Файл: Актуальные направления развития банковского сектора России в условиях цифровизации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 555

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Заключение

квалификационной работы магистра Новикова Никиты Вячеславовича

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

1.1 Банковский сектор и его регулирование в современной России

1.2. Оценка уровня цифровой трансформации банковского сектора РФ

1.3 Факторы, влияющие на цифровую трансформацию банковского сектора

2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА

Применение регуляторных технологий (RegTech) в банковской деятельности

Риски внедрения цифровых технологий в банковскую деятельность

3 ПУТИ ТРАНСФОРМАЦИИ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Предложения по трансформации банковского регулирования в условиях развития цифровых технологий в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

https://www.cfainstitute.org/-/media/documents/article/rf- brief/rfbr-v3-n4-1.ashx (дата обращения: 08.02.2020).

к цифровой идентификации, а также к открытым API.

В целях обмена опытом по внедрению современных финансовых технологий и инноваций между участниками финансового рынка, а также презентации новейших отечественных и зарубежных продуктов и решений 5-6 октября 2017 года в Сочи проведен очередной Форум инновационных финансовых технологий «Finopolis 2017».

В Форуме приняли участие более 1400 топ-менеджеров крупнейших финансовых компаний, ИТ-разработчиков, стартапов, представителей научного сообщества и так далее. В рамках «Finopolis 2017» проведен первый Молодежный день Fintech и конкурс финтехстартапов.

В декабре 2017 года Советом директоров Банка России одобрены Основные направления развития финансовых технологий на период 2018-2020

годов, которые предусматривают реализацию мероприятий для финансового рынка и Банка России по следующим ключевым направлениям:

  • правовое регулирование в сфере использования финансовых технологий, включая защиту прав потребителей и персональных данных;

  • развитие цифровых технологий на финансовом рынке, включая исследование, анализ и разработку предложений по применению финансовых технологий, создание и развитие финансовой инфраструктуры;

  • переход на электронное взаимодействие между Банком России, органами государственной власти, участниками финансового рынка и их клиентами;

  • создание регулятивной площадки Банка России для апробации инновационных финансовых технологий, продуктов и услуг;

  • взаимодействие в рамках ЕАЭС, в том числе в части формирования единого платежного пространства государств - членов ЕАЭС;

  • обеспечение безопасности и устойчивости при применении финансовых технологий;

  • развитие кадров в сфере финансовых технологий.


В результате выполнения мероприятий по созданию и развитию финансовой инфраструктуры в рамках Основных направлений будет обеспечено как формирование новых, так и развитие существующих инфраструктурных платформ и решений для участников финансового рынка.

В России проникновение дистанционного банковского обслуживания отстает от проникновения интернета, что указывает на потенциал его дальнейшего роста. Уровень проникновения дистанционного банковского обслуживания в России сильно отстает от уровня распространенности интернета, а значит, обладает серьезным потенциалом роста.

Элементы новой цифровой финансовой инфраструктуры представлены на Рисунке 7.
Основные функции





  • Расширенный перечень платежных сервисов для банков

  • Новые инструменты управления ликвидностью




  • Передача финансовых сообщений

  • Интеграция с международными системами и системами ЕАЭС




  • Технология обмена данными с использованием сквозного ID клиента




  • Предоставление ИТ- сервисов участникам рынка внешними провайдерами

Финансовый маркетплейс

Платформа для регистрации финансовых сделок
Платформа быстрых платежей
Перспективная платежная система
Национальная система платежных карт
Система передачи финансовых сообщений
Единая система идентификации и аутентификации

Сквозной идентификатор клиента
Платформа для облачных сервисов
Платформа на основе технологии распределенных реестров

Предложение финансовых услуг и продуктов физическим и юридическим лицам
Регистрация финансовых сделок

  • Переводы онлайн между физическими

/юридическими лицами

  • Доступ с использованием смартфона, мессенджера, QR-кода и др.




  • Выпуск карт «Мир», интеграция с платежными системами ЕАЭС

  • Инновационные сервисы с комбинацией платежного средства и социальных/транспортных приложений




  • Единый сервис по идентификации и аутентификации физических лиц для финансовых и нефинансовых услуг, в том числе с использованием биометрических персональных данных




  • Создание финансовых сервисов для участников рынка на базе Мастречейн



Рисунок 7 - Элементы новой цифровой финансовой инфраструктуры

Новая цифровая финансовая инфраструктура будет состоять из следующих основных элементов:

    • первое: платформа-маркетплейс для финансовых услуг и продуктов позволит повысить удобство, прозрачность и оперативность получения услуг клиентами в режиме «единого окна», а также устранить барьеры для доступа к финансовым услугам и продуктам для клиентов;

    • второе: платформа для регистрации финансовых сделок обеспечит регистрацию сделок на финансовом рынке в едином реестре, к которому будет предоставлен доступ для всех участников, и получение информации по сделкам в режиме «единого окна»;

    • третье: платформа быстрых платежей обеспечит возможность проведения онлайнпереводов на финансовом рынке в режиме реального времени (365/24/7) с использованием смартфонов, мессенджеров, QRкода и так далее;

    • четвертое: перспективная платежная система (ППС) Банка России обеспечит возможность участникам финансового рынка эффективно управлять ликвидностью, проводить срочные и несрочные платежи с использованием специализированных расчетных сервисов на базе единой централизованной инфраструктуры;

    • пятое: Национальная система платежных карт - национальная инфраструктура обработки операций по банковским картам, обеспечивающая развитие российской системы платежных карт (платежная система «Мир»), бесперебойное проведение внутренних трансакций по картам международных платежных систем на территории России и внедрение инновационных сервисов на базе карты «Мир»;

    • шестое: система передачи финансовых сообщений обеспечит гарантированность и бесперебойность при передаче финансовых сообщений с использованием новых технологий;

    • седьмое: единая система идентификации и аутентификации и биометрическая система являются инфраструктурой, предоставляющей сервис многофакторной удаленной идентификации на основе сведений из


государственной информационной системы.

Быстрому переходу на цифровое банковское обслуживание в России благоприятствуют многие факторы, прежде всего готовность потребителей покупать банковские продукты через интернет.

Согласно проведенному McKinsey в 2016 году опросу розничных клиентов банковского сектора, среди городских интернет-пользователей в России доля таких потребителей составляет 65% - это сравнимо с показателями стран Европы (60-70%) и выше, чем в Северной Америке (55%).

Особенностью российского рынка является популярность такой инновации, как банки без отделений (direct banking). Например, «Тинькофф», крупнейший независимый банк такого рода в мире, занимает 12-е место70 среди банков России по объему розничного кредитного портфеля и второе - по выпуску кредитных карт. У многих российских клиентов отсутствует свойственная потребителям банковских услуг на Западе привычка поддерживать личные отношения со «своим представителем банка» или использовать колл-центр для осуществления транзакций. Это создает предпосылки для более динамичного развития цифровых банковских сервисов и роста числа их клиентов. Россия уже опережает европейские страны по доле клиентов, использующих для удаленного банковского обслуживания только мобильный канал.

На российском рынке уже распространены современные и удобные мобильные и онлайн-приложения с широким спектром функциональных возможностей. Анализ показал, что мобильные приложения крупнейших российских банков имеют в 1,5-2 раза больше
функций транзакционного обслуживания, чем аналогичные приложения крупнейших европейских банков.

Проникновение цифровых каналов представлено на Рисунке 8.



Рисунок 8 - Проникновение цифровых каналов в российских банках, в %

В России самым быстрорастущим каналом является мобильный банкинг: за период с 2014 по 2016 год уровень его распространенности вырос втрое. При этом, согласно данным исследования «McKinsey», уже сейчас 10% россиян используют для дистанционного самообслуживания только мобильные приложения. Для многих новых пользователей мобильный канал самообслуживания становится первым и единственным. Такая ситуация нетипична для традиционных рынков финансовых услуг и дает российским банкам шанс, сконцентрировав усилия, успешно перевести своих клиентов на обслуживание через мобильные приложения, минуя интернет-банкинг и колл- центры.

В России продажи банковских услуг в цифровых каналах недостаточно диверсифицированы.

Структура продаж российскими банками в цифровых каналах по продуктовой группе в 2016 году представлена на Рисунке 9.

Один из факторов, препятствующих росту продаж через интернет - нормы российского законодательства в отношении удаленной идентификации. Кредитным организациям запрещается открывать счета и вклады без личного присутствия клиента, который обязан предоставить удостоверение личности.