Файл: Коммерческое право. Конспект лекций_Горбухов В.А_2007 -192с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 484

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Коммерческое право как отрасль права

2. Предмет, метод и принципы коммерческого права

1. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом

2. Соотношение коммерческого и торгового права

1. Периодическая классификация коммерческого права

2. Современный этап развития мирового торгового права

1. Коммерческие организации

2. Некоммерческие организации

1. Понятие товара

2. Виды товаров

1. Товарооборот

2. Товары, изъятые из оборота

1. Структура товарного рынка

2. Правовое обеспечение развития товарного рынка

1. Правовое регулирование ценообразования

2. Виды цен

1. Деятельность оптовых ярмарок

2. Выставки

1. Правовое регулирование торгов

2. Субъекты торгов

1. Проведение торгов

2. Признание торгов недействительными

1. Биржевая торговля

2. Виды бирж

1. Фондовые биржи

2. Объекты торгов на фондовых биржах

1. Характеристика прав потребителей

2. Содержание прав потребителей

1. Понятие конкуренции

2. Недобросовестная конкуренция

1. Договор купли-продажи

2. Виды договоров купли-продажи

1. Дилерский договор

2. Дистрибьюторский договор

1. Платежное поручение

2. Платежное требование

представляющее собой или содержащее современное либо исто­рическое название страны, населенного пункта, местности или иного географического объекта, или производное от такого наиме­нования, которые стали известны вследствие его использования для обозначения товаров, особые свойства которого исключи­тельно или главным образом определены характерными для дан­ного географического объекта природными условиями, людски­ми факторами либо и тем, и другим одновременно. Отличие наименования места происхождения товара от товарного знака:

  1. обладателем товарного знака может стать юридическое лицо, обладателями наименования места происхождения това­ра могут быть сколько угодно юридических лиц, которые осу­ществляют свою деятельность в данном конкретном регионе;

  2. охрана наименования места происхождения товара осу­ществляется бессрочно;

  3. наименование места происхождения товара нельзя пере­дать по лицензионному договору (договору франчайзинга).

Использование наименования места происхождения товара пре­кращается:

  1. при исчезновении характерных для данного региона ус­ловий;

  2. при невозможности использования при изменении харак­теристики товара.

ЛЕКЦИЯ № 16. Рынок и его правовая характеристика

Рынок — это сфера предпринимательской деятельности, осу­ществляемая на основе конкуренции по производству, продаже, приобретению отдельных товаров и пользованию имуществом. Налоговый кодекс РФ определяет рынок как сферу обращения товаров, определяемую исходя из возможностей покупателя или продавца реально и без значительных дополнительных затрат приобрести или реализовать товар на ближайшей по отношению к покупателю-продавцу территории или за ее пределами. Черты рынка:

  1. наличие специфического объекта рынка — однородных товаров, не изъятых из оборота. Качественная характеристика рынка — объемы оборота товара;

  2. наличие субъектов рынка, под которыми понимаются юридические и физические лица, осуществляющие свою дея­тельность на профессиональной основе;

  3. территория рынка (географические границы, на которой покупатели приобретают или имеют возможность приобрести товар, а продавцы реализуют определенный товар и не имеют возможности сделать это за ее пределами):

а)международные рынки;


б)республиканские рынки;

в) местные рынки. Товарный рынок имеет свою структуру — совокупность звеньев,

которые участвуют в продвижении товаров от производителей к потребителям, и инфраструктуру — совокупность звеньев, кото­рые, непосредственно не продвигая товар от производителей к потребителям, обслуживают работу структуры рынка. Элемен­тами структуры товарного рынка являются:

  1. изготовители товара;

  2. оптовые торговые и иные посреднические организации;

  3. организации розничной торговли;

  4. потребители.

44

Инфраструктура товарного рынка состоит из:

  1. торговых посредников — организаций, осуществляющих посредническую деятельность и обеспечивающих взаимодей­ствие предприятий-изготовителей и потребителей в части купли или продажи товара посредством создания оптовых рынков, биржевой торговли, проведения выставок и ярмарок, оказания складских услуг и т. д.;

  2. информационного обеспечения — организаций, обеспечи­вающих наблюдение за товарными рынками, включая рынки потребительских товаров и продукции производственно-тех­нического назначения;

  3. товароупаковочной индустрии — производственных струк­тур и нормативно-организационных мероприятий, обеспечи­вающих повышение конкурентоспособности товара и эффек­тивности товарооборота за счет создания тароупаковочной продукции, отвечающей требованиям международных стан­дартов;

  4. транспортного обеспечения — всех видов транспорта, обес­печивающих движение товара и доставку его потребителям;

  5. финансово-кредитного обеспечения — организаций, обес­печивающих платежно-расчетное и кредитное обеспечение товародвижения;

  6. организационного обеспечения — организационных мер, которые направлены на максимальное снижение затрат на продвижение продукции от производителя к потребителю;

  7. нормативно-правового обеспечения — системы федераль­ных законов, указов и распоряжений Президента РФ, поста­новлений и распоряжений Правительства РФ, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и других актов, регули­рующих взаимоотношения сторон на товарных рынках.

Рынок характеризуется как совершенный, когда:

  1. все товары данного вида объективно однородны в отноше­нии их качества, внешнего вида и упаковки и цена однознач­но сопоставима с определенным товаром;

  2. условия конкурентной борьбы одинаковы для всех продав­цов и покупателей, отсутствуют какие-либо предпочтения пространственного, личностного и временного характера;

  3. рынок прозрачен, т. е. продавцы и покупатели обладают возможностью полного обзора рынка, получения достоверной


45

информации обо всех обстоятельствах ведения сделок (о ценах, скидках, качестве товара, условиях поставки и платежей). Ес­ли же одно из этих условий нарушено, то имеет место несовер­шенный рынок. Большое неравенство условий создается рекла­мой товаров, так как крупные и преуспевающие предприятия имеют возможность расходовать на рекламу значительные суммы и проводить широкую рекламную кампанию, создавая этим привилегированное положение своим товарам на рынке. Продавцы потребительских товаров склонны с помощью упа­ковки и внешнего оформления представлять свои однородные товары как разнородные, расширять область предпочтений за счет благоприятного географического положения.

Существуют следующие формы рынков:

  1. полиполия — существует много продавцов и много поку­пателей;

  2. олигопсония — много продавцов и несколько покупателей;

  3. монопсония — много продавцов и один покупатель;

  4. олигополия — несколько продавцов и много покупателей;

  5. двусторонняя олигополия — несколько продавцов и не­сколько покупателей;

  6. ограниченная монопсония — несколько продавцов и один покупатель;

  7. монополия — один продавец и много покупателей;

  8. ограниченная монополия — один продавец и несколько покупателей;

  9. двусторонняя монополия — один продавец и один покупа­тель.

Нормативно-правовое обеспечение функционирования товарных рынков обеспечивается путем:

  1. разработки нормативных документов по созданию условий для функционирования товарных рынков, организации опто­вой торговли, оказанию услуг и предупреждению правонару­шений;

  2. разработки изменений в законы и иные нормативные пра­вовые акты, регламентирующие деятельность участников тор­говых рынков;

  3. разработки нормативно-методических документов по сер­тификации и стандартизации продукции;

  4. разработки методических документов по торговой и снаб-женческо-сбытовой деятельности.

46

ЛЕКЦИЯ № 17. Становление товарного рынка в России

Товарный рынок в России находится в стадии своего станов­ления. Это рождает ряд проблем в его функционировании на пер­воначальном этапе перехода от командно-административной экономической системы к развитым рыночным отношениям.

Самыми важными недостатками, которые необходимо устранить, являются:


  1. отсутствие четкой системы сбыта. Многие производствен­ные предприятия недостаточно продумывают и организуют сбыт произведенного товара, в результате чего произведенный товар остается на предприятии и не доходит до потребителя, а все сотрудники предприятия вынуждены получать зарплату товаром, а не деньгами. Чтобы исправить данную ситуацию, предприятию не следует начинать производство до тех пор, пока не налажен сбыт;

  2. недостаточная развитость рынка оптовых посреднических организаций, отсутствие их многофункциональности. При развитом торговом рынке оптовые посреднические организа­ции часто играют доминирующую роль в процессе торгового оборота в силу того, что посреднические организации стали самодостаточным звеном, они освободили производителя от необходимости организовывать сбыт своих товаров. В силу этого предприятие передает свой товар посредникам, после чего сбыт товара идет по профессионально налаженной посредниками схеме без участия изготовителя;

  3. слабое развитие розничных торговых сетей. В современной России мало правовых механизмов контроля над розничными торговыми сетями, в результате чего большое количество това­ра и денег зависло в неподконтрольных производителю посред­нических и розничных организациях, так и не дойдя до потре­бителя.

Для преодоления несовершенства торгового рынка в России необходимо проведение следующих мер:

1) планирование производства с учетом возможности сбыта будущих товаров;

47

  1. создание разветвленной сети профессиональных оптовых посреднических организаций;

  2. создание контролируемых розничных торговых сетей;

  3. формирование информационного обеспечения товарных рынков;

  4. развитие тароупаковочной индустрии;

  5. развитие транспортного обслуживания товарных рынков;

  6. нормативно-правовое обеспечение функционирования товарных рынков;

  7. укрупнение партий поставок;

  8. обеспечение условий передвижения и хранения товара с минимальными потерями;

10)создание сети организаций, осуществляющих платежно-расчетные операции и кредитование при передвижении то­варов;

11)внедрение современных форм управления рыночной инфраструктурой;

12)организация подготовки и переподготовки кадров; 13)повышение уровня культуры рыночных отношений; 14)устранение склонности контрагентов к нарушению взаим­ных обязательств;


15)упразднение значительного влияния криминальных струк­тур;

16)равномерное расположение посреднических организаций на территории России;

17)устранение раздробленности рынка транспортно-экспеди-ционных услуг; 18)обеспечение сохранности грузов.

ЛЕКЦИЯ № 18. Структура товарного рынка. Правовое обеспечение развития товарного рынка