ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Социально-педагогическая практика
1. Индивидуальный план на практику
3. План работы составлен по программе: «Семья»
3.Знакомство с категориями детей,
Характеристики трудного подростка
8.Основные направления работы с "трудными" учащимися,
изучение "трудных" школьников.
9.Организация помощи "трудным",
организация личности "трудного" ребенка
II НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
2.2 Библиографический список литературы по проблеме исследования.
2.3 Реферативный обзор литературных источников отечественных и зарубежных авторов.
2.4 Характеристика методов исследования и процедура их проведения
Производственная (профессионально-педагогическая) практика
профиль «Психология и социальная педагогика»
Содержание
I БАЗОВАЯ ЧАСТЬ 3
1.Выписка из ФГОС ВО 3
Социально-педагогическая практика 3
1. Индивидуальный план на практику 13
3. План работы составлен по программе: «Семья» 19
3.Знакомство с категориями детей, 22
их ведущие проблемы 22
4.Овладение основными приемами психолого-социально-педагогической диагностикой .Изучение школьной тревоги младших подростков (Филлипс-тест) 23
Формализованный протокол 26
Характеристики трудного подростка 26
8.Основные направления работы с "трудными" учащимися, 41
изучение "трудных" школьников. 41
9.Организация помощи "трудным", 43
организация личности "трудного" ребенка 43
10.Изучение этических правил взаимоотношений социального педагога с ребенком. Формулировка основных этических правил взаимоотношений социального педагога с ребенком 47
11 .КЛАССНЫЙ ЧАС: 49
II НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ 56
2.1 План вкр 56
2.2 Библиографический список литературы по проблеме исследования. 57
2.3 Реферативный обзор литературных источников отечественных и зарубежных авторов. 60
2.4 Характеристика методов исследования и процедура их проведения 63
Заключение 64
Список литературы 65
ПРИЛОЖЕНИЕ А 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 68
ПРИЛОЖЕНИЕ В 70
I БАЗОВАЯ ЧАСТЬ
1.Выписка из ФГОС ВО
Социально-педагогическая практика
Цель: развитие профессионально значимых качеств личности будущих специалистов, подготовке их в разных структурах, занимающихся вопросами воспитания и реабилитации детей (клиентов) с девиантным поведением.
Задачи социально-педагогической практики:
- освоить ключевые положения и проблематику современных девиантологии, превентивной педагогики и других, пересекающихся с проблемами девиантного поведения дисциплин;
- сформировать собственную социальную, социально-психологическую и социально-педагогическую позицию по отношению к процессу реабилитации детей (клиентов) девиантного поведения;
- приобрести опыт выражения своей социальной, социально-психологической и социально-педагогической позиции в форме выполненных разработок (открытых заданий, социально-педагогических ситуаций, реабилитационных программ и планов и др.);
- приобрести элементы навыков и умений проектирования и организации реабилитационного процесса, направленного на развитие личности ребёнка (клиента) и его творческую самореализацию;
- освоить формы и методы групповой социально-педагогической работы, научиться моделировать социальную и социально педагогическую реальность, используя для этого собственные разработки, научиться применять освоенные социально-педагогические знания и способы деятельности на практике.
2. Должностные обязанности социального педагога
Актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях.
Школьный социальный педагог – действует в общеобразовательной или профессиональной школе, внешкольных и дошкольных учреждениях, социальных приютах, детских домах, школах-интернатах, школах реабилитации и других образовательных учреждениях. В организации своей работы школьный социальный педагог дает приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социальную полезную деятельность, изучает специальные проблемы школьников и учителей, принимает меры к их решению. Социальный педагог поддерживает постоянную связь с семьями учащихся. Особое внимание он удаляет проблемам защиты ребенка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности.
Социально-педагогическая деятельность – это социальная работа,включающая и педагогическуюдеятельность, направленная на помощь ребенку (подростку) в организации себя, всего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.
В современных условиях в работе различных структур в области социальной защиты определились основные направления социальной работы, которой занимается и социальный педагог. Это:
-
оказание материальной помощи (денежная, патронат, пособия и льготы, помощь в быту); -
организация социальной заботы (работа с людьми, подбор сотрудников, проверка, пропаганда лучшего опыта); -
влияние на человека.
Процесс влияния на человека – это процесс педагогического воздействия. Этим занимается социальный работник, социальный педагог.
Что же является главным в работе социального педагога, чем она отличается от работы педагога школы – интерната или группы продленного дня?
Учителю чаще всего приходится работать с классом или группой, и, в основном, его методы направлены на работу с коллективом. Социальный педагог работает с отдельной личностью, с отдельным ребенком, подростком, а если с группой, то небольшой, если с семьей, то и здесь с каждым в отдельности.
Социальный педагог работает в области защиты ребенка, подростка, оказывает ему социальную или медицинскую помощь; он должен уметь организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию.
Сегодня образование, определив в своей деятельности, как первостепенную, задачу воспитания ребенка, формирования личности, изменяет свое содержание и методы работы. Среди сфер, где особенно нужен социальный педагог, - школа, и его работа в школе – особый вопрос.
Сотрудничая со школой, прикрепленный социальный педагог часто посещает школу, помогает родителям и школьникам в нормализации отношений, выясняет причины непосещений учениками школы. Он выявляет семьи, где жестоко обращаются с детьми, детей, отстающих в физическом и умственном развитии, детей страдающих от обездоленности. Чтобы помочь ребенку или семье, он привлекает юриста, врача, работников милиции, полиции. От школьного врача он узнает о длительной болезни ребенка, ее причинах, и, чтобы предотвратить отставание в учебе, помогает заниматься дома или в больнице.
Социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников в школе или в семье. Это больные дети, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщались к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Кроме того – социальный педагог работает с одаренными детьми.
Иногда помощь этим детям может состоять только в том, чтобы разобраться в их отношениях с окружающими. В другом случае – научить контролировать свои поступки, быть в себе уверенным. Но в том и другом случаях от социального педагога требуются чуткость и сердечность.
Сегодня актуальна проблема нехватки различных секций и клубов, разнообразных трудовых, туристических и краеведческих отрядов, как следствие – внеучебное время школьника мало занято в организационном плане. Социальный педагог становится организатором внеучебного времени школьника, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями.
Социальный педагог координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона, что также немаловажно сегодня. Он периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи, а так же играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы.
Особое внимание требуется от социального педагога к детям, исключенным из школы. Он помогает устроить их в другую школу, помочь освоиться в новом коллективе.
Социальный педагог выявляет детей — школьников, которые незаконно заняты на работе в учебное время, решает вопрос об их учебе, проверяет, выполняются ли правовые нормы детского труда. А уж этот вопрос стоит очень остро в современных условиях, и эта проблема сегодня актуальна.
Он следит за детьми — школьниками: все ли нуждающиеся посещают реабилитационные центры, помогает им, контролирует получение всех социальных привилегий многодетными семьями: бесплатные «школьные» завтраки, приобретение одежды, транспортные расходы.
Для решения всех вышеописанных задач социальный педагог изучает ребенка, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления. В этом одна из главнейших задач социального педагога.
Обобщая вышеописанное, можно сделать вывод, что задача социального педагога состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая могла бы помочь ребенку выйти из кризиса, в котором он оказался. Надо помнить, что такие дети часто привязываются к воспитателю, и здесь важен его профессионализм и доверительное отношение к ребенку.
Права социального педагога школы
-
Участвовать в работе структур школьного самоуправления: педсовета, Совета школы, Совета профилактики, методических объединений и других органов. -
Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании социально-педагогической службы, выступать с деловой, конструктивной критикой. -
Создавать собственные программы социально-педагогической деятельности, разрабатывать авторские социальные проекты, внедрять их, а также использовать новые методы, формы, приемы в воспитательной работе с учащимися, родителями, руководствуясь гуманным принципом «не навреди». -
Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления, а при необходимости, в государственных органах. -
Иметь доступ к документам образовательного учреждения, касающимся воспитанников образовательного учреждения.
Социальный педагог не имеет права
-
Унижать личное достоинство воспитанников, родителей учащихся, наносить оскорбление им действием или словом. -
Злоупотреблять доверием ребенка или родителя, нарушать данное им слово, сознательно вводить людей в заблуждение (обманывать). -
Использовать семью для наказания ребенка. -
Делиться информацией о фактах, полученных в ходе обследования семей со случайными собеседниками. -
Обсуждать «за глаза» своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.
Социальный педагог должен знать
-
Закон РФ «Об образовании». -
Конвенцию о правах ребенка. -
Педагогику, возрастную и социальную психологию. -
Школьную гигиену. -
Педагогическую этику. -
Методику воспитательной работы. -
Основы трудового законодательства. -
Законы РФ, решения правительства РФ, указы президента РФ и органов образования всех уровней, имеющие отношение к социальной педагогике.
Социальный педагог должен уметь
-
Видеть и формулировать свои воспитательные цели, задачи. -
Составить план работы социального педагога на учебный год, текущие еженедельные планы. -
Разработать воспитательного мероприятия социально-педагогической направленности. -
Провести воспитательное мероприятие с учащихся родителями школьников. -
Организовать работу с группой учащихся, состоящих на школьном профилактическом учете, на учете в РОВД. -
Организовать работу с родителями, требующими особого внимания со стороны школы. -
Правильно оформить социально-педагогические документы. -
Оказать методическую помощь классным руководителям по социально-педагогическим вопросам. -
Анализировать собственную деятельность, ее результативность, составить анализ своей работы за учебный год.
Функции социального педагога
-
Социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса в школе и по месту жительства обучающихся. -
Реализация и контроль за реализацией мер социальной помощи и защиты учащихся школ. -
Осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию и развитию, социальной защите личности в школе и по месту жительства обучающихся.