ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 416
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
1.3. Специфика педагогической деятельности
Вопросы и задания для самоконтроля
1.4. Структура и функции педагогической деятельности
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
5.2. Основы профессиональной ориентации на педагогическую деятельность
Вопросы и задания для самоконтроля
5.3. Основы самообразовательной работы учителя
Вопросы и задания для самоконтроля
5.4. Профессиональное самовоспитание учителя
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
6.2. Мастерство педагогического общения
Вопросы и задания для самоконтроля
6.3. Педагогическое творчество как важнейший компонент деятельности учителя
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
7.2. Система педагогического образования Российской Федерации
Вопросы и задания для самоконтроля
7.3. Специфика обучения студентов в педагогическом вузе
Вопросы и задания для самоконтроля
7.4. Адаптация к педагогической деятельности
4) создаются условия для самореализации человека в системе общественных отношений;
5) происходит научное познание окружающего мира, самопознание и саморазвитие;
6) осуществляется преобразование окружающего мира.
Деятельность характеризуется
– предметностью.Она подчиняется и уподобляется свойствам и отношениям преобразуемого в процессе деятельности объективного мира;
– социальностью. Деятельность человека всегда носит общественный характер, побуждающий людей к обмену ее продуктами, информацией, к согласованию индивидуальных целей и планов, к взаимопониманию;
– сознательностью.В процессе организации и осуществления деятельности сознание выполняет разнообразные функции: информационную, ориентирующую, целеполагающую, мотивационно-побудительную, регулирующую и контролирующую.
Структура деятельности представлена в схеме выдающегося психолога А.Н.Леонтьева (Схема 1.1.1).
Схема 1.1.1. Структура человеческой деятельности (по А.Н.Леонтьеву)
Потребность |
|
Задача |
Мотив |
|
Цель |
|
Условия |
|
|
|
|
|
Деятельность |
|
Действие |
|
Операция |
Эффективность деятельности зависит от субъективных, объективных и ресурсных условий.
1. Субъективные условия:
а) наличие у субъекта деятельности ярко выраженной потребности и устойчивых мотивов её осуществления, принятие им цели и программы действий;
б) опыт организации и осуществления деятельности;
в) соответствие содержания и характера деятельности индивидуальным особенностям субъекта;
г) эмоционально-психологическое и физическое состояние субъекта.
2. Объективные условия:
а) убедительная мотивация, четкая постановка цели, рациональное планирование, контроль, объективная оценка;
б) благоприятный нравственно-психологический климат;
в) соответствующие стандартам производственно-бытовые и санитарно-гигиенические условия деятельности.
3. Ресурсные условия:
а) материально-техническое обеспечение деятельности: материалы, организация рабочего места, приспособления;
б) информационное обеспечение деятельности;
в) кадровое обеспечение деятельности: компетентные руководители, организаторы, исполнители.
Вопросы и задания для самоконтроля
Что такое деятельность?
Перечислите функции деятельности.
Какими свойствами характеризуется деятельность?
От чего зависит эффективность деятельности?
Какова структура деятельности?
Творческое задание
Опишите условия, необходимые для эффективного выполнения любой выбранной Вами деятельности.
Литература
Буева Л.П.Человек, деятельность и общение. М., 1978.
Давыдов В.В.Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990.
Леонтьев А.Н.Деятельность. Сознание. Личность //Леонтьев А.Н.Избранные психологические произведения: В 2-х т. М., 1983. Т. 2.
Петровский А.В.Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.
. Сущность профессиональной деятельности
Профессиональная деятельность – это ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность существования и развития. Это вид трудовой деятельности, характеризующийся суммой требований к личности.
Сориентироваться в десятках тысяч профессий можно с помощью классификации профессий. Наиболее известная и используемая классификация профессий Е.А.Климова (Табл. 1.2.1). В основу классификации положены четыре признака: предмет труда, цель труда, орудия труда и условия труда.
Таблица 1.2.1. Классификация профессий
По предмету труда |
По цели труда |
По орудиям труда |
По условиям труда |
1. Человек – Техника (Т) |
Гностические (Г) |
Ручные (Р) |
Условия бытового типа (б) |
2. Человек – Человек (Ч) |
Преобразующие (П) |
Машинные (М) |
Необычные условия труда (и) |
3. Человек - Природа (П) |
Изыскательские (И) |
Автоматизированные (А) |
Работа на открытом воздухе (о) |
4. Человек – Знак (З) |
|
Функциональные (Ф) |
Условия повышенной моральной ответственности (м) |
5. Человек – художественный образ (Х) |
|
|
|
Опираясь на данную классификацию можно записать формулу любой профессии, ориентируясь на цели, условия, предмет и орудия труда. Так, например, формула профессии учителя ЧПФм, а формула труда столяра ТПрРб и т.д.
Каждый вид профессиональной деятельности подразумевает выполнение определенных функций. Способность эффективно выполнять их зависит от определенных качеств, которые характеризуются общим понятием «профессиональная компетентность».
Подготовка к профессии есть не что иное, как формирование готовности к ней.
Это динамический процесс, конечной целью которого является формирование такого профессионального качества, как «готовность».
Профессиональная готовность характеризуется сформированностью комплекса знаний, навыков, умений, психологических особенностей, профессиональных позиций, акмеологических инвариантов.
Знания, умения, навыки выступают как ролевые характеристики профессиональной компетентности. Все остальные предстают в качестве её субъектных характеристик, указывают на отношение к деятельности.
Достижение различных уровней профессиональной компетентности определяется индивидуальными ограничениями, являющимися противопоказаниями для выполнения профессиональных функций (Табл. 1.2.2).
Таблица 1.2.2. Характеристика субъекта профессиональной деятельности |
|||
Объективные характеристики труда |
Субъективные характеристики труда |
Психологические качества, являющиеся противопоказаниями |
|
Задачи Функции Результаты |
Деятельностно-ролевые |
Субъектно-деятельностные |
|
Знания Умения Навыки |
Индивидуальные особенности. Профессиональные позиции. Акмеологические. инварианты. Профессиональная направленность. |
Идеальная модель профессионала, основные качества личности, а также перечисленные знания, умения и навыки называются профессиограммой.
При подготовке к трудовой деятельности используется профессиографический метод – осуществляется сравнение имеющихся у личности знаний, умений и навыков с идеальной моделью. Такой метод позволяет проектировать личностный и профессиональный рост.
Вместе с тем профессиограмма – это документ, в котором дана полная квалификационная характеристика профессионала с позиции требований, предъявляемых к его знаниям, умениям, навыкам, к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки.
В рамках профессии существуют различные виды занятий, именуемые специальностями.
Так, например, профессия учителя включает ряд специальностей: учитель физики, учитель русского языка, учитель математики и т.п.