)37, в 2018 г. эти показатели составили 48 % и 38 % соответственн38.

Органами прокуратуры в 2017 и 2018 гг. выявлено более 203 000 нарушений в сфере трудового законодательства и законодательства о социальном обеспечении39.

Реализация норм права невозможна без эффективной их защиты. Вопросам защиты права российских граждан на социальное обеспечение, пенсионных прав посвящено достаточное количество научных работ40. Вместе с тем научные вопросы, касающиеся правового механизма защиты права на социальное обеспечение, изучены еще не в полной мере.

Понятие «механизм» толковые словари русского языка определяют как конструкция, устройство41 либо внутреннее устройство, система функционирования чего-нибудь42. В теории права под механизмом государства принято понимать систему государственных институтов и организаций, структурные элементы которой тесно взаимосвязаны и каждый из них выполняет определенные задачи
43.

Таким образом, механизм представляет собой определенную систему действий, подчиненных какой-либо цели, задаче.

В научной литературе исследован правовой механизм защиты конституционных прав и свобод в сфере труда. Механизм такой защиты анализировался Т. А. Сошниковой и представлен автором как совокупность правовых норм, правовых учреждений и юридических процедур, при помощи которых осуществляется защита и восстановление охраняемых законом прав и интересов человека и гражданина. Выделены три механизма: государственный, механизм публичной власти муниципального образования, механизм защиты со стороны общественных объединений (в т. ч. профсоюзы44.

Исследованные Т. А. Сошниковой варианты механизма защиты права не противоречат формам и способам защиты права на социальное обеспечение. Любой способ защиты опосредован правовыми нормами, содержит свои юридические процедуры, специфику функционирования, своих субъектов, возникающих в процессе защиты правоотношений. Как в сфере труда, так и в области социального обеспечения в механизме защиты прав и свобод основную роль выполняют государственные органы (организации), но механизм защиты со стороны общественных организаций более неопределенный и менее используемый, чем в трудовом праве, так же как не заметен механизм публичной власти муниципального образования (органов местного самоуправления) в защите права на социальное обеспечение. Вместе с тем эффективная защита права на социальное обеспечение будет обеспечена наиболее качественно и эффективно, когда будут работать все указанные механизмы.

Как указано выше, основную роль в механизме защиты права на социальное обеспечение в условиях современной России выполняют прежде всего государственные органы. Из всех перечисленных государственных органов гражданам чаще всего приходится обращаться за защитой своего права в суд, а также к прокурору.

Прокуроры активно защищают права граждан, обращаясь в суды с исками в интересах заявителей. Так, по результатам прокурорской проверки, проведенной по обращению граждан, решением суда в Республике Марий Эл удовлетворен иск прокурора о досрочном назначении пенсии по старости нескольким безработным гражданам, которые непосредственно перед достижением 55-летнего возраста были уволены в связи с сокращением штата.

Социальное обеспечение в виде пособий, пенсий, других выплат выступает, как правило, в качестве единственного источника существования российских граждан. Однако проверки по обращениям граждан в государственные органы, и в частности в органы прокуратуры, нередко проводятся необоснованно долго. Сокращение сроков проведения таких проверок позволит реализовать государственную задачу по оперативной защите прав обратившихся граждан. Срок рассмотрения жалоб о нарушении права на социальное обеспечение может быть сокращен с 30 до 15 дней.