Файл: Актуальные направления развития банковского сектора России в условиях цифровизации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 557

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Заключение

квалификационной работы магистра Новикова Никиты Вячеславовича

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

1.1 Банковский сектор и его регулирование в современной России

1.2. Оценка уровня цифровой трансформации банковского сектора РФ

1.3 Факторы, влияющие на цифровую трансформацию банковского сектора

2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА

Применение регуляторных технологий (RegTech) в банковской деятельности

Риски внедрения цифровых технологий в банковскую деятельность

3 ПУТИ ТРАНСФОРМАЦИИ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Предложения по трансформации банковского регулирования в условиях развития цифровых технологий в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

https://www.cfainstitute.org/-/media/documents/article/rf- brief/rfbr-v3-n4-1.ashx (дата обращения: 08.02.2020).

20, 21, 22, 31, 39].

      1. В качестве основных сложностей, связанных с внедрением цифровых технологий, банки назвали изменяющуюся картину рисков (прежде всего в области кибербезопасности) и возрастающую конкуренцию со стороны финтех-компаний.

      2. Несмотря на глубокое проникновение цифровых технологий в области предоставления банковских продуктов и услуг, по-прежнему остается значительный потенциал для цифровизации той части банковской инфраструктуры, которая обеспечивает его операционное функционирование (бэк-офис).

      3. В качестве перспективного направления цифровизации банками отмечается внедрение моделей количественной оценки не только финансовых, но и нефинансовых рисков (например, репутационных, стратегических, киберрисков).

      4. Ключевым направлением совершенствования риск-менеджмента отмечается сохранение устойчивости и защита от киберрисков, что

вынуждает банки переосмысливать концепцию операционной устойчивости и ее компонентов. Так, согласно экспертным оценкам, только в 2016 году в информационных системах банков было обнаружено свыше 4 тысяч уязвимостей, вызванных нарушениями в системах хранения персональных данных [44].

В приведенной таблице 5 систематизированы основные риски для банков и банковской системы, выделенные на основе обзора существующих публикаций по проблематике финтеха. Традиционные банковские риски (такие как операционные риски или риски ликвидности) были учтены только в той степени, в которой цифровые технологии добавляют им новое значение, или у них проявляются новые специфические особенности в дополнение к существующим.

Таблица
5 - Основные риски, возникающие при внедрении цифровых технологий7

Влияние рисков

Риски


На потребителей

Конфиденциальность данных

Безопасность данных

Прекращение отдельных видов банковских услуг

Мошеннические маркетинговые практики


На банки и банковскую систему

Стратегический риск и риск прибыльности

Кибер-риск

Операционный риск

Повышение взаимосвязи между участниками

банковского сектора

Риск ликвидности и волатильность источников

банковского финансирования

Комплаенс риск (включая риск несоответствия требованиям законодательства о защите персональных

данных)

Риски ПОД/ФТ

Риски третьих сторон (или риск аутсорсинга)


При этом, наибольшее влияние на банковскую деятельность при внедрении цифровых технологий будут иметь следующие риски:

  • Стратегический риск. Возможность входа на рынок и быстрого развития финтех-компаний, для которых в ряде западных стран уже было

изменено законодательство и созданы специальные регуляторные режимы, увеличивает риски потери прибыльности отдельных банков. Существующие финансовые учреждения могут потерять значительную часть своей доли рынка, если новые участники смогут лучше использовать технологии и предоставлять аналогичные, но менее дорогие услуги, которые лучше соответствуют

ожиданиям клиентов. В современных условиях ухудшение прибыльности из-за отсутствия гибкости во взаимодействии с клиентами может ослабить способность существующих банковских учреждений выдерживать циклы деловой активности.

  • Операционныйриск.Широкое применение цифровых технологий приводит к увеличению взаимозависимости между участниками рынка, использующими одни и те же платформы, что может привести к тому, что сбой






7 Составлено автором по: [39, 43, 44].

в работе IT-инфраструктуры перерастет в системный кризис, особенно там, где сосредоточены услуги одного или нескольких доминирующих игроков. Кроме того, расширение состава участников банковского сектора увеличивает сложность системы и приводит к появлению субъектов, которые могут иметь ограниченный опыт и знания в управлении рисками.

Как отмечает в своем исследовании коллектив экспертов Европейского совета по системным рискам, устаревшие банковские IT-системы будет крайне сложно адаптировать к новым условиям [43]. Кроме того, как правило, многие банки используют значительное число третьих лиц либо через аутсорсинг (например, использование облачных вычислений), либо через другие партнерские отношения с технологическими компаниями, что повышает сложность управления рисками и в целом снижает прозрачность операций. Практика широкого привлечения услуг третьих лиц может привести к увеличению рисков, связанных с безопасностью данных, конфиденциальностью, отмыванием денег и киберпреступностью. Указанные риски приобретают еще
больший характер, если регуляторный режим не обеспечивает достаточный уровень эффективности в соблюдении нормативных стандартов и обеспечении средств контроля для управления этими рисками. Кроме того, использование сторонних провайдеров услуг может увеличить риски, связанные с неформальными обязательствами банка по поддержке контрагентов: банки могут оказаться в положении, когда им придется оказывать поддержку провайдеру, испытывающему финансовые затруднения, или, в противном случае, они столкнутся с прекращением предоставления критически важных услуг.

  • Возрастающие сложности в выполнении комплаенс-требований истандартовПОД/ФТ. Цифровизация порождает новые риски и проблемы,

связанные с ПОД/ФТ. Новые области уязвимости могут развиваться из-за появления новых финансовых продуктов и технологий. Распространение цифровых технологий приводит к увеличению числа финтех-компаний, появление которых во многих странах, с одной стороны, облегчило и удешевило

трансграничные транзакции (например, компания Ripple в США), но, с другой стороны, сделало мониторинг транзакций более сложным. Наконец, хотя новые участники финансового сектора в значительной степени способны изменить банковскую систему, зачастую они могут выходить за рамки регулирования банковского сектора и подчиняться менее строгим правилам ПОД/ФТ, чем банки. Таким образом, если меры не будут пропорциональны рискам в сфере ПОД/ФТ, то пробелы и лазейки в законодательстве могут привести к некоторому искажению конкуренции.

Кроме того, в случае, если банки сотрудничают с финтех-компаниями и осуществляют от имени их клиентов
транзакции, им потребуется включить данные операции в периметр своих систем мониторинга рисков ПОД/ФТ. Это отличается от текущей практики, поскольку в настоящее время, когда клиент осуществляет платежи с помощью банковской карты или счета, банк несет ответственность за надлежащую идентификацию клиента и предоставление ему возможности провести сомнительные операции [15]. Результатом может стать более высокий уровень автоматизации среди банков и финтех-компаний, меньше прозрачности в том, как выполняются транзакции и кто несет ответственность за соблюдение нормативных требований. Таким образом, привлечение финтех- компаний увеличивает риски ПОД/ФТ для банков, поскольку они несут повышенную ответственность за их действия.

  • Комплаенс-риск (включая риск несоответствия требованиямзаконодательстваозащитеперсональныхданных).Риск несоблюдения

требований конфиденциальности данных многократно возрастает в случае, когда банки сотрудничают с большим количеством третьих сторон, каждая из которых стремится получить доступ и использовать персональные данные клиентов в своих целях.

  • Рискитретьихсторон(илирискаутсорсинга).Банки все чаще прибегают к использованию сторонних поставщиков услуг в целях оказания операционной поддержки их продуктов, основанных на применении цифровых технологий. Как отмечает международная аудиторская и консалтинговая

компания Deloitte, основными драйверами развития аутсорсинга в банковском секторе являются снижение затрат, эксплуатационная гибкость и повышение безопасности