Файл: Актуальные направления развития банковского сектора России в условиях цифровизации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 555
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
квалификационной работы магистра Новикова Никиты Вячеславовича
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Банковский сектор и его регулирование в современной России
1.2. Оценка уровня цифровой трансформации банковского сектора РФ
1.3 Факторы, влияющие на цифровую трансформацию банковского сектора
2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА
Применение регуляторных технологий (RegTech) в банковской деятельности
Риски внедрения цифровых технологий в банковскую деятельность
3 ПУТИ ТРАНСФОРМАЦИИ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
к цифровой идентификации, а также к открытым API.
В целях обмена опытом по внедрению современных финансовых технологий и инноваций между участниками финансового рынка, а также презентации новейших отечественных и зарубежных продуктов и решений 5-6 октября 2017 года в Сочи проведен очередной Форум инновационных финансовых технологий «Finopolis 2017».
В Форуме приняли участие более 1400 топ-менеджеров крупнейших финансовых компаний, ИТ-разработчиков, стартапов, представителей научного сообщества и так далее. В рамках «Finopolis 2017» проведен первый Молодежный день Fintech и конкурс финтехстартапов.
В декабре 2017 года Советом директоров Банка России одобрены Основные направления развития финансовых технологий на период 2018-2020
годов, которые предусматривают реализацию мероприятий для финансового рынка и Банка России по следующим ключевым направлениям:
В результате выполнения мероприятий по созданию и развитию финансовой инфраструктуры в рамках Основных направлений будет обеспечено как формирование новых, так и развитие существующих инфраструктурных платформ и решений для участников финансового рынка.
В России проникновение дистанционного банковского обслуживания отстает от проникновения интернета, что указывает на потенциал его дальнейшего роста. Уровень проникновения дистанционного банковского обслуживания в России сильно отстает от уровня распространенности интернета, а значит, обладает серьезным потенциалом роста.
Элементы новой цифровой финансовой инфраструктуры представлены на Рисунке 7.
Основные функции
Финансовый маркетплейс
Платформа для регистрации финансовых сделок
Платформа быстрых платежей
Перспективная платежная система
Национальная система платежных карт
Система передачи финансовых сообщений
Единая система идентификации и аутентификации
Сквозной идентификатор клиента
Платформа для облачных сервисов
Платформа на основе технологии распределенных реестров
Предложение финансовых услуг и продуктов физическим и юридическим лицам
Регистрация финансовых сделок
/юридическими лицами
Рисунок 7 - Элементы новой цифровой финансовой инфраструктуры
Новая цифровая финансовая инфраструктура будет состоять из следующих основных элементов:
государственной информационной системы.
Быстрому переходу на цифровое банковское обслуживание в России благоприятствуют многие факторы, прежде всего готовность потребителей покупать банковские продукты через интернет.
Согласно проведенному McKinsey в 2016 году опросу розничных клиентов банковского сектора, среди городских интернет-пользователей в России доля таких потребителей составляет 65% - это сравнимо с показателями стран Европы (60-70%) и выше, чем в Северной Америке (55%).
Особенностью российского рынка является популярность такой инновации, как банки без отделений (direct banking). Например, «Тинькофф», крупнейший независимый банк такого рода в мире, занимает 12-е место70 среди банков России по объему розничного кредитного портфеля и второе - по выпуску кредитных карт. У многих российских клиентов отсутствует свойственная потребителям банковских услуг на Западе привычка поддерживать личные отношения со «своим представителем банка» или использовать колл-центр для осуществления транзакций. Это создает предпосылки для более динамичного развития цифровых банковских сервисов и роста числа их клиентов. Россия уже опережает европейские страны по доле клиентов, использующих для удаленного банковского обслуживания только мобильный канал.
На российском рынке уже распространены современные и удобные мобильные и онлайн-приложения с широким спектром функциональных возможностей. Анализ показал, что мобильные приложения крупнейших российских банков имеют в 1,5-2 раза больше
функций транзакционного обслуживания, чем аналогичные приложения крупнейших европейских банков.
Проникновение цифровых каналов представлено на Рисунке 8.
Рисунок 8 - Проникновение цифровых каналов в российских банках, в %
В России самым быстрорастущим каналом является мобильный банкинг: за период с 2014 по 2016 год уровень его распространенности вырос втрое. При этом, согласно данным исследования «McKinsey», уже сейчас 10% россиян используют для дистанционного самообслуживания только мобильные приложения. Для многих новых пользователей мобильный канал самообслуживания становится первым и единственным. Такая ситуация нетипична для традиционных рынков финансовых услуг и дает российским банкам шанс, сконцентрировав усилия, успешно перевести своих клиентов на обслуживание через мобильные приложения, минуя интернет-банкинг и колл- центры.
В России продажи банковских услуг в цифровых каналах недостаточно диверсифицированы.
Структура продаж российскими банками в цифровых каналах по продуктовой группе в 2016 году представлена на Рисунке 9.
Один из факторов, препятствующих росту продаж через интернет - нормы российского законодательства в отношении удаленной идентификации. Кредитным организациям запрещается открывать счета и вклады без личного присутствия клиента, который обязан предоставить удостоверение личности.
В целях обмена опытом по внедрению современных финансовых технологий и инноваций между участниками финансового рынка, а также презентации новейших отечественных и зарубежных продуктов и решений 5-6 октября 2017 года в Сочи проведен очередной Форум инновационных финансовых технологий «Finopolis 2017».
В Форуме приняли участие более 1400 топ-менеджеров крупнейших финансовых компаний, ИТ-разработчиков, стартапов, представителей научного сообщества и так далее. В рамках «Finopolis 2017» проведен первый Молодежный день Fintech и конкурс финтехстартапов.
В декабре 2017 года Советом директоров Банка России одобрены Основные направления развития финансовых технологий на период 2018-2020
годов, которые предусматривают реализацию мероприятий для финансового рынка и Банка России по следующим ключевым направлениям:
-
правовое регулирование в сфере использования финансовых технологий, включая защиту прав потребителей и персональных данных; -
развитие цифровых технологий на финансовом рынке, включая исследование, анализ и разработку предложений по применению финансовых технологий, создание и развитие финансовой инфраструктуры; -
переход на электронное взаимодействие между Банком России, органами государственной власти, участниками финансового рынка и их клиентами; -
создание регулятивной площадки Банка России для апробации инновационных финансовых технологий, продуктов и услуг; -
взаимодействие в рамках ЕАЭС, в том числе в части формирования единого платежного пространства государств - членов ЕАЭС; -
обеспечение безопасности и устойчивости при применении финансовых технологий; -
развитие кадров в сфере финансовых технологий.
В результате выполнения мероприятий по созданию и развитию финансовой инфраструктуры в рамках Основных направлений будет обеспечено как формирование новых, так и развитие существующих инфраструктурных платформ и решений для участников финансового рынка.
В России проникновение дистанционного банковского обслуживания отстает от проникновения интернета, что указывает на потенциал его дальнейшего роста. Уровень проникновения дистанционного банковского обслуживания в России сильно отстает от уровня распространенности интернета, а значит, обладает серьезным потенциалом роста.
Элементы новой цифровой финансовой инфраструктуры представлены на Рисунке 7.
Основные функции
-
Расширенный перечень платежных сервисов для банков -
Новые инструменты управления ликвидностью
-
Передача финансовых сообщений -
Интеграция с международными системами и системами ЕАЭС
-
Технология обмена данными с использованием сквозного ID клиента
-
Предоставление ИТ- сервисов участникам рынка внешними провайдерами
Финансовый маркетплейс
Платформа для регистрации финансовых сделок
Платформа быстрых платежей
Перспективная платежная система
Национальная система платежных карт
Система передачи финансовых сообщений
Единая система идентификации и аутентификации
Сквозной идентификатор клиента
Платформа для облачных сервисов
Платформа на основе технологии распределенных реестров
Предложение финансовых услуг и продуктов физическим и юридическим лицам
Регистрация финансовых сделок
-
Переводы онлайн между физическими
/юридическими лицами
-
Доступ с использованием смартфона, мессенджера, QR-кода и др.
-
Выпуск карт «Мир», интеграция с платежными системами ЕАЭС -
Инновационные сервисы с комбинацией платежного средства и социальных/транспортных приложений
-
Единый сервис по идентификации и аутентификации физических лиц для финансовых и нефинансовых услуг, в том числе с использованием биометрических персональных данных
-
Создание финансовых сервисов для участников рынка на базе Мастречейн
Рисунок 7 - Элементы новой цифровой финансовой инфраструктуры
Новая цифровая финансовая инфраструктура будет состоять из следующих основных элементов:
-
первое: платформа-маркетплейс для финансовых услуг и продуктов позволит повысить удобство, прозрачность и оперативность получения услуг клиентами в режиме «единого окна», а также устранить барьеры для доступа к финансовым услугам и продуктам для клиентов; -
второе: платформа для регистрации финансовых сделок обеспечит регистрацию сделок на финансовом рынке в едином реестре, к которому будет предоставлен доступ для всех участников, и получение информации по сделкам в режиме «единого окна»; -
третье: платформа быстрых платежей обеспечит возможность проведения онлайнпереводов на финансовом рынке в режиме реального времени (365/24/7) с использованием смартфонов, мессенджеров, QRкода и так далее; -
четвертое: перспективная платежная система (ППС) Банка России обеспечит возможность участникам финансового рынка эффективно управлять ликвидностью, проводить срочные и несрочные платежи с использованием специализированных расчетных сервисов на базе единой централизованной инфраструктуры; -
пятое: Национальная система платежных карт - национальная инфраструктура обработки операций по банковским картам, обеспечивающая развитие российской системы платежных карт (платежная система «Мир»), бесперебойное проведение внутренних трансакций по картам международных платежных систем на территории России и внедрение инновационных сервисов на базе карты «Мир»; -
шестое: система передачи финансовых сообщений обеспечит гарантированность и бесперебойность при передаче финансовых сообщений с использованием новых технологий; -
седьмое: единая система идентификации и аутентификации и биометрическая система являются инфраструктурой, предоставляющей сервис многофакторной удаленной идентификации на основе сведений из
государственной информационной системы.
Быстрому переходу на цифровое банковское обслуживание в России благоприятствуют многие факторы, прежде всего готовность потребителей покупать банковские продукты через интернет.
Согласно проведенному McKinsey в 2016 году опросу розничных клиентов банковского сектора, среди городских интернет-пользователей в России доля таких потребителей составляет 65% - это сравнимо с показателями стран Европы (60-70%) и выше, чем в Северной Америке (55%).
Особенностью российского рынка является популярность такой инновации, как банки без отделений (direct banking). Например, «Тинькофф», крупнейший независимый банк такого рода в мире, занимает 12-е место70 среди банков России по объему розничного кредитного портфеля и второе - по выпуску кредитных карт. У многих российских клиентов отсутствует свойственная потребителям банковских услуг на Западе привычка поддерживать личные отношения со «своим представителем банка» или использовать колл-центр для осуществления транзакций. Это создает предпосылки для более динамичного развития цифровых банковских сервисов и роста числа их клиентов. Россия уже опережает европейские страны по доле клиентов, использующих для удаленного банковского обслуживания только мобильный канал.
На российском рынке уже распространены современные и удобные мобильные и онлайн-приложения с широким спектром функциональных возможностей. Анализ показал, что мобильные приложения крупнейших российских банков имеют в 1,5-2 раза больше
функций транзакционного обслуживания, чем аналогичные приложения крупнейших европейских банков.
Проникновение цифровых каналов представлено на Рисунке 8.
Рисунок 8 - Проникновение цифровых каналов в российских банках, в %
В России самым быстрорастущим каналом является мобильный банкинг: за период с 2014 по 2016 год уровень его распространенности вырос втрое. При этом, согласно данным исследования «McKinsey», уже сейчас 10% россиян используют для дистанционного самообслуживания только мобильные приложения. Для многих новых пользователей мобильный канал самообслуживания становится первым и единственным. Такая ситуация нетипична для традиционных рынков финансовых услуг и дает российским банкам шанс, сконцентрировав усилия, успешно перевести своих клиентов на обслуживание через мобильные приложения, минуя интернет-банкинг и колл- центры.
В России продажи банковских услуг в цифровых каналах недостаточно диверсифицированы.
Структура продаж российскими банками в цифровых каналах по продуктовой группе в 2016 году представлена на Рисунке 9.
Один из факторов, препятствующих росту продаж через интернет - нормы российского законодательства в отношении удаленной идентификации. Кредитным организациям запрещается открывать счета и вклады без личного присутствия клиента, который обязан предоставить удостоверение личности.