ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 369
Скачиваний: 1
Обучение дисциплинирует учащихся прежде всего тем, что оно развивает их интеллектуальный кругозор, повышает моральную сознательность и способствует усвоению норм и правил поведения. Большое значение в этом име-
424
ет содержание изучаемого материала. В этой связи важно подчеркивать и добиваться глубокого усвоения тех аспектов основ наук, в которых раскрываются принципы морали и дисциплины для достижения успеха в любой работе и укрепления чувства собственного достоинства. Так, на занятиях по литературе у учащихся формируются представления о моральном облике человека, его убежденности в пользе дисциплины и культуры поведения личности, осмысливаются ее гражданские обязанности. Изучение каждого предмета дает возможность учителям разъяснять правила поведения и их влияние на успеваемость учащихся.
Значительная работа в этом направлении должна проводиться учителями и классными руководителями во внеурочное время. Какими же должны быть ее содержание и основные формы?
Большое место занимает разъяснение правил поведения. С этой целью в школах проводятся беседы и классные часы. Тематика их носит двуплановый характер. Так, в начале учебного года в основном раскрывается содержание правил поведения учащихся в целом.
В школах практикуются беседы на такие темы: "Чего требуют от учащихся правила поведения?", "Каким должно быть поведение школьников?", "Что такое дисциплина?", "Об обязанностях и дисциплине школьников" и др. Обсуждение этих вопросов дает учащимся довольно широкое представление о тех требованиях к их поведению, которые вытекают из их школьных обязанностей.
Но чтобы правила поведения оказывали действенное регулятивное влияние на дисциплину учащихся и способствовали их воспитанию, они должны быть усвоены на понятийном уровне и доведены до моральных убеждений. Естественно, что воспитательной работе в этом случае необходимо придавать более конкретный характер. Ее тематика должна предусматривать глубокое разъяснение важнейших вопросов поведения учащихся и способствовать формированию у них соответствующих понятий. Ограничимся лишь одним примером.
Правила поведения учащихся 5—9-х классов требуют, чтобы они настойчиво овладевали знаниями, старательно учились и были внимательными и активными на уроках. Чтобы школьники глубоко уяснили и усвоили эти требования, необходимо помочь им осмыслить, в чем должна за-
425
ключаться их настойчивость и активность в овладении знаниями. Для этого полезно провести не одну, а ряд бесед: "Что такое настойчивость в учении и в чем она проявляется", "Что значит быть внимательным на уроке", "О познавательной активности в обучении", "Об обязанностях учащихся в учебе" и т.д. Как видим, содержание бесед носит не общий характер, как это зачастую бывает, а направлено на раскрытие конкретных понятий: что такое настойчивость в учении, что такое обязанность, в чем проявляется внимательность и т.д.
Подобным же образом проводится разъяснительная работа и по другим правилам поведения. Это позволяет не только формировать понятия о важнейших правилах дисциплины, но и многократно обращаться к разъяснению одних и тех же требований к поведению учащихся, постоянно расширяя и углубляя их знания. Естественно, что тематика и содержание этих бесед и собраний должны соответствовать возрастным особенностям школьников1.
Усвоение правил и требований дисциплины создает соответствующие психологические установки в поведении, позволяет учащимся сравнивать свои действия и поступки с моральными нормами, способствует формированию у них взглядов и убеждений, которые и определяют нравственное сознание как важнейший элемент дисциплинированности.
6. Выработка у учащихся умений и навыков дисциплинированного поведения. Воспитание культуры поведения. Воспитание практической стороны дисциплинированности и культуры поведения требует умелой и систематической организации упражнений "в правильном поступке" (А.С.Макаренко). Все это обусловливает необходимость широкого использования метода упражнений (приучения) в системе обучения и внеклассных занятий. Остановимся на наиболее распространенных из этих упражнений.
Большое значение имеет прежде всего четкое начало занятий. Как уже отмечалось, нельзя начинать урок, пока в классе не установится должный порядок и не будет
1 Этические беседы с учащимися: 5 класс. Мн., 1992; Этические беседы с учащимися: 6 класс. Мн., 1985; Этические беседы с учащимися: 7 класс. Мн., 1986; Этические беседы с учащимися: 8 класс. Мн., 1987.
426
привлечено внимание учащихся к работе. Если же учащиеся чем-либо взбудоражены или не успокоились сразу после перемены, для установления дисциплины необходимо применять специальные педагогические приемы, чтобы настроить их к работе (о них шла речь в главе об уроке).
Исключительно важно, чтобы учитель перед началом занятий обратил внимание на чистоту в классе, на наличие мела у доски и нужных учебных пособий, а в необходимых случаях предложил закрыть учебники или приготовить тетради и ручки для письма. Нет ничего хуже для дисциплины, как суетливость и неорганизованность самого учителя в классе.
Например, учитель начал опрос учащихся по пройденному материалу, а потом вдруг обнаружил, что некоторые из них не закрыли учебники. Приходится прерывать отвечающего и устранять этот недостаток. Или другой пример.-Учитель объявляет о контрольной работе по математике, подходит к доске и записывает задачи, не сделав никаких указаний учащимся. И вот возникают вопросы: "Какое сегодня число?", "Как озаглавить контрольную работу?", "Можно ли выполнять контрольную работу на листках, так как я забыл принести тетрадь?" и т.д. Так по вине учителя на уроке возникает беспорядок.
На уроках необходимо организовывать упражнения и приучать учащихся бесшумно занимать свое место за партой после перемены, правильно сидеть, соблюдать тишину, поднимать руку при желании ответить на поставленный вопрос или обратиться к учителю, красиво и стройно стоять у доски, не отвлекаться от занятий и т.д. Ну, а если иной раз возникает, как говорят, "рабочий шумок", опять полезно прибегать к тренировке и, например, предложить учащимся провести "минутку тишины". Нужно также упражнять школьников бесшумно выходить из класса после окончания урока, спокойно вести себя на переменах и т.д. Необходимо подчеркнуть, что метод упражнений (приучения) является весьма действенным средством воспитания дисциплины и культуры поведения учащихся в процессе обучения. Но эти упражнения необходимо сопровождать краткими пояснениями и беседами об их целесообразности и важности. Особенно широкое применение подобная методика должна находить в начальных и средних классах.
427
Приучение к дисциплине на занятиях осуществляется -с помощью дидактических методов и приемов поддержания внимания учащихся, активизации их познавательной деятельности и возбуждения интереса к учению. Увлеченный учебной работой школьник сосредоточивается на овладении знаниями, постепенно привыкает к порядку и начинает сам активно бороться со всеми помехами, отвлекающими от занятий.
Если в классе обнаруживается, что учащиеся плохо справляются с выполнением домашних заданий, с ними полезно проводить практические занятия с целью приучения к соблюдению правил умственного труда. Участвуя в этих занятиях, школьники глубже усваивают материал, лучше отвечают на уроке и на собственном опыте убеждаются, насколько эффективнее оказывается учебная работа, если придерживаться необходимых правил.
Не меньшее значение имеют упражнения и для организации поведения учащихся на переменах, а также при проведении внеклассной работы. В некоторых школах для этого используют дежурство школьников. В начале учебного дня дежурные занимают свои посты у входа в школу, у гардероба, в коридорах и классах и следят за порядком и дисциплиной. При виде дежурного учащиеся не нарушают порядка у гардероба, не бросают на пол бумажки, не проявляют излишней резвости и постепенно приучаются соблюдать чистоту, порядок и аккуратность, шлифуют культуру своего поведения1.
Не чем иным, как упражнением в дисциплинированном поведении, является участие школьников в хорошо налаженном труде, соблюдении правил уличного движения и т.д.
7. Использование общественного мнения воспитательного коллектива в процессе формирования у учащихся дисциплинированности и культуры поведения. Индивидуальная работа с учащимися. Проводя воспитательную работу в коллективе и через коллектив, нужно широко использовать его влияние на воспитание дисциплинированности и культуры поведения учащихся. Большую роль здесь играет опора на актив. Как наибо-
1 Щуркова Н. Как упражнять в дисциплинированности //Народное образование. 1965. № 9.
428
лее деятельная часть ученического коллектива, активисты проявляют высокую принципиальность при анализе поведения учащихся, предъявляют требования к своим товарищам и ориентируют коллектив на повышение ответственности за соблюдение правил внутреннего распорядка. Вот почему нужно практиковать специальные совещания и беседы с активистами по вопросам выполнения правил для учащихся, предъявлять повышенные требования к улучшению их поведения, поручать им проводить разъяснительную работу со своими товарищами.
Опираясь на активистов, необходимо тактично применять меры общественного воздействия в тех случаях, когда отдельные учащиеся допускают отклонения от правил поведения. К этим мерам относятся следующие: заслушивание объяснений учащихся, допускающих нарушения дисциплины, на классных собраниях, заседаниях ученических комитетов, применение мер общественного порицания, а иногда и взысканий. Однако нужно серьезно взвешивать целесообразность этих мер и использовать их осторожно и только тогда, когда тот или иной школьник умышленно нарушает порядок и не считается с критическими замечаниями со стороны одноклассников и учителей. Общественное воздействие в этих случаях должно выступать как коллективное осуждение недисциплинированности и в то же время указывать пути к улучшению поведения.
Наконец, значительное место в системе внеклассных мероприятий занимает индивидуальная воспитательная работа с учащимися как по преодолению, так и по предупреждению недисциплинированности. Учителям и классным руководителям необходимо внимательно изучать поведение школьников, замечать малейшие отклонения от норм и правил дисциплины, а также выяснять причины этих отклонений. Нужно иметь в виду, что склонность к нарушению порядка появляется не вдруг, она зарождается постепенно, и причинами ее могут быть дурное влияние товарищей, потеря интереса к учебе, отрицательное отношение к отдельным учителям, неблагоприятное положение среди сверстников и др. Во всех этих случаях возникает необходимость в индивидуальной работе и оказании помощи ученику. Положительную роль здесь могут сыграть задушевная беседа учителя или классного руководителя, внушение, товарищеский совет, совместное обсуждение путей улучшения поведения и т.д.
429
8. Выдвижение и решение ведущих воспитательных задач в процессе формирования у учащихся дисциплины и культуры поведения. В системе воспитательной работы постоянно возникают те или иные задачи, требующие подтягивания отдельных сторон в поведении, дисциплине, учебе школьников. Например, может обнаружиться неудовлетворительная дисциплина учащихся на переменах, систематическое нарушение режима дня, снижение старательности при выполнении домашних заданий и т.д. Такие недочеты могут относиться к учащимся как всей школы, так и отдельных классов. Как их преодолевать?
При решении данных вопросов в школах нередко ограничиваются проведением тех или иных одноразовых мероприятий. Ухудшилась дисциплина на переменах в классе — проводится беседа или собрание на эту тему. Обнаружилось небрежное отношение к школьному имуществу — опять собрание или беседа, опять обсуждение. Вполне естественно, что с помощью даже хорошо подготовленных разовых словесных мероприятий подобные недостатки преодолеть практически невозможно.
Чтобы помочь учащимся в тех или иных вопросах поведения, необходимо осуществить в этом направлении целый комплекс воспитательной работы и в течение некоторого времени воздействовать на их сознание, чувства, поведение и волю. Обратимся к примеру.
После окончания уроков дети беспорядочно бегут к гардеробу, устраивают суету при получении одежды и, таким образом, нарушают порядок. Можно ли этот недостаток преодолеть с помощью одной, хотя и содержательной беседы или ученического собрания? Конечно, нет. Правду говоря, нужно было бы планировать и строить такие гардеробы, чтобы учащиеся могли спокойно, без суеты взять свою одежду. Но пока они небольшие и тесные, нужно преодолевать этот недостаток продолжительной воспитательной работой и приучать школьников без шума и суеты идти к гардеробу. Следует поставить перед учащимися задачу не нарушать порядка, одеваясь после занятий, повысить в этом отношении педагогические требования с тем, чтобы вызывать у них потребность в улучшении своей дисциплины и культуры поведения. Затем нужно позаботиться о том, чтобы школьники могли быстро получить свою одежду и не простаивать в очереди. Полезно в какой-то форме обсудить этот вопрос на классном собрании. Од-