Файл: Резниченко. Введен. в пед. д-сть.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 392

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческие задания

Литература

1.3. Специфика педагогической деятельности

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

1.4. Структура и функции педагогической деятельности

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

1.5. Профессиограмма педагога

Вопросы и задания для самоконтроля

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Глава 3

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческие задания

Литература

5.2. Основы профессиональной ориентации на педагогическую деятельность

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

5.3. Основы самообразовательной работы учителя

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

5.4. Профессиональное самовоспитание учителя

Вопросы и задания для самоконтроля

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

6.2. Мастерство педагогического общения

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

6.3. Педагогическое творчество как важнейший компонент деятельности учителя

Вопросы и задания для самоконтроля

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

7.2. Система педагогического образования Российской Федерации

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

7.3. Специфика обучения студентов в педагогическом вузе

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

7.4. Адаптация к педагогической деятельности

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Литература

Профессиональная педагогическая деятельность– тип педагогической деятельности осуществляемой лицами со специальной подготовкой. Она носит преднамеренный характер. В отличие от семейного обучения и воспитания, которые органически соединены с жизнедеятельностью семьи, профессиональная педагогическая деятельность отделена от повседневной жизнедеятельности ребенка. Признаки профессиональной педагогической деятельности:

  • ею занимается человек, обладающий необходимыми знаниями и умениями;

  • для ее реализации существуют определенные формы: урок, занятие;

  • эта деятельность преследует определенную цель;

  • цель определяет содержание обучения, воспитания;

  • результаты педагогической деятельности регулярно проверяются.

В процессе рассмотрения типов педагогической деятельности мы неоднократно использовали термин «образование» и «воспитание», которые указывают на два основных вида педагогической деятельности.

Воспитательная деятельность – это такой вид педагогической деятельности, который направлен на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности.

Образовательная деятельность – это такой вид педагогической деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.

Несмотря на разграничение воспитательной и образовательной работы, в целостном педагогическом процессе эти понятия слиты воедино.

Сравним в общих чертах деятельность преподавания и воспитания.

Таблица 1.4.2.

Воспитательная

деятельность

Образовательная

деятельность

  • решает задачи гармоничного развития личности;

  • не преследует прямого достижения цели;

  • не имеет временных ограничений;

  • предусматривает решение задач, ориентированных на цель;

  • критерий эффективности – позитивные изменения в сознании воспитанников;

  • содержание формирования отношений программируется в общих чертах;

  • результат трудно выделить и фиксировать.

  • направлена на управление познавательной деятельностью;

  • имеет жесткие временные рамки, строго определенную цель, варианты способов достижения;

  • критерий эффективности – достижение цели;

  • логику и содержание обучения можно запрограммировать;

  • результаты фиксируются.


Отмеченные различия показывают, что способы организации и реализации образовательной деятельности значительно проще.

Если в процессе обучения практически все можно доказать, вывести логически, то формировать отношение личности сложнее. Успешность учения во многом зависит от сформированности познавательного интереса и отношения к учебной деятельности в целом, т.е. от результатов не только преподавания, но и воспитательной работы.

Кроме выделенных видов профессиональной педагогической деятельности выделяют научно-методическую, социально-педагогическую, культурно-просветительскую, коррекционно-развивающую и управленческую деятельность.

Рассмотренные виды педагогической деятельности подразумевают качественную подготовку к каждому из них.


Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Опишите структуру педагогической деятельности.

  2. Чем профессиональная деятельность отличается от непрофессиональной?

  3. Сравните воспитательную и образовательную деятельность.

Творческое задание

Опишите содержание работы тех, кто занимается непрофессиональной и профессиональной педагогической деятельностью.

Литература

Вершловский С.Г. Учитель о себе и о профессии. Л., 1988.

Мищенко А.И.Введение в педагогическую профессию. Новосибирск, 1991.

Мудрик А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение. М., 1986.

1.5. Профессиограмма педагога

Профессиограмма педагога – это идеальная модель учителя, преподавателя, воспитателя, эталон, в котором представлены основные качества личности, которыми он должен обладать, знания, умения и навыки, необходимые для выполнения своих профессиональных функций.

В соответствии с профессиограммой, учитель в процессе работы должен решать задачи формирования знаний, умений и навыков; задачи воспитания и развития личности учащихся, определенных Законом Российской Федерации «Об образовании», а также Программами, утвержденными Министерством Образования Российской Федерации.

Учитель должен выполнять образовательную, воспитательную, научно-методическую, социально-педагоги­ческую, культурно-просветительскую, коррекционно-раз­вивающую, управленческую функции.

Цели работы учителя документально зафиксированы в Программах Российской Федерации для каждой ступени обучения, предмета, специальности.

Профессиограмма включает деятельностно-ролевые характеристики труда учителя, т.е. те знания, умения и навыки, которыми должен обладать педагог.

Учитель должен знать Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка, основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических, организационно-управленческих задач, педагогику, психологию, возрастную физиологию и гигиену, методику преподавания предмета и воспитательной работы; программы и учебники, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений, средства обучения и их дидактические возможности, основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; основы права, научную организацию труда, правила и нормы охраны труда, техники безопасности.


Учитель должен обладать организаторскими, коммуникативными, аналитическими, прогностическими, проективными, рефлексивными умениями, а также навыками грамотного письма, вербального и невербального общения, использования планов и записей, работы с книгами, пособиями, программами, распределения внимания, использования технических средств в обучении.

В профессиограмме определены субъектно-деятель­ностные характеристики педагога:

  • наличие дидактических, конструктивных, перцептивных, экспресивных, коммуникативных, организаторских способностей;

  • гуманистическая направленность, положительное отношение к педагогической деятельности, желание работать с детьми.

Педагог должен обладать личными качествами, необходимыми для работы: любовь и уважение к детям, умение понять их запросы и интересы, требовательность и справедливость, доброжелательность и терпение.

Противопоказаниями к участию в педагогической деятельности являются тяжелые психофизиологические и эмоциональные расстройства организма, а также низкий морально-нравственный уровень личности.

Профессиограмма корректируется в соответствии с содержанием подготовки учителя по каждой специальности, а также с учетом изменений требований общества к педагогу. Процесс достижения уровня, соответствующего требованиям профессиограммы, называется профессиональным ростом, который в вузе не начинается и не заканчивается, а лишь идет более интенсивно.

Развитие профессионализма в педагогической деятельности может идти различными путями.

Линейное развитие подразумевает стабильное развитие личностных качеств, увеличение объема знаний, умений и навыков, что позволяет проделать путь от учителя к работнику Министерства образования или доктору педагогических наук и т.д.

Стабильное развитие не подразумевает выхода за рамки специальности. Педагог повышает квалификацию, духовно обогащается.

Спиральное развитие осуществляют учителя-энту­зиасты, которые с азартом занимаются проблемой 5-7 лет, а затем начинают новые исследования.

Кратковременное развитие происходит у людей, разочаровавшихся в профессии или ощутивших недостаток способностей и знаний.

Платообразное развитие наблюдается у учителя, достигшего предела компетентности, который связан с наличием каких-либо физических, материальных или духовных преград для продвижения.


Снижающееся развитие характерно для учителей, которые неплохо начинают профессиональную деятельность, но в их жизни происходит что-либо, снижающее уровень работоспособности (болезнь, рождение ребенка, болезни ребенка и прочее).

Профессиональное развитие педагога тесно связано с рядом факторов:

  • осознание ценности педагогического труда;

  • осознание необходимости профессионального образования;

  • адекватный анализ условий педагогического труда;

  • ориентировка в требованиях общества к учителю и прогнозирование их изменений;

  • выделение профессиональной цели и согласование ее с другими жизненными целями;

  • представление о своих возможностях и недостатках, которые могут повлиять на достижение цели;

  • представление о путях преодоления недостатков;

  • представление о внешних препятствиях на пути к цели;

  • представление о смысле профессионального педагогического труда.

Все это убеждает в том, что профессиональное становление педагога неразрывно связано с его личностным ростом. Соединение высокой образованности, профессиональной компетентности и личностного развития является интегральным основанием для достижения вершин профессионального мастерства.