Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 371

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Что же касается поощрений, то они, по мнению А.П.Пинкевича, вызывают нездоровое честолюбие, и он решительно их отвергал.

Одним из первых, кто стал критически оценивать су­ществующее в теоретической педагогике негативное от­ношение к наказаниям, был А.С.Макаренко. Обосновывая правомерность наказания как одного из методов воспи­тания, он указывал на то, что они помогают "оформиться крепкому человеческому характеру", способствуют повы­шению ответственности детей за свои поступки, воспи­тывают волю и человеческое достоинство, вырабатывают "уменье сопротивляться соблазнам и преодолевать их"2.

Что же следует понимать под методами одобрения и осуждения?

Одобрение как метод воспитания есть не что иное, как признание, положительная оценка поведения или качеств учащегося со стороны педагога или коллектива товарищей, выражаемые публично или в личной форме. В противопо­ложность этому осуждение выражается в неодобрении и отрицательной оценке действий и поступков личности, ко­торые противоречат нормам и правилам поведения.

Психологической основой методов одобрения и осуж­дения выступают те внутренние противоречия и пережи­вания, которые возникают у учащихся при их примене­нии. Дело в том, что каждый ученик стремится к разви­тию и совершенствованию своих личностных качеств. Реализуя свои целевые установки, он чутко прислуши­вается к оценочным суждениям учителей, коллектива и отдельных учащихся. Если его действия и поступки одоб­ряются, он переживает чувство удовлетворения. Это сти-

1Пинкевич А.П. Педагогика. Т. 1. С. 79. 2 Макаренко А.С. Соч. Т. 5. С. 399.

343

мулирует его к улучшению своего поведения, вызывает прилив бодрости и энергии и укрепляет уверенность в дальнейшем росте.

Такое же влияние оказывает на учащихся и метод осуждения, вызывая у них отрицательные внутренние переживания. Эти переживания заставляют школьника анализировать свои поступки и недостатки, обращать внимание на те внутренние противоречия, которые воз­никают между характером его поведения и более высо­ким уровнем требований коллектива. Все это побуждает более детально обдумывать свое поведение и способству­ет выработке так называемых задерживающих способно­стей, умения сопротивляться соблазнам и тормозить неблаговидные действия, нарушение порядка и дис­циплины.

Следовательно, смысл одобрения и осуждения зак­лючается в том, чтобы развивать у школьников нрав­ственное сознание и чувства, критичность к своему по­ведению и более требовательное отношение к себе.


Каждый из этих методов имеет соответствующие средства реализации и требует особого искусства в их при­менении. Так, средствами метода одобрения являются следующие виды (меры) поощрения: личная похвала учи­теля, классного руководителя, директора школы, благо­дарность в приказе по школе, награждение похвальными грамотами, медалями, ценными подарками. Кроме того, в школах имеются Доски почета, Книги почета, которые также являются своеобразными средствами одобрения.

Используя этот метод, прежде всего нужно учитывать возрастные особенности учащихся. В младших классах поощрения применяются чаще. Каждый положительный поступок ученика учитель должен заметить и как-то по­ощрить. Ученик правильно сидит за партой, правильно поднимает руку, не шумит на уроке — все это в младших классах должно привлекать внимание учителя. В стар­ших же классах одобряются уже более значительные поступки, например, если школьник систематически са­мостоятельно выполняет домашние задания, изготовля­ет приборы, активно участвует в труде и т.д. Но нельзя слишком часто расточать в этих классах благодарности и похвалы.

Поощрение надо применять как по отношению к от­дельным ученикам, так и по отношению к коллективу.

344

Лучшие учителя не просто поощряют ребят, а стремятся давать оценку их положительных действий и поступков. Например, они отмечают, что хорошая работа на пришколь­ном учебно-опытном участке — это не только показатель трудолюбия, но и проявление сознательной дисциплины. При использовании поощрений следует также учиты­вать то, как относятся к ученику его товарищи, коллек­тив. Поощрение ученика, который делает все для показа, будет приносить не пользу, а вред. В этой связи надо заме­чать и отмечать положительные поступки тех школьни­ков, которые обычно не отличаются хорошим поведением. Это будет побуждать их к преодолению своих недостатков.

Вообще надо стремиться больше привлекать внима­ние учащихся ко всему хорошему, положительному, осу­ществляя принцип опоры на их лучшие поступки и качества.

С этой целью оформляются стенды "Что хорошего в нашей школе", "Их поступками гордится школа", "За честь школы" и т.д.

Средствами (мерами) метода осуждения выступают: замечание учителя, устный выговор, постановка уче­ника у парты, выговор в приказе по школе, вызов для внушения на педсовет, перевод в параллельный класс или в другую школу, исключение из школы по согласо­ванию с районным отделом образования и, наконец, на­правление в школу для трудновоспитуемых.


Осуждение только тогда достигает цели, когда оно является справедливым и поддерживается общественным мнением коллектива. Вот почему А.С.Макаренко считал, что на первых порах работы с ученическим коллективом следует по возможности воздерживаться от наказаний, а многие учителя и классные руководители, прежде чем прибегать к осуждению поступков тех или иных уча­щихся, советуются с коллективом.

Всякое осуждение должно сопровождаться анализом неблаговидного поступка и его моральной оценкой. Не следует использовать меры осуждения в тех случаях, когда ученик нарушил правила поведения необдуманно, случайно, — здесь вполне можно ограничиться разъяс­нительной беседой или же простым упреком. Особо вни­мательно следует относиться к тем ученикам, которые отличаются повышенной раздражительностью и неурав­новешенным характером. В таких случаях меры осужде­ния могут побуждать этих учеников на необдуманные и

345

рискованные поступки: уход с уроков, из дому и т.д. В подходе к таким учащимся нужно проявлять особую ос­торожность и очень тактично анализировать допускае­мые ими нарушения правил поведения.

Признавая правомерность применения одобрения и осуждения в системе школьного воспитания, нельзя, од­нако, преувеличивать их педагогическое значение, так как неправильное или слишком широкое их использова­ние может оборачиваться отрицательными последствия­ми. Именно поэтому одобрение и осуждение относят к вспомогательным методам воспитания, которые приме­няются главным образом для коррекции поведения.

7. Методы требования и контроля за поведением. Метод переключения. Комплексное использование методов воспитания. Личность постоянно испытывает влияние множества разнообразных внешних воздействий и внутренних побуждений. Нередко эти воздействия и побуждения отвлекают учащихся от выполнения уста­новленных норм и правил поведения. Например, чрез­мерное увлечение отдельными играми может создавать помехи в учебе, дружба с недисциплинированными свер­стниками — вызывать склонность к неблаговидным действиям и поступкам и т.д. Подобных помех в воспита­нии встречается немало. Вот почему наряду с убеждением, положительным примером, упражнениями, одобрением и осуждением возникает необходимость в применении таких методов воспитания, как предъявление требований, осу­ществление контроля за поведением учащихся, а также переключение с одного вида деятельности на другой.


В чем же заключается сущность этих методов и их педагогическое значение?

Требование есть способ непосредственного побужде­ния учащихся к тем или иным поступкам или действиям, направленным на улучшение поведения.

Требования помогают учащимся осознавать и пережи­вать возникающие у них внутренние противоречия меж­ду имеющимся и необходимым уровнем развития и тем самым вызывают потребность в работе над собой. Педа­гогическими средствами этого метода являются просьба, тактичные указания и распоряжения учителей, классных руководителей, директора школы и его заместителей. Значение этого метода состоит в том, что он позволяет

346

оперативно и действенно реагировать на отклонения в поведении учащихся и соответствующим образом коррек­тировать его. Естественно, что его эффективность опре­деляющим образом зависит от благожелательных отно­шений между учащимися и учителями, от педагогичес­кого такта и чуткости последних.

Под контролем (от фр. controle — надсмотр с целью проверки) понимается такой метод воспитания, который выражается в наблюдении за деятельностью и поведени­ем учащихся с целью побуждения их к соблюдению уста­новленных правил поведения, а также к выполнению предъявляемых заданий или требований.

Средствами осуществления контроля являются: повсед­невное наблюдение за поведением и работой учащихся, ин­дивидуальные беседы о выполнении полученных заданий или общественных поручений, отчеты школьников перед товарищами о своей работе и дисциплине. Контроль выпол­няет роль напоминающего фактора в поведении учащихся, выступая в качестве действенного стимула их деятельнос­ти и соблюдения установленного порядка.

Несколько иной является психолого-педагогическая основа воспитательного влияния метода переключения. В процессе воспитания иногда наблюдаются факты одно­стороннего увлечения учащихся той или иной деятель­ностью, которая нередко способствует формированию негативного поведения (например, чрезмерное увлечение детективной литературой, нездоровыми играми, в том числе и в карты, хождение группами по улицам поздно вечером и т.д.). Запреты и увещевания в этих случаях не всегда помогают. Гораздо более действенным методом преодоления подобных недостатков является переключе­ние учащихся на другие, более положительные виды деятельности и постепенное формирование нового стерео­типа поведения.


Весьма действенным оказывается этот метод, когда нужно возбудить у школьника или коллектива новые психические переживания, например, сгладить появив­шуюся обиду, снизить угнетающее воздействие неудачи или плохого настроения. Хорошо влияет этот метод тогда, когда учитель наталкивается на упрямство ученика и прямые требования не дают положительных результатов. В этих случаях лучше всего переключить внимание на другую деятельность, а в процессе ее побудить его к осоз­нанию допущенных ошибок.

347

Педагогическая действенность метода переключения связана с тем, что, переключая ученика или целый коллек­тив на новые виды деятельности, педагог возбуждает у них новые психические переживания, создает новые внутрен­ние установки в поведении и таким образом усиливает свое воздействие на их сознание, чувства и волевую сферу.

Очень полезен метод переключения в тех случаях, когда учителя сталкиваются с детской драчливостью, капризами и непослушанием. Хорошую мысль по поводу этого высказывал в свое время А.П.Пинкевич1:

Детская драчливость, даже капризы в большинстве случаев ничего "ужасного" не представляют, нужно толь­ко суметь направить энергию в другое русло. Наступатель­ные инстинкты найдут себе прекрасное выражение в различных играх, в спорте, в старшем возрасте — в заня­тиях исследовательского типа, в соревновании при работе, в физическом труде и т.д. И скорее отсутствие наступа­тельного инстинкта у ребенка в первые годы его развития должно нас беспокоить, чем его присутствие.

Заканчивая рассмотрение общих методов и средств воспитания, следует подчеркнуть, что только умелое их применение обеспечивает успех в развитии учащихся в целом и в формировании у них личностных качеств в частности. Вот почему всегда нужно помнить следующее положение А.С.Макаренко2:

Никакое средство нельзя рассматривать отдельно взя­тое от системы. Никакое средство вообще, какое бы ни взяли, не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от целой системы, от целого комплекса влияний.

Это ставит перед учителем задачу овладения искус­ством комплексного применения всех методов и средств воспитания и повышения их педагогической действен­ности.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Дайте определение сущности методов и средств воспитания. Пе­речислите основные методы воспитания.