ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.04.2024
Просмотров: 468
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Обеспечение безопасности образовательных учреждений Перечень вопросов к экзамену
Тема 1: «Правовые основы обеспечения безопасности образовательного учреждения».
Тема 2: «Организация комплексной безопасности образовательного учреждения». (2 часа).
Тема 3: «Организация охраны труда учащихся, воспитанников и персонала». (2 часа).
Тема 4: «Организация охраны образовательного учреждения». (2 часа).
Тема 5: «Организация и обеспечение пожарной безопасности образовательного учреждения». (2 часа).
2. Правовые и организационные основы обеспечения пожарной безопасности
3 . Неотложные действия при пожаре
4. Тушение и средства тушения пожаров
5. Противопожарная профилактика в оу
Тема 6: «Теоретические основы безопасности образовательного учреждения». (2 часа).
2. Общая характеристика террористических и социально-криминальных угроз
3. Рекомендации по предупреждению террористических актов
4. Меры защиты при осуществлении террористических актов
Тема 8: «Технические средства безопасности». (4 часа).
1. Охранно-пожарная сигнализация
3. Телевизионные системы безопасности
4. Техническое обеспечение иных видов безопасности
5. Интегрированные системы безопасности
Тема 9: «Обеспечение электробезопасности в образовательном учреждении». (2 часа).
1. Причины электротравматизма в оу
2. Воздействие электрического тока на человека
3. Средства защиты от поражения электротоком
Тема 10: «Безопасность учащихся при использовании информационных технологий». (4 часа).
1. Основные аспекты информационной безопасности в школе
2. Социально-педагогический аспект информационной безопасности детей и подростков в условиях школы.
3. Концепция информационной безопасности школьников и педагогические условия ее реализации.
Тема 11: «Безопасность при перевозках учащихся». (4 часа).
1. Перевозка автомобильным транспортом
2. Перевозка железнодорожным транспортом
Тема 12: «Обеспечение психологической безопасности образовательной среды». (4 часа).
3. Моделирование и технологии создания психологической безопасности образовательной среды.
4. Угрозы психологической безопасности образовательной среды.
5. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды.
- решительная борьба с проявлениями актов хулиганства, вымогательства, унижения, а также с употреблением наркотиков и алкоголя, с курением на территории ОУ.
В целях реализации мер по усилению бдительности, обеспечению безопасности жизни и здоровья обучающихся и сотрудников руководитель ОУ должен:
- изучить руководящие документы и методические материалы по предупреждению диверсионно-террористических актов;
- взять под личный контроль организацию антитеррористической защиты ОУ, развернуть разъяснительную работу среди персонала ОУ, обучающихся и их родителей, направленную на усиление бдительности, организованности, готовности к действиям в ЧС.
Особое внимание необходимо уделить реализации следующих мероприятий:
- совместно с представителями органов власти, средств массовой информации, Советами и Попечительскими советами, родителями
- провести комплекс предупредительно-профилактических мероприятий по повышению бдительности, обеспечению безопасности обучающихся и преподавателей;
- поддерживать взаимодействие с местными органами ФСБ, МВД, прокуратуры, военными комиссариатами и военным командованием;
- усилить контроль допуска граждан и автотранспорта на территорию, исключить бесконтрольное пребывание на территории ОУ посторонних лиц;
- исключить возможность нахождения бесхозяйных транспортных средств в непосредственной близости и на территории;
- усилить охрану ОУ, организовать дежурство преподавательского и обслуживающего персонала;
- не допускать к ведению ремонтных работ рабочих, не имеющих соответствующих документов и согласований с органами управления образованием;
- обеспечить надежный контроль за вносимыми (ввозимыми) на территорию ОУ грузами (предметами) и своевременный вывоз твердых бытовых отходов;
- ежедневно проводить проверку подвалов, чердаков, подсобных помещений, держать их закрытыми на замок и опечатанными, проверять состояние решеток и ограждений;
- входные двери держать в закрытом состоянии;
- обеспечить освещенность территории ОУ в темное время суток;
- проверять наличие и исправность средств пожаротушения, тренировать внештатные пожарные расчеты;
- систематически корректировать схему оповещения сотрудников ОУ;
- иметь в ОУ план действий по предупреждению и ликвидации ЧС (в дошкольном ОУ – инструкцию);
- обеспечить предупредительный контроль классов, аудиторий и помещений, где будут проводиться занятия, совещания, собрания, культурно-массовые мероприятия;
- довести до всех работников телефоны местных отделов ФСБ, МВД, прокуратуры, военного комиссариата, противопожарной службы, скорой помощи и аварийных бригад;
- о случаях обнаружения предпосылок к возможным террористическим актам, чрезвычайным происшествиям немедленно докладывать в органы правопорядка и управления образованием.
Тема 8: «Технические средства безопасности». (4 часа).
Вопросы:
1. Охранно-пожарная сигнализация.
2. Средства и системы связи.
3. Телевизионные системы безопасности.
4. Интегрированные системы безопасности.
1. Охранно-пожарная сигнализация
Технические средства и системы охранно-пожарной сигнализации предназначены для автоматической регистрации возможных изменений состояния объектов и формирования сигнала тревоги в случае, если отмеченное изменение соответствует параметрам нарушения режима безопасности.
В технических системах безопасности пожарная сигнализация оборудуется по таким же принципам, как и охранная сигнализация, используя однотипные с ней элементы (каналы связи, тревожное оповещение, радиосвязь и энергоснабжение); отличие заключается только в конструкции датчиков, реагирующих на изменение среды под воздействием температуры.
Отличие систем охранно-пожарной сигнализации от чисто охранных заключается в дополнительном использовании специальных «пожарных» датчиков, способных воспринимать критическое повышение температуры и задымленности на объекте. Охранно-пожарная сигнализация более универсальна и предназначается как для обнаружения попыток проникновения на объект, так и для оповещения о появлении огня или дыма на охраняемой территории. В соответствии с перечисленными функциями в состав системы охранно-пожарной сигнализации входят такие элементы, как датчики, устройства обработки и вывода информации, линии связи, средства оповещения, средства тушения огня.
Датчики (извещатели) как средства обнаружения нарушений режима охраны в значительной степени определяют тактические возможности охранно-пожарной сигнализации и, в целом, надежность обеспечения охраны. Наиболее важными характеристиками любого датчика являются:
- вероятность обнаружения нарушений режима охраны;
- степень уязвимости;
- уровень ложных срабатываний.
Датчики являются чувствительными приборами, которые воспринимают изменения в состоянии охраняемого объекта и преобразуют их в электрический сигнал. Любое открывание двери, окна, шкафа; разбитие стекла, пролом стены фиксируются приемно-контрольным прибором, ведущим непрерывный контроль сигналов установленных датчиков. Устройство вывода выполняет функцию преобразования вида представления информации, то есть сигнал тревоги преобразуется в звуковой, световой или иной сигнал оповещения персонала охраны. Линии связи технических систем охранной сигнализации могут быть проводными или беспроводными.
Охранные датчики (извещатели) подразделяются на два вида: контактные и бесконтактные. К контактным относятся:
- электроконтактные датчики (ДЭК-2, ДЭК-3, БК-1М и др.), принцип действия которых основан на разрывании электрической цепи вследствие обрыва электрического проводника;
- магнитоконтактные датчики (СМК-1, СМК-2, ИО 102-4, ИО 102-5, ИО 102-6, ДМК-П и др.), которые работают на размыкании электрической цепи. Датчики ИО 102-4 и ИО 102-5, конструктивно отличающиеся друг от друга, используются для блокировки деревянных конструкций, а извещатель охранный ИО 102-6 – для защиты металлических конструкций дверей и окон. Эти датчики компактны, обладают высокой помехоустойчивостью и надежностью. Их недостаток в том, что их можно «обмануть» путем использования мощного внешнего постоянного магнита;
- ударно-контактные датчики (УКД-1М, ВМ-12М, ДИМК и др.), принцип действия которых основан на кратковременном разрыве электрического контакта под действием вибрации от ударов по заблокированной поверхности. Широкое распространение на практике получили ударные датчики на основе магнитоуправляемых контактов (например, ДИМК). В этих датчиках инерционным элементом является постоянный магнит, укрепленный на пружинящей пластине, который под действием вибрации начинает раскачиваться и вызывать размыкания и замыкания установленных рядом магнитоуправляемых контактов. Недостаток датчиков этого типа – в высоком уровне ложных тревог;
- ртутные датчики представляют собой запаянный баллончик с расположенными в нем нормально разомкнутыми контактами и небольшим количеством ртути в нижней его части. Принцип действия ртутного датчика основан на замыкании контактов при перемещении ртути из нижней части баллончика в верхнюю при его наклоне. Он реагирует на изменение угла наклона объекта защиты и срабатывает, например, при поворачивании фрамуги;
- пьезоэлектрические датчики («Кристалл», «Грань-2», «Шорох» и др.) используются для блокирования различных поверхностей и реагируют на механические колебания этих поверхностей при ударах. Принцип действия датчиков основан на явлении пьезоэлектрического эффекта (кристаллы некоторых веществ обладают способностью вырабатывать электрический ток при механическом воздействии на них).
Бесконтактные датчики правонарушителям сложнее обнаружить и заблокировать. К ним относятся:
- омические датчики («Окно-4») реагируют на механические колебания стеклянных поверхностей, на которых они устанавливаются;
- электростатические датчики («Гюрза») реагируют на разрушение стекла посредством частотного анализа распространяющихся волн;
- емкостные датчики («Риф-М», «Ромб-5», «СЕТ-11М», «Радиан-13», «Пик», «Градиент» и др.), принцип действия которых основан на регистрации изменения электрической емкости антенны, вызванного приближением к ней предмета или нарушителя;
- фотоэлектрические датчики («Квант-1», «Квант-2У», «Вектор-2», «Вектор-3», ДОП-1, ФЭУП и др.) предназначены для защиты охраняемых объектов по внутренним периметрам и создания заградительных барьеров тревожной сигнализации при помощи инфракрасных лучей. Сигнал тревоги формируется извещателями при пересечении нарушителем определенного преграждающего барьера или возникновении в контролируемой зоне задымления;
- ультразвуковые датчики («ДУЗ-4», «ДУЗ-5», «Фикус-МП-2», «Витрина», «Эхо» и др.) срабатывают при изменениях создаваемого ими ультразвукового поля, вызванных движением нарушителя или появлением пламени пожара;
- микроволновые (радиоволновые) датчики («Фон-1», «Волна-3», «Коралл-ДМ» и др.) создают поля электромагнитных колебаний и регистрируют изменения этого поля при движении правонарушителя;
- инфракрасные датчики («Диалог», «Рубеж-1М», «Рубеж-3М», «Фотон-1М и др.) делятся на активные и пассивные. Активные датчики используются для формирования одно- или многолучевого «барьера» с целью защиты периметра охраняемой территории, коридора, многооконного помещения и т. д. Их недостатком является возможность «обмана», если известно расположение лучей. Пассивные датчики реагируют на внешнее инфракрасное (тепловое) излучение, источником которого является тело нарушителя. Подобные приборы являются также и пожарными датчиками;
- акустические датчики («Окно-4», «Грань-1», «Стекло», «Арфа» и др.) фиксируют вторжение на охраняемый объект по шуму, которым неизбежно сопровождаются подобные попытки. В состав этих датчиков входит микрофон и блок обработки сигналов. При превышении предельно допустимого для охраняемого помещения уровня шума датчик формирует сигнал тревоги;
- кабельные сигнализационные датчики («Ворон», «GUARD-WIRE» и др.). В них в качестве чувствительного элемента использовано оптическое волокно, армированное в кабель различной конструкции в зависимости от условий эксплуатации. Оптическое волокно реагирует на незначительные деформации и вибрацию. Кабель легко закрепляется на любом типе заграждения (забор, cетка «Рабица», колючая проволока и др.).