Файл: Пояснительная записка3 I. Суммативное оценивание 5 класс раздел Культура язык и общение 46.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1652
Скачиваний: 18
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пресная вода – самая ценная, ее используют гораздо шире, чем морскую, соленую. Из всего водного запаса в мире 97% воды приходится на долю морей и океанов. 2% пресных вод заключено в ледниках, и лишь 1% – это запасы пресной воды в озерах и реках.
Водные ресурсы – важнейший компонент и жизнедеятельности человека. Люди используют воду в промышленности и в быту. По данным статистики больше всего водные ресурсы задействованы в сельском хозяйстве: около 66% всех запасов пресной воды. Около 25% использует промышленность и всего 9% идет на удовлетворение нужд в коммунальной и бытовой сфере. Человеку в день требуется выпивать не менее 2,5 литров воды. Однако в среднем на 1 человека в крупных городах тратится не менее 360 литров в сутки. Сюда входит использование воды в канализации, водопроводе, на полив улиц и тушение пожаров, на мытье автотранспорта и прочая, и прочая.
Рост населения, развитие производства и сельского хозяйства – эти факторы обусловили нехватку пресной воды для человечества. С каждым годом растет и доля загрязненных водных ресурсов.
Главными источниками загрязнения являютсяследующие факторы: промышленные сточные воды, сточные воды коммунальных трасс, сливы с полей (когда вода перенасыщена химикатами и удобрениями), захоронение в водоемах радиоактивных веществ, стоки от животноводческих комплексов (в такой воде много биогенной органики), судоходство.(источник – https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/B.html)
4.1 Выберите из текста примеры использования воды для жизни человека.
4.2 Приведите из текста 3 аргумента об определяющей роли воды в жизни Земли.
4.3 Объясните, какую новую информацию дает последний абзац текста?
4.4 Озаглавьте текст, определите основную мысль текста.
4.5Составьте памятку о рациональном использовании воды в бытовых условиях, состоящую из 3 пунктов.
Критерий оценивания | № задания | Дескриптор | Баллы |
Обучающийся | |||
Участвует в дискуссии по предложенной проблеме | 1 | определяет проблему дискуссии; | 1 |
2 | участвует в дискуссии по предложенной проблеме | 1 | |
приводит в доказательство не менее 2-х аргументов | 1 | ||
Использует предложенный материал | 1 | ||
3 | делает выводы; | 1 | |
Извлекает информацию из текста | 4.1 | выбирает из текста не менее 3-х примеров использования воды для жизни человека; | 1 |
4.2 | приводит из текста 1-й аргумент об определяющей роли воды в жизни Земли; | 1 | |
приводит из текста 2-й аргумент об определяющей роли воды в жизни Земли; | 1 | ||
приводит из текста 3-й аргумент об определяющей роли воды в жизни Земли; | 1 | ||
4.3 | объясняет сущность новой информации последнего абзаца | 1 | |
4.4 | озаглавливает текст, определяет основную мысль текста. | 1 | |
| 4.5 | составляет памятку из 3 пунктов | 1 |
Всего баллов | 12 |
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА III ЧЕТВЕРТЬ
раздел «Еда: необходимость или роскошь?»
Виды речевой деятельности | Письмо. Соблюдение речевых норм |
Цель обучения | 8.3.7.1 Корректировать текст, исправляя смысловые, фактические, логические, стилистические недочеты; редактировать текст, перестраивая структуру текста 8.4.4.1 Использовать знаки препинания при уточняющих членах предложения, цитировании, а также в неполных предложениях |
Критерий оценивания | Обучающийся • корректирует и редактирует текст; • использует знаки препинания при цитировании. |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание |
Время выполнения 20 минут
ЗАДАНИЯ
1. Запишите текст, исправляя смысловые, стилистические, речевые ошибки.
2. Включите в текст информацию, данную в скобках ниже текста.
3. Исправьте ошибки в оформлении цитаты.
Молекулярная кухня
Молекулярную кухню называют еще «вкусной провокацией», или, говоря современным языком, «разрывом шаблона». И неудивительно, ведь ее цель – не накормить, а удивить, восхитить, воздействовать как на организмы чувств, так и на эмоции человека. Даже номинации блюд молекулярной кухни впечатляют: кофе с чесноком, конфеты из печени. Как это у них катит?
Молекулярная кухня рассматривает продукты как сочетание молекул с определенными физическими и химическими свойствами. Повара делят продукты на молекулы и меняют их свойства, в результате чего появляются относительно новые по формации и консистенции блюда с необычными вкусами.
Это направление родилось в 70-х годах ХХ века, когда физик Николас Курт и химик Эрве Тис озадачились вопросом тесной связи науки и кулинарии. Само понятие «молекулярная гастрономия» Курт придумал в 1992 году. Он отмечал люди научились измерять температуру атмосферы Венеры, но так и не знают, из чего состоит суфле на их столе. Утверждение, конечно, спорное, но идеи ученых прижились и пошли в народ.
Первым блюдом молекулярной кухни стал мусс из белого шоколада и икры, рецепт которого был создан в 1999 году. Уже через десяток лет рестораны молекулярной кухни открылись практически в любом крупном городе. В отличие от обычных кафе и ресторанов
, оборудование для нее напоминает скорее научную лабораторию. Здесь нет привычных кухонных кастрюль и сковородок, зато имеются многочисленные приборы, измерители, пробирки и мензурки. Даже плиты при приготовлении блюд молекулярной кухни используются не обычные, а конвертированные.
Молекулярная кухня использует все виды термической обработки и их комбинации. Повара-волшебники способны создавать блюда, сверху покрытые ледяной корочкой, а внутри абсолютно горячие, а еще сыр из миндаля, холодное мороженое из свеклы, вспененные грибы и пельмешки в виде хрустальных шариков.
Все эти ухищрения приводят к тому, что еда взрывается во рту, тает, резко изменяет свой вкус. Словом, посещение молекулярного ресторана превращается в настоящий аттракцион.
(Молекулярная кухня – прорыв в истории кулинарии; он не оставляет равнодушным любого, кто хоть раз слышал о ней. Пока это удовольствие для избранных. Ведь стоимость продукта молекулярной кухни в любом ресторане будет довольно достаточно высока, а ждать заказанного блюда придется долго. Но на это можно не обратить внимания только ради того, чтобы хоть раз приобщиться к интересному и вдохновляющему миру «кухни будущего»).
(источник – https://ladyplace.ru/home/kulinariya/molekulyarnaya-kuxnya.html)
Для учителя
Молекулярная кухня
Молекулярную кухню называют еще «вкусной провокацией», или, говоря современным языком, «разрывом шаблона». И неудивительно, ведь ее цель – не накормить, а удивить, восхитить, воздействовать как на органы чувств, так и на эмоции человека. Даже названия блюд молекулярной кухни впечатляют: кофе с чесноком, конфеты из печени. Как это у них получается?
Молекулярная кухня рассматривает продукты как сочетание молекул с определенными физическими и химическими свойствами. Повара делят продукты на молекулы и меняют их свойства, в результате чего появляются относительно новые по форме и консистенции блюда с необычными вкусами.
Это направление родилось в 70-х годах ХХ века, когда физик Николас Курт и химик Эрве Тис озадачились вопросом тесной связи науки и кулинарии. Само понятие «молекулярная гастрономия» Курт придумал в 1992 году. Он отмечал: «Люди научились измерять температуру атмосферы Венеры, но так и не знают, из чего состоит суфле на их столе». Утверждение, конечно, спорное, но идеи ученых прижились и пошли в народ.
Первым блюдом молекулярной кухни стал мусс из белого шоколада и икры, рецепт которого был создан в 1999 году. Уже через десяток лет рестораны молекулярной кухни открылись практически в любом крупном городе. В отличие от обычных кафе и ресторанов, оборудование для нее напоминает скорее научную лабораторию. Здесь нет привычных кастрюль и сковородок, зато имеются многочисленные приборы, измерители, пробирки и мензурки. Даже плиты при приготовлении блюд молекулярной кухни используются не обычные, а
конвекционные.
Молекулярная кухня использует все виды термической обработки и их комбинации. Повара-волшебники способны создавать блюда, сверху покрытые ледяной корочкой, а внутри абсолютно горячие, а еще сыр из миндаля, мороженое из свеклы, вспененные грибы и пельмешки в виде хрустальных шариков.
Все эти ухищрения приводят к тому, что еда взрывается во рту, тает, резко изменяет свой вкус. Словом, посещение молекулярного ресторана превращается в настоящий аттракцион.
Критерий оценивания | № задания | Дескриптор | Баллы |
Обучающийся | |||
Корректирует текст и редактирует текст | 1 | исправляет 1-ю смысловую ошибку; | 1 |
исправляет 2-ю смысловую ошибку; | 1 | ||
исправляет 1-ю стилистическую ошибку; | 1 | ||
исправляет 2-ю стилистическую ошибку; | 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
Использует знаки препинания при цитировании | | включает в текст дополнительную информацию; | 1 |
находит цитату в тексте; | 1 | ||
правильно расставляет знаки препинания. | 1 | ||
Всего баллов | 9 |
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА IV ЧЕТВЕРТЬ
раздел «Музыка в современном обществе»
Морфология и орфография. Синтаксис и пунктуация
Виды речевой деятельности | Чтение/ Письмо |
Цель обучения | 8.2.8.1 Сравнивать стилистические (композиционные, языковые) особенности различных текстов с учетом цели и целевой аудитории (репортаж, фельетон, статья, интервью, очерк, обзор, послание, характеристика, биография, автобиография, аннотация, тезисы, реферат, доклад, комментарии в блоге, чате, форуме и др.); 8.4.3.1 использовать правильно обособленные члены предложения |
Критерий оценивания | Обучающийся:
|
Уровень мыслительных навыков | Навыки высокого порядка |
Время выполнения | 20 минут |
ЗАДАНИЯ
Прочитайте тексты и выполните задания.
Текст 1.
Незадолго до первой мировой войны газеты всего мира сообщили о трагической гибели огромного океанского парохода «Титаник». В открытом море он наскочил на плавающую ледяную гору – айсберг… В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил находившихся на пароходе…
И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, ехавшего на «Титанике» и дававшего по вечерам концерты для пассажиров. Они вышли со своими инструментами в руках, расселись в таком же порядке, как всегда сидели на концертах, и заиграли… Заиграли Третью симфонию Бетховена. Героическую симфонию героического композитора. Симфонию великого музыканта, чья жизнь и чье творчество были насыщены неустанной, напряженной борьбой против жестоких ударов судьбы, которые обрушивались на него с первых до последних дней его жизни, борьбой с горем, нуждой, унижениями и несправедливостью, борьбой за жизнь, за счастье, за радость…
Смертельно раненный «Титаник» погибал медленно, мучительно долго, словно не хотел расставаться с жизнью. А сотни людей, обречённые вместе с ним на гибель, слушали музыку бетховенской симфонии, и эта музыка укрепляла их волю, вливала в них мужество, уберегала от паники, от душевных мук, от сумасшествия - от всего, что неизбежно угрожало каждому, кто находился в эти минуты на корабле. Какой могучей силой должна обладать музыка, способная оказать людям поддержку в трагическую минуту жизни, помочь им сохранить душевное равновесие, человеческое достоинство. Музыка Бетховена звучала мужественно и величаво, заглушая шум воды, заполнявшей тело корабля, заглушая страдания гибнущих людей. Она звучала до той минуты, пока волны не накрыли палубу вместе с музыкантами, вместе с последними звуками бетховенской симфонии. Все музыканты судового оркестра «Титаника» играли до последнего момента и погибли в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года...
Текст 2.
Вскоре после полуночи, когда айсберг пропорол правый борт «Титаника», Уоллес Хартли собрал всех музыкантов в просторном зале Первого класса. Они надели спасательные жилеты и вначале робко, а затем все громче и неистовей заиграли жизнерадостный регтайм, отгоняя своим исполнением страх и тревогу мечущихся по судну людей. Музыка снимала напряжение, давала призрачное успокоение. Когда вода затопила салон первого класса, оркестр перешел на шлюпочную палубу, где было наибольшее скопление пассажиров, и продолжил играть у входа на парадную лестницу. Музыка вселяла надежду на спасение.