ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 399
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
1.3. Специфика педагогической деятельности
Вопросы и задания для самоконтроля
1.4. Структура и функции педагогической деятельности
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
5.2. Основы профессиональной ориентации на педагогическую деятельность
Вопросы и задания для самоконтроля
5.3. Основы самообразовательной работы учителя
Вопросы и задания для самоконтроля
5.4. Профессиональное самовоспитание учителя
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
6.2. Мастерство педагогического общения
Вопросы и задания для самоконтроля
6.3. Педагогическое творчество как важнейший компонент деятельности учителя
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
7.2. Система педагогического образования Российской Федерации
Вопросы и задания для самоконтроля
7.3. Специфика обучения студентов в педагогическом вузе
Вопросы и задания для самоконтроля
7.4. Адаптация к педагогической деятельности
Вопросы и задания для самоконтроля
Раскройте сущность педагогического мастерства.
Перечислите элементы профессионально-педагогического характера педагога-мастера.
Какие элементы мастерства педагога вы знаете?
Назовите факторы, влияющие на становление педагога-мастера.
Перечислите этапы пути становления педагога-профессионала.
Творческое задание
Охарактеризуйте деятельность известного вам педагога мастера.
Литература
Азаров Ю.П.Искусство воспитывать. М., 1985.
Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А.Зязюна. М., 1989.
Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Под ред. Л.К.Гребенкиной, Л.А.Байковой. М., 2001.
6.2. Мастерство педагогического общения
Педагогическая деятельность по своей сути является деятельностью совместной и строится по законам общения.
Общение – неотъемлемый элемент труда учителя, который предполагает:
а) знание основ педагогики общения;
б) владение умением организовывать общение, управлять им, как собственным психическим состоянием;
в) сформированность определённых нравственно-личностных качеств педагога.
В.А.Кан-Калик и Н.Д.Никандров подчёркивали, что содержанием педагогического общения является «обмен информацией, познание личности и оказание воспитательного воздействия».
Традиционно в общении выделяют три взаимосвязанных функции: коммуникативную (обмен информацией), перцептивную (восприятие и познание людьми друг друга), интерактивную (организация и регуляция совместной деятельности).
Коммуникативная функция – это, прежде всего, обмен информацией.
Учитель-мастер может обеспечить положительную мотивацию при передаче информации, её понимание и принятие воспитанниками, привлекает внимание и вызывает интерес к теме общения.
Как правило, педагог передаёт информацию вербальными (речевыми) и невербальными средствами (выражением глаз, мимикой, голосом, движением рук).
Речь учителя может быть развлекательной, где главное – занимательность, интерес, поддержание внимания; информационной, которая даёт новое представление о предмете; воодушевляющей, обращенной к чувствам, эмоциям человека; убеждающей, которая предлагает логическими аргументами доказать или опровергнуть какое-либо положение; призывающей к действию.
К речи педагога-мастера предъявляется ряд требований:
правильность (соответствие литературно-языковым нормам);
точность (употребление слов и выражений в свойственных им значениях);
ясность, простота, доступность, логичность;
богатство (разнообразие используемых языковых средств);
образность, эмоциональность.
Речь выражает отношение педагога к содержанию информации и к тому, с кем он общается, поэтому важна эмоциональная сторона речи: интонация, темп, дикция, сила, паузы. С их помощью можно сосредоточить внимание детей, подчеркнуть важность задания, выразить позитивное или негативное отношение к информации, к результату деятельности, выразить удивление, радость, сомнение.
Важная сторона общения педагога-мастера – умение слушать. Оно проявляется в уважении отвечающего, сосредоточенности на сути разговора, в умении поддержать говорящего, обратиться за уточнениями.
Перцептивная функция общения – это функция, подразумевающая умение проникнуть во внутреннее душевное состояние, понять мотивы действий, поступков, переживаний собеседника.
Механизмом понимания личностного своеобразия воспитанника является педагогическая эмпатия. Эмпатия – это постижение эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания и сочувствия. Педагогическая эмпатия проявляется в умении воспитателя мысленно поставить себя на место воспитанника, проникнуться его психическим состоянием, понять, сопереживать. Это возможно, если педагог хорошо знает самого себя, способен объективно анализировать свои мысли, переживания, действия, отношения с людьми, т.е. если у него развита рефлексия. Педагог-мастер, владеющий рефлексией и эмпатийно воспринимающий, понимающий и правильно оценивающий воспитанника, может успешно прогнозировать, корректировать учебно-воспитательные взаимоотношения, управлять ими.
Важной функцией общения является интерактивная функция (организация и регуляция совместной деятельности).
Продуманное общение определяет эффективность разнообразных видов деятельности на уроке, успешность тренировки, творческого внеклассного дела, обеспечивает положительный результат взаимодействия. Общение выступает как предпосылка, настрой к деятельности, формирует положительную установку на совместные действия. В общении выясняется, зачем и почему воспитанники должны включаться в деятельность. При этом педагог предлагает цель учащимся, совместно ее определяет, стремиться к тому, чтобы цель деятельности была понята и внутренне принята детьми.
Общение при организации деятельности стимулирует, координирует, упорядочивает процесс, создаёт эмоциональную атмосферу, способствует формированию положительных отношений.
При завершении деятельности, при подведении итогов важно сочетать оценку и самооценку совместных действий, прогнозировать деятельность воспитанников и педагога.
Педагогическое общение обогащает субъектов, участвующих в ней.
Педагог-мастер чётко определяет позицию воспитанников и свою личную, учитывает индивидуальные особенности, уровень развития учащихся и меры актуализации личностного потенциала.
Эффективность педагогической деятельности во многом зависит от стиля общения педагога с воспитанниками.
Стиль – это совокупность приемов, способов работы, а также характерная манера поведения человека. Стилевые особенности педагогического общения зависит от мастерства педагога и его индивидуальных особенностей, а также от спецификации ученического коллектива.
В.А.Кан-Каликом дана характеристика стилей общения.
1. Общение на основе увлеченности совместной деятельностью предполагает содружество, совместную заинтересованность и сотворчество. Главное для стиля – единство высокого уровня компетентности педагога и его нравственных установок.
2. Эффективен стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Он проявляется в искреннем интересе к личности воспитанника, к коллективу, в стремлении понять мотивы деятельности и поведения ребенка, в открытости контактов. Этот стиль стимулирует увлеченность совместной деятельностью.
3. В системе взаимоотношений педагогов и учащихся распространен стиль «общение-дистанция». Начинающие педагоги часто используют его для самоутверждения. Дистанция, несомненно, существует, но чем естественнее для учащегося роль учителя, тем органичнее для него дистанция в отношениях с педагогом.
К негативным стилям общения относят:
а) общение-устрашение, которое строится на жестокой регламентации деятельности, на страхе, диктате;
б) общение-заигрывание, основанное на желании нравиться воспитанникам, завоевать авторитет; этот стиль избирается педагогами в силу отсутствия опыта профессиональной деятельности;
в) общение-превосходство, которое характеризуется желанием педагога возвыситься над воспитанниками; он поглощен собой, не чувствует учащихся, отстранен от детей.
Отрицательные стили общения ориентированы на субъект-объектные отношения, тогда как педагог-мастер ориентирован на объект-объектные отношения с детьми.
Знания компонентов эффективной коммуникации является базисом искусства общения. Творчество педагога в использовании научных основ общения с учетом личностных качеств и есть искусство.
Искусство общения лежит в основе профессионального успеха и обусловлено развитием у педагога комплекса умений: управлять своим поведением, своими чувствами, наблюдать, переключать внимание, понимать и учитывать душевное состояние воспитанников, мотивы их действий, поступков, оценок, «читать по лицу», подать себя в общении с другими, устанавливать речевой и неречевой контакт с учащимися.
Искусству общения надо учиться, но нельзя научить человека приемам общения, если он не чувствует себя педагогом, если он не любит детей и не любит профессию.
Вопросы и задания для самоконтроля
В чем сущность педагогического общения?
Перечислите функции общения.
Назовите средства общения.
Какие стили общения вы знаете?
Из чего слагается искусство педагогического общения?
Творческое задание
Опишите школьные ситуации, характеризующие учителей разного стиля общения.
Литература
Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.
Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Минск, 1998.
Самоукина И.В.Игры, в которые играют. Дубна, 1996.
6.3. Педагогическое творчество как важнейший компонент деятельности учителя
Педагогическое творчество определяется как деятельность, отличающаяся качественно новыми подходами к организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении и формирующая высоко эрудированного, творчески мыслящего человека. Главными признаками педагогического творчества является:
создание нового или существенное усовершенствование известного;
оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;
взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидания, то есть творческий человек постоянно работает над собой, над созданием нового.
Творческий педагог – это прежде всего исследователь, обладающий следующими личностными качествами: научным психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, исследовательской смелостью, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, потребностью в профессиональном самовоспитании, разумным использованием передового педагогического опыта. Все эти качества характеризуют готовность учителя к организации профессионально-творческой деятельности.
Исследователи проблемы творчества под готовностью педагога к организации творческой деятельности понимают:
осознание педагогом своей творческой индивидуальности, наличие творческой активности и самостоятельности;
потребность в творческом взаимодействии с учащимися;
наличие знаний, умений, навыков и опыта организации процесса познания, труда, общения как творческой деятельности.