Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 399

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как уже отмечалось, решение проблем воспитания все­сторонне и гармонично развитой личности в школе свя­зано с реализацией социально-экономических требова­ний к формированию подрастающих поколений. Какие же из этих требований являются основными и определя­ют его содержание?

Первое из них заключается в том, чтобы в полной мере раскрыть и реализовать созидательные способности лич­ности, ее умственно-интеллектуальный и творческий по­тенциал, открыть ей пути к полноценной деятельности как в производственной, так и в духовной сферах. По­нятно, что в решении этой задачи первостепенное значе­ние имеет создание в школе условий для овладения осно­вами современных наук о природе, обществе и человеке,

60

I

придание учебно-воспитательной работе развивающего характера. Нужно иметь в виду, что без глубоких зна­ний и образования нельзя преобразовывать жизнь, быть на уровне современной цивилизации и успешно продви­гаться по пути социально-экономического и политичес­кого прогресса.

Не менее важным является также и то, чтобы в усло­виях демократизации и гуманизации общества, свободы мнений и убеждений молодежь усваивала знания не меха­нически, а глубоко перерабатывала их в своем сознании и сама делала выводы, необходимые для современной жиз­ни и образования. Только такой подход к обучению и об­разованию позволяет воспитывать сознательных членов общества, способных правильно ориентироваться в сложных перипетиях жизни и находить пути ко всему новому, пе­редовому, пользоваться достояниями современной циви­лизации, не поддаваться влиянию ошибочных и вредных политических движений, самим вырабатывать правильные моральные и идейно-политические убеждения.

Существенным требованием к образованию подрастаю­щих поколений является их нравственное воспитание и развитие. Всесторонне развитый человек должен вырабаты­вать у себя принципы общественного поведения, милосер­дие, стремление служить людям, проявлять заботу об их благополучии, поддерживать установленный порядок и дисциплину. Он должен преодолевать эгоистические на­клонности, выше всего ценить гуманное отношение к чело­веку, владеть высокой культурой поведения.

Одним из требований к содержанию всестороннего развития личности является совершенствование граждан­ского и национального воспитания. Оно включает в себя воспитание чувства патриотизма и культуры межнацио­нальных отношений, уважения к нашим государствен­ным символам, сохранение и развитие духовных богатств и национальной культуры народа, стремление к демок­ратии как форме участия всех граждан в решении вопро­сов государственной важности.


Значительным требованием во всестороннем форми­ровании личности является воспитание экологической сознательности и культуры, а также "уважения к миро­вому порядку, основанному на признании политических, экономических и социальных прав всех народов мира"1.

1 Закон "Аб адукацыi у Рэспублiцы Беларусь" // Настаун. газ. 1991. 23 лiстап.

61

Эти содержательные части всестороннего и гармонич­ного формирования личности, безусловно, не остаются неизменными. С течением времени они обогащаются и совершенствуются по мере развития общества и улучше­ния учебно-воспитательного процесса в школе.

В зарубежной педагогике термин всестороннее разви­тие личности используется не всегда, но сама цель вос­питания реализуется довольно отчетливо. В Англии, на­пример, каждая школа ежегодно выпускает для родите­лей проспект, в котором наряду с характеристикой учеб­но-воспитательного процесса (составом изучаемых пред­метов, расписанием занятий, квалификацией учителей, условиями платы за обучение и т.д.) довольно подробно раскрываются цели воспитания. Вот как характеризу­ются они в одной из школ1:

Наша главная воспитательная цель - понимать природу маленького ребенка (его чувства, мысли, процесс разви­тия). Мы твердо убеждены, что дети лучше всего развива­ются, приобретая в жизненных ситуациях свой собствен­ный опыт. Поэтому мы стремимся создать им такое окруже­ние, которое способствовало бы развитию их мышления и отвечало бы их индивидуальным потребностям.

Мы стремимся сформировать у наших детей беглость речи, знания и умения в основных областях (грамотность, счет, физкультура, музыка, искусство и ремесла, основы наук), развить у них пытливость и критичность ума, на­правленного на познание человека и окружающего мира, сформировать чувство ответственности и заботы о других людях...

В этом документе ярко выражены почти все содержа­тельные элементы всестороннего развития учащихся.

7. Реализация целевых установок в практической работе школы и учителя. Как уже отмечалось, идеал выступает как более или менее отдаленная цель. Это в полной мере относится и к идеалу воспитательному. Вот почему осуществление всестороннего и гармоничного развития личности нельзя представлять абстрактно. Оно тесно связано с возможностями общества - материаль­ными и духовными, а также с уровнем развития самой

1 Цит. по: Матьяш О.И. Учебно-воспитательные цели в современ­ной английской педагогике // Сов. педагогика. 1989. № 5. С. 128.


62

школы. Например, до настоящего времени мы встреча­емся с трудностями в соединении обучения с производи­тельным трудом учащихся: общество пока не в состоя­нии создать надлежащую материальную базу для этого, а школьная практика испытывает недостаточную мето­дическую разработанность его организации. Конечно, это трудности развития общества и педагогической науки, однако в меру возможного проблема эта решается и ведутся научно-методические поиски в данном направ­лении. Что же конкретно делается и должно делаться для осуществления всестороннего и гармоничного разви­тия' личности?

Эта проблема прежде всего отражается в учебных планах школы, в которых дается перечень учебных пред­метов. В них предусматривается изучение предметов, которые обеспечивают усвоение знаний по основам важнейших наук и умственное развитие учащихся, тех­ническую подготовку, физическое, эстетическое и нрав­ственное воспитание.

Конкретное содержание обучения и воспитания, а так­же развитие личностных качеств учащихся разных воз­растов раскрывается в учебных программах и учебниках, которые разрабатываются для каждого класса. Таким об­разом, учитель обеспечивается и должен руководство­ваться в своей работе рядом нормативно-методических документов, о которых подробно будет идти речь в сле­дующих главах.

Однако, как бы ни были важны эти документы, разви­тие учащихся, его всесторонность и гармоничность целиком зависят от учителя, его научно-педагогичес­кой подготовки и качества проводимой им учебно-вос­питательной работы. И вот здесь перед ним возникает целый ряд вопросов.

Во-первых, необходимо хорошо представлять, какое место во всестороннем развитии учащихся занимает тот или иной учебный предмет. Что касается матема­тики, физики, химии, биологии, родного и иностран­ного языков и литературы, то их роль в формирова­нии личности понимают все. К сожалению, бывают случаи, когда тот или иной учитель не скрывает свое­го пренебрежения к таким предметам, как рисование, пение, физкультура, и этот негативизм нередко пере­дается ученикам. Тем самым наносится вред их все­стороннему развитию.

63

Во-вторых, каждый учитель должен хорошо осо­знавать конкретную роль своего предмета во всесто­роннем развитии учащихся. Нужно иметь в виду, что каждый предмет имеет широкий спектр воспитатель­но-развивающего влияния. Он содействует прежде всего умственному развитию личности, несет в себе большой потенциал нравственного и эстетического воспитания (нравственные идеи - в литературе, красота симмет­рии - в математике и т.д.), в той или иной мере дает возможность ознакомления с техникой, производитель­ным трудом людей (техническое обучение). В то же время выполнение санитарно-гигиенических требова­ний в процессе учебных занятий помогает физическо­му воспитанию учащихся.


В-третъих, необходимо в полной мере использовать воспитательно-развивающий потенциал каждого урока и других видов учебных занятий. Это означает, что осуще­ствление всестороннего развития личности должно опре­делять как целевые установки каждого урока, так и его содержание, а также методы обучения, о чем более деталь­но будет идти речь в разделе дидактики.

В-четвертых, всестороннему развитию личности должны быть подчинены различные формы внеклассной учебно-воспитательной работы, которые в той или иной мере способствуют умственному, техническому, нравствен­ному и эстетическому формированию учащихся, выявлению и развитию их творческих задатков и способ­ностей.

Следовательно, как теоретическая педагогика, так и практические работники школы имеют дело с целой иерархией (соподчинением) целевых установок учеб­но-воспитательного процесса. Эта иерархия включает в себя прежде всего общие, или стратегические, цели школьного воспитания. Затем идут целевые установ­ки воспитания по классам и годам обучения. Потом отчетливо должны выступать цели учебно-воспитатель­ной работы по отдельным предметам в каждом классе. Учитель, исходя из указанной иерархии целей воспи­тания, обязан детально определять учебно-воспитатель­ные цели каждого урока и всех учебных заданий уча­щимся и, сопоставляя с этими целями реально дости­гаемые результаты, непрерывно совершенствовать учеб­но-воспитательный процесс.

64

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Какое значение для педагогической теории и практики имеет четкое определение целей воспитания?

  2. В чем выражались односторонний и дуалистический характер воспитания в эпоху домашинного производства и чем они обусловлива­ лись?

  3. Какие общественно-экономические предпосылки обусловили не­ обходимость всестороннего и гармоничного развития личности?

  4. В чем состоит сущность всестороннего и гармоничного развития личности как основной цели (идеала) современного воспитания и каковы его составные части?

  5. Какие задачи возникают перед учителем в реализации целевых установок воспитания?

  6. Каково ваше мнение относительно попыток вместо термина все­ стороннее и гармоничное развитие личности ввести понятие разносто­ роннее воспитание?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Закон "Аб адукацыi у Рэспублiwы Беларусь" // Настаун. газ. 1991. 23 лiстап.


Королев Ф.Ф. Всестороннее развитие личности // Пед. энциклопе­дия: В 4 т. М., 1964. Т.1.

Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школь­ника. М., 1988.

Матъяш О.И. Учебно-воспитательные цели в современной англий­ской педагогике // Сов. педагогика. 1989. № 5. С. 126—132.

Пархоменко В.П. Творческая личность как цель воспитания. Мн., 1994.

Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М., 1980.

65

Глава 4

Личность как предмет воспитания,

Внешние и внутренние факторы

Ее развития

  1. О разработке в педагогике проблемы развития и воспитания личности. Понятия: личность, ее разви­ тие и формирование.

  2. Анализ преформистских теорий развития лич­ ности.

  1. Идеи прогрессивных мыслителей прошлого о развитии личности.

  2. Научная трактовка проблемы об основных фак­ торах развития личности.

  3. Роль активности самой личности в собствен­ ном развитии. Внешние и внутренние факторы разви­ тия личности. Понятие о саморазвитии личности и персонификации воспитания.

1. О разработке в педагогике проблемы развития и воспитания личности. Понятия: личность, ее развитие и формирование. Как показано в предыдущей главе, ос­новной целью воспитания является формирование лич­ности, ее всестороннее и гармоничное развитие. Отдель­ные же авторы, как бы забывая об этом, пытаются особо подчеркнуть, что воспитание в современных условиях должно носить личностно ориентированный характер1. Подобное подчеркивание лишено какого-либо научного смысла, ибо и предметом педагогики, и целью воспита­ния является их направленность на личностное развитие учащихся и, следовательно, не личностно ориентирован­ным оно быть не может. Другое дело, что в этом отно­шении оно должно отличаться высокой эффектив­ностью и педагогической действенностью. Здесь, есте­ственно, вопросы есть. Для их успешного решения не­обходимо знать, что же такое личность как предмет воспитания, как происходит ее развитие и какими

1 Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориен­тированного образования // Педагогика. 1997. № 4. С. 11—17; Вишня­кова Н.Ф. Мобильность личностно ориентированной системы подготов­ки и переподготовки творческих специалистов//Мабiльнасць спецыялiстау у галiне адукацыi. Мн., 1997. С. 108-109.