Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 457

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Умение видеть проблемы там, где они есть, - свиде­тельство высокой степени умственного развития.

Существенной стороной учебной работы по овладению новым материалом на уроке является использование спе­циальных методических приемов, способствующих его

1 Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1971. С. 26.

264

усвоению (запоминанию). Особенно это важно, если изу­чаемый материал характеризуется определенной труд­ностью. В этих случаях учитель может предложить уча­щимся ответить на вопросы учебника, устно соста­вить тезисы, по содержанию нового материала, воспро­извести про себя правила, формулы и другие теорети­ческие положения. Весьма важно обратить внимание уча­щихся не только на усвоение фактов, примеров, событий и вытекающих из них теоретических выводов, но и на глубокое осмысление тех мировоззренческих и нравствен­но-эстетических идей, которые заключены в изучаемом материале.

Умелая организация первичного и последующего ос­мысления нового материала учащимися и его усвоения создают предпосылки для овладения знаниями непосред­ственно на уроке. Если учитель этого не добивается, при­чины нужно искать в нарушении закономерностей обу­чения.

Работа по формированию умений и навыков при­менения знаний на практике. Это весьма важный этап урока. Он связан с использованием метода устных, пись­менных и практических упражнений. Как отмечалось, при организации упражнений учителю следует соблюдать два положения: во-первых, нельзя переходить на уроке к упражнениям, если учащиеся не усвоили теоретического материала, который им нужно применять на практике; во-вторых, поскольку применение знаний на практике вызывает у учащихся определенные затруднения, следу­ет особое внимание обращать на осмысление ими спосо­бов выполнения практических упражнений. К сожале­нию, на многих уроках учителя организуют упражнения, предварительно не добившись усвоения теории. Необхо­димо также владеть всем арсеналом организации упраж­нений в процессе обучения.

Широкое применение в учебной работе находят уст­ные упражнения. С их помощью на уроках математики вырабатываются умения и навыки сложения, вычитания, умножения и деления целых чисел, усвоения признаков делимости чисел и т.д. Без упражнений учащиеся не ус­воят валентности различных химических элеметов, их атомного веса, а также буквенных обозначений.


Без специальных упражнений учащиеся не усваива­ют хронологических дат по истории и литературе. Уст­ные упражнения широко применяются при выработке

265

орфографических и синтаксических навыков, а также при формировании умения делать морфологический и син­таксический разбор предложений. Школьник не научится писать грамотно, пока не натренируется и не будет хоро­шо мысленно представлять написание того или иного слова. Поэтому устные орфографические упражнения весьма полезны для повышения грамотности учащихся.

Большое значение в овладении знаниями и выработке у учащихся умений и навыков имеют письменные уп­ражнения. При изучении материала по языкам эти уп­ражнения приобретают форму выполнения разнообразных заданий по написанию и изменению слов, составления предложений по той или иной теме, письменного морфо­логического разбора слов, написания диктантов, изло­жений, пересказов, сочинений и т.д. По математике, физике и химии учащиеся практикуются в решении задач и примеров, а также выполняют различные измеритель­ные работы, лабораторные опыты. Однако эффективность письменных и практических упражнений при закрепле­нии изучаемого материала зависит от их умелого прове­дения и придания им творческого характера.

Заслуживает внимания организация упражнений на уроке передовыми учителями. В.Ф.Шаталов, переходя к упражнениям по применению усвоенных знаний на прак­тике, стремится к тому, чтобы все учащиеся хорошо ос-мыслили способы решения задач и примеров по ново­му материалу. С этой целью первая задача или пример решаются коллективно, и только один из учащихся ведет запись решения на доске. Когда решение осмыслено, учи­тель предлагает эту же задачу или пример решить каж­дому учащемуся самостоятельно. Вторая задача или при­мер коллективно только анализируются, а решаются каж­дым учеником самостоятельно. Последующие упражне­ния выполняются также самостоятельно.

Этот этап урока может завершаться небольшой прове­рочной работой, показывающей, как учащиеся усвоили новый учебный материал.

Задание на дом. Как бы хорошо ни была поставлена учебная работа по изучению нового материала на уроке, она все же является формой концентрированного усвое­ния знаний. Для прочного же и глубокого овладения изу­чаемым материалом существенное значение имеет рассре­доточенная во времени работа по его осмыслению и за­поминанию. Вот почему на каждом уроке, как правило,


266

учителя дают учащимся домашние задания. Обычно пос­ледние включают в себя: изучение материала по учебни­ку, а также различного рода письменные и практичес­кие упражнения, связанные с решением задач и приме­ров, ответами на вопросы, написанием сочинений и т.д. По некоторым предметам, например по биологии и гео­графии, задания могут предусматривать наблюдения уча­щихся за различными явлениями природы, подготовку гербариев, схем, диаграмм и т.д. Какие же дидактичес­кие требования предъявляются к заданию на дом?

Одно из этих требований состоит в том, чтобы учи­тель в процессе работы по изучению нового материала обращал внимание на подготовку учащихся к выполне­нию домашнего задания. В частности, необходимо доби­ваться, чтобы учащиеся хорошо осмыслили основные вопросы изучаемого материала и усвоили приемы его применения на практике, научились решать задачи, при­меры и выполнять другие упражнения. Только обстоя­тельное усвоение новой темы на уроке создает предпо­сылки для осмысления и самостоятельного выполнения домашнего задания.

Второе требование заключается в том, чтобы домаш­нее задание не сводилось лишь к репродуктивной (вос­производящей) деятельности учащихся, а включало в себя элементы творческой работы. Например, при изу­чении урока по учебнику можно предложить учащимся дополнить материал своими примерами, провести наблю­дения или собрать фактический материал по отдельным вопросам. Письменные задания по языку, а также зада­чи и примеры по математике, физике и химии должны быть видоизмененными вариантами тех, которые выпол­нялись или решались на уроке.

В этой связи возникает вопрос о дифференциации домашних заданий. Некоторые учителя наряду с общи­ми заданиями для всего класса отдельно дают более ус­ложненные задания для учащихся, проявляющих повы­шенные способности в овладении знаниями по предмету. Другие поступают иначе. Они дают трехступенчатое домашнее задание, причем за выполнение первого из них учащийся может получить только тройку, за выполне­ние двух заданий - четверку, а за выполнение трех — пятерку. Такой прием существенно увеличивает объем тренировочных упражнений и позволяет учитывать ин­дивидуальные особенности учащихся.

267

Не менее существенным является и третье дидакти­ческое требование. Задавая урок на дом, необходимо не только указать соответствующие параграфы учебника, номера упражнений и задач, но и обратить внимание на порядок и приемы домашней работы учащихся, а также на те особенности, которыми отличаются за­даваемые на дом упражнения и задачи от выполняемых и решаемых в классе. Нужно также проследить, чтобы содержание домашнего задания учащиеся записали в дневники.


Интерес представляет прием, с помощью которого В.Ф.Шаталов стимулирует учащихся к значительному увеличению объема упражнений по решению задач по математике. Он предлагает каждому ученику сделать специальную плашку, расчертить ее на клеточки, в кото­рые записываются номера решенных задач. Этот прием рождает дух состязательности, стимулирует домашнюю работу учащихся и способствует значительному повыше­нию качества успеваемости.

Таковы методические основы смешанного урока, если рассматривать его с дидактической стороны. Учителю, безусловно, нужно хорошо владеть этой методикой, чтобы качественно проводить учебные занятия. Вместе с тем эффективность данной методики во многом зависит от ее умелого использования, педагогического мас­терства и творчества учителя. В чем же они должны проявляться?

Мастерство и творчество учителя при проведении уроков этого типа прежде всего состоит в умелом распределении времени на его отдельные этапы. Следу­ет исходить из того, что работа по пройденному материа­лу и проверка знаний учащихся не должна занимать более 15—16 минут; остальное время необходимо отводить на увоение нового материала и выработку практических умений и навыков. К сожалению, встречаются факты, когда проверка знаний учащихся занимает 20—25 минут и даже более. А на работу над новой темой остается 15— 20 минут, за которые нельзя усвоить новый материал, а тем более потренироваться в его применении на практи­ке. К.Д.Ушинский писал1:

Вся тяжесть школьного занятия при таком преподава­нии, весьма легком для учителя и потому весьма употре-

Ушинский К.Д. Собр. соч. Т.2. С. 216.

268

бителыном, падает на ученика. Просидев без всякой пользы шесть битых часов в классе, пропустив, по всей вероят­ности, половину объяснений, он должен сам приготовить урок в часы, свободные от классов. Сколько напрасно по­терянного времени, сколько тяжелых усилий, и для какого ничтожного результата! Вся небольшая польза, которую приобретает ученик при таком преподавании, далеко не вознаграждает одной привычки к бездействию по целым часам и самому рабскому притворству — необходимому последствию такого препровождения времени в классах.

Очень важно разнообразить структуру смешанных уроков. Это разнообразие достигается с помощью исполь­зования различных методов обучения. Так, на одном уроке проверка знаний проводится методами индивидуального и уплотненного опроса, на другом — с помощью выполне­ния письменных заданий, аналогичных тем, которые за­давались на дом, на третьем организуется небольшая твор­ческая работа. То же самое относится к приданию работе по усвоению нового материала разнообразного характера. Как отмечено выше, не обязательно всегда новый мате­риал излагать самому учителю. Многие темы учащиеся могут осмыслить и усвоить по учебнику. Наконец, не всегда нужно начинать урок с организации повторитель-но-обучающей работы по пройденному материалу. Если ранее изученная тема по своему содержанию тесно свя­зана с новым материалом, в таких случаях урок можно начать с работы по его усвоению, а проверку и оценку знаний совмещать с закреплением нового материала.


Иногда ведутся дискуссии относительно того, нужно ли как-то вычленять отдельные этапы урока или же не­обходимо стремиться к их "слиянию", к незаметному переходу от одного этапа к другому, так как обучение, мол, является целостным процессом. Как ответить на этот вопрос? Поскольку учащиеся должны четко осознавать задачи учебной работы на каждом этапе урока, то с психо­логической точки зрения эти этапы следует вычленять и подчеркивать переход от одного вида работы к другому.