Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 385

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В дальнейшем эту идею выдвигали французские про­светители XVIII века — Гельвеции, Дидро, Руссо и др. Но и они мыслили ее только как умственное и нравствен­ное развитие и не связывали с производительным тру­дом, так как для этого еще не было необходимых соци­ально-экономических предпосылок.

Тугаринов В.П. Личность и общество. М., 1965. С.109.

54

Таким образом, в течение длительного времени идея о всестороннем развитии личности как цели воспита­ния носила по существу характер общих благожела­тельных деклараций и не была научно обоснована. Под­черкнем: как для практического осуществления этой идеи, так и для ее теоретического обоснования еще не было соответствующих общественно-экономических условий.

4. Развитие машинного производства и возникно­вение объективных предпосылок, обусловливающих необходимость всестороннего и гармоничного разви­тия личности. Появление социально-экономических пред­посылок для всестороннего формирования личности свя­зано со становлением общества, основанного на машин­ном производстве. Но каким же образом машинное про­изводство обусловило необходимость всестороннего разви­тия личности?

Уже мануфактура, то есть ручное ремесленное произ­водство, предшествовавшее машинному производству, характеризовалось тем, что, хотя ремесленники и работа­ли в одной мастерской, каждый из них был занят и выпол­нял лишь часть работы по изготовлению той или иной вещи. Вот почему мануфактурный рабочий, не имевший возможности сделать что-либо самостоятельно, развивал производственную деятельность уже только как прида­ток мастерской. Мануфактура культивировала только одну какую-либо сторону в развитии человека и подав­ляла все остальные духовные наклонности и свойства, уродуя его морально и физически. Это калечение чело­века возрастало в той мере, в какой росло разделение труда.

Указанная тенденция еще более присуща высокотех­ническому производству, развитие которого сопровожда­ется дальнейшим интенсивным разделением труда и со­вершенствованием производственной технологии. Ма­шинная техника до крайних пределов доводит диффе­ренциацию (разделение) производственной деятельности рабочих. Работники физического и умственного труда распределяются по многочисленным самостоятельным отраслям производства. Расширяется узкая специализа­ция, при которой рабочий с помощью машины выполня­ет только одну технологическую операцию. Это приво­дит к тому, что трудовая деятельность сводится к повто­рению одних и тех же физических движений, которые


55

выполняются месяцами и годами. Естественно, что в та­ком случае у человека развиваются только отдельные органы и системы, другие же физические и духовные функции и свойства угасают. До какой степени машин­ное производство калечит личность, ярко показано в ки­нокартине Ч.Чаплина "Новые времена".

В этом фильме изображен рабочий, который многие годы работает у конвейера и занят только одной операци­ей - завинчиванием гайки. Это приводит к тому, что и в обычной жизненной обстановке он все время импульсив­но воспроизводит действия, имитирующие завинчивание гаек... У другого же рабочего труд сводится только к нажа­тию на кнопку... Он настолько "привыкает" к этой опера­ции, что и в житейском поведении его руки самопроиз­вольно воспроизводят движения, связанные с надавлива­нием на кнопку. Так, беседуя с кем-либо из своих товари­щей, он то и дело норовит нажать на пуговицы его пид­жака, на нос собеседника и т.д. и производит впечатле­ние человека с психической травмой.

Как можно предотвратить этот "профессиональный идиотизм"? Английский владелец бумагопрядильной фабрики Роберт Оуэн (1771-1858) полагал, что основ­ным средством для этого должно быть одновременное развитие интеллектуальных и физических сил личнос­ти, ее нравственное и эстетическое формирование. По его мнению, достичь этого можно путем объединения обуче­ния и воспитания с производительным трудом. Эту идею он решил осуществить на практике. На своей фабрике в Нью-Лэнарке он впервые в истории создал детский сад, начальную школу для детей рабочих и вечернюю школу для взрослых. Не все удалось в этих опытах, но сам под­ход к всестороннему развитию личности на основе соеди­нения обучения с производительным трудом был по су­ществу верным, и идея о необходимости всестороннего развития личности позже получила свое научное обосно­вание.

Более того, жизнь показала, что технический базис крупной промышленности является в высшей степени революционным. Он не только постоянно совершенству­ется, но время от времени эти усовершенствования носят характер настоящих промышленных переворотов. Сей­час мы сами являемся свидетелями того, как старая тех­нология и техника заменяются новыми. Исчезают одни и появляются другие профессии, а к профессиональной

56

подготовке рабочих и инженерно-технических работни­ков предъявляются все более высокие требования. Чем сложнее и совершеннее техника, тем выше должен быть общеобразовательный и технический уровень обслужи-вающих ее людей, причем рабочие должны быть готовы к перемене профессий, к труду в новых технологических условиях.


Таким образом, сама природа крупной промышленно­сти обусловливает необходимость перемены труда, воз­растания возможностей рабочего для приобщения к но­вым технологиям, совмещения профессий, ставит задачу замены частичного рабочего, простого носителя извест­ной частичной общественной функции, всесторонне разви­тым индивидуумом. Эта особенность крупной промыш­ленности, имеющей высокоразвитый технический базис, становится всеобщим законом общественного произ­водства. Из этого закона следует, что сама природа круп­ной промышленности требует всестороннего развития не отдельных личностей, а всей массы людей, участву­ющих в общественном производстве.

Однако к обоснованию всестороннего развития лично­сти в эпоху высокоразвитого машинного производства необходимо подходить и с другой стороны. В преобразу­ющей мир человеческой деятельности происходит само­реализация личности, ее творческое самосозидание. С этой точки зрения назначение, задача каждого человека заключается в том, чтобы всесторонне развивать свои способности и творческие задатки.

Таким образом, и объективные потребности машин­ного производства, и интересы самой личности обус­ловливают необходимость ее всестороннего развития. Поэтому современная школа как у нас, так и за рубе­жом так или иначе решает задачи всестороннего разви­тия своих питомцев.

5. Формирование всесторонне и гармонично разви­той личности как основная цель (идеал) современного воспитания и его составные части. Развитие современ­ного общества характеризуется еще более интенсивным совершенствованием машинного производства и повыше­нием его технического уровня и, следовательно, предъяв­ляет более высокие требования к подготовке и развитию членов общества. Новые задачи перед воспитанием ста­вятся в связи с развертыванием компьютерной револю-

57

ции, информационных технологий. Все это приводит к тому, что формирование всесторонне и гармонично разви­той личности выступает не только как объективная потребность общества, но и становится основной целью (идеалом) современного воспитания.

Что же имеют в виду, когда говорят о всестороннем и гармоничном развитии личности? Какое содержание вкла­дывается в это понятие?

В развитии и формировании личности большое значе­ние имеет прежде всего физическое воспитание, укреп­ление ее сил и здоровья, выработка правильной осанки и санитарно-гигиенической культуры. Нужно иметь в виду, что без крепкого здоровья и надлежащей физической закалки человек теряет необходимую работоспособность, не в состоянии проявлять волевых усилий и настойчиво­сти в преодолении трудностей, что может мешать ему развиваться в других областях личностного становления. В этом смысле физическое воспитание выступает как исключительно важное условие всестороннего развития учащихся вообще.


Ключевой проблемой в процессе всестороннего и гармо­ничного развития личности является умственное воспи­тание. Только благодаря ему человек выделился из жи­вотного мира как общественное существо, создал все богатства материальной и духовной культуры и обеспе­чивает непрерывный социально-экономический прогресс. Вот почему развитие пытливости, овладение знаниями, совершенствование мышления, памяти и сообразитель­ности учащихся должно выступать в качестве сердцевины всестороннего развития личности. Расширение кругозора особенно важно в современную эпоху, характеризующу­юся мировыми процессами интеграции.

Не менее существенной составной частью всесторон­него и гармоничного развития личности является тех­ническое обучение, или приобщение ее к современным достижениям техники, в том числе и бытовой, овладе­ние умениями и навыками труда на наиболее распрост­раненных машинах, а также обращение с различными инструментами и техническими приспособлениями. Это создает предпосылки для подготовки учащихся к работе на современном производстве и профессиональной ори­ентации, а также для жизни в современном обществе, все сферы которого пронизывает все более усложняюща­яся техника.

58

Весьма велика роль моральных принципов в развитии и формировании личности. И это понятно: прогресс об­щества могут обеспечивать только люди с совершенной моралью, с добросовестным отношением к труду и соб­ственности, что обусловливает необходимость действен­ного морального воспитания.

Вместе с тем огромное значение придается духовному росту членов общества, приобщению их к сокровищам литературы, искусства, формированию у них высоких эстетических чувств и качеств. Все это, естественно, требует эстетического воспитания.

Всестороннее развитие личности определяют еще два содержательных компонента.

Первый из них касается склонностей, творческих задатков и способностей. Ими обладает каждый здоро­вый человек. Вот почему целенаправленная работа по их выявлению и развитию является важной частью всесто­роннего формирования учащихся. Школа должна воспи­тывать у них индивидуальную красоту, личностное свое­образие, творческий подход к выполнению любого дела.

Второй компонент относится к производительному труду и его роли в формировании личности. Только он позволяет преодолеть односторонность личностного разви­тия, создает предпосылки для полноценного физическо­го формирования человека, стимулирует его умственное, нравственное и эстетическое совершенствование.


Все это позволяет сделать вывод об основных струк­турных компонентах всестороннего развития личности и указать на его важнейшие составные части. В качестве таких составных частей выступают: умственное воспи­тание, техническое (или политехническое) обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием творческих склонностей, задатков и способностей лич­ности и включением ее в производительный труд.

Однако воспитание должно быть не только всесторон­ним, но и гармоничным (от греч. harmonia — согласован­ность, стройность). Это означает, что все стороны лично­сти должны формироваться одновременно и в тесной взаимосвязи между собой.

В последнее время понятие всестороннее и гармонич­ное развитие личности иной раз подменяется термином разностороннее развитие, поскольку, дескать, всесторон­нее развитие в современном обществе осуществляется не

59

в полной мере. Этот отход от устоявшегося понятия явля­ется не совсем обоснованным. Дело в том, что необходи­мость всестороннего развития личности выступает как идеал общества с высокоразвитым техническим произ­водством, как его педагогическая тенденция, и поэтому мера и глубина этого развития зависят от конкретных социально-экономических условий, в которых оно осу­ществляется. Важно, однако, чтобы воспитание способ­ствовало и умственному, и техническому, и нравственно­му, и эстетическому, и физическому формированию. По­нятие же "разностороннее" развитие не имеет такого выразительного терминологического смысла, поскольку его, например, можно осуществлять без надлежащего эсте­тического воспитания и т.д. Такой, понятийной неопре­деленности наука должна избегать.

Будучи идеалом воспитания, к которому стремится современное общество, всестороннее и гармоничное разви­тия личности определяет общее направление учебно-вос­питательной работы. В этом смысле оно выступает как общая цель и идеал воспитания. Для школьного же вос­питания необходимо, чтобы этот идеал был конкретизи­рован в соответствии с теми социально-экономическими условиями, в которых оно осуществляется. Это требует более детальной разработки его содержания и методов на каждом этапе развития общества и школы с тем, чтобы не забегать вперед и учитывать меру возможного в его осуществлении.

6. Конкретизация в педагогике содержания воспи­тания всесторонне и гармонично развитой личности.