ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 399
Скачиваний: 1
Как уже отмечалось, решение проблем воспитания всесторонне и гармонично развитой личности в школе связано с реализацией социально-экономических требований к формированию подрастающих поколений. Какие же из этих требований являются основными и определяют его содержание?
Первое из них заключается в том, чтобы в полной мере раскрыть и реализовать созидательные способности личности, ее умственно-интеллектуальный и творческий потенциал, открыть ей пути к полноценной деятельности как в производственной, так и в духовной сферах. Понятно, что в решении этой задачи первостепенное значение имеет создание в школе условий для овладения основами современных наук о природе, обществе и человеке,
60
I
придание учебно-воспитательной работе развивающего характера. Нужно иметь в виду, что без глубоких знаний и образования нельзя преобразовывать жизнь, быть на уровне современной цивилизации и успешно продвигаться по пути социально-экономического и политического прогресса.
Не менее важным является также и то, чтобы в условиях демократизации и гуманизации общества, свободы мнений и убеждений молодежь усваивала знания не механически, а глубоко перерабатывала их в своем сознании и сама делала выводы, необходимые для современной жизни и образования. Только такой подход к обучению и образованию позволяет воспитывать сознательных членов общества, способных правильно ориентироваться в сложных перипетиях жизни и находить пути ко всему новому, передовому, пользоваться достояниями современной цивилизации, не поддаваться влиянию ошибочных и вредных политических движений, самим вырабатывать правильные моральные и идейно-политические убеждения.
Существенным требованием к образованию подрастающих поколений является их нравственное воспитание и развитие. Всесторонне развитый человек должен вырабатывать у себя принципы общественного поведения, милосердие, стремление служить людям, проявлять заботу об их благополучии, поддерживать установленный порядок и дисциплину. Он должен преодолевать эгоистические наклонности, выше всего ценить гуманное отношение к человеку, владеть высокой культурой поведения.
Одним из требований к содержанию всестороннего развития личности является совершенствование гражданского и национального воспитания. Оно включает в себя воспитание чувства патриотизма и культуры межнациональных отношений, уважения к нашим государственным символам, сохранение и развитие духовных богатств и национальной культуры народа, стремление к демократии как форме участия всех граждан в решении вопросов государственной важности.
Значительным требованием во всестороннем формировании личности является воспитание экологической сознательности и культуры, а также "уважения к мировому порядку, основанному на признании политических, экономических и социальных прав всех народов мира"1.
1 Закон "Аб адукацыi у Рэспублiцы Беларусь" // Настаун. газ. 1991. 23 лiстап.
61
Эти содержательные части всестороннего и гармоничного формирования личности, безусловно, не остаются неизменными. С течением времени они обогащаются и совершенствуются по мере развития общества и улучшения учебно-воспитательного процесса в школе.
В зарубежной педагогике термин всестороннее развитие личности используется не всегда, но сама цель воспитания реализуется довольно отчетливо. В Англии, например, каждая школа ежегодно выпускает для родителей проспект, в котором наряду с характеристикой учебно-воспитательного процесса (составом изучаемых предметов, расписанием занятий, квалификацией учителей, условиями платы за обучение и т.д.) довольно подробно раскрываются цели воспитания. Вот как характеризуются они в одной из школ1:
Наша главная воспитательная цель - понимать природу маленького ребенка (его чувства, мысли, процесс развития). Мы твердо убеждены, что дети лучше всего развиваются, приобретая в жизненных ситуациях свой собственный опыт. Поэтому мы стремимся создать им такое окружение, которое способствовало бы развитию их мышления и отвечало бы их индивидуальным потребностям.
Мы стремимся сформировать у наших детей беглость речи, знания и умения в основных областях (грамотность, счет, физкультура, музыка, искусство и ремесла, основы наук), развить у них пытливость и критичность ума, направленного на познание человека и окружающего мира, сформировать чувство ответственности и заботы о других людях...
В этом документе ярко выражены почти все содержательные элементы всестороннего развития учащихся.
7. Реализация целевых установок в практической работе школы и учителя. Как уже отмечалось, идеал выступает как более или менее отдаленная цель. Это в полной мере относится и к идеалу воспитательному. Вот почему осуществление всестороннего и гармоничного развития личности нельзя представлять абстрактно. Оно тесно связано с возможностями общества - материальными и духовными, а также с уровнем развития самой
1 Цит. по: Матьяш О.И. Учебно-воспитательные цели в современной английской педагогике // Сов. педагогика. 1989. № 5. С. 128.
62
школы. Например, до настоящего времени мы встречаемся с трудностями в соединении обучения с производительным трудом учащихся: общество пока не в состоянии создать надлежащую материальную базу для этого, а школьная практика испытывает недостаточную методическую разработанность его организации. Конечно, это трудности развития общества и педагогической науки, однако в меру возможного проблема эта решается и ведутся научно-методические поиски в данном направлении. Что же конкретно делается и должно делаться для осуществления всестороннего и гармоничного развития' личности?
Эта проблема прежде всего отражается в учебных планах школы, в которых дается перечень учебных предметов. В них предусматривается изучение предметов, которые обеспечивают усвоение знаний по основам важнейших наук и умственное развитие учащихся, техническую подготовку, физическое, эстетическое и нравственное воспитание.
Конкретное содержание обучения и воспитания, а также развитие личностных качеств учащихся разных возрастов раскрывается в учебных программах и учебниках, которые разрабатываются для каждого класса. Таким образом, учитель обеспечивается и должен руководствоваться в своей работе рядом нормативно-методических документов, о которых подробно будет идти речь в следующих главах.
Однако, как бы ни были важны эти документы, развитие учащихся, его всесторонность и гармоничность целиком зависят от учителя, его научно-педагогической подготовки и качества проводимой им учебно-воспитательной работы. И вот здесь перед ним возникает целый ряд вопросов.
Во-первых, необходимо хорошо представлять, какое место во всестороннем развитии учащихся занимает тот или иной учебный предмет. Что касается математики, физики, химии, биологии, родного и иностранного языков и литературы, то их роль в формировании личности понимают все. К сожалению, бывают случаи, когда тот или иной учитель не скрывает своего пренебрежения к таким предметам, как рисование, пение, физкультура, и этот негативизм нередко передается ученикам. Тем самым наносится вред их всестороннему развитию.
63
Во-вторых, каждый учитель должен хорошо осознавать конкретную роль своего предмета во всестороннем развитии учащихся. Нужно иметь в виду, что каждый предмет имеет широкий спектр воспитательно-развивающего влияния. Он содействует прежде всего умственному развитию личности, несет в себе большой потенциал нравственного и эстетического воспитания (нравственные идеи - в литературе, красота симметрии - в математике и т.д.), в той или иной мере дает возможность ознакомления с техникой, производительным трудом людей (техническое обучение). В то же время выполнение санитарно-гигиенических требований в процессе учебных занятий помогает физическому воспитанию учащихся.
В-третъих, необходимо в полной мере использовать воспитательно-развивающий потенциал каждого урока и других видов учебных занятий. Это означает, что осуществление всестороннего развития личности должно определять как целевые установки каждого урока, так и его содержание, а также методы обучения, о чем более детально будет идти речь в разделе дидактики.
В-четвертых, всестороннему развитию личности должны быть подчинены различные формы внеклассной учебно-воспитательной работы, которые в той или иной мере способствуют умственному, техническому, нравственному и эстетическому формированию учащихся, выявлению и развитию их творческих задатков и способностей.
Следовательно, как теоретическая педагогика, так и практические работники школы имеют дело с целой иерархией (соподчинением) целевых установок учебно-воспитательного процесса. Эта иерархия включает в себя прежде всего общие, или стратегические, цели школьного воспитания. Затем идут целевые установки воспитания по классам и годам обучения. Потом отчетливо должны выступать цели учебно-воспитательной работы по отдельным предметам в каждом классе. Учитель, исходя из указанной иерархии целей воспитания, обязан детально определять учебно-воспитательные цели каждого урока и всех учебных заданий учащимся и, сопоставляя с этими целями реально достигаемые результаты, непрерывно совершенствовать учебно-воспитательный процесс.
64
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Какое значение для педагогической теории и практики имеет четкое определение целей воспитания?
В чем выражались односторонний и дуалистический характер воспитания в эпоху домашинного производства и чем они обусловлива лись?
Какие общественно-экономические предпосылки обусловили не обходимость всестороннего и гармоничного развития личности?
В чем состоит сущность всестороннего и гармоничного развития личности как основной цели (идеала) современного воспитания и каковы его составные части?
Какие задачи возникают перед учителем в реализации целевых установок воспитания?
Каково ваше мнение относительно попыток вместо термина все стороннее и гармоничное развитие личности ввести понятие разносто роннее воспитание?
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Закон "Аб адукацыi у Рэспублiwы Беларусь" // Настаун. газ. 1991. 23 лiстап.
Королев Ф.Ф. Всестороннее развитие личности // Пед. энциклопедия: В 4 т. М., 1964. Т.1.
Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. М., 1988.
Матъяш О.И. Учебно-воспитательные цели в современной английской педагогике // Сов. педагогика. 1989. № 5. С. 126—132.
Пархоменко В.П. Творческая личность как цель воспитания. Мн., 1994.
Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М., 1980.
65
Глава 4
Личность как предмет воспитания,
Внешние и внутренние факторы
Ее развития
О разработке в педагогике проблемы развития и воспитания личности. Понятия: личность, ее разви тие и формирование.
Анализ преформистских теорий развития лич ности.
Идеи прогрессивных мыслителей прошлого о развитии личности.
Научная трактовка проблемы об основных фак торах развития личности.
Роль активности самой личности в собствен ном развитии. Внешние и внутренние факторы разви тия личности. Понятие о саморазвитии личности и персонификации воспитания.
1. О разработке в педагогике проблемы развития и воспитания личности. Понятия: личность, ее развитие и формирование. Как показано в предыдущей главе, основной целью воспитания является формирование личности, ее всестороннее и гармоничное развитие. Отдельные же авторы, как бы забывая об этом, пытаются особо подчеркнуть, что воспитание в современных условиях должно носить личностно ориентированный характер1. Подобное подчеркивание лишено какого-либо научного смысла, ибо и предметом педагогики, и целью воспитания является их направленность на личностное развитие учащихся и, следовательно, не личностно ориентированным оно быть не может. Другое дело, что в этом отношении оно должно отличаться высокой эффективностью и педагогической действенностью. Здесь, естественно, вопросы есть. Для их успешного решения необходимо знать, что же такое личность как предмет воспитания, как происходит ее развитие и какими
1 Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4. С. 11—17; Вишнякова Н.Ф. Мобильность личностно ориентированной системы подготовки и переподготовки творческих специалистов//Мабiльнасць спецыялiстау у галiне адукацыi. Мн., 1997. С. 108-109.