Файл: Резниченко. Введен. в пед. д-сть.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 415

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческие задания

Литература

1.3. Специфика педагогической деятельности

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

1.4. Структура и функции педагогической деятельности

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

1.5. Профессиограмма педагога

Вопросы и задания для самоконтроля

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Глава 3

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческие задания

Литература

5.2. Основы профессиональной ориентации на педагогическую деятельность

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

5.3. Основы самообразовательной работы учителя

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

5.4. Профессиональное самовоспитание учителя

Вопросы и задания для самоконтроля

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

6.2. Мастерство педагогического общения

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

6.3. Педагогическое творчество как важнейший компонент деятельности учителя

Вопросы и задания для самоконтроля

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

7.2. Система педагогического образования Российской Федерации

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

7.3. Специфика обучения студентов в педагогическом вузе

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

7.4. Адаптация к педагогической деятельности

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Что такое профессиональная деятельность?

  2. Что положено в основу классификации профессий Е.А.Климова?

  3. Что включает в себя понятие «профессиональная готовность»?

  4. Что такое профессиограмма?

  5. Объясните понятие «специальность»

Творческие задания

1. Дополните классификационную таблицу примерами различных профессий.

2. Составьте формулы пяти любых профессий.

3. Какие ещё профессии, осуществляемые в условиях повышенной моральной ответственности, вы знаете?

Литература

Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. М.: Знания, 1986.

Климов Е.А.Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990.

Психологические характеристики профессии / Сост. Ф.И.Иващенко, В.А.Карпич. Минск, 1979.

Прощицкая Е.Н.Выбирайте профессию: Учебн. пос. для учащихся старших классов средней школы. М., 1991.

1.3. Специфика педагогической деятельности

Особый вид профессиональной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению социальных работ в обществе называется, педагогической деятельностью.

Корни педагогической деятельности уходят в глубокую древность. Потребность человека в таком виде деятельности была обусловлена необходимостью сохранить род. Передача взрослыми ребенку необходимых знаний об окружающем мире, обучение необходимым для дальнейшей жизни умениям явилось прообразом педагогической деятельности, ставшей впоследствии делом специально подготовленных людей. В примитивном обществе не было человека, который учил и воспитывал. Педагогическая деятельность носила коллективный, обезличенный характер.

В то же время возникла потребность в специализированном обучении и воспитании. Появились люди, которые знали дело лучше других – мастера, владеющие секретами, тайнами, основами дела. Возник феномен учительства, т.е. особые отношения, благодаря которым опыт, знания, мудрость учителя переходят к ученику.

Чем больше человек познавал окружающий мир, тем больше появлялось мастеров-учителей, способных передавать свои знания и опыт ученикам.


Становление педагогической деятельности как профессиональной, требующей владения специальными знаниями и умениями связано с возникновением письменности. На смену устному преданию, а также наблюдениям за действиями мастера приходит письменная форма закрепления знаний. Выделилась специальная сословно-кастовая группа людей, владеющая письменностью и умеющая передавать ученикам это универсальное средство сохранения культурных ценностей. Появились люди умственного труда, жизненным призванием которых стала педагогическая деятельность.

Отделение обучения от других видов деятельности связано с возникновением места, где учат и учатся – школы.

В античной Греции (VI-IVвв. до н.э.) образованность считалась достоинством свободного гражданина. До поступления в школу за детьми присматривал специальный раб – педагог (буквально – поводырь). Отсюда и буквальное значение слова педагогика – детовождение. В слове «педагог» есть прямое значение, связанное со специальным делом – вести, сопровождать ребенка, и специальное значение, связанное с выделением особого вида деятельности, обеспечивающей введение ребенка во взрослую жизнь, для которой он должен быть специально обучен и воспитан.

История появления понятия моложе, чем история явления им обозначаемого, смысл которого заложен во взаимоотношениях человеческих поколений, в развивающемся отношении людей к знаниям и опыту как величайшей ценности, которую надо сберечь и передать другим.

Помимо секретов грамотности учителя передают ученикам и отношение к познанию либо как к тяжкому, безрадостному труду, сопровождаемому страхом и ужасом перед наказанием, либо как к интересному и увлекательному процессу познания нового, интересного, красивого. Это обстоятельство и определяет специфику педагогического труда. Прежде всего, специфична цель, определяемая обществом, его потребностями и характером взаимоотношений между людьми. Именно существующая формация определяет содержание обучения и отношение к изучаемым явлениям, а также выдвигает требования к личности и подготовке педагога.

Цели, преподносимые ученикам должны стать их собственными целями, иначе учение превращается в бессмысленный и тяжелый труд. Мастерство педагога направлено на сближение общественной и личной цели ученика.

Чем младше воспитанник, тем чаще он живет сиюминутными потребностями и заботами. Педагог организует деятельность, цели которой объективируются в будущем ученика. В этом основная сложность педагогического труда – сделать перспективу значимой для ребенка, близкой и понятной ему.


Специфичен объект педагогической деятельности. Ребенок с его сложным и многогранным внутренним миром постоянно меняется и побуждает перестраивать взаимоотношения в процессе обучения, видоизменять мотивы и цели работы. На ребенка влияет и окружающая среда. Педагог не может не учитывать ее формирующее воздействие. Следовательно, объект педагогического процесса – это ещё и субъект, который принимает участие в его конструировании.

Специфика субъекта педагогической деятельности в том, что учитель – основной инструмент процесса. Его личные качества, опыт, внешность, манеры, поведение – все воздействует на обучаемых.

Совместный характер педагогической деятельности предполагает необходимость высокого уровня подготовки учителя и его постоянного совершенствования.


Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Определите понятие «педагогическая деятельность».

  2. В чем историческое значение педагогической деятельности?

  3. Объясните специфику педагогической деятельности.

Творческое задание

Подберите пословицы и поговорки о высоком значении учителя и педагогической деятельности.

Литература

Введение в специальность / Под ред. Л.И.Рувинского. М., 1988.

Каминская М.В. Природа педагогической деятельности. Рига: Эксперимент, 2002.

Некоторые вопросы психологии учителя // Крутецкий В.А. Психология. М., 1986.

Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А.Зя­зюна. М., 1989.

1.4. Структура и функции педагогической деятельности

Таблица 1.4.1. Педагогическая деятельность имеет свою структуру, в которой выделяют пять компонентов

Компоненты педагогической деятельности

Конструктивный

Организационный

Коммуникативный

Исследовательский

Контрольно-оценочный

Содержательная функция

Информационная функция

Перцептивная функция

Аналитическая функция

Оперативная функция

Развивающая функция

Коммуникативно-операциональная функция

Прогностическая функция

Материальная функция

Ориентационная функция

Собственно коммуникативная

Проективная функция

Мобилизационная функция

Интерактивная

Информационная

Социально-перцептивная

Презентивная

Аффективная


Все эти компоненты можно отнести к общетрудовым, но их содержание конкретизируется на этапе реализации педагогического процесса.

Конструктивная деятельность предполагает отбор и композицию учебного материала, планирование и построение педагогического процесса (содержательная функция); планирование своих действий и действий учащихся (оперативная функция); проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса (материальная функция).

Организаторская деятельностьпредполагает выполнение системы действий, направлены на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива, организацию совместной деятельности.

Коммуникативная деятельность предполагает установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, педагогами школы, представителями общественности, родителями.

Перцептивная деятельностьнаправлена на проникновение во внутренний мир человека.

Коммуникативно-операциональная– предполагает активное использование средств педагогической техники.

Собственно коммуникативнаяфункциянаправлена на установление педагогически целесообразных отношений.

Исследовательская деятельность предполагает научный подход к педагогическим явлениям, владение умениями эвристического поиска и методами научно-педагогического исследования, в том числе анализа собственного опыта и опыта других учителей.

Контрольно-оценочный(рефлексивный) компонент предполагает организацию «обратной связи», позволяющей своевременно получать информацию о соответствии полученных результатов планировавшимся задачам.

В зависимости от наличия подготовки к выполнению вышеперечисленных функций педагогическую деятельность делят на профессиональную и непрофессиональную.

Непрофессиональная педагогическая деятельность – тип педагогической деятельности, осуществляемой без специальной профессиональной подготовки. В этом случае залогом успеха является духовное единство воспитателя и воспитанника. Как правило, непрофессиональной педагогической деятельностью занимаются родители. В большинстве случаев они не используют научные педагогические теории и системы, не используют программ и конспектов занятий. Тем не менее, благодаря глубокой духовной связи общение детей и родителей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом.