Файл: Резниченко. Введен. в пед. д-сть.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 412

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческие задания

Литература

1.3. Специфика педагогической деятельности

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

1.4. Структура и функции педагогической деятельности

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

1.5. Профессиограмма педагога

Вопросы и задания для самоконтроля

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Глава 3

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческие задания

Литература

5.2. Основы профессиональной ориентации на педагогическую деятельность

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

5.3. Основы самообразовательной работы учителя

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

5.4. Профессиональное самовоспитание учителя

Вопросы и задания для самоконтроля

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

6.2. Мастерство педагогического общения

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

6.3. Педагогическое творчество как важнейший компонент деятельности учителя

Вопросы и задания для самоконтроля

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

7.2. Система педагогического образования Российской Федерации

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

7.3. Специфика обучения студентов в педагогическом вузе

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

7.4. Адаптация к педагогической деятельности

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Определите понятие «профессиограмма педагога».

  2. Какие компоненты профессиограммы Вы можете выделить?

  3. Каковы пути развития профессионализма педагога?

  4. С чем связано развитие профессиональной компетентности педагога?

Творческое задание

Проведите анализ факторов личного профессионального развития.

Литература

1. Методические рекомендации к профессиограмме современного учителя / Под ред. Г.А.Бордовского. Л., 1987.

2. Педагогическое образование России: Сборник нормативных документов. М.: МОРФ, 1996.

3. Учитель: крупным планом / Под ред. С.Г.Верш­ловского. СПб., 1994.

Глава 2

Объективные характеристики профессиональной педагогической деятельности

2.1. Система отечественного образования: стратегия развития

В начале ХХI столетия человечество осознает себя единым целым: формируется всемирное хозяйство, развивается наука, информационные средства и системы связи. Одна из важнейших особенностей современного мира – понимание универсальной общечеловеческой миссии образования. Важное место в педагогике занимает проблема гармонизации систем образования, сотрудничества различных образовательных программ. Международными органами образования проводится работа по унификации педагогической терминологии и параметров национальной статистики образования. Группа экспертов Европейского Сообщества выработала педагогические рекомендации, создала модель образовательного учреждения для европейских стран.

Тем не менее, игнорирование национального образования может привести к созданию искусственных образовательных конструкций.

Проблемы национального самоопределения малых народностей Европы не могут не учитываться. Перед представителями науки стоит задача нового определения культуры, нового понимания этнокультурных потребностей и новой концепции образования.

В истории отечественного образования конец второго тысячелетия ознаменовался разработкой Национальной доктрины образования с учетом существующей модели образовательных учреждений для европейских стран.

В конце ХХ столетия человек был определен как мера и ведущий фактор развития общества по пути прогресса, а гуманизм – как основной признак и критерий общественного прогресса.


Гуманизм – это совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил; в основе гуманизма лежат принципы равенства, справедливости, человечности отношений.

В современном мире на новом уровне осознается необходимость воспитания ребенка в духе вечных человеческих ценностей: бескорыстной помощи людям, милосердия, честности, уважения старших, заботы о детях и стариках, трудолюбия, миролюбия, нестяжательства, моральной чистоты, целомудрия, так как эти качества определяют меру человеческого в каждом человеке.

Всемирный совет по сравнительной педагогике предлагает такие положения:

  1. воспитание толерантного отношения к иным людям, расам, религиям, социальным устройствам;

  2. воспитание персональных нравственных качеств;

  3. воспитание навыков сосуществования с людьми – представителями иной расы, языка, религии, этноса;

  4. воспитание чувства сострадания и готовности помочь другим людям;

  5. воспитание во имя мира.

В деле воспитания огромно значение личности учителя, воспитателя, наставника. Возрастает значение обогащения общекультурной составляющей в образовании учителей.

В каждой стране проблемы воспитания рассматриваются с учетом собственных задач и приоритетов.

В обновленной программе воспитания, представленной в официальных документах Министерства образования России, перед школой поставлена цель – содействовать духовному обновлению общества. Отказываясь от авторитарного догматического воспитания, отечественная школа должна обеспечить персональное внимание к учащимся, привить им идеалы демократии, уважения прав и свобод человека, навыки самоуправления и высокие нравственные качества.

В 1996 г. был утвержден текст нового Закона РФ «Об образовании». Согласно ему были определены принципы государственной политики в области образования.

  1. Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни, здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

  2. Единство сфер культурного и образовательного пространства. Защита и развитие систем образования национальных культур, региональных культурных традиций в условиях многонационального государства.

  3. Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

  4. Светский характер образования в государственных и муниципальных учреждениях.

  5. Свобода и плюрализм в образовании.

  6. Демократический государственно-общественный характер управления образованием.


Перед современной школой стоит задача из трех составляющих:

  1. соответствовать современным представлениям о функциональной грамотности;

  2. обеспечивать потребности неповторимого самоопределения личности;

  3. позволять личности осваивать базовые основы культуры и продолжать обучение на следующих ступенях.

При этом образование должно быть личностно-ориентированным, т.е. приниматься любой личностью. Утверждение новых ориентиров должно способствовать становлению нового стиля взаимоотношений учителя и учащихся.

Наиболее характерными чертами такого стиля являются:

  1. реализация идеи личностно-ориентированного подхода в обучении;

  2. постепенный переход от групповых форм обучения к индивидуальным;

  3. педагогические требования к учащимся от прямых все больше облекаются в форму косвенных (совет, просьба, предложение);

  4. деловые взаимоотношения с учащимися эмоционально окрашены;

  5. деловая коммуникативная деятельность сопровождается постоянным контролем;

  6. оказание помощи ученику в его саморазвитии через воспитание культуры отношения человека к самому себе, людям, природе.

Готовясь к профессиональной деятельности, учителю необходимо:

  1. опираться на мировой опыт развития образования;

  2. учитывать национальные особенности развития образования;

  3. уметь работать в единой информационной среде, использовать в учебном процессе новые информационные технологии.

Быть профессионально компетентным с точки зрения современных требований означает:

1) быть творческой личностью;

2) обладать высоким уровнем интеллигентности и духовности;

3) осуществлять непрерывное самообразование.


Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Перечислите основные тенденции развития мировой образовательной системы.

  2. Назовите принципы государственной политики РФ в области образования.

  3. Каковы основные требования к учителю, определяемые современным уровнем развития общества.

Творческое задание

Попробуйте спрогнозировать требования к учителю со стороны общества через 20, 30 лет.

Литература

Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М., 1999.

Образование: будущее России и человечества. Проблемы становления системы наук и теорий об образовании / Под ред. А.И.Субетто, В.А.Щеголева. СПб., 1993.

Суд над системой образования: стратегия на будущее / Под ред. У.Д.Джонстона. М., 1991.

2.2. Требования государственного стандарта к профессиональной компетентности педагога

Государственный стандарт – базовый нормативный документ, определяющий структуру и содержание высшего педагогического образования и создающий основы для обеспечения необходимого качества обучения, поддержания единого образовательного пространства на всей территории России. Разработка Государственного образовательного стандарта высшего педагогического образования осуществляется на основе Закона РФ «Об образовании». При разработке Министерство руководствуется государственной образовательной политикой, основными направлениями Федеральной программы развития образования, личностно-ориентированной концепцией развития педагогического образования.

Стандартом предусмотрены различные по нормативным срокам обучения, содержанию и назначению профессиональные образовательные программы. В образовательном стандарте представлена квалификационная характеристика выпускника педагогического вуза, требования к уровню подготовки специалиста, которые включают:

  1. осознание личностной и социальной значимости своей профессии;

  2. обладание целостным представлением об образовании как особой социокультурной практике, обеспечивающей передачу культуры от поколения к поколению и выступающей как контекст становления личности;

  3. обладание научно-гуманистическим мировоззрением;

  4. знание основных закономерностей природы и общества;

  5. владение системой знаний и представлений о человеке как существе духовном, как личности и индивидуальности;

  6. знание основ конституции РФ, этических и правовых норм, регулирующих отношения человека к человеку, окружающей среде;

  7. умение учитывать их при подготовке социальных проектов;

  8. владение системой знаний о взаимосвязях физического, психического и социального здоровья человека и общества;

  9. знание форм и методов научного познания и их эволюции, владение различными способами познания и освоения окружающего мира, понимание роли науки в развитии общества;

  10. владение профессиональным языком предметной области знания, умение корректно выражать и аргументировано обосновывать положения предметной области знания;

  11. знание концептуальных основ и принципов экологического образования,

  12. владение современными методами поиска, обработки и использования информации;

  13. способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к пересмотру собственных позиций, выбору новых форм и методов работы;

  14. обладание организационно-деятельностными умениями, необходимыми для самоанализа, развития своих творческих способностей и повышения квалификации;

  15. умение строить взаимоотношения с коллегами; находить, принимать и реализовывать управленческие решения в своей профессиональной деятельности;

  16. обладание культурой мышления, речи, общения;

  17. способность к проектной деятельности на основе системного подхода;

  18. психологическая и методическая подготовленность к работе в поли- и междисциплинарных областях знаний.


В стандарте указаны основные требования к образовательной программе подготовки учителя, которая включает учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик. Основная образовательная программа состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору содержательно дополняют дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

Основная образовательная программа предусматривает изучение следующих циклов дисциплин: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, общие математические и естественнонаучные дисциплины, общепрофессиональные дисциплины, дисциплины предметной подготовки, дисциплины дополнительной специальности, факультативы, а также итоговую государственную аттестацию.

Подготовка учителя при очной форме обучения в педагогическом вузе занимает, как правило, 260 недель, включая теоретическое обучение, научно-исследовательскую работу, практикумы, экзаменационные сессии, практики по основной и дополнительной специальности, подготовку и защиту квалификационной работы, каникулы.

Стандарт разрабатывается учебно-методическим объединением высших учебных заведений РФ по педагогическому образованию.

В настоящее время интенсивно идет процесс гуманитаризации образования: предусмотрено углубленное изучение истории и мировой культуры, определена гуманитарная составляющая в подготовке педагогов независимо от их специальности.

Важной задачей системы педагогического образования является его информатизация, обеспечивающая разработку и внедрение в учебный и научный процессы учреждений педагогического образования информационных технологий, как в подготовке педагогических кадров различных специальностей, так и в их переподготовке и повышении квалификации.