Файл: Резниченко. Введен. в пед. д-сть.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 413

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческие задания

Литература

1.3. Специфика педагогической деятельности

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

1.4. Структура и функции педагогической деятельности

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

1.5. Профессиограмма педагога

Вопросы и задания для самоконтроля

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Глава 3

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческие задания

Литература

5.2. Основы профессиональной ориентации на педагогическую деятельность

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

5.3. Основы самообразовательной работы учителя

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

5.4. Профессиональное самовоспитание учителя

Вопросы и задания для самоконтроля

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

6.2. Мастерство педагогического общения

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

6.3. Педагогическое творчество как важнейший компонент деятельности учителя

Вопросы и задания для самоконтроля

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

7.2. Система педагогического образования Российской Федерации

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

7.3. Специфика обучения студентов в педагогическом вузе

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

7.4. Адаптация к педагогической деятельности

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Литература

Предполагается также наличие у учителя-воспитателя совокупности творческих способностей и исследовательских умений и навыков, среди которых важное место занимают организаторские способности, активность, настойчивость, внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение, исследовательский подход к анализу учебно-воспитательного процесса и творческому решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов, эмоционально-волевые свойства.

Развитие в личности индивидуального прямо пропорционально совершенствованию в ней творца. Творческая индивидуальность рассматривается как высшая характеристика профессионального творчества. Она включает интеллектуально-творческую инициативу, интеллектуальные способности, широту и глубину знаний, чуткость к противоречиям, склонность к творческому сомнению, информационный голод, чувство новизны, необычного в проблеме, профессионализм, жажду познания.

Творческая индивидуальность осуществляется в обогащении человеческой культуры, в совершенствовании окружающего мира, преобразовании психолого-педагоги­ческого процесса и личности, в нахождении новых технологий и оригинальных технических процессов, реализации эмоциональной культуры, эмпатии и идентификации, в развитии подсознательной и бессознательной структуры личности, педагогической интуиции и воображения, в саморазвитии на основе самоопределения, свободы, в самовыражении личности, формировании креативности и индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Профессиональное творчество охватывает все стороны педагогического труда и включает следующие этапы:

  • проявление более или менее сознательно сформулированной проблемы;

  • поиск решения проблемы;

  • возникновение решения в виде некоторого нового образа;

  • процесс перевода содержания нового образа в объективную форму культуры (опредмечивание и социализация продукта творчества).

Первый этап предполагает возникновение определенной проблемной ситуации. Здесь учитываются материальные, духовные потребности человека, а соответствующие знания, навыки и умения являются условием и предпосылкой успешной творческой деятельности.

Второй этап связан с фактором общения, в процессе которого индивидуальные особенности одного человека сочетаются с индивидуальными особенностями других людей, участвующих в общении. Происходит обмен опытом, знаниями. Общение расширяет возможность нахождения творческого решения проблемы.


Третий этап отражает результаты творческого процесса. Выработка новой идеи – кульминация творческой деятельности. Возникшее решение является отправной точкой дальнейшего творческого процесса.

И, наконец, пройдя ряд превращений, модель-образец становиться законченным продуктом творчества – теоретической системой, художественным образом.

Главная мысль в раскрытии четвертого звена заключается в том, что стадия опредмечивания и социализации результатов творчества очень важна для творческой деятельности, так как связывает творческий процесс с жизнедеятельностью человека.

Рассматривая некоторые рекомендации ученых, позволяющие внести элемент творчества в привычные действия, следует исходить из того, что любая технология (в том числе технология творчества) – это прежде всего система. Она включает в себя следующие компоненты: диагностирование, целеполагание, проектирование, конструирование, содержательный компонент, организационно-деятель­ный и контрольно-управленческий.

В соответствии с этим технология внедрения разработок в практику следующая:

  1. изучение задач, сформулированных в нормативных документах;

  2. анализ состояния практики и сопоставление данных с социальными требованиями;

  3. построение эталона преобразования педагогической практики;

  4. поиск идей, рекомендаций, которые могут быть внедрены;

  5. разработка комплексной программы, включающий закономерности этапа внедрения;

  6. подготовка дидактических материалов, информационных, организационных средств;

  7. методическая, психологическая, организационная подготовка участников внедрения;

  8. установление связи с авторами рекомендаций.

Для того чтобы учитель развивал свое профессиональное творчество, необходимо создание педагогических условий в реально существующем учебно-воспитательном процессе того или иного образовательного учреждения, которые способствуют проявлению и развитию творческой индивидуальности учителя, формированию его авторской педагогической технологии.

К ним относятся:

– формирование профессионального идеала и выработка на его основе индивидуального стиля деятельности;

– проектирование целостного учебно-воспитательного процесса на основе сотрудничества, совместной творческой деятельности всех его участников;


– разработка и использование технологии рефлексивной деятельности учителя;

– согласование объективных условий и индивидуальных особенностей педагога;

– наличие творческой лаборатории учителя.

Реализация указанных условий позволяет вести целенаправленную работу по развитию профессионального творчества учителя.

М.М.Поташник так охарактеризовал труд учителя: «Педагогический труд не творческим не бывает и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит за гранью того, что называется словом «педагогический».


Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Определите понятие «педагогическое творчество».

  2. Назовите признаки педагогического творчества.

  3. Охарактеризуйте личность творческого педагога.

  4. Что входит в структуру профессионального творчества?

  5. Каковы пути развития педагогического творчества?

Творческое задание

Перечислите факторы и условия, необходимые вам для творческой деятельности.

Литература

Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1997.

Кан-Калик В.А. Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990.

Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М., 1992.

Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. М., 1995.

Глава 7

Подготовка педагогических кадров в системе высшего педагогического образования

7.1. История становления образовательных учреждений для профессиональной подготовки педагогов

Как известно, первые школы возникли в рабовладельческом обществе, в странах древнего Востока. Научные знания хранились жрецами. Существовали жреческие школы при храмах (2500 лет до н.э.). Позже возникло учебно-научное учреждение «Рамессум», где получали подготовку жрецы, архитекторы, врачи, воины.

В Древней Греции были частные платные школы грамматиков, в которых обучались мальчики с 7 до 14 лет.

В период Римской империи государство взяло образование под контроль. Император Антоний Пий установил число риторов и грамматиков, полагавшихся каждому городу в зависимости от числа жителей, а для учителей – льготы и привилегии.

В XVIв. лучшие учащиеся «школ иезуитов» приглашались на несколько лет для пробной преподавательской деятельности. Они вели педагогические дневники, и их уроки и дневники разбирались на общих собраниях опытными преподавателями в старших классах.

В XVIII-XIXвв. профессия учителя стала массовой. Учителя стали занимать штатные должности в школах и училищах. Обязанности учителей часто выполняли люди, знающие науку, но не имеющие специальной подготовки.

В России к концу XVIIIв. появилась мысль о необходимости специальной подготовки педагогов к профессиональной деятельности. В 1779 г. при Московском университете открылась учительская гимназия, готовившая учителей для городских училищ. В 1804 г. она была преобразована в педагогический институт.


В XIXв. в России стали создаваться первые учительские институты, готовившие учителей для средних классов школ.

До революции в России главным образом велась подготовка учителей для начальных школ. Она осуществлялась на начало 1917 г. в 171 учительской семинарии с четырехлетним сроком обучения; находились они в подчинении Министерства народного просвещения. В семинариях преподавали педагогику и методику первоначального обучения общеобразовательным предметам. Учителей для церковно-приходских школ готовили церковно-учительские школы и двухклассные учительские школы, находящиеся в подчинении святейшего Синода. Учителя, не имеющие педагогического образования, могли его получить после сдачи специальных экзаменов.

Учителей начальной школы готовили в педагогических классах 913 женских гимназий, 50 епархиальных училищ и в женском педагогическом институте в Петербурге.

Учителями средних учебных заведений могли быть в России лишь лица, закончившие университеты, некоторые высшие учебные заведения непедагогического профиля и духовные академии. В 60-70 гг. XIXв. были открыты Высшие женские курсы, которые готовили учителей для женских средних учебных заведений и младших классов мужских средних школ.

После революции учительские семинарии были преобразованы в трехлетние педагогические курсы, затем – в педагогические техникумы, бывшие учительские институты – в педагогические институты для подготовки учителей народного образования в старшие классы школы. В 30-е гг. получило распространение вечернее и заочное педагогическое образование.

С середины 80-х гг. ХХ в. в педагогических вузах стали вводиться дополнительные специализации. Стандартами высшего образования предусмотрена подготовка не только учителей-предметников, но и учителей, имеющих вторую педагогическую специальность.

В 90-е гг. часть педагогических институтов была преобразована в педагогические университеты. Подготовка кадров ведется более, чем по 50 специальностям.

В марте 1909 г. в Министерство народного просвещения поступила просьба об открытии в г. Самара учительского института, которое и состоялось 16 октября 1911 г. по указу императора Николая . В сентябре 1917 г. состоялось второе открытие Самарского пединститута. Сейчас в СамГПУ ведется подготовка по 22 специальностям. Число выпускников: 1004 человека очной формы обучения и 561 – заочной, причем их число постоянно растет.