Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 369

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обучение дисциплинирует учащихся прежде всего тем, что оно развивает их интеллектуальный кругозор, повы­шает моральную сознательность и способствует усвоению норм и правил поведения. Большое значение в этом име-

424

ет содержание изучаемого материала. В этой связи важно подчеркивать и добиваться глубокого усвоения тех аспек­тов основ наук, в которых раскрываются принципы мо­рали и дисциплины для достижения успеха в любой работе и укрепления чувства собственного достоинства. Так, на занятиях по литературе у учащихся формиру­ются представления о моральном облике человека, его убежденности в пользе дисциплины и культуры поведе­ния личности, осмысливаются ее гражданские обязанно­сти. Изучение каждого предмета дает возможность учи­телям разъяснять правила поведения и их влияние на успеваемость учащихся.

Значительная работа в этом направлении должна про­водиться учителями и классными руководителями во внеурочное время. Какими же должны быть ее содержа­ние и основные формы?

Большое место занимает разъяснение правил поведе­ния. С этой целью в школах проводятся беседы и клас­сные часы. Тематика их носит двуплановый характер. Так, в начале учебного года в основном раскрывается со­держание правил поведения учащихся в целом.

В школах практикуются беседы на такие темы: "Чего требуют от учащихся правила поведения?", "Каким долж­но быть поведение школьников?", "Что такое дисциплина?", "Об обязанностях и дисциплине школьников" и др. Обсуж­дение этих вопросов дает учащимся довольно широкое представление о тех требованиях к их поведению, кото­рые вытекают из их школьных обязанностей.

Но чтобы правила поведения оказывали действенное регулятивное влияние на дисциплину учащихся и спо­собствовали их воспитанию, они должны быть усвоены на понятийном уровне и доведены до моральных убеж­дений. Естественно, что воспитательной работе в этом слу­чае необходимо придавать более конкретный характер. Ее тематика должна предусматривать глубокое разъяс­нение важнейших вопросов поведения учащихся и спо­собствовать формированию у них соответствующих по­нятий. Ограничимся лишь одним примером.

Правила поведения учащихся 5—9-х классов требуют, чтобы они настойчиво овладевали знаниями, старательно учились и были внимательными и активными на уроках. Чтобы школьники глубоко уяснили и усвоили эти требова­ния, необходимо помочь им осмыслить, в чем должна за-


425

ключаться их настойчивость и активность в овладении зна­ниями. Для этого полезно провести не одну, а ряд бесед: "Что такое настойчивость в учении и в чем она проявля­ется", "Что значит быть внимательным на уроке", "О по­знавательной активности в обучении", "Об обязанностях учащихся в учебе" и т.д. Как видим, содержание бесед носит не общий характер, как это зачастую бывает, а на­правлено на раскрытие конкретных понятий: что такое на­стойчивость в учении, что такое обязанность, в чем прояв­ляется внимательность и т.д.

Подобным же образом проводится разъяснительная работа и по другим правилам поведения. Это позволяет не только формировать понятия о важнейших правилах дисциплины, но и многократно обращаться к разъясне­нию одних и тех же требований к поведению учащихся, постоянно расширяя и углубляя их знания. Естественно, что тематика и содержание этих бесед и собраний должны соответствовать возрастным особенностям школьников1.

Усвоение правил и требований дисциплины создает соответствующие психологические установки в поведе­нии, позволяет учащимся сравнивать свои действия и поступки с моральными нормами, способствует форми­рованию у них взглядов и убеждений, которые и опреде­ляют нравственное сознание как важнейший элемент дисциплинированности.

6. Выработка у учащихся умений и навыков дис­циплинированного поведения. Воспитание культуры поведения. Воспитание практической стороны дисцип­линированности и культуры поведения требует умелой и систематической организации упражнений "в правиль­ном поступке" (А.С.Макаренко). Все это обусловливает необходимость широкого использования метода упраж­нений (приучения) в системе обучения и внеклассных занятий. Остановимся на наиболее распространенных из этих упражнений.

Большое значение имеет прежде всего четкое начало занятий. Как уже отмечалось, нельзя начинать урок, пока в классе не установится должный порядок и не будет

1 Этические беседы с учащимися: 5 класс. Мн., 1992; Этические беседы с учащимися: 6 класс. Мн., 1985; Этические беседы с учащи­мися: 7 класс. Мн., 1986; Этические беседы с учащимися: 8 класс. Мн., 1987.

426

привлечено внимание учащихся к работе. Если же уча­щиеся чем-либо взбудоражены или не успокоились сразу после перемены, для установления дисциплины необхо­димо применять специальные педагогические приемы, чтобы настроить их к работе (о них шла речь в главе об уроке).


Исключительно важно, чтобы учитель перед началом занятий обратил внимание на чистоту в классе, на нали­чие мела у доски и нужных учебных пособий, а в необхо­димых случаях предложил закрыть учебники или при­готовить тетради и ручки для письма. Нет ничего хуже для дисциплины, как суетливость и неорганизованность самого учителя в классе.

Например, учитель начал опрос учащихся по пройден­ному материалу, а потом вдруг обнаружил, что некоторые из них не закрыли учебники. Приходится прерывать отве­чающего и устранять этот недостаток. Или другой пример.-Учитель объявляет о контрольной работе по математике, подходит к доске и записывает задачи, не сделав никаких указаний учащимся. И вот возникают вопросы: "Какое се­годня число?", "Как озаглавить контрольную работу?", "Можно ли выполнять контрольную работу на листках, так как я забыл принести тетрадь?" и т.д. Так по вине учителя на уроке возникает беспорядок.

На уроках необходимо организовывать упражнения и приучать учащихся бесшумно занимать свое место за партой после перемены, правильно сидеть, соблюдать тишину, поднимать руку при желании ответить на по­ставленный вопрос или обратиться к учителю, красиво и стройно стоять у доски, не отвлекаться от занятий и т.д. Ну, а если иной раз возникает, как говорят, "рабочий шумок", опять полезно прибегать к тренировке и, на­пример, предложить учащимся провести "минутку ти­шины". Нужно также упражнять школьников бесшумно выходить из класса после окончания урока, спокойно вести себя на переменах и т.д. Необходимо подчеркнуть, что метод упражнений (приучения) является весьма дей­ственным средством воспитания дисциплины и культуры поведения учащихся в процессе обучения. Но эти упраж­нения необходимо сопровождать краткими пояснениями и беседами об их целесообразности и важности. Особенно широкое применение подобная методика должна нахо­дить в начальных и средних классах.

427

Приучение к дисциплине на занятиях осуществляется -с помощью дидактических методов и приемов поддержа­ния внимания учащихся, активизации их познаватель­ной деятельности и возбуждения интереса к учению. Увлеченный учебной работой школьник сосредоточива­ется на овладении знаниями, постепенно привыкает к порядку и начинает сам активно бороться со всеми поме­хами, отвлекающими от занятий.

Если в классе обнаруживается, что учащиеся плохо справляются с выполнением домашних заданий, с ними полезно проводить практические занятия с целью при­учения к соблюдению правил умственного труда. Уча­ствуя в этих занятиях, школьники глубже усваивают материал, лучше отвечают на уроке и на собственном опыте убеждаются, насколько эффективнее оказывается учебная работа, если придерживаться необходимых пра­вил.


Не меньшее значение имеют упражнения и для орга­низации поведения учащихся на переменах, а также при проведении внеклассной работы. В некоторых школах для этого используют дежурство школьников. В начале учебного дня дежурные занимают свои посты у входа в школу, у гардероба, в коридорах и классах и следят за порядком и дисциплиной. При виде дежурного учащи­еся не нарушают порядка у гардероба, не бросают на пол бумажки, не проявляют излишней резвости и постепен­но приучаются соблюдать чистоту, порядок и аккурат­ность, шлифуют культуру своего поведения1.

Не чем иным, как упражнением в дисциплинирован­ном поведении, является участие школьников в хорошо налаженном труде, соблюдении правил уличного движе­ния и т.д.

7. Использование общественного мнения воспита­тельного коллектива в процессе формирования у уча­щихся дисциплинированности и культуры поведения. Индивидуальная работа с учащимися. Проводя воспи­тательную работу в коллективе и через коллектив, нуж­но широко использовать его влияние на воспитание дис­циплинированности и культуры поведения учащихся. Большую роль здесь играет опора на актив. Как наибо-

1 Щуркова Н. Как упражнять в дисциплинированности //Народное образование. 1965. № 9.

428

лее деятельная часть ученического коллектива, активисты проявляют высокую принципиальность при анализе по­ведения учащихся, предъявляют требования к своим то­варищам и ориентируют коллектив на повышение ответ­ственности за соблюдение правил внутреннего распорядка. Вот почему нужно практиковать специальные совеща­ния и беседы с активистами по вопросам выполнения правил для учащихся, предъявлять повышенные требо­вания к улучшению их поведения, поручать им прово­дить разъяснительную работу со своими товарищами.

Опираясь на активистов, необходимо тактично при­менять меры общественного воздействия в тех случаях, когда отдельные учащиеся допускают отклонения от пра­вил поведения. К этим мерам относятся следующие: за­слушивание объяснений учащихся, допускающих нару­шения дисциплины, на классных собраниях, заседаниях ученических комитетов, применение мер общественного порицания, а иногда и взысканий. Однако нужно серьез­но взвешивать целесообразность этих мер и использовать их осторожно и только тогда, когда тот или иной школь­ник умышленно нарушает порядок и не считается с кри­тическими замечаниями со стороны одноклассников и учителей. Общественное воздействие в этих случаях дол­жно выступать как коллективное осуждение недисцип­линированности и в то же время указывать пути к улуч­шению поведения.


Наконец, значительное место в системе внеклассных мероприятий занимает индивидуальная воспитательная работа с учащимися как по преодолению, так и по пре­дупреждению недисциплинированности. Учителям и классным руководителям необходимо внимательно изу­чать поведение школьников, замечать малейшие откло­нения от норм и правил дисциплины, а также выяснять причины этих отклонений. Нужно иметь в виду, что склонность к нарушению порядка появляется не вдруг, она зарождается постепенно, и причинами ее могут быть дурное влияние товарищей, потеря интереса к учебе, от­рицательное отношение к отдельным учителям, небла­гоприятное положение среди сверстников и др. Во всех этих случаях возникает необходимость в индивидуальной работе и оказании помощи ученику. Положительную роль здесь могут сыграть задушевная беседа учителя или клас­сного руководителя, внушение, товарищеский совет, со­вместное обсуждение путей улучшения поведения и т.д.

429

8. Выдвижение и решение ведущих воспитательных задач в процессе формирования у учащихся дисцип­лины и культуры поведения. В системе воспитательной работы постоянно возникают те или иные задачи, требу­ющие подтягивания отдельных сторон в поведении, дис­циплине, учебе школьников. Например, может обнару­житься неудовлетворительная дисциплина учащихся на переменах, систематическое нарушение режима дня, сни­жение старательности при выполнении домашних зада­ний и т.д. Такие недочеты могут относиться к учащимся как всей школы, так и отдельных классов. Как их пре­одолевать?

При решении данных вопросов в школах нередко ог­раничиваются проведением тех или иных одноразовых мероприятий. Ухудшилась дисциплина на переменах в классе — проводится беседа или собрание на эту тему. Обнаружилось небрежное отношение к школьному иму­ществу — опять собрание или беседа, опять обсуждение. Вполне естественно, что с помощью даже хорошо подго­товленных разовых словесных мероприятий подобные недостатки преодолеть практически невозможно.

Чтобы помочь учащимся в тех или иных вопросах поведения, необходимо осуществить в этом направлении целый комплекс воспитательной работы и в течение не­которого времени воздействовать на их сознание, чувства, поведение и волю. Обратимся к примеру.

После окончания уроков дети беспорядочно бегут к гардеробу, устраивают суету при получении одежды и, таким образом, нарушают порядок. Можно ли этот недо­статок преодолеть с помощью одной, хотя и содержатель­ной беседы или ученического собрания? Конечно, нет. Правду говоря, нужно было бы планировать и строить та­кие гардеробы, чтобы учащиеся могли спокойно, без суеты взять свою одежду. Но пока они небольшие и тесные, нужно преодолевать этот недостаток продолжительной воспита­тельной работой и приучать школьников без шума и суеты идти к гардеробу. Следует поставить перед учащимися задачу не нарушать порядка, одеваясь после занятий, по­высить в этом отношении педагогические требования с тем, чтобы вызывать у них потребность в улучшении своей дисциплины и культуры поведения. Затем нужно позабо­титься о том, чтобы школьники могли быстро получить свою одежду и не простаивать в очереди. Полезно в какой-то форме обсудить этот вопрос на классном собрании. Од-