Файл: Резниченко. Введен. в пед. д-сть.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 390

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческие задания

Литература

1.3. Специфика педагогической деятельности

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

1.4. Структура и функции педагогической деятельности

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

1.5. Профессиограмма педагога

Вопросы и задания для самоконтроля

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Глава 3

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческие задания

Литература

5.2. Основы профессиональной ориентации на педагогическую деятельность

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

5.3. Основы самообразовательной работы учителя

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

5.4. Профессиональное самовоспитание учителя

Вопросы и задания для самоконтроля

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

6.2. Мастерство педагогического общения

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

6.3. Педагогическое творчество как важнейший компонент деятельности учителя

Вопросы и задания для самоконтроля

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

7.2. Система педагогического образования Российской Федерации

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

7.3. Специфика обучения студентов в педагогическом вузе

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

7.4. Адаптация к педагогической деятельности

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Литература


Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Какие типы образовательных учреждений для подготовки учителей Вам известны?

  2. Когда в России стали целенаправленно готовить педагогов?

  3. В каком году в Самаре открылся педагогический институт?

Творческое задание

Узнайте, какие учебные заведения города Самары готовят педагогов.

Литература

Леонтьева Т.В.Введение в педагогику. СПб., 1996.

Сластенин В.А.и др. Педагогика. М., 1997.

Педагогика / Под ред. Ю.К.Бабанского. М., 1988.

7.2. Система педагогического образования Российской Федерации

Система высшего педагогического образования представляет собой совокупность:

  • государственных образовательных стандартов высшего педагогического образования и соответствующих образовательных программ;

  • имеющих лицензии высших учебных заведений независимо от их организационно-правовых форм;

  • научных, проектных, культурно-просвети­тельских предприятий, учреждений и организаций, ведущих научные исследования и обеспечивающих функционирование и развитие высшего педагогического образования;

  • органов управления педагогическим образованием.

Целями многоуровневой структуры педагогического образования являются:

  • рассмотрение возможностей учебных заведений в удовлетворении многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества;

  • повышение гибкости общекультурной научной и профессиональной подготовки специалистов в сфере образования с учетом меняющихся потребностей экономики и рынка труда.

Достижение указанных целей может быть осуществлено посредством многоуровневого педагогического образования, реализующегося различными по содержанию и срокам обучения преемственными образовательными программами и обеспечивающего решение следующих задач:

  • для личности: осуществлять индивидуальный выбор содержания и уровня получаемого образования и профессиональной подготовки, удовлетворяющих интеллектуальным, социальным и экономическим потребностям;

  • для общества: получать специалиста в более короткие сроки с затребованными квалификационными параметрами;

  • для преподавательского корпуса: с большей полнотой реализовывать научные и профессионально-педагогические возможности.


Под непрерывным педагогическим образованием понимается не только последовательное прохождение цепочки учреждений педобразования с целью подготовки к конкретной педагогической деятельности, но и реализация индивидуальных образовательных траекторий конкретной личностью с целью удовлетворения ее образовательных потребностей.

В системе педагогического образования России функционирует:

– более 90 педвузов с филиалами;

– более 350 средних педагогических учебных заведений;

– более 40 индустриально-педагогических колледжей;

– около 100 учреждений дополнительного педагогического образования (институты усовершенствования учителей, институты повышения квалификации) с филиалами.

Общий контингент обучающихся в учебных заведениях педагогического профиля России более 500 тысяч человек. Учебный процесс осуществляет около 80 тысяч преподавателей.

Описание системы учреждений педагогического образования целесообразно начинать с описания системы допрофессиональной подготовки, которая имеет следующие цели:

  • помочь вхождению учащихся в педагогическую культуру;

  • сориентировать их на человека как основную ценность;

  • сформировать положительную установку на педагогическую деятельность;

  • раскрыть возможности этой деятельности для творческой самореализации личности;

  • развить интерес к педагогическим профессиям;

  • помочь при осознанном выборе жизненных и профессиональных путей.

К формам допрофессиональной подготовки можно отнести педагогические классы в школах, гимназиях, педагогические лицеи, факультеты довузовской подготовки.

Следующий уровень педагогического образования осуществляется в учебных заведениях, основная задача которых – подготовка кадров для детских дошкольных учреждений и начальной школы. Это педагогические училища.

Основу педагогического образования составляет базовое высшее образование, реализуемое образовательно-профессиональными программами двух уровней.

Первый уровень – общее высшее образование – достигается путем освоения образовательно-профессиональных программ первого уровня в течение двух лет обучения. Оно обеспечивает право личности на продолжение обучения на ступени базового высшего педагогического образования по программам второго уровня. Желающие могут продолжить образование в сфере трудовой деятельности или изменить профессиональную ориентацию.


На базе общего высшего образования в педагогических колледжах может быть реализована программа профессионально-педагогической подготовки (до 18 месяцев), дающая среднее специальное образование. Для желающих в течение непродолжительного периода обучения (3-6 месяцев) может осуществляться подготовка на уровне младшего специалиста (лаборант, помощник учителя, воспитателя).

Второй уровень базового высшего педагогического образования рассчитан на два года обучения и предусматривает реализацию образовательно-профессиональной программы по одному из предметных направлений.

По окончании обучения на втором уровне (всего 4 года), студентам выдается диплом бакалавра. По отдельным направлениям возможно совмещение с программой профессиональной подготовки (3 года).

Для получения квалификации специалиста на основе базового высшего педагогического образования предоставляется возможность в течение года освоить профессиональные программы в соответствии со специальностью, сдать государственные экзамены, защитить квалификационную работу и получить квалификационный сертификат по выбранной специальности.

Полное высшее педагогическое образование основывается на базовом высшем образовании и представляет собой развитие и дифференциацию профессиональных и образовательных программ по направлениям специализации.

Основная цель данной ступени – подготовка педагога-исследователя, ориентированного на сознательную, творческую деятельность.

Продолжительность обучения на уровне полного высшего педагогического образования не менее двух лет на основе четырехлетнего базового высшего образования.

Лицам, получившим полное высшее педагогическое образование, выдается диплом магистра образования по конкретному направлению науки и квалификационный сертификат по избранной специальности, предоставляющий право осуществлять профессиональную деятельность в любых типах образовательных учреждений (школы, лицеи, гимназии, колледжи, вузы).

Образование на этом уровне ориентировано на проведение педагогических исследований с целью научить будущего специалиста правильно оформлять ход и результаты научного поиска. Эта ступень реализуется в университетах.

Вершиной системы педагогического образования РФ является повышение научной квалификации – аспирантура.

Управление системой педагогического образования носит государственно-общественный характер и представлено:


  • ассоциациями педагогических учреждений;

  • советами ректоров педвузов, руководителей учреждений дополнительного педагогического образования, директоров педучилищ и колледжей;

  • учебно-методическими объединениями и советами;

  • ассоциацией педагогических университетов.

Гибкость и вариативность многоуровневой структуры педагогического образования позволяет любому обучающемуся остановить образование по достижении того или иного уровня, а затем продолжить его на следующем уровне в любом вузе аналогичного профиля.