ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.04.2024
Просмотров: 312
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос 63. Пропорции в костюме 1
Масштаб. Масштабность в костюме
Проявление метра и ритма в костюме
Вопрос 32. Форма костюма как объемно-пространственная структура
Вопрос 70. Пластика формы как функция свойств материалов, из которых она создана
Вопрос 35. Источники творческого воображения дизайнера
Разработка формы костюма по аналогии с народным костюмом
Обращение к историческому костюму в творчестве дизайнера
Архитектура как источник творческого вдохновения дизайнера
Живопись как источник творческого вдохновения дизайнера
Музыка и танец как источники творческого вжохновения дизайнера
Спорт как источник творческого вдохновения дизайнера
Вопрос 37. Художественная система «комплект» в проектировании костюма
Принципы организации предметов костюма в комплекты
Сопряжение форм и конструкций в комплектах
Основные этапы исторического сложения комплекта в костюме
2. Отработка характера кривизны поверхности форм, или характера пластики формы. В плане простого примыкания форм возможно любое соотношение форм, основанное на контрастном или тождественном сопоставлении пластики форм или на нюансном "перетекании" одного характера пластики формы в другой. В плане взаимного пересечения форм более выразительными являются достаточно контрастные по пластическому решению формы, хотя возможны и другие соотношения. При расположении форм на расстоянии их пластическая зависимость чаще строится на нюансных отношениях. Отработка пластики форм с учетом пластических свойств материала соответствует достижению стилевого единства этих форм.
3. Согласование конструктивного строя форм — проводится и в плане более тонкой пластической проработки стилевого единства форм, но, прежде всего с целью обеспечения эргономических свойств изделий. (Конструкция изделия должна обеспечивать оптимальные условия для жизнедеятельности человека.) Эта работа проводится независимо от заложенного принципа сопряжения форм. Принцип конструктивного членения формы (членения вертикальные или горизонтальные, проходящие по наиболее выпуклым и вогнутым частям поверхности, или членения диагональные, пластично переходящие через выпуклые и вогнутые части поверхности) должен быть единым в решении комплекса форм.
4. Соответствие перечисленных выше аспектов деятельности возможностям материала, его пластическим свойствам, цвету и фактуре. Осуществить замысел, используя данные материалы, можно в достаточно широком диапазоне. Комплекты проектируются в широкой гамме пластических свойств материала — от выполнения изделий из одной ткани, тканей-компаньонов, тканей из пряжи одной толщины, но разных структур, тканей с разным составом смесей до изделий, выполненных из тканей достаточно контрастных пластических свойств, что зависит от вида волокон, характера пряжи, структуры переплетения, отделки тканей. Многообразие материалов во много раз увеличивается, если иметь в виду их цвет и рисунок. Решение комплектов в цвете (проблема, требующая специального рассмотрения) в общем виде проходит в плане решения цвета по принципам контрастности, родственности или родственно-контрастного сочетания.
Бесконечное разнообразие рисунков материалов ставит художника, проектирующего комплект, перед необходимостью очертить круг возможностей в сопоставлении в одном комплекте орнаментов, разных по характеру (растительный, геометрический, тематический), масштабу орнаментального мотива и по ритмической организации плоскости. Эта проблема, так же как и цвет, достойна специального рассмотрения. А в общем виде она решается на основе визуального восприятия данного костюма как уравновешенной, упорядоченной, целостной системы, в которой сопоставление орнаментов допускается в пределах, не разрушающих стилевого единства комплекта. Масштаб орнаментального мотива определяется назначением комплекта и значимостью в нем конкретного изделия, на поверхности которого развивается сам орнамент. Плотность орнамента по отношению к полю, и его ритмическая организация будут избираться в зависимости, от конструктивного строя изделий, составляющих комплект.
Разработанный тип костюма с определенным принципом сопряжения отдельных форм, их стилевой общностью предполагает дальнейшую разработку вариаций в решении форм изделий. Эта работа, проходя в совершенно четких и достаточно жестких рамках, с большей очевидностью демонстрирует необходимость умения не только сочинять на заданную тему, но и использовать принципы комбинаторики. Таким путем получаются многочисленные вариации изделий одного назначения. Существование достаточного разнообразия однородных изделий, их взаимозаменяемость дают возможность выразить индивидуальность человека.
Итак, организация комплекта строится по принципам сопряжения форм и их гармонизации пропорционированием и приведением пластики форм к стилевому единству. Важным средством в эксплуатации комплекта является возможность заменять его отдельные части.
Основу современного костюма составляют изделия массового производства. В тех случаях, когда они разрабатываются на основе устойчивого типа костюма, на основе базовой его конструкции [28], они легко входят в гардероб человека. Такую роль наилучшим образом выполняют изделия, несложные по своей конструкции, фактуре материала, изделия спокойных цветов, лишенные броской отделки (свитеры, блузы мужского покроя, прямые юбки, строгие брюки, небольшие жилеты). Композиционно они связываются с большей частью существующих типов костюма.
Тип костюма определяется характером деятельности в нем человека в определенной среде. В наш век преобладает костюм простых форм, в основном обеспечивающий комфорт для трудовой деятельности человека.
Каждый вид деятельности имеет свои особенности. Необходимость привести в соответствие свой внешний вид, свой костюм характеру деятельности явилась определяющим фактором в развитии и утверждении в наши дни костюма как системы промышленных изделий, составляющих комплект, где отдельные изделия могут заменяться другими, но способными выполнять те же функции. Именно поэтому находят применение многочисленные вариации одного типа изделия.
Так, в комплекты входят изделия, по одним свойствам (допустим, материалу) согласующиеся с остальными изделиями, а по другим (скажем, конструкции или характеру деталей) начинающие развивать тему некоторой "приподнятости", нарядности или тему утилитарной целесообразности дорожного костюма. Через эти изделия может проходить объединение комплектов, действительно предназначенных для торжественных случаев или экскурсионно-туристических мероприятий, с повседневно-деловыми. Композиционно это окажется возможным при решении форм изделий этих комплектов в одном пластическом ключе, в близких по характеру материалах.
Таким образом, характер жизнедеятельности современного человека определяет существование тех или иных типов костюма. Массовое производство отдельных изделий и утверждаемая направлениями моды система связи между ними дают основу для объединения изделий по определенным принципам в комплекты. В наши дни утвердились разнообразные виды комплектов: домашний, повседневно-деловой, дорожный, комплекты для отдыха по временам года, для торжественных случаев. Существуют комплекты специального назначения (по видам деятельности на производстве и в сфере обслуживания).
Основные этапы исторического сложения комплекта в костюме
Впервые идея комплекта в качестве альтернативы ансамблю появилась в 1920-х гг. В проекте «прозодежды актера», разработанном русской конструктивистской Л.С. Поповой для спектакля «Великодушный рогоносец» Театра Всеволода Мейерхольда в 1921 г., была заложена возможность сочетания разных элементов одежды. У конструктивистов идея комплекта явилась логичным следствием применения комбинаторных методов формообразования при проектировании одежды.
В 1929 г. Модельер Э. Скьяпарелли в Париже предложила костюм, состоящий из шести предметов, которые можно было комбинировать между собой в течение дня.
В массовой моде комплекты распространились только в 1970-х гг. В 1972 г. Английские модельеры Таллис в своих коллекциях промышленной моды продемонстрировали комплекты, состоящие из юбок, брюк, жилетов, блузок, соответствовавших друг другу по цвету и рисунку. Подобный подход к формированию гардероба получил в 1970-х гг. – время экономического кризиса – массовое признание, когда неизменным спросом пользовались вещи единичного ассортимента, из которых можно было составить «рациональный» гардероб. В настоящее время комплекты почти совершенно вытеснили ансамбли в моде. Одежда современного человека состоит практически из комплектов, позволяющих каждому человеку проявить индивидуальность при создании своего костюма, комбинируя по своему выбору отдельные предметы одежды.
Все части комплекта могут соответствовать друг другу по стилю, однако уже в 1970-х годах появился «диффузный стиль» в одежде, смешавший элементы разных стилей: классический пиджак соединили с юбкой с оборками в фольклорном стиле, а классические брюки – со спортивной курткой и романтической блузкой. В современном комплекте часто соединяются вещи различных, цветов, рисунков, стилей – в начале 1990-х годов подобное смешение получило определение «сочетание несочетаемого».
В системе «комплект» 1990-х годов большое значение приобрели новые приемы ношения одежды: комплекты отличались продуманной небрежностью, свободной посадкой вещей на фигуре, асимметрией за счет смещения изделия в одну сторону либо смещения застежки набок или назад. Все элементы комплектов моделировались из материалов разных фактур. Комплекты, как правило, формировались из следующих вещей: пальто (длинное или до колена), брюки разной ширины, водолазки (свитера), жакеты, топы, платья. В 1998-1999-х годах все элементы комплекта, как правило, решались в одном цвете, либо в сближенной гамме. В коллекциях 2000-2001 годов появилось много контрастных по цвету вариантов соединения различных вещей, а также тенденция к многослойности, напоминающей стиль «луковица» конца 1970-х годов. При этом сохраняется тенденция к поиску новых способов ношения привычных элементов одежды.
Вопрос 42. Понятие «коллекция». Виды коллекций
Коллекция (в переводе с латинского означает «собрание») — это систематизированное собрание каких-либо однородных предметов, представляющих научный, исторический или художественный интерес.
Художественная система «коллекция» в проектировании одежды — это серия моделей костюмов, объединенных общей идеей, эмоционально-художественной выразительностью образа, единством стиля, формы, цветового решения и применяемых материалов.
Коллекция может состоять из различных элементов — единичных моделей, комплектов, ансамблей, дополнений, аксессуаров. В коллекции каждый костюм композиционно завершен и обладает целостностью. В свою очередь, коллекция, состоящая из таких костюмов, представляет собой гармоничную цельную систему, в которой каждый элемент (костюм) связан с другими составляющими и наоборот. Вся коллекция строится по законам композиции. Коллекция — это не механическое объединение разных моделей в одну группу. Коллекцию как художественную систему отличают признаки, присущие любой пластической композиции.
Главный признак коллекции моделей — ее цельность. Цельность коллекции достигается путем использования в ней гармонизирующих факторов:
— стилевое единство;
— единство формы;
— единая цветовая грамма;
— единая структура и фактура материалов;
— единство образного решения.
Важным признаком коллекции, от которого зависит эмоционально-образное воздействие на зрителя, является динамика. Динамичность коллекции, предполагает развитие по основным направлениям:
— основной идеи коллекции;
— композиционного решения;
— конструктивного решения;
— тонального ряда коллекции;
— цветового ряда коллекции.
Центральная идея коллекции должна развиваться от модели к модели, представляя на суд зрителя все возможные варианты и нюансы развития главной идеи. Если сравнить центральную идею коллекции с бриллиантом, то дизайнер выступает в роли огранщика-ювелира, заставляющего бриллиант сверкать новой гранью, раскрывая в каждой модели коллекции его красоту.
Композиционное построение коллекции диктует наличие в ней композиционного центра. Дизайнеру необходимо выбрать одну или несколько моделей костюмов, которые наиболее полно и убедительно выразят идею коллекции. Эти модели, являющиеся кульминацией всей коллекции, могут быть выделены следующими выразительными элементами знаковой системы костюма: