Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 394

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Потребность как понятие означает психологическое переживание человеком нужды в том, чего ему недоста­ет. Нехватка воды или питательных веществ в организме порождает у человека потребность в питье и еде. Недоста­ток знаний или опыта для решения возникшей проблемы в той или иной сфере практической деятельности вызыва­ет у развивающейся личности стремление (потребность) в учении, выработке необходимых умений и навыков. Вот почему если мы хотим развивать и формировать учащихся в процессе учебной, трудовой или культурно-массовой

101

деятельности, то нам необходимо возбуждать у них потребность в овладении знаниями, в труде и т.д.

Большой движущей силой активности и развития чело­века является интерес.

Интерес - это окрашенная положительными эмоциями и прошедшая стадию мотивации потребность, придающая человеческой деятельности увлекательный характер.

Стимулирующая роль интереса с психологической точ­ки зрения заключается в том, что основанная на нем деятельность и достигаемые при этом результаты вызы­вают у субъекта чувство радости, эмоциональный подъем и удовлетворение, что и побуждает его к проявлению активности.

Наряду с интересом важной побудительной силой активности человека являются мотивы деятельности и поведения.

Мотив как понятие обозначает такое субъективное от­ношение личности к деятельности, в основе которого ле­жит сознательно поставленная и определенным образом обоснованная цель.

К примеру, общая потребность в учении осознается школьником как условие для своего приобщения к про­изводственной и духовной деятельности в обществе. Кон­кретные же мотивы учения могут связываться с получе­нием необходимого образования, овладением той или иной профессией или достижением определенного ста­туса в обществе и т.д.

Рассмотренные положения показывают, что, только развивая потребностно-мотивационную сферу личности и создавая необходимые условия для формирования у нее здо­ровых потребностей, интересов и мотивов деятельности (по­ведения), представляется возможным стимулировать ее актив­ность и добиваться надлежащего воспитательного эффекта.

3. В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высо­кой требовательностью. Психологической основой этой закономерности является то, что характер отношений педагога к воспитуемой личности вызывает у последней определенные внутренние (эмоционально-чувственные) переживания и непосредственно сказывается на ее деятельности и развитии. Если эти отношения проник­нуты взаимным уважением, доверием, доброжелатель­ностью и демократизмом, носят гуманный характер, тогда воспитательное влияние педагога, как правило, будет


102

вызывать у учащихся положительную реакцию и сти­мулировать их деятельность.

В тех же случаях, когда отношения между педагогом и воспитанником несут на себе печать негативности, авто­ритарности, воспитательное влияние педагога будет вызы­вать у последнего отрицательные переживания и ли­шаться положительного воспитательного эффекта. Это, однако, не означает, что педагогу следует "подделываться" под учащихся, заигрывать с ними и потакать их прихо­тям. В воспитательной работе уважительное и заботли­вое отношение к детям должно сочетаться с высокой тре­бовательностью, поддержанием необходимого порядка в работе и поведении.

Существенной особенностью воспитания в этом слу­чае является то, что педагог должен заботиться об ук­реплении благожелательных отношений с учащимися, проявлять к ним искреннее уважение, педагогический такт, создавая условия для их благоприятного самочув­ствия, психологического комфорта и укрепления лично­го достоинства. В то же время необходимо предъявлять к учащимся высокие требования, побуждать к улучше­нию своего поведения.

В известном смысле можно сказать, что воспитание — это эффект благожелательного сотрудничества, вза­имного доверия и уважения, которые устанавливаются между педагогом и воспитанниками. Н.А.Добролюбов отмечал, что доверие учащихся к учителю представляет собой одно из лучших средств воспитания1:

...Это идеальное юношеское верование облегчает дей­ствие учителя иделаетего пример благотворным... Но горе учителю, который неосторожным своим поведением, про­явлением своих страстей перед учениками разрушил то обаяние, которым был окружен в их глазах... Как только нравственное доверие потеряно или поколебалось хоть несколько, тотчас же и слово учителя теряет свою силу...

4. В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективы, их роста, помогать им доби­ваться радости успехов. В основе этой закономерности лежит психологическая идея о роли опережающего от­ражения в сознании человека тех действий, которые он хочет совершить, и тех результатов, которых он хочет Достичь в своем развитии (П.К.Анохин).

1 Добролюбов Н.А. Избр. пед. произв. М., 1952. С. 159-160.

103

Сущность этой идеи состоит в том, что всякая деятель­ность человека, ее цели, способы и результаты заранее программируются в его сознании и таким образом направ­ляют и стимулируют ее. Если эти цели и намерения реали­зуются, личность переживает внутреннее удовлетворение, радость от достигнутых успехов. В тех же случаях, когда намеченные цели не реализуются, она испытывает внут­реннее беспокойство, чувство неудовлетворенности и пси­хического напряжения. Нетрудно понять, что повторе­ние подобных неудач парализует деятельность личнос­ти, и она перестает работать над собой, теряет всякую активность. Подтверждением тому являются факты, когда тот или иной школьник, отставший в учебе, совсем пере­стает учиться. Поэтому, включая учащихся в разнообраз­ные виды деятельности и стимулируя их активность, не­обходимо обеспечить надлежащие условия и проявлять заботу о том, чтобы каждый из них добивался успехов в этой деятельности, чтобы она вызывала у них положитель­ные эмоциональные переживания и в порядке обратного воздействия стимулировала их активность и личностное развитие. Это относится не только к учебе, но и к другим видам деятельности — труду, спортивным занятиям и т.д.


Только открывая перед учащимися перспективы их роста и личностного совершенствования, можно добиться необходимых успехов в их воспитании.

5. В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на положительные качества учащихся. Пси­хологической основой этой закономерности является то, что, открывая перед учащимися перспективы их роста и всестороннего развития, нельзя абстрагироваться от тех трудностей, которые испытывают они в процессе своего личностного формирования. Всякая деятельность требу­ет от них большого напряжения физических сил и не­рвной энергии. Это напряжение усугубляется тем, что им постоянно приходится овладевать новыми способами деятельности, изменять и совершенствовать усвоенные стереотипы поведения. Не всем это дается легко.

В силу физических и психических различий, а также особенностей предшествующего опыта деятельности каж­дый школьник развивается по-разному. У одних этот процесс происходит более интенсивно, у других — мед­леннее, у третьих бывают неудачи и срывы. И если они повторяются, приобретают устойчивость, то, как уже

104

отмечалось, учащийся чувствует, что он отстает в своем развитии, а "ситуация ожидания" радости от успехов сменяется для него разочарованием, становится недости­жимой, что, как правило, ведет к пассивности, к пере­живанию чувства изолированности в коллективе и пси­хологического дискомфорта. В результате у части таких школьников наблюдается отставание в учебе, снижается дисциплина и общественная активность. Такие учащи­еся зачастую оказываются в центре внимания сверстни­ков и учителей, а их недостатки обсуждаются на собра­ниях, подвергаются критике и т.д.

Однако школьная практика показывает, что эти меры чаще всего не воздействуют положительно на учащихся, а иногда и попросту усиливают их негативное поведение. Суть дела в том, что критика и осуждение недостатков в поведении того или иного школьника не только не сни­мают у него негативных психологических переживаний, но, наоборот, усугубляют их. Вот почему нельзя не ус­матривать элементов истины в народном изречении, ко­торое гласит: предположить порок — значит создать его.

Всякое осуждение и упреки в условиях, когда сам школьник не в состоянии преодолеть встретившиеся труд­ности и имеющиеся недостатки, в определенной мере обладают отрицательным внушающим воздействием. П.П.Блонский считал, что в этих случаях гораздо эффек­тивнее другой подход: нужно бороться не с учеником, который допускает недостатки, а совместно с учени­ком бороться против его недостатков. Но тогда чаще всего нужны не проработки и осуждения, а проявление душевной чуткости к ученику и оказание ему реальной помощи в преодолении возникших трудностей. Если, на­пример, школьник не справляется с выполнением домаш­них заданий, различные упреки и проработки могут толь­ко ослабить его усилия в работе. Тут нужна своевременная и конкретная помощь со стороны учителя, благодаря ко­торой ученик смог бы хорошо подготовиться к одному, второму, третьему уроку, получить хорошие оценки, пере­жить радость от улучшения успеваемости, а его успехи будут замечены и одобрены в коллективе. Вот этот росток хорошего и может послужить могучим стимулом для по­вышения активности школьника в учебной деятельности и укреплении чувства собственного достоинства.


Равным образом это относится и к другим сторонам развития учащихся. Если, скажем, какой-нибудь ученик

105

часто нарушает дисциплину и учитель будет постоянно упрекать его, не замечая в нем ничего хорошего, вряд ли его поведение улучшится. В таких случаях нужно обра­тить внимание на то положительное, что есть в ученике, и, опираясь на это качество, возбудить у него стремление (потребность) к улучшению своего поведения.

А.С.Макаренко утверждал, что каким бы плохим в нашем представлении ни был воспитанник, к нему всегда надо подходить с оптимистической гипотезой, проекти­ровать в нем всегда хорошее, помогать развиваться его лучшим задаткам и способностям и, опираясь на них, создавать условия для преодоления его недостатков1:

...Воспитание ...человека, прежде всего, базируется на воспитании его способностей, на развитии его сил, его созидательного творческого актива.

Надо уметь работать с верой в человека, с сердцем, с настоящим гуманизмом.

На необходимость опираться в воспитании на поло­жительные свойства и качества личности указывал В.А.Сухомлинский2:

Главное — умение подметить в каждом ребенке его самую сильную сторону, добиться того, чтобы "живинка" получила свое претворение и развитие в деятельности, чтобы в ребенке засверкала человеческая индивидуаль­ность. Осознание своего успеха в каком-то одном деле является для ребенка могучим источником нравственного достоинства, источником моральной стойкости и преодо­ления трудностей в других делах... Ту сферу деятельнос­ти, в которой наиболее ярко проявляются интеллектуаль­ные способности ребенка, надо умело использовать для его духовного подъема.

Принцип воспитания через положительное, как ука­зывал известный теоретик воспитания Н.И.Болдырев, требует, чтобы воспитатель в процессе воспитания ори­ентировался на то, что нужно делать учащимся, а не на то, чего не следует делать. Дети, которым очень часто напоминают об их недостатках, начинают смотреть на себя как на неисправимых.

6. В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. На поведении

1 Макаренко А.С. Соч. Т.5. С. 435, 515.

2 Сухомлинский В.А. Неотложные проблемы теории и практики вос- питания//Нар. образование. 1961. № 10. С. 55—56.

106

и развитии личности так или иначе сказываются ее воз­растные и индивидуальные особенности. Например, в младших классах, где самосознание учащихся находится на начальном этапе развития, их личностное формирова­ние происходит главным образом под непосредственным влиянием учителя. В подростковых же классах, где осу­ществляется интенсивное развитие самосознания уча­щихся, воспитание носит более опосредованный характер и его эффективность во многом зависит от того, в какой мере оно побуждает учащихся к самовоспитательной работе.


Не меньшее влияние на воспитание оказывают инди­видуальные особенности умственного, физического и нрав­ственного развития учащихся, их реакция на внешние воздействия. Один школьник отличается спокойным, уравновешенным характером, чутко реагирует на заме­чания, в отношениях с педагогами и сверстниками про­являет благожелательность и уважение. Другой же, на­оборот, обладает повышенной раздражительностью, про­являет резкость в общении с другими людьми, не умеет поддерживать хороших товарищеских отношений. Все это должно находить соответствующее отражение в воспита­нии. Учащиеся с уравновешенным характером легче во^ влекаются в совместную деятельность, быстрее утверж­дают свое личное достоинство и более интенсивно разви­ваются. Школьники же с повышенной раздражитель­ностью требуют к себе большей чуткости, уважения и деликатности со стороны сверстников и педагогов.

7. Воспитание должно осуществляться в коллекти­ве и через коллектив. Осмысливая важность этой зако­номерности, следует иметь в виду два следующих поло­жения.

Первое из них состоит в том, что важной целью школь­ного воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и ка­честв. Естественно, что эта цель может быть достигнута только при условии, если личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях сообществе.

Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педа­гога на каждого воспитанника. Воспитание по принципу парного воздействия: педагог — воспитанник А.С.Макаренко считал недостаточным. Оно обязательно

107

должно подкрепляться разносторонним влиянием кол­лектива, который не только обеспечивает свободу и за­щищенность личности, но и обогащает ее тем, что высту­пает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно-эстетичес­ких отношений. Вот почему в процессе педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для разностороннего развития учащихся. Без такого коллек­тива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания.

8. В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учи­телей, семьи и общественных организаций. Школьни­ки, как правило, находятся под воспитательным влия­нием не одного, а нескольких учителей. В их воспитании активное участие принимают детские и юношеские орга­низации, а также семья и общественность. Нетрудно пред­ставить себе, что если все эти влияния не будут сгармо-нированы и будут действовать в различных или тем более в противоположных направлениях, воспитательная работа не будет давать желаемого эффекта.