ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 392
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
1.3. Специфика педагогической деятельности
Вопросы и задания для самоконтроля
1.4. Структура и функции педагогической деятельности
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
5.2. Основы профессиональной ориентации на педагогическую деятельность
Вопросы и задания для самоконтроля
5.3. Основы самообразовательной работы учителя
Вопросы и задания для самоконтроля
5.4. Профессиональное самовоспитание учителя
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
6.2. Мастерство педагогического общения
Вопросы и задания для самоконтроля
6.3. Педагогическое творчество как важнейший компонент деятельности учителя
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
7.2. Система педагогического образования Российской Федерации
Вопросы и задания для самоконтроля
7.3. Специфика обучения студентов в педагогическом вузе
Вопросы и задания для самоконтроля
7.4. Адаптация к педагогической деятельности
Профессиональная педагогическая деятельность– тип педагогической деятельности осуществляемой лицами со специальной подготовкой. Она носит преднамеренный характер. В отличие от семейного обучения и воспитания, которые органически соединены с жизнедеятельностью семьи, профессиональная педагогическая деятельность отделена от повседневной жизнедеятельности ребенка. Признаки профессиональной педагогической деятельности:
ею занимается человек, обладающий необходимыми знаниями и умениями;
для ее реализации существуют определенные формы: урок, занятие;
эта деятельность преследует определенную цель;
цель определяет содержание обучения, воспитания;
результаты педагогической деятельности регулярно проверяются.
В процессе рассмотрения типов педагогической деятельности мы неоднократно использовали термин «образование» и «воспитание», которые указывают на два основных вида педагогической деятельности.
Воспитательная деятельность – это такой вид педагогической деятельности, который направлен на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности.
Образовательная деятельность – это такой вид педагогической деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.
Несмотря на разграничение воспитательной и образовательной работы, в целостном педагогическом процессе эти понятия слиты воедино.
Сравним в общих чертах деятельность преподавания и воспитания.
Таблица 1.4.2.
Воспитательная деятельность |
Образовательная деятельность |
|
|
Отмеченные различия показывают, что способы организации и реализации образовательной деятельности значительно проще.
Если в процессе обучения практически все можно доказать, вывести логически, то формировать отношение личности сложнее. Успешность учения во многом зависит от сформированности познавательного интереса и отношения к учебной деятельности в целом, т.е. от результатов не только преподавания, но и воспитательной работы.
Кроме выделенных видов профессиональной педагогической деятельности выделяют научно-методическую, социально-педагогическую, культурно-просветительскую, коррекционно-развивающую и управленческую деятельность.
Рассмотренные виды педагогической деятельности подразумевают качественную подготовку к каждому из них.
Вопросы и задания для самоконтроля
Опишите структуру педагогической деятельности.
Чем профессиональная деятельность отличается от непрофессиональной?
Сравните воспитательную и образовательную деятельность.
Творческое задание
Опишите содержание работы тех, кто занимается непрофессиональной и профессиональной педагогической деятельностью.
Литература
Вершловский С.Г. Учитель о себе и о профессии. Л., 1988.
Мищенко А.И.Введение в педагогическую профессию. Новосибирск, 1991.
Мудрик А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение. М., 1986.
1.5. Профессиограмма педагога
Профессиограмма педагога – это идеальная модель учителя, преподавателя, воспитателя, эталон, в котором представлены основные качества личности, которыми он должен обладать, знания, умения и навыки, необходимые для выполнения своих профессиональных функций.
В соответствии с профессиограммой, учитель в процессе работы должен решать задачи формирования знаний, умений и навыков; задачи воспитания и развития личности учащихся, определенных Законом Российской Федерации «Об образовании», а также Программами, утвержденными Министерством Образования Российской Федерации.
Учитель должен выполнять образовательную, воспитательную, научно-методическую, социально-педагогическую, культурно-просветительскую, коррекционно-развивающую, управленческую функции.
Цели работы учителя документально зафиксированы в Программах Российской Федерации для каждой ступени обучения, предмета, специальности.
Профессиограмма включает деятельностно-ролевые характеристики труда учителя, т.е. те знания, умения и навыки, которыми должен обладать педагог.
Учитель должен знать Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка, основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических, организационно-управленческих задач, педагогику, психологию, возрастную физиологию и гигиену, методику преподавания предмета и воспитательной работы; программы и учебники, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений, средства обучения и их дидактические возможности, основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; основы права, научную организацию труда, правила и нормы охраны труда, техники безопасности.
Учитель должен обладать организаторскими, коммуникативными, аналитическими, прогностическими, проективными, рефлексивными умениями, а также навыками грамотного письма, вербального и невербального общения, использования планов и записей, работы с книгами, пособиями, программами, распределения внимания, использования технических средств в обучении.
В профессиограмме определены субъектно-деятельностные характеристики педагога:
наличие дидактических, конструктивных, перцептивных, экспресивных, коммуникативных, организаторских способностей;
гуманистическая направленность, положительное отношение к педагогической деятельности, желание работать с детьми.
Педагог должен обладать личными качествами, необходимыми для работы: любовь и уважение к детям, умение понять их запросы и интересы, требовательность и справедливость, доброжелательность и терпение.
Противопоказаниями к участию в педагогической деятельности являются тяжелые психофизиологические и эмоциональные расстройства организма, а также низкий морально-нравственный уровень личности.
Профессиограмма корректируется в соответствии с содержанием подготовки учителя по каждой специальности, а также с учетом изменений требований общества к педагогу. Процесс достижения уровня, соответствующего требованиям профессиограммы, называется профессиональным ростом, который в вузе не начинается и не заканчивается, а лишь идет более интенсивно.
Развитие профессионализма в педагогической деятельности может идти различными путями.
Линейное развитие подразумевает стабильное развитие личностных качеств, увеличение объема знаний, умений и навыков, что позволяет проделать путь от учителя к работнику Министерства образования или доктору педагогических наук и т.д.
Стабильное развитие не подразумевает выхода за рамки специальности. Педагог повышает квалификацию, духовно обогащается.
Спиральное развитие осуществляют учителя-энтузиасты, которые с азартом занимаются проблемой 5-7 лет, а затем начинают новые исследования.
Кратковременное развитие происходит у людей, разочаровавшихся в профессии или ощутивших недостаток способностей и знаний.
Платообразное развитие наблюдается у учителя, достигшего предела компетентности, который связан с наличием каких-либо физических, материальных или духовных преград для продвижения.
Снижающееся развитие характерно для учителей, которые неплохо начинают профессиональную деятельность, но в их жизни происходит что-либо, снижающее уровень работоспособности (болезнь, рождение ребенка, болезни ребенка и прочее).
Профессиональное развитие педагога тесно связано с рядом факторов:
осознание ценности педагогического труда;
осознание необходимости профессионального образования;
адекватный анализ условий педагогического труда;
ориентировка в требованиях общества к учителю и прогнозирование их изменений;
выделение профессиональной цели и согласование ее с другими жизненными целями;
представление о своих возможностях и недостатках, которые могут повлиять на достижение цели;
представление о путях преодоления недостатков;
представление о внешних препятствиях на пути к цели;
представление о смысле профессионального педагогического труда.
Все это убеждает в том, что профессиональное становление педагога неразрывно связано с его личностным ростом. Соединение высокой образованности, профессиональной компетентности и личностного развития является интегральным основанием для достижения вершин профессионального мастерства.