Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 388

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимым элементом санитарно-гигиенической Работы в младших классах является регулярное (не ме­нее одного раза в учебную четверть) проведение меди-

113

цинских осмотров, проверка веса ребят, слуха, зрения. Учителям также следует иметь в виду, что, когда ребе­нок вдруг становится замкнутым или сверх обычного по­движным, когда он с трудом сосредоточивается на вос­приятии изучаемого материала, страдает забывчивостью и снижает качество успеваемости, причины всех этих аномалий подчас могут быть связаны с физическим не­домоганием и ухудшением состояния здоровья. В этих случаях нужно своевременно обращаться за помощью к врачу.

Не менее важное значение имеют особенности разви­тия психики и познавательной деятельности младших школьников. Существенным фактором в этом отношении является связанное с развитием мозга совершенствова­ние их нервной системы. Развитие головного мозга у младших школьников проявляется как в увеличении его веса, так и в изменении структурных связей между ней­ронами (нервными клетками). К концу младшего школь­ного возраста вес мозга достигает 1400—1500 г и прибли­жается к весу мозга взрослого человека, при этом отно­сительно быстрее других частей развиваются его лобные доли. Совершенствуются также периферические нервные ответвления. Все это создает биологические предпосыл­ки для развития нервно-психической деятельности ребят. У них усиливается контроль сознания над поведением, развиваются элементы волевых процессов. Отмечается также функциональное развитие мозга и, в частности, его аналитико-синтетические функции. Происходят сдви­ги во взаимоотношениях процессов возбуждения и тор­можения: процессы торможения усиливаются, однако по-прежнему преобладающими в поведении остаются про­цессы возбуждения. Интенсивное развитие нервно-пси­хической деятельности, высокая возбудимость младших школьников, их подвижность и острое реагирование на внешние воздействия сопровождаются быстрым утомле­нием, что требует бережного отношения к их психике, умелого переключения с одного вида деятельности на другой.

Совершенствование нервно-психической деятельности младших школьников происходит также под влиянием обучения. В психологии и педагогике утвердилась идея Л.С.Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии детей. Вот почему усилия учи­телей должны направляться на то, чтобы, учитывая

114


особенности и возрастные возможности ребят, использо­вать учебно-воспитательную работу для их интенсивного умственного развития. Какие же стороны учебно-воспи­тательной работы имеют в этом отношении определяю­щее значение?

Большое значение для умственного развития младших школьников имеет правильная организация и совершен­ствование их познавательной деятельности. Прежде всего важно развивать те психические процессы, которые свя­заны с непосредственным познанием окружающего мира, то есть ощущения и восприятия. Однако их восприятия характеризуются недостаточной дифференцированностью. Воспринимая предметы и явления, они допускают не­точности в определении их сходства и различия, зачас­тую акцентируют внимание на второстепенных деталях и не замечают существенных признаков. Например, при письме они нередко путают буквы "з" и "е", цифры "6" и "9". На одном из уроков математики мы были свидете­лями того, как первоклассники путали слова "круг" и "шар". Вот почему в процессе обучения нужно обращать внимание на формирование у школьников точности вос­приятий предметов и явлений и тем самым развивать так называемое конкретное мышление.

Однако, как уже отмечалось, у младших школьников интенсивно развивается вторая сигнальная система, свя­занная с абстрактным мышлением и речью. Это создает условия для усвоения многих вопросов программного материала не только на уровне представлений, но и на уровне теоретических понятий, особенно по языкам и математике. Но здесь нужна определенная мера. Попытка в 60—70-е годы повысить теоретический уровень образо­вания в начальных классах оказалась неудачной: она привела к перегрузке ребят и снижению качества их зна­ний. Это, однако, не снимает задачи развития у млад­ших школьников аналитико-синтетического мышления при усвоении изучаемого материала, необходимости учить их разделять целое на части, вычленять существенные и менее существенные признаки изучаемых предметов и явлений, делать сравнения, выводы и теоретические обоб­щения, формулировать правила и т.д. Опытами Л.В.Занкова и его сотрудников установлено, что при целе­направленном развитии у ребят формируются способнос­ти к восприятию и определению существенных призна-

115

ков изучаемых предметов и явлений, они приучаются охватывать большее количество этих признаков и раскры­вать наиболее важные из них.

Под влиянием улучшения обучения и придания ему развивающего характера качественные сдвиги происхо­дят в совершенствовании памяти младших школьников. У учащихся этого возраста обычно преобладает механи­ческая память, причем они сравнительно быстро запо­минают изучаемый материал. Осмысленное же усвоение знаний требует значительной аналитико-синтетической познавательной деятельности, что, естественно, вызыва­ет у отдельных школьников определенные затруднения. Поэтому вместо преодоления этих затруднений они пред­почитают механическое заучивание материала, что, как правило, ведет к отставанию в учебе. Предотвратить эти недочеты можно только путем побуждения ребят к глу­бокому осмыслению знаний и развития логической па­мяти.


Успешная организация учебной работы младших школьников требует постоянной заботы о развитии у них произвольного внимания и формировании волевых уси­лий в преодолении встречающихся трудностей в овладе­нии знаниями. Зная, что у детей этой возрастной группы преобладает непроизвольное внимание и что они с тру­дом сосредоточиваются на восприятии "неинтересного" материала, учителя стремятся использовать различные педагогические приемы, чтобы сделать школьное учение более занимательным.

Не следует, однако, забывать, что не все в учении имеет внешнюю занимательность и что у детей нужно форми­ровать понимание своих школьных обязанностей. Об этом, в частности, писал К.Д.Ушинский1:

Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скуч­ные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает,-делать ради удовольствия исполнить свою обязанность.

Важными особенностями характеризуется организация практической деятельности младших школьников. В до­школьном возрасте основным видом, деятельности ребят

1 Ушинский К.Д. Собр. соч. Т.6. С.252.

116

является игра. Даже простейшие виды труда лучше и охотнее выполняются ими, когда они облекаются в игро­вую форму. У младших школьников в этом отношении происходят значительные сдвиги. Хотя и теперь игра занимает заметное место, они начинают осознавать зна­чение производительного труда, труда по самообслужи-/ванию, помощи взрослым и стремятся к приобретению доступных для них трудовых умений и навыков. Вот почему так важно расширять сферу трудовой деятельно­сти младших школьников, особенно ее коллективных форм. Специфическим является то, что именно на основе включения их в учение и трудовую деятельность форми­руется осознание своих общественных обязанностей, скла­дывается интерес и стремление к участию в обществен­ной жизни.

Заметным своеобразием отличается нравственное развитие младших школьников. В их моральном созна­нии преобладают главным образом императивные (пове­лительные) элементы, обусловливаемые указаниями, со­ветами и требованиями учителя. Их моральное сознание фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения они исходят главным об­разом из того, чего не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них учи­телю. С этим же связана и другая черта: остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, ребята зачас­тую не замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе. Самосознание и самоанализ у младших школьников находятся на низком уровне, и их развитие требует от учителей внимания и специальной педагоги­ческой работы.


Некоторая внешняя повернутость морального созна­ния и недостаточный уровень развития самосознания имеют своим следствием то, что их регулятивная роль в поведении младших школьников оказывается слабой. Поступки ребят этого возраста зачастую носят подража­тельный характер или вызываются импульсивно возни­кающими внутренними побуждениями. Это нужно учи­тывать в процессе воспитания. Весьма важно, в частнос­ти, развивать нравственное сознание ребят и обогащать их яркими нравственными представлениями по различ­ным вопросам поведения. В то же время следует умело использовать нравственные упражнения для выработки

117

и закрепления у детей устойчивых форм поведения. Разъяснительная работа, не подкрепленная приучением и нравственными упражнениями, слабо влияет на улуч­шение поведения младших школьников.

В воспитании и развитии младших школьников боль­шое значение имеет личность учителя, а также влияние родителей и взрослых. Их чуткость, внимание и умение стимулировать и организовывать как коллективную, так и индивидуальную деятельность ребят в решающей мере определяют успех воспитания.

3. Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста. Подрос­тковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода как бы переплета­ются черты детства и черты, во многом присущие юнос­ти, но еще находящиеся в стадии становления и разви­тия. Вот почему подростка иной раз характеризуют как полуребенка и полувзрослого. Как полувзрослый он ощу­щает быстрый рост физических сил и духовных потреб­ностей, как полуребенок он еще ограничен своими воз­можностями и опытом, чтобы удовлетворить все возни­кающие запросы и потребности. Этим объясняется слож­ность и противоречивость характера, поведения и разви­тия подростков, что дает основание считать этот возраст в определенной мере трудным для воспитания.

"Отрыв" от детства и приближение к взрослому состо­янию отчетливо проявляются в тех своеобразных чертах физического и духовного развития, которые отличают подростков от младших школьников. Прежде всего по-иному протекает физическое развитие средних школьни­ков. Оно характеризуется большей интенсивностью, не­равномерностью и значительными осложнениями, свя­занными с началом полового созревания.

В частности, отмечается усиление активности гипо­физа и щитовидной железы. Это стимулирует физичес­кий рост и способствует усилению обменных процессов в организме. Однако в физическом развитии .наблюдается непропорциональность: конечности растут быстрее, разви­тие же туловища несколько отстает. Внешне это прояв­ляется в том, что у подростков руки и ноги кажутся не­сколько удлиненными, а движения их отличаются угло­ватостью и некоторой неуклюжестью. Вместе с тем отме-


118

чается неравномерность в процессе самого роста: в от­дельные периоды он то замедляется, то происходит слиш­ком интенсивно. Этот процесс сопровождается окостене­нием скелета и уменьшением хрящевого вещества. Одно­временно с этим развиваются мышечные ткани и, в частности, более тонкие волокна, что вместе с упрочени­ем скелета придает подросткам большую физическую силу. При этом ряд ученых отмечают акселерацию (ус­корение) этих процессов, которая выражается в том, что физическое развитие подростков в настоящее время про­исходит на 1—1,5 года быстрее, чем 30-40 лет назад.

Некоторые диспропорции наблюдаются также в разви­тии сердечно-сосудистой системы. Сердце растет быстрее, развитие же сосудов несколько отстает, что ведет к недо­статку в притоке крови к отдельным органам и систе­мам, к повышению кровяного давления и связанными с этим головными болями. Подростки отличаются большой подвижностью, повышенной резвостью, стремлением к деятельности и практическому приложению своих сил в труде, в поднятии тяжестей, в физических соревнованиях, а мальчики и в потасовках друг с другом. Но и мышцы, и кровеносная система еще окрепли недостаточно, поэтому подростки быстро устают, не в состоянии переносить дли­тельное физическое напряжение, а чрезмерные физичес­кие нагрузки (например, прыжки в длину и высоту, пере­прыгивание канав и других препятствий) нередко приво­дят к физическим травмам. Вот почему правильное дози­рование физических нагрузок является важной задачей при организации практической деятельности подростков.

Необходимость постоянного внимания и создания бла­гоприятных условий для физического развития подрост­ков (организация ежедневной утренней гимнастики, спортивно-массовых мероприятий, подвижных игр, обеспечение достаточного пребывания на свежем воздухе и т.д.) обусловливается также гиподинамией (от греч. hypo — приставка, которая используется в смысле "под" и ука­зывает на понижение против нормы и dinamus — сила, подвижность), то есть недостаточной подвижностью. Уче­ние, требующее сидячего образа жизни, может приво­дить к застойным явлениям в организме, к недостаточ­ному кислородному питанию, что отрицательно сказыва­ется на физическом развитии учащихся.

Развитие мозга, дальнейшее структурное формирова­ние нервных клеток и ассоциативных волокон создают

119

предпосылки для совершенствования познавательной деятельности подростков. Поступление же в кровь гор­монов, вырабатываемых органами внутренней секреции, вызывает то повышение, то понижение жизненного то­нуса, то подъем, то упадок работоспособности и энергии, а также сопровождается чередованием то хорошего на­строения, то ухода во внутренние переживания, то жиз­нерадостности, то пассивности. В периоды понижения настроения и упадка энергии у подростков могут появ­ляться раздражительность, равнодушное отношение к уче­бе, ссоры с товарищами и конфликты с друзьями, а так­же многие недоразумения в отношениях с учителями и взрослыми.