Файл: Резниченко. Введен. в пед. д-сть.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 393

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческие задания

Литература

1.3. Специфика педагогической деятельности

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

1.4. Структура и функции педагогической деятельности

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

1.5. Профессиограмма педагога

Вопросы и задания для самоконтроля

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Глава 3

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческие задания

Литература

5.2. Основы профессиональной ориентации на педагогическую деятельность

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

5.3. Основы самообразовательной работы учителя

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

5.4. Профессиональное самовоспитание учителя

Вопросы и задания для самоконтроля

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

6.2. Мастерство педагогического общения

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

6.3. Педагогическое творчество как важнейший компонент деятельности учителя

Вопросы и задания для самоконтроля

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

7.2. Система педагогического образования Российской Федерации

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

7.3. Специфика обучения студентов в педагогическом вузе

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

7.4. Адаптация к педагогической деятельности

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Какие знания необходимы педагогу для успешной профессиональной деятельности?

  2. Перечислите группы теоретических умений педагога.

  3. Дайте определение понятия «педагогическое явление».

  4. На какие три взаимосвязанные группы можно разделить прогностические умения?

  5. Что включают в себя проективные умения педагога?

  6. Определите понятие «рефлексия педагога».

Творческое задание

Составьте «рефлексивную карту», включающую краткую характеристику Ваших положительных и отрицательных качеств с вашей точки зрения, и с точки зрения коллег. Сверьте результаты, предложив проанализировать их в группе.

Литература

Введение в педагогическую деятельность. М., 2000.

Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: Учебн. пос. для студентов педагогических учебных заведений. М., 1999.

Сластенин В.А. и др. Педагогика. М., 1997.

4.3. Практическая готовность педагога к профессиональной деятельности

Практическая готовность педагога выражается во внешних умениях, т.е. действиях, которые можно наблюдать. К ним относятся организаторские, коммуникативные и прикладные умения.

Организаторская деятельностьобеспечивает включение учащихся в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива, превращает их из объектов в субъекты воспитания. К организаторским умениям относят мобилизационные, информационные, развивающие и ориентационные умения.

Мобилизационные умениянаправлены на:

  1. привлечение внимания учащихся и развитие у них устойчивых интересов к учению;

  2. формирование потребности в знаниях;

  3. формирование учебных навыков и обучение приемам научной организации учебной деятельности;

  4. формирование у учащихся активного, самостоятельного и творческого отношения к явлениям окружающей действительности через применение в проблемных ситуациях, организуемых учителем или возникающих спонтанно, получаемых в школе знаний и собственного жизненного опыта;

  5. разумное использование системы методов поощрения и наказания, создание атмосферы сопереживания.


Информационные умениясвязаны не только с непосредственным изложением учебного материала, но и с методами его получения и обработки. Это умения и навыки работы с печатными источниками и библиографией, умение добывать информацию из других источников и перерабатывать ее применительно к целям и задачам образовательного процесса.

Развивающие уменияпредполагают:

  1. определение «зоны ближайшего развития» (Л.С.Выготский) отдельных учащихся, класса в целом;

  2. стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления, потребности в установлении логических и функциональных отношений;

  3. формирование и постановку вопросов, требующих применения усвоенных ранее знаний;

  4. создание условий для развития индивидуальных особенностей учеников, осуществление в этих целях индивидуального подхода.

Ориентационные умениянаправлены на:

  1. формирование морально-ценностных установок и научного мировоззрения воспитанников;

  2. привитие устойчивого интереса к учебной деятельности и науке, к производству и профессиональной деятельности, соответствующей личным склонностям и возможностям детей;

  3. организацию совместной творческой деятельности, имеющей своей целью развитие социально значимых качеств личности.

Коммуникативные умения– это взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно навыков общения (вербального) и умений и навыков педагогической техники.

Перцептивные умения,проявляясь на начальном этапе общения, сводятся к наиболее общему умению понимать других. Для этого необходимо знание ценностных ориентаций другого человека, которые находят выражение в его идеалах, потребностях и интересах, в уровне притязаний. Необходимо знать имеющиеся у ученика представления о себе.

К перцептивным умениям относятся:

  1. восприятие и адекватная интерпретация информации о сигналах от партнера по общению, получаемых в ходе совместной деятельности;

  2. глубокое проникновение в личностную суть других людей;

  3. выявление индивидуального своеобразия человека;

  4. определение на основе быстрой оценки внешних характеристик человека и манер поведения внутреннего мира, направленности и возможных будущих действий человека;

  5. определение того, к какому типу личности и темперамента относится человек;

  6. улавливание по незначительным признакам характера переживаний, состояния человека, его причастности или непричастности к тем или иным событиям;

  7. нахождение в действиях и иных проявлениях человека признаков, отличающих его от других и самого себя в сходных обстоятельствах в прошлом;

  8. нахождение главного в другом человеке, правильное определение его отношения к социальным ценностям, учитывание в поведении людей «поправки» на воспринимающего, противостояние стереотипам восприятия другого человека (идеализация и пр.).


Умение педагогического общениясвязано с осуществлением коммуникативной атаки, т.е. привлечения к себе внимания четырьмя способами:

  1. речевой вариант (вербальное обращение к учащемуся);

  2. пауза с активным внутренним общением (требование внимания);

  3. двигательно-знаковый вариант (демонстрация таблиц, наглядных пособий, запись на доске);

  4. смешанный вариант.

Для эффективной передачи информации необходимо установить психологический контакт с классом, т.е.:

– создать обстановку коллективного поиска, совместной творческой деятельности;

– вызвать настроенность воспитанников на общение с педагогом и его предметом преподавания.

Управление общением предполагает умение органично и последовательно действовать в публичной обстановке:

  1. организовывать совместную с учащимися творческую деятельность;

  2. целенаправленно поддерживать общение введением элементов беседы, риторических вопросов;

  3. распределять свое внимание и поддерживать его устойчивость;

  4. выбирать по отношению к классу и отдельным учащимся оптимальный способ поведения, который бы обеспечивал их готовность к восприятию информации, помогая снимать психологический барьер возраста и опыта, приближая ученика к учителю;

  5. анализировать поступки воспитанников, видеть за поступками мотивы, которыми они руководствуются, определять поведение воспитанников в различных ситуациях;

  6. создавать опыт эмоциональных переживаний учащихся, обеспечивать атмосферу благополучия в классе.

Установление эмоциональной обратной связи в процессе общения достигается через умения:

  1. по поведению учащихся, по их глазам и лицам улавливать общий психологический настрой класса;

  2. чувствовать в процессе общения наступление момента изменения эмоционального состояния учащихся, их готовности работать;

  3. своевременно видеть отстранение отдельных учащихся от общей деятельности.

Педагогическая техникапредставляет собой совокупность следующих умений и навыков:

    1. выбор правильного стиля и тона общения;

    2. управление вниманием;

    3. чувство темпа;

    4. развитие культуры речи учителя (владение словом, правильная дикция, правильное дыхание, мимика, жесты);

    5. управление своим телом, снятие мышечного напряжения в ходе образовательного процесса;

    6. регулирование своего психического состояния (умение вызвать «по заказу» чувство удивления, радости, гнева и т.п.);

    7. владение техникой интонирования для выражения разных чувств;

    8. умение располагать к себе собеседника;

    9. умение образно передавать информацию;


10) актерско-режиссерские умения.

Для успешного осуществления деятельности важно, чтобы учитель в совершенстве владел хотя бы одним из обширной группы прикладных умений:художественных (пение, рисование, игра на музыкальных инструментах), организаторских (массовик-затейник, тренер какого-либо вида спорта, турист-инструктор, руководитель кружка и пр.).

Педагогические навыкивыражаются в автоматическом выполнении действий, необходимых для эффективного педагогического труда. К ним относятся:

  1. выразительная речь;

  2. грамотное красивое письмо;

  3. выразительное чтение;

  4. точный и быстрый счет;

  5. общение, в том числе целесообразные движения, мимика, жесты;

  6. демонстрация разнообразных предметов;

  7. работа с книгой, учебником, пособиями, газетами;

  8. библиографические навыки;

  9. использование планов и записей;

  10. распределение внимания;

  11. владение простейшими орудиями труда;

  12. использование технических средств обучения.

Чем больше педагогических умений преобразовано в педагогический навык, тем выше мастерство учителя, тем больше возможностей для проявления педагогического творчества.


Вопросы и задания для самоконтроля

  1. В чем сущность организаторской педагогической деятельности?

  2. Определите понятие «перцептивные умения».

  3. Перечислите способы привлечения к себе внимания.

  4. Что включает в себя педагогическая техника?

  5. Какими прикладными умениями должен владеть учитель?

  6. Укажите педагогические навыки, необходимые для осуществления эффективной педагогической деятельности.

Творческое задание

Составьте схему, отражающую компоненты практической готовности учителя к педагогической деятельности.

Литература

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.

Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учебн. пос. для студентов высш. пед. учебн. завед. М., 2001.

Питюнов В.Ю. Основы педагогической технологии. М., 1997.

Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А.Сластенина. М., 1993.

Глава 5

Профессиональное становление личности педагога

5.1. Мотивы выбора педагогической профессии

Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие личности с её индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, а также со специальностью, которая предъявляет к личности ряд требований. При правильном выборе профессии индивидуальные особенности выпускника школы в целом совпадают с требованиями профессии.

Ученый Е.А.Климов указал восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор.

  1. Позиция старших, семьи.

  2. Позиция сверстников.

  3. Позиция школьного педагогического коллектива.

  4. Личные профессиональные и жизненные планы.

  5. Способности и их проявления.

  6. Притязания на общественное признание.

  7. Информированность о той или иной деятельности.

  8. Склонности личности.

Мотивы можно разделить на внешние и внутренние.

Внутренние мотивы – это общественная и личная значимость профессии; удовлетворение, которое приносит работа, благодаря её творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека. Благодаря ей он трудится с удовольствием, без внешнего давления.