Файл: Коммерческое право. Конспект лекций_Горбухов В.А_2007 -192с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 484
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Коммерческое право как отрасль права
2. Предмет, метод и принципы коммерческого права
1. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом
2. Соотношение коммерческого и торгового права
1. Периодическая классификация коммерческого права
2. Современный этап развития мирового торгового права
2. Правовое обеспечение развития товарного рынка
1. Правовое регулирование ценообразования
1. Деятельность оптовых ярмарок
1. Правовое регулирование торгов
2. Признание торгов недействительными
2. Объекты торгов на фондовых биржах
1. Характеристика прав потребителей
2. Содержание прав потребителей
2. Недобросовестная конкуренция
представляющее собой или содержащее современное либо историческое название страны, населенного пункта, местности или иного географического объекта, или производное от такого наименования, которые стали известны вследствие его использования для обозначения товаров, особые свойства которого исключительно или главным образом определены характерными для данного географического объекта природными условиями, людскими факторами либо и тем, и другим одновременно. Отличие наименования места происхождения товара от товарного знака:
обладателем товарного знака может стать юридическое лицо, обладателями наименования места происхождения товара могут быть сколько угодно юридических лиц, которые осуществляют свою деятельность в данном конкретном регионе;
охрана наименования места происхождения товара осуществляется бессрочно;
наименование места происхождения товара нельзя передать по лицензионному договору (договору франчайзинга).
Использование наименования места происхождения товара прекращается:
при исчезновении характерных для данного региона условий;
при невозможности использования при изменении характеристики товара.
ЛЕКЦИЯ № 16. Рынок и его правовая характеристика
Рынок — это сфера предпринимательской деятельности, осуществляемая на основе конкуренции по производству, продаже, приобретению отдельных товаров и пользованию имуществом. Налоговый кодекс РФ определяет рынок как сферу обращения товаров, определяемую исходя из возможностей покупателя или продавца реально и без значительных дополнительных затрат приобрести или реализовать товар на ближайшей по отношению к покупателю-продавцу территории или за ее пределами. Черты рынка:
наличие специфического объекта рынка — однородных товаров, не изъятых из оборота. Качественная характеристика рынка — объемы оборота товара;
наличие субъектов рынка, под которыми понимаются юридические и физические лица, осуществляющие свою деятельность на профессиональной основе;
территория рынка (географические границы, на которой покупатели приобретают или имеют возможность приобрести товар, а продавцы реализуют определенный товар и не имеют возможности сделать это за ее пределами):
а)международные рынки;
б)республиканские рынки;
в) местные рынки. Товарный рынок имеет свою структуру — совокупность звеньев,
которые участвуют в продвижении товаров от производителей к потребителям, и инфраструктуру — совокупность звеньев, которые, непосредственно не продвигая товар от производителей к потребителям, обслуживают работу структуры рынка. Элементами структуры товарного рынка являются:
изготовители товара;
оптовые торговые и иные посреднические организации;
организации розничной торговли;
потребители.
44
Инфраструктура товарного рынка состоит из:
торговых посредников — организаций, осуществляющих посредническую деятельность и обеспечивающих взаимодействие предприятий-изготовителей и потребителей в части купли или продажи товара посредством создания оптовых рынков, биржевой торговли, проведения выставок и ярмарок, оказания складских услуг и т. д.;
информационного обеспечения — организаций, обеспечивающих наблюдение за товарными рынками, включая рынки потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения;
товароупаковочной индустрии — производственных структур и нормативно-организационных мероприятий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности товара и эффективности товарооборота за счет создания тароупаковочной продукции, отвечающей требованиям международных стандартов;
транспортного обеспечения — всех видов транспорта, обеспечивающих движение товара и доставку его потребителям;
финансово-кредитного обеспечения — организаций, обеспечивающих платежно-расчетное и кредитное обеспечение товародвижения;
организационного обеспечения — организационных мер, которые направлены на максимальное снижение затрат на продвижение продукции от производителя к потребителю;
нормативно-правового обеспечения — системы федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и других актов, регулирующих взаимоотношения сторон на товарных рынках.
Рынок характеризуется как совершенный, когда:
все товары данного вида объективно однородны в отношении их качества, внешнего вида и упаковки и цена однозначно сопоставима с определенным товаром;
условия конкурентной борьбы одинаковы для всех продавцов и покупателей, отсутствуют какие-либо предпочтения пространственного, личностного и временного характера;
рынок прозрачен, т. е. продавцы и покупатели обладают возможностью полного обзора рынка, получения достоверной
45
информации обо всех обстоятельствах ведения сделок (о ценах, скидках, качестве товара, условиях поставки и платежей). Если же одно из этих условий нарушено, то имеет место несовершенный рынок. Большое неравенство условий создается рекламой товаров, так как крупные и преуспевающие предприятия имеют возможность расходовать на рекламу значительные суммы и проводить широкую рекламную кампанию, создавая этим привилегированное положение своим товарам на рынке. Продавцы потребительских товаров склонны с помощью упаковки и внешнего оформления представлять свои однородные товары как разнородные, расширять область предпочтений за счет благоприятного географического положения.
Существуют следующие формы рынков:
полиполия — существует много продавцов и много покупателей;
олигопсония — много продавцов и несколько покупателей;
монопсония — много продавцов и один покупатель;
олигополия — несколько продавцов и много покупателей;
двусторонняя олигополия — несколько продавцов и несколько покупателей;
ограниченная монопсония — несколько продавцов и один покупатель;
монополия — один продавец и много покупателей;
ограниченная монополия — один продавец и несколько покупателей;
двусторонняя монополия — один продавец и один покупатель.
Нормативно-правовое обеспечение функционирования товарных рынков обеспечивается путем:
разработки нормативных документов по созданию условий для функционирования товарных рынков, организации оптовой торговли, оказанию услуг и предупреждению правонарушений;
разработки изменений в законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность участников торговых рынков;
разработки нормативно-методических документов по сертификации и стандартизации продукции;
разработки методических документов по торговой и снаб-женческо-сбытовой деятельности.
46
ЛЕКЦИЯ № 17. Становление товарного рынка в России
Товарный рынок в России находится в стадии своего становления. Это рождает ряд проблем в его функционировании на первоначальном этапе перехода от командно-административной экономической системы к развитым рыночным отношениям.
Самыми важными недостатками, которые необходимо устранить, являются:
отсутствие четкой системы сбыта. Многие производственные предприятия недостаточно продумывают и организуют сбыт произведенного товара, в результате чего произведенный товар остается на предприятии и не доходит до потребителя, а все сотрудники предприятия вынуждены получать зарплату товаром, а не деньгами. Чтобы исправить данную ситуацию, предприятию не следует начинать производство до тех пор, пока не налажен сбыт;
недостаточная развитость рынка оптовых посреднических организаций, отсутствие их многофункциональности. При развитом торговом рынке оптовые посреднические организации часто играют доминирующую роль в процессе торгового оборота в силу того, что посреднические организации стали самодостаточным звеном, они освободили производителя от необходимости организовывать сбыт своих товаров. В силу этого предприятие передает свой товар посредникам, после чего сбыт товара идет по профессионально налаженной посредниками схеме без участия изготовителя;
слабое развитие розничных торговых сетей. В современной России мало правовых механизмов контроля над розничными торговыми сетями, в результате чего большое количество товара и денег зависло в неподконтрольных производителю посреднических и розничных организациях, так и не дойдя до потребителя.
Для преодоления несовершенства торгового рынка в России необходимо проведение следующих мер:
1) планирование производства с учетом возможности сбыта будущих товаров;
47
создание разветвленной сети профессиональных оптовых посреднических организаций;
создание контролируемых розничных торговых сетей;
формирование информационного обеспечения товарных рынков;
развитие тароупаковочной индустрии;
развитие транспортного обслуживания товарных рынков;
нормативно-правовое обеспечение функционирования товарных рынков;
укрупнение партий поставок;
обеспечение условий передвижения и хранения товара с минимальными потерями;
10)создание сети организаций, осуществляющих платежно-расчетные операции и кредитование при передвижении товаров;
11)внедрение современных форм управления рыночной инфраструктурой;
12)организация подготовки и переподготовки кадров; 13)повышение уровня культуры рыночных отношений; 14)устранение склонности контрагентов к нарушению взаимных обязательств;
15)упразднение значительного влияния криминальных структур;
16)равномерное расположение посреднических организаций на территории России;
17)устранение раздробленности рынка транспортно-экспеди-ционных услуг; 18)обеспечение сохранности грузов.
ЛЕКЦИЯ № 18. Структура товарного рынка. Правовое обеспечение развития товарного рынка