Файл: Коммерческое право. Конспект лекций_Горбухов В.А_2007 -192с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 439

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Коммерческое право как отрасль права

2. Предмет, метод и принципы коммерческого права

1. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом

2. Соотношение коммерческого и торгового права

1. Периодическая классификация коммерческого права

2. Современный этап развития мирового торгового права

1. Коммерческие организации

2. Некоммерческие организации

1. Понятие товара

2. Виды товаров

1. Товарооборот

2. Товары, изъятые из оборота

1. Структура товарного рынка

2. Правовое обеспечение развития товарного рынка

1. Правовое регулирование ценообразования

2. Виды цен

1. Деятельность оптовых ярмарок

2. Выставки

1. Правовое регулирование торгов

2. Субъекты торгов

1. Проведение торгов

2. Признание торгов недействительными

1. Биржевая торговля

2. Виды бирж

1. Фондовые биржи

2. Объекты торгов на фондовых биржах

1. Характеристика прав потребителей

2. Содержание прав потребителей

1. Понятие конкуренции

2. Недобросовестная конкуренция

1. Договор купли-продажи

2. Виды договоров купли-продажи

1. Дилерский договор

2. Дистрибьюторский договор

1. Платежное поручение

2. Платежное требование

Конституция РФ является базой для любой отрасли права, опре­деляет фундаментальные положения и основополагающие прин­ципы коммерческого права. Это:

  1. единство экономического пространства на территории России;

  2. свобода предпринимательской и иной экономической дея­тельности;

  3. свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

  4. поддержка конкуренции;

  5. закрепление права частной собственности наравне с дру­гими формами собственности;

  6. свободное использование способностей на труд;

  7. право граждан на судебную защиту нарушенных прав и т. д. Гражданский кодекс РФ содержит ряд норм, универсальных

как для гражданского, так и для коммерческого права. Граждан-

15

ский кодекс РФ закрепляет базовые принципы коммерческих отношений. Наряду с ГК РФ большую роль имеют акты, регули­рующие деятельность транспорта в регулировании торгового оборота:

  1. Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. № 12 «Об утверждении Устава автомобильного транс­порта РСФСР»;

  2. Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (ВК РФ);

  3. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ (КТМ РФ);

  4. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ (КВВТ РФ);

  5. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

В области коммерческого права можно привести примеры сле­дующих федеральных законов:

  1. Закон РФ «О защите прав потребителей». Он гарантирует основные права потребителей товаров и способы защиты этих прав; регулирует отношения, возникающие между потребите­лями и изготовителями, продавцами при продаже товаров; устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей; регламентирует получение информации о това­рах и об их изготовителях; определяет механизм реализации этих прав;

  2. Федеральный закон «О защите конкуренции». Им опреде­ляются организационные и правовые основы защиты конку­ренции, в том числе предупреждения и пресечения:

а)монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

б)недопущения, ограничения, устранения конкуренции. Целями этого закона являются обеспечение единства эко­ номического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективно­ го функционирования товарных рынков;


3) Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О тех­ ническом регулировании». Этот закон обязывает производите­ лей тары обеспечивать требования, которые отвечают безопас­ ности и высокому качеству; он также обязывает производителей ряда товаров сертифицировать свою продукцию;

16

  1. Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-I «О товарных бир­жах и биржевой торговле»;

  2. Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5340-I «О торгово-промыш­ленных палатах в Российской Федерации»;

  3. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-I «О товарных зна­ках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхожде­ния товаров»;

  4. ряд других законов.

К подзаконным нормативным актам относятся:

  1. Указы Президента РФ, дополняющие законы при наличии в них пробелов;

  2. Постановления Правительства РФ, принимаемые для развития и исполнения законов;

  3. государственные стандарты на продукцию, работы, услуги, строительные объекты, установленные Госстандартом и дру­гими компетентными органами;

  4. акты министерств и ведомств, направленные на исполне­ние законов, указов Президента РФ, постановлений Прави­тельства РФ.

В РФ продолжают действовать нормативные акты бывшего СССР:

  1. Инструкция о порядке приемки продукции производствен­но-технического назначения и товаров народного потреб-ления по количеству, утвержденная постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15 июня 1965 г. № П-6;

  2. Инструкция о порядке приемки продукции производ­ственно-технического назначения и товаров народного потреб­ления по качеству, утвержденная постановлением Госарбит­ража при Совете Министров СССР от 25 апреля 1966 г. № П-7 и др.

Важнейшими международными документами в области коммер­ческого права являются:

  1. Венская конвенция ООН 1980 г. о договорах международ­ной купли-продажи товаров;

  2. Гаагская конвенция 1986 г. о праве, применимом к догово­рам международной купли-продажи;

  3. иные документы.

Субъекты РФ в пределах своей компетенции могут издавать нормативные акты в сфере регулирования товарного оборота, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

17

ЛЕКЦИЯ № 7. Субъекты коммерческого права

Субъектами коммерческого права могут являться не все участ­ники гражданско-правовых отношений. В торговой деятельности имеют право участвовать только те субъекты (участники), кото­рые имеют специальное разрешение на проведение профессио­нальной торговли или в уставах которых торговля является одной из уставных задач. К таким субъектам относятся:


  1. юридические лица;

  2. граждане-предприниматели;

  3. специальные субъекты.

Физические лица не являются субъектами коммерческого права.

Субъектами коммерческой деятельности являются лишь те физи­ческие и юридические лица, которые осуществляют профессио­нальную деятельность по доведению товара от производителя к потребителям.

В Российской Федерации профессиональной коммерческой деятельностью могут заниматься граждане, если они в установ­ленном законом порядке зарегистрированы в качестве предпри­нимателей. Такая регистрация в качестве гражданина-предпри­нимателя дает право гражданину заниматься коммерческой деятельностью, если такое право предусмотрено в выдаваемом ему свидетельстве о регистрации. Помимо прав, регистрация в качестве гражданина-предпринимателя налагает на него и ряд обязанностей, а также специальную гражданско-правовую ответ­ственность. Гражданин-предприниматель может участвовать в арбитражном суде как в качестве истца, так и в качестве ответ­чика.

Субъектами коммерческого права могут быть юридические лица. Юридическое лицо — организация, которая имеет в соб­ственности, хозяйственном ведении или оперативном управле­нии обособленное имущество и отвечает по своим обязатель­ствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ).

18

Специальные субъекты товарного рынка не совершают сде­лок, а создают возможности другим лицам совершать сделки.

К таким организациям относятся, к примеру:

  1. товарные биржи;

  2. оптовые ярмарки;

  3. посреднические организации (торговые дома, дилерские фирмы, трейдеры, дистрибьюторы, брокеры, стокисты, агент­ские фирмы).

Всех специальных субъектов торговой деятельности можно объединить в две группы:

1) специальные субъекты товарного рынка, которые непо­ средственно не участвуют в совершении сделок, а создают возможности и условия для операций другим лицам. К таким организациям можно отнести:

а) товарные биржи — организации, формирующие опто­ вый рынок в виде гласных и публичных торгов, проводи­ мых в определенном месте и по определенным правилам;

б)валютные биржи;

в) фондовые биржи;

г)выставки-ярмарки;

д)торгово-промышленные палаты;


2) предпринимательские организации или индивидуальные предприниматели, которые непосредственно занимаются за­ ключением сделок. Они классифицируются следующим образом:

а) независимые посредники — действуют от своего имени и за свой счет:

  • дилеры — специальные торгово-посреднические организации, специализирующиеся на продаже опре­деленного товара, совершающие определенные опера­ции с определенным видом товара;

  • торговые дома — многопрофильные организации, которые занимаются торговлей и производственной деятельностью по обработке, расфасовке и упаковке реализуемых товаров, строятся как единое юридиче­ское лицо или объединение юридических лиц, зани­мающихся торговлей, складской и производственной деятельностью;

  • трейдеры — специализированные посредники, ко­торые совершают сделки по поручению клиентов, но от

19

своего имени и за свой счет. Трейдерами могут быть юридические лица и индивидуальные предпринимате­ли. Они специализируются на коротких операциях;

— стокисты — особый вид специализированных посредников, которые осуществляют экспортно-им­ портные операции на основе договора комиссии, по которому они осуществляют исключительную продажу товара определенного поставщика. Они сначала полу­ чают на товарный склад товар экспортера, а затем реа­ лизуют его по договору комиссии средним и мелким покупателям;

б) посреднические организации, не приобретающие соб­ ственности на товар, а оказывающие в качестве основного вида деятельности услуги по доведению товара от изгото­ вителя к потребителю. К данному виду посредников отно­ сятся дистрибьюторы. Это организации, реализующие полученные по импорту товары на территории своей стра­ ны. Их характеризует долгосрочный характер отношений, создание собственной сбытовой сети, осуществление дея­ тельности, не связанной непосредственно с торговыми операциями (изучение спроса, реклама продукции и др.). Дистрибьюторы классифицируются на:

  • регулярные — имеют собственные склады, где накап­ливаются и хранятся товары, заключают договоры на поставку в будущих периодах, оказывают услуги по подбору ассортимента групп товаров;

  • нерегулярные — арендуют склады, участвуют в ос­новном в транзитных поставках;

в) организации, не совершающие операции с товаром, а оказывающие разнообразные услуги, содействуя продви­ жению товара. Они заключают сделки, целью которых является продвижение товара:


  • брокеры — организации, физические лица, которые заключают на бирже договоры от имени и за счет клиен­та, действуют на бирже в качестве контор или независи­мых брокеров;

  • агентские фирмы — подыскивают покупателей для фирмы-продавца (торговые агентства) или изучают

20

спрос и предложение на рынке определенного товара с перспективой его сбыта (маркетинговые агентства). Перечень участников товарного рынка не является исчерпы­вающим. В связи с постоянным развитием торговых отношений, торгового законодательства возможно совершенствование уже существующих и возникновение новых форм участников торго­вого рынка.

ЛЕКЦИЯ № 8. Коммерческие организации. Некоммерческие организации