Файл: Актуальные направления развития банковского сектора России в условиях цифровизации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 550
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
квалификационной работы магистра Новикова Никиты Вячеславовича
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Банковский сектор и его регулирование в современной России
1.2. Оценка уровня цифровой трансформации банковского сектора РФ
1.3 Факторы, влияющие на цифровую трансформацию банковского сектора
2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА
Применение регуляторных технологий (RegTech) в банковской деятельности
Риски внедрения цифровых технологий в банковскую деятельность
3 ПУТИ ТРАНСФОРМАЦИИ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Рисунок 9 - Структура продаж в цифровых каналах по продуктовой группе
российскими банками, в %
ЦБ РФ объявил о планах по запуску в 2017 году нескольких пилотных проектов, которые должны ускорить изменения в этой области. В частности, идет работа над внедрением Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) портала «Госуслуги», которая позволит становиться клиентом любого банка удаленно после идентификации хотя бы в одном из кредитных учреждений РФ. Другое препятствие для быстрого распространения цифровых каналов банковского обслуживания - невысокая финансовая грамотность россиян и недоверие к безналичным расчетам. В международном рейтинге финансовой грамотности населения Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) за 2016 год. Россия занимает 25-е место из 29, уступая таким странам, как Малайзия и Грузия. О низком уровне доверия к безналичным расчетам говорит и то, что 71% объема операций с использованием платежных карт в России приходится на снятие наличных (по данным ЦБ РФ на конец 2016 года). Банкам необходимо помогать своим клиентам в освоении дистанционного обслуживания, упрощать связанные с ним процессы и интерфейсы, а также продолжать работу над оптимизацией ценообразования, стимулируя клиентов
отказываться от транзакционного обслуживания в отделениях.
Готовность российских пользователей к переходу на цифровые каналы банковского обслуживания упрощает процесс взаимодействия банка с клиентами и открывает широкие возможности для увеличения онлайн-продаж банковских продуктов, которые пока недостаточно широко представлены на российском рынке. К таковым относятся ипотечное кредитование, управление частным капиталом
(в том числе финансовые инвестиции), РКО и другие продукты для малого и среднего бизнеса. Средние и малые кредитные организации в России значительно отстают от крупнейших банков и финтех- компаний по уровню развития цифровых компетенций. Тех из них, кто не сможет сократить этот разрыв, с высокой вероятностью ждет консолидация или уход с рынка.
Сегодня наблюдаются существенные различия в уровне технологического развития российских банков. Крупнейшие банки, располагающие компетентными кадрами и амбициозными руководителями, щедро инвестируют в цифровые технологии и извлекают выгоду из их применения благодаря эффекту масштаба. Это относится, например, к Сбербанку, который вкладывает средства не только в централизацию и модернизацию ИТ- платформы, но и в развитие инновационных разработок - от системы «Ладошки» для оплаты школьного питания по отпечатку ладони до «национальной экосистемы» в сфере интернет- коммерции с прогнозируемым объемом оборота в 65 трлн. руб. к 2025 году.
Лидеры рынка уже применяют новые подходы к организации больших массивов данных на базе единой платформы (такой как Data Lake), чтобы создать возможности для использования передовых аналитических методов, а также используют данные из внешних источников, например, от операторов мобильной связи.
Применение методов углубленного анализа больших объемов данных позволяет крупнейшим российским банкам повышать точность кредитного
скоринга, формировать индивидуальные предложения, адресованные клиентам
и эффективно распределять ресурсы.
В качестве примера здесь можно упомянуть метод оптимизации покрытия территории сетью отделений на основе динамического моделирования и анализа клиентских потоков. Кроме того, крупные банки стремительно меняют формат своих отделений, сокращают их количество, оснащая оборудованием, необходимым для самостоятельного осуществления клиентами большинства сервисных операций, и сосредоточивая усилия оставшегося персонала на консультировании и продажах. Для транзакционного обслуживания или простых банковских операций клиенты будут в большей степени использовать цифровые каналы продаж (интернет-банк или мобильный банк), обращаясь в отделения для более сложных операций или за консультацией. Перед средними и малыми банками стоит дилемма: пойти на риск масштабных финансовых вложений в цифровые реформы или бездействовать в ожидании вероятного поглощения или ухода с рынка.
Корпоративный сектор, в отличие от розничного, менее подвержен изменениям, связанным с проникновением цифровых технологий. Личные отношения продолжают играть существенную роль в обслуживании корпоративных клиентов в России. В этом секторе еще только предстоит столкнуться с элементами цифровой трансформации, особенно в таких областях, как транзакционное банковское обслуживание и управление активами. С точки зрения объема и структуры рынка, а также институциональной и нормативно- правовой среды российский сектор финансовых технологий
находится на раннем этапе развития.
В перспективе открытое развитие законодательства может дать финтех- компаниям все шансы превратиться из инновационных лабораторий в агрессивных конкурентов классическим банкам и даже потеснить их позиции на рынке. Новые игроки наращивают влияние даже на рынках таких традиционных услуг, как платежи, переводы и займы.
В России в 2016 году большинство финтех-компаний специализируются на потребительском кредитовании (микрофинансировании), что представлено на Рисунке 10.
Рисунок 10 – Доля финтех-решений в России в 2016 году, в %
Примечание: Финтех-решение определяется как решение (продукт или услуга), заявленные компанией финтех-сектора. Источник: сервис McKinsey Panorama».
Можно сделать вывод, что финтех-ландшафт в России смещен в сторону микрофинансирования.
По оценке McKinsey, к 2025 году финтех-компании займут до 10% рынка потребительского кредитования, при этом размер этого рынка может сократиться до 40% из- за падения стоимости услуг и роста конкуренции. За один только 2016 год число компаний на зарождающемся российском рынке финансово-технических услуг увеличилось на треть, хотя объем полученных ими инвестиций был небольшим. Их незначительное количество
можно объяснить тем, что на российском венчурном рынке мало частных инвесторов, или же тем, что они предпочитают инвестировать за рубеж, а государственные инвесторы не склонны вкладывать в рискованные стартапы на ранних стадиях развития проекта. По данным PitchBook, за 9 месяцев 2016 года в России было заключено только 8 из 800 венчурных сделок. На российском рынке спектр услуг
менее разнообразен: слабо представлены кредитование P2P, страховые и
инвестиционные продукты. Необанки - одни из самых заметных компаний российского финтех-сектора. Удобные технологические решения и комфортное обслуживание через цифровые каналы позволяют им успешно привлекать клиентов, не успевших привыкнуть к услугам традиционных банков. Необанки представлены как в розничном сегменте («Рокетбанк», Touch Bank), так и в еще слабо развитом сегменте МСБ («Модульбанк», «Точка») и конкурируют не только с технологически продвинутыми банками без отделений («Тинькофф Банк»), но и с традиционными кредитными учреждениями. Одним из интересных игроков в этой нише является «TalkBank» - первый в мире банк, с которым клиенты взаимодействуют, исключительно общаясь c чат-ботом.
Инфраструктура российского сектора финансовых технологий находится на раннем этапе развития. Уже появились отраслевые инкубаторы и акселераторы (финтех-акселератор Фонда развития интернет-инициатив, Future Fintech, акселератор GenerationS трека Finance&Banking Technologies), а крупнейшие банки успели создать собственные финтех- подразделения («Альфа- Лаборатория», «Сбербанк Технологии»). Возникают и успешные примеры кооперации между банками и финтех-компаниями. Например, при ипотечном кредитовании «Тинькофф Банк» выступает в роли интерфейса для привлечения
российскими банками, в %
ЦБ РФ объявил о планах по запуску в 2017 году нескольких пилотных проектов, которые должны ускорить изменения в этой области. В частности, идет работа над внедрением Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) портала «Госуслуги», которая позволит становиться клиентом любого банка удаленно после идентификации хотя бы в одном из кредитных учреждений РФ. Другое препятствие для быстрого распространения цифровых каналов банковского обслуживания - невысокая финансовая грамотность россиян и недоверие к безналичным расчетам. В международном рейтинге финансовой грамотности населения Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) за 2016 год. Россия занимает 25-е место из 29, уступая таким странам, как Малайзия и Грузия. О низком уровне доверия к безналичным расчетам говорит и то, что 71% объема операций с использованием платежных карт в России приходится на снятие наличных (по данным ЦБ РФ на конец 2016 года). Банкам необходимо помогать своим клиентам в освоении дистанционного обслуживания, упрощать связанные с ним процессы и интерфейсы, а также продолжать работу над оптимизацией ценообразования, стимулируя клиентов
отказываться от транзакционного обслуживания в отделениях.
Готовность российских пользователей к переходу на цифровые каналы банковского обслуживания упрощает процесс взаимодействия банка с клиентами и открывает широкие возможности для увеличения онлайн-продаж банковских продуктов, которые пока недостаточно широко представлены на российском рынке. К таковым относятся ипотечное кредитование, управление частным капиталом
(в том числе финансовые инвестиции), РКО и другие продукты для малого и среднего бизнеса. Средние и малые кредитные организации в России значительно отстают от крупнейших банков и финтех- компаний по уровню развития цифровых компетенций. Тех из них, кто не сможет сократить этот разрыв, с высокой вероятностью ждет консолидация или уход с рынка.
Сегодня наблюдаются существенные различия в уровне технологического развития российских банков. Крупнейшие банки, располагающие компетентными кадрами и амбициозными руководителями, щедро инвестируют в цифровые технологии и извлекают выгоду из их применения благодаря эффекту масштаба. Это относится, например, к Сбербанку, который вкладывает средства не только в централизацию и модернизацию ИТ- платформы, но и в развитие инновационных разработок - от системы «Ладошки» для оплаты школьного питания по отпечатку ладони до «национальной экосистемы» в сфере интернет- коммерции с прогнозируемым объемом оборота в 65 трлн. руб. к 2025 году.
Лидеры рынка уже применяют новые подходы к организации больших массивов данных на базе единой платформы (такой как Data Lake), чтобы создать возможности для использования передовых аналитических методов, а также используют данные из внешних источников, например, от операторов мобильной связи.
Применение методов углубленного анализа больших объемов данных позволяет крупнейшим российским банкам повышать точность кредитного
скоринга, формировать индивидуальные предложения, адресованные клиентам
и эффективно распределять ресурсы.
В качестве примера здесь можно упомянуть метод оптимизации покрытия территории сетью отделений на основе динамического моделирования и анализа клиентских потоков. Кроме того, крупные банки стремительно меняют формат своих отделений, сокращают их количество, оснащая оборудованием, необходимым для самостоятельного осуществления клиентами большинства сервисных операций, и сосредоточивая усилия оставшегося персонала на консультировании и продажах. Для транзакционного обслуживания или простых банковских операций клиенты будут в большей степени использовать цифровые каналы продаж (интернет-банк или мобильный банк), обращаясь в отделения для более сложных операций или за консультацией. Перед средними и малыми банками стоит дилемма: пойти на риск масштабных финансовых вложений в цифровые реформы или бездействовать в ожидании вероятного поглощения или ухода с рынка.
Корпоративный сектор, в отличие от розничного, менее подвержен изменениям, связанным с проникновением цифровых технологий. Личные отношения продолжают играть существенную роль в обслуживании корпоративных клиентов в России. В этом секторе еще только предстоит столкнуться с элементами цифровой трансформации, особенно в таких областях, как транзакционное банковское обслуживание и управление активами. С точки зрения объема и структуры рынка, а также институциональной и нормативно- правовой среды российский сектор финансовых технологий
находится на раннем этапе развития.
В перспективе открытое развитие законодательства может дать финтех- компаниям все шансы превратиться из инновационных лабораторий в агрессивных конкурентов классическим банкам и даже потеснить их позиции на рынке. Новые игроки наращивают влияние даже на рынках таких традиционных услуг, как платежи, переводы и займы.
В России в 2016 году большинство финтех-компаний специализируются на потребительском кредитовании (микрофинансировании), что представлено на Рисунке 10.
Рисунок 10 – Доля финтех-решений в России в 2016 году, в %
Примечание: Финтех-решение определяется как решение (продукт или услуга), заявленные компанией финтех-сектора. Источник: сервис McKinsey Panorama».
Можно сделать вывод, что финтех-ландшафт в России смещен в сторону микрофинансирования.
По оценке McKinsey, к 2025 году финтех-компании займут до 10% рынка потребительского кредитования, при этом размер этого рынка может сократиться до 40% из- за падения стоимости услуг и роста конкуренции. За один только 2016 год число компаний на зарождающемся российском рынке финансово-технических услуг увеличилось на треть, хотя объем полученных ими инвестиций был небольшим. Их незначительное количество
можно объяснить тем, что на российском венчурном рынке мало частных инвесторов, или же тем, что они предпочитают инвестировать за рубеж, а государственные инвесторы не склонны вкладывать в рискованные стартапы на ранних стадиях развития проекта. По данным PitchBook, за 9 месяцев 2016 года в России было заключено только 8 из 800 венчурных сделок. На российском рынке спектр услуг
менее разнообразен: слабо представлены кредитование P2P, страховые и
инвестиционные продукты. Необанки - одни из самых заметных компаний российского финтех-сектора. Удобные технологические решения и комфортное обслуживание через цифровые каналы позволяют им успешно привлекать клиентов, не успевших привыкнуть к услугам традиционных банков. Необанки представлены как в розничном сегменте («Рокетбанк», Touch Bank), так и в еще слабо развитом сегменте МСБ («Модульбанк», «Точка») и конкурируют не только с технологически продвинутыми банками без отделений («Тинькофф Банк»), но и с традиционными кредитными учреждениями. Одним из интересных игроков в этой нише является «TalkBank» - первый в мире банк, с которым клиенты взаимодействуют, исключительно общаясь c чат-ботом.
Инфраструктура российского сектора финансовых технологий находится на раннем этапе развития. Уже появились отраслевые инкубаторы и акселераторы (финтех-акселератор Фонда развития интернет-инициатив, Future Fintech, акселератор GenerationS трека Finance&Banking Technologies), а крупнейшие банки успели создать собственные финтех- подразделения («Альфа- Лаборатория», «Сбербанк Технологии»). Возникают и успешные примеры кооперации между банками и финтех-компаниями. Например, при ипотечном кредитовании «Тинькофф Банк» выступает в роли интерфейса для привлечения