Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 374

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

...Требование, высказанное в форме, не допускающей возражений, необходимо на первых порах в каждом кол­лективе...

Вторая стадия развития этого требования, когда на вашу сторону перешли первый, второй, третий, четвертый акти­висты, когда около вас организуется группа мальчиков и девочек, которые сознательно хотят поддержать дисцип­лину.

И, наконец, третья стадия развития этого требования, когда требует коллектив. Это - тот результат, который воз­награждает вас за нервный труд первого периода. Когда требует коллектив, когда коллектив сбился в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математи­чески точной, организованной работой.

Иногда говорят, что требования не могут выступать в качестве единственного критерия, характеризующего развитие воспитательного коллектива. Известный иссле­дователь коллектива Л.И.Новикова выделяет стадию сплочения коллектива, стадию превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся и стадию, когда важнейшей заботой коллектива должно быть вос-

1 Макаренко А.С. Соч. Т. 5. С. 151-152.

354

питание каждого ученика, забота о благополучной по­зиции каждого, правильная регуляция отношений меж­ду всеми членами коллектива. Думается, что не следует отрицать рационального зерна, которое заложено и в подобном подходе к определению стадий развития кол­лектива.

3. Структура воспитательного коллектива в школе.

Обычно в школе все учащиеся объединяются в единый общешкольный коллектив. Организация и действенное функционирование общешкольного ученического коллек­тива имеет весьма важное педагогическое значение. Од­нако непосредственного перехода от общешкольного кол­лектива к каждому отдельному ученику в большинстве случаев не бывает. Этот переход опосредствуется входя­щими в общешкольный коллектив первичными коллек­тивами. В условиях школы в качестве таких первичных коллективов выступают классы, которые постоянно объе­диняют учащихся в совместной учебной и внеклассной работе.

Для выполнения той или иной работы могут созда­ваться на более или менее продолжительное время так называемые временные коллективы. В условиях школы к таким временным коллективным объединениям отно­сятся различные кружки, создаваемые для решения от­дельных задач, бригады, коллективы художественной самодеятельности.

В структуре воспитательного коллектива большую роль играют органы ученического самоуправления: ученичес­кий комитет (совет), старосты в классах, а также в кружках художественной самодеятельности.


Эти органы и лидеры в ученических коллективах счи­таются формальными, или, иначе говоря, официально оформленными (избранными или назначенными). Кроме этих формальных структур в коллективах существуют еще структуры неформальные, которые официально не избираются и не назначаются, но реально влияют на кол­лективную деятельность и общественное мнение. Их при­нято называть "малыми группами" и "неофициальными лидерами".

Если формальные структуры коллектива (старосты, ученические комитеты, советы кружков и т.д.) базиру­ются на деловых, социальных отношениях, то в основе неформальных "малых групп" и "лидерства" отдельных

355

учащихся лежат отношения психологические - личная симпатия и антипатия, а также узкогрупповые интересы и стремления. В отдельных психолого-педагогических трудах существование "малых групп" и "лидеров" не­сколько фетишизируется и противопоставляется самому коллективу. С этой точки зрения считается, что формаль­ный коллектив и формальный лидер как официальные структуры не всегда имеют реальный авторитет и влия­ние на учащихся. Неформальные же объединения и лидеры якобы пользуются настоящим уважением среди учащихся, и потому их влияние является не только реаль­ным, но и определяющим.

Понятно, что эта мысль не совсем правильная. Но оз­начает ли это, что педагогика может игнорировать те психологические факторы (симпатии, антипатии, общ­ность интересов и т.д.), которые объединяют или разде­ляют коллектив на "малые группы"? Конечно, нет. Речь должна идти не о противопоставлении деловых отноше­ний личным, а о правильном и здоровом развитии меж­личностных отношений и использовании в этих целях укрепление деловых отношений. То же самое следует ска­зать и о так называемом лидерстве в коллективе. Вряд ли, например, необходимо допускать, чтобы в роли офи­циально избранного лидера коллектива выступал мало­авторитетный учащийся, который не пользуется поддерж­кой своих одноклассников. А.С.Макаренко, В.А.Сухом-линский и другие педагоги специально подчеркивали, чтобы в органы самоуправления коллектива входили авто­ритетные и уважаемые школьники. Появление так назы­ваемого неформального лидера возможно только в тех случаях, когда это педагогическое условие не соблюдается.

4. Важнейшие средства и методические основы вос­питания ученического коллектива. Подходя к освеще­нию этих вопросов, следует подчеркнуть, что коллектив создается не путем разговоров и бесед о коллективизме. Методика создания и воспитания ученического коллек­тива базируется на двух условиях: во-первых, нужно вов­лекать всех учащихся в разнообразную и содержатель­ную совместную деятельность и, во-вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружный и работоспособный коллектив. Отсюда следу­ют два существенных вывода:


356

в качестве важнейших средств воспитания учени­ ческого коллектива выступают: учебная и разнооб­ разная внеклассная работа, трудовая, общественная и культурно-массовая деятельность учащихся;

в процессе организации указанных выше видов деятельности нужно применять специальную методи­ ку, направленную на создание и воспитание сплоченно­ го коллектива.

Педагогическую основу этой методики составляют:

  • умелое предъявление требований к учащимся;

  • организация ученического самоуправления и вос­ питание актива;

  • организация увлекательных перспектив в учебной, трудовой, художественно-эстетической и спортивно-оздо­ ровительной деятельности;

  • формирование здорового общественного мнения;

  • создание и развитие положительных традиций кол­ лективной жизни.

Обратимся к детальному рассмотрению указанных методических положений.

5. Предъявление требований к учащимся как фак­тор создания и воспитания коллектива. Раскрывая ме­тодические основы работы по организации и сплочению воспитательного коллектива, необходимо отметить, что успешность проведения в нем воспитательной работы во многом зависит от первоначальных вкладов в его орга­низацию, от организационного периода. Вот почему со­здание коллектива нужно начинать с умелого предъяв­ления педагогических требований к воспитанникам.

Какой же должна быть методика предъявления этих требований?

Первое. Как уже отмечалось, начинать учебно-воспи­тательную работу нужно с четкого определения норм и правил поведения. Нужно без крикливости и излишней назидательности спокойно разъяснить учащимся, как им следует вести себя в школьном помещении, на уроках и переменах, как они должны выполнять учебные задания, относиться друг к другу, обращаться к учителю и т.д. Такой разговор с учащимися по законам импринтинга (первого запечатления) оказывает на них сильное воспи­тательное воздействие и влияет на их поведение. Неред­ко подобная беседа проводится на основе ознакомления уча­щихся с правилами внутреннего распорядка школы. Пси­хологической основой воспитательного влияния первого

357

разговора о требованиях к поведению учащихся явля­ется то, что они сразу обнаруживают те противоречия, которые имеются между наличным и необходимым уров­нем их развития. Все это заставляет их задуматься, и вызывает потребность в улучшении своего поведения.


К тактичному и благожелательному предъявлению требований к учащимся необходимо прибегать и в про­цессе дальнейшей работы, стимулируя их к нравствен­ному развитию и преодолению имеющихся недостатков.

Второе. В методике предъявления требований боль­шое значение имеет приучение учащихся к соблюдению установленных в школе норм и правил, выработка навы­ков и привычек поведения. Вот почему важнейшим ком­понентом этой методики является организация упраж­нений в правильном поступке (А.С.Макаренко). От уча­щихся нужно не только требовать, но и приучать их к тому, чтобы они не опаздывали на занятия, соблюдали порядок на уроке, дисциплинированно вели себя на пе­ременах, бережно относились к учебникам и школьному имуществу, проявляли знаки внимания и вежливости не только к учителям и старшим, но и друг к другу. Упраж­нять, то есть учить практически, нужно всему: и как сидеть за партой, и как стоять, когда вызвал учитель, и как выходить к доске, и как садиться на место, и как удерживать себя от разговоров во время занятий. Если же подобного приучения не бывает, словесные требова­ния не дают должного эффекта. Если, например, учи­тель говорит учащимся о недостатках в их учебной работе, но не оказывает им практической помощи в преодоле­нии этих недостатков, сдвигов к лучшему чаще всего не бывает.

Третье. Существенное значение имеет соблюдение меры в предъявлении требований к учащимся. Нельзя сразу предъявлять слишком много требований и делать их невыполнимыми для учащихся. К.Д.Ушинский пи­сал1:

Приучите дитя сначала повиноваться 2-3 легким тре­бованиям, не стесняя его самостоятельности ни множе­ством, ни трудностью их, и вы можете быть уверены, что оно будет легче подчиняться и новым вашим постанов­лениям. Если же, стеснив дитя разом множеством правил,

1 Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 10. С. 390-391.

358

вы вынудите его к нарушению того или другого из них, то сами будете виноваты, если приводимые вами привычки не будут укореняться...

В этом смысле иной должна быть и мера требований, предъявляемых к более сильным и слабым по успеваемо­сти школьникам, о чем уже шла речь в главе о сущности обучения.

Наконец, четвертое. В процессе предъявления требо­ваний необходимо учитывать настроение в коллективе и общественное мнение учащихся. Только создавая усло­вия для стимулирования учебной работы и активного участия школьников во внеклассных мероприятиях, мож­но постепенно усложнять требования к улучшению их успеваемости и разнообразной коллективной деятельно­сти.


Как же сказывается на создании коллектива методика предъявления требований?

Правильное предъявление педагогических требований в самом начале воспитательной работы со школьниками организует их поведение, способствует улучшению их работы и, таким образом, вносит в жизнь и деятельность коллектива элементы сплоченности и единства устрем­лений. Так закладываются основы для дальнейшего развития и воспитания коллектива. Понятно, что на пер­вом этапе организации коллектива требования исходят преимущественно от учителей. Между тем важно, чтобы педагогические требования поддерживались всеми уча­щимися. Достичь этого сразу, естественно, трудно. Вот почему необходимо стремиться к тому, чтобы их поддер­живала более сознательная часть учащихся. Поэтому в воспитательной работе с коллективом большое значение имеет организация самоуправления и воспитание учени­ческого актива.

6. Организация ученического самоуправления и воспитание актива. Наличие работоспособного и деятель­ного актива является существенным фактором организа­ции ученического самоуправления коллектива, его демок­ратизации. Кто же входит в состав ученического самоуп­равления и актива?

Это прежде всего учащиеся, которые выполняют те или иные общественные поручения. К ним, в частности, относятся: члены ученического комитета школы, старосты

359

классов, члены советов предметных кружков и коллек­тивов художественной самодеятельности, а также сове­тов пионерских дружин и отрядов и других детских орга­низаций в тех школах, где эти организации работают. Большое значение имеет расширение состава актива, его сменяемость и преемственность.

В число активистов подбираются, как правило, наи­более деятельные и пользующиеся уважением среди своих товарищей школьники. Поэтому изучение деловых и личных качеств учащихся и их положения в системе межличностных отношений является одним из суще­ственных условий правильного подбора активистов и предотвращения появления так называемых формальных лидеров.

Какую же воспитательную работу с членами учени­ческого самоуправления и активистами следует прово­дить, чтобы они целенаправленно содействовали разви­тию и укреплению ученического коллектива?

Необходимой предпосылкой хорошей работы активи­стов является четкое знание ими своих обязанностей и задач коллектива. Вот почему первостепенным делом в воспитании активистов является их инструктирование, а также постановка и конкретизация тех задач, в реше­нии которых они должны принимать участие. Директор школы, его заместители и классные руководители должны разъяснять активистам их функции в выполнении воз­ложенных на них обязанностей. Эта работа осуществля­ется в форме коллективных и индивидуальных бесед и семинаров, а также путем повседневного общения педа­гогов с активистами.