ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.04.2024
Просмотров: 316
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос 63. Пропорции в костюме 1
Масштаб. Масштабность в костюме
Проявление метра и ритма в костюме
Вопрос 32. Форма костюма как объемно-пространственная структура
Вопрос 70. Пластика формы как функция свойств материалов, из которых она создана
Вопрос 35. Источники творческого воображения дизайнера
Разработка формы костюма по аналогии с народным костюмом
Обращение к историческому костюму в творчестве дизайнера
Архитектура как источник творческого вдохновения дизайнера
Живопись как источник творческого вдохновения дизайнера
Музыка и танец как источники творческого вжохновения дизайнера
Спорт как источник творческого вдохновения дизайнера
Вопрос 37. Художественная система «комплект» в проектировании костюма
Принципы организации предметов костюма в комплекты
Сопряжение форм и конструкций в комплектах
Основные этапы исторического сложения комплекта в костюме
5. Аналогичность формы костюма природной.
6. Использование строения или структуры биоформ.
7. Бионическое проектирование.
В исторических костюмах можно найти много аналогий и заимствований из природных форм и прямого подражания природе, но интересно проследить, как отражаются природные мотивы в современном костюме.
Бионика способна решать самые разнообразные вопросы формообразования и теории художественного проектирования костюма, совершенствования композиционных приемов – пропорций, симметрии, ритмов, цвета и т.д.
Разработка формы костюма по аналогии с народным костюмом
Особый интерес художники-модельеры проявляют к историческому и народному костюму как источнику творчества. Они являются богатейшей кладовой в плане форм, конструкции и использования декора для создания современного костюма.
С точки зрения культурологического подхода дизайн является закономерным продуктом развития культуры предшествующих эпох, поэтому сохранение традиций представляется необходимым условием гармоничного развития дизайна. Одной из его задач является сохранение и дальнейшее развитие этнической самобытности предметной среды. Оно идет по двум направлениям: с одной стороны, это стремление проникнуть в основы собственной национальной культуры, воссоздать в предметной среде ее важнейшие архетипы. С другой стороны, усилившийся интерес к ценностям других культур, позволяющим духовно обогатить предметный мир современного человека.
Костюм является крайне важным элементом традиционного образа жизни, в котором отражено мировоззрение данного этноса, поэтому современные дизайнеры одежды стараются на новом уровне воссоздать национальные образы, соответствующие одновременно и традиции, и новому образу жизни современного человека. С этим связана тенденция возрождения традиционного ремесла, как профессиональными дизайнерами, так и непрофессиональными мастерами в разных странах. В нашей стране традиции ремесла сохраняются в виде народных промыслов, а также в различных формах самодеятельного творчества. При внимательном рассмотрении национальные традиции в одежде можно обнаружить и в обычной современной одежде населения тех или иных регионов: например меховые шапки и головные платки в качестве головных уборов, валенки, а также любовь к декорированным формам.
Начиная с 1970-х годов в коллекциях дизайнеров одежды все больше стало цениться проявление «национального духа», но не в этнографическом смысле, а в контексте «интернационального стиля» в моде, т.е. в одежде, предназначенной для всех людей независимо от национальности. Коллекции японских дизайнеров одежды имеют такой успех, потому что в них органично сочетаются восточное отношение к одежде, форме, материалу и орнаменту и европейская традиция, европейские конструкции одежды, и на этой основе создана совершенно новая одежда.
Традиции материальной культуры других народов, особенно «экзотических» регионов, привлекают современных дизайнеров ничуть не меньше, чем собственные. Другие культуры являются практически неисчерпаемым источником появления нового в дизайне. Человека, особенно западного, всегда привлекало все новое, необычное, не встречающееся в современном мире. В моделировании одежды обращение к культурным традициям других стран имеет достаточно давнюю традицию. Восток всегда привлекал европейцев своей экзотикой, богатством и изысканностью. Практически в любой период истории европейского костюма можно обнаружить восточные влияния: от эпохи Крестовых походов до «этнического» стиля в современной моде. «Этнический стиль» появился в моде в начале 1970-х годов, когда произошло освоение национальных культур стран третьего мира европейскими модельерами. Он до сих пор не утратил своей актуальности. С появлением в мировой моде дизайнеров неевропейского происхождения наметились еще две тенденции –
освоение представителями восточной культуры европейской традиции в одежде (например, коллекции японских дизайнеров Х.Мори, Р.Кавакубо, Е.Ямамото);
обращение неевропейских модельеров к восточной, но чужой для них традиции (так, «этнический стиль» начался с коллекции японца Кензо Такада, где были использованы мотивы национального костюма стран Юго-Восточной Азии).
Особенности использования национальных традиций в современном дизайне одежды связаны с эстетикой постмодернизма, в частности с методом цитат – заимствование части костюма без изменения и смешение в одной модели элементов из разных творческих источников. Цитатой может быть деталь национального костюма, элемент декора, укрупненный или деформированный орнаментальный мотив, покрой или цветовая гамма одежды. Комбинируя разные цитаты, смешивая элементы костюмов разных народов, дизайнер создает совершенно новый образ, не связанный с конкретным и определенно узнаваемым творческим источником. Именно так создают свои модели по этническим мотивам Ж.-П. Готье, Дж. Гальяно, Р. Джильи и др.
Особая область в моделировании одежды – использование конструкций национального костюма. Этнический стиль давно уже приспособил для современной одежды формы костюма разных народов мира. Как правило, это бесструктурная одежда простых форм, часто несшитая: сари, саронг, пончо, понева и т.п. Обращение к формам, цветам (многие модные цвета заимствованы из цветовой культуры стран Востока – индиго, «цвета пряностей», «китайский желтый», «буддийский оранжевый»), аксессуарам, прикладному искусству других регионов не исчерпывает влияния восточной традиции на западный дизайн.
Плюрализм вкусов в современном мире означает и равноправие эстетических идеалов, в том числе и представлений о красоте, всегда связанных с той или иной этнокультурной традицией. Наряду с европейским типом красоты равноправное место в моде заняли неевропейские образы человека. Еще в 1960-х годах на подиумах появились цветные манекенщицы (у П. Кардена и П. Рабанна), которые доказали, что эталоном красоты для современной женщины могут быть представительницы не только белой расы. Разнообразие лиц, которое мы видим на подиумах, на страницах журналов мод, имеет огромный смысл, подтверждая право каждой нации, каждого народа и каждого человека на признание его неповторимости.
Эстетический плюрализм, являющийся принципиальной основой современной культуры, подразумевает равноправие различных понятий о красоте. В современной моде не существует как единого эталона модной формы, так и всеобщего эталона модного образа, как ранее.
Художник, занимающийся созданием современной одежды и модного направления, не должен в своей деятельности копировать формы народного и исторического костюма. Это может привести к этнографичности современного костюма. Механическое воспроизведение старых форм в современном костюме обрекает работу дизайнера на неудачу. Исторический костюм, так гармонично соответствующий своей эпохе, становится неуместным в условиях сегодняшней жизни и теряет свое обаяние. Его задачей является достижение выразительности и образности путем трансформации источника творчества посредством ассоциативного мышления. Дизайнером могут быть взяты отдельные характерные элементы: форма, покрой, орнамент и его расположение в костюме, отделка.
Основная ценность народного костюма состоит в его предельной функциональности, логики форм и конструкций, рациональности и целесообразности и в то же время в многообразии вариантов внешнего вида за счет различных приемов декора. При создании современного костюма может быть использована фактура материала, из которого был выполнен народный костюм: начес, неровная поверхность, образованная узелками, петлями, утолщенными нитями.
Лучшие образцы современного дизайнерского творчества показывают, что форма народного костюма трансформируются в современном костюме обобщенно, т.е. силуэт той или иной народной формы отражается без воспроизведения внутренних конструктивных линий. Это происходит в каждом периоде моды, какой бы силуэт формы не господствовал – свободный, прилегающий, полуприлегающий или трапеция. В арсенале форм народного костюма имеются все силуэты. Народный костюм можно назвать продуктом дизайна своего времени. Все многообразие его форм, все варианты покроев логичны с позиций антропологии, функциональности и идеалов красоты того времени и места, к которым эти одежды относятся. Об этом говорит и возможность легко производить и варьировать его формы. Народные традиции в области костюма как бы приспосабливаются к современному направлению или требованиям моды, подчиняясь ее форме, силуэту, пропорциям, деталям. Источником творчества может быть не только народный костюм, но и все народное творчество в целом – узорное ткачество и вязание, разноцветие ивановских ситцев и павловопосадских платков.
Творческая трансформация характерных свойств и признаков исторического и народного костюма начинается со сбора информации. Выполняя копии и зарисовки костюма и его фрагментов, надо выявить пластику формы и закономерности ее развития, пропорциональные соотношения отдельных частей формы друг к другу и к целому, принципы ритмической организации, характер цветового решения, разнообразие фактур и декора. Беря за основу один из этих признаков, наиболее характерный и интересный с точки зрения дизайнера, он создает современный костюм, добиваясь новой выразительности, соответствующей требованиям моды.
Изучение и творческая переработка народного искусства способствуют обогащению, развитию, обновлению современного костюма, созданию в нем своеобразного национального колорита. Однако при этом национальные мотивы должны не акцентироваться, а только угадываться. Без глубокого изучения традиций, хранимых народным искусством, невозможно прогрессивное развитие современного костюма.
Коллекции народного костюма, хранящиеся в музеях нашей страны, наглядно демонстрируют фантазию русских людей, их тонкий художественный вкус, изобретательность и мастерство. Профессиональных художников поражает многообразие форм и образов, стройность композиционно-конструкторских решений, красочность колорита, изящество и неповторимость декора, особенно ручной вышивки. Интерес к изучению и современному переосмыслению русского народного костюма проявляла Н. Ламанова – художник, работавший в области бытового и театрального костюма. Она утверждала, что формы народной одежды всегда мудры – их простота и целесообразность должны быть использованы в современном костюме. Принципы создания народного костюма легли в основу ее моделирования. Н. Ламанова в содружестве с В. Мухиной в 1925 году подготовили оригинальную коллекцию костюмов для участия во Всемирной выставке в Париже. В качестве образной идеи использовались традиции народной одежды.
В настоящее время вполне сформировался подход к использованию фольклорного материала в современной одежде: основную роль в ее проектировании играет образное решение.
Инна Кальман, стилист журнала «Ателье», советует:
не копировать народный костюм, уловить дух его красоты, уделить внимание изучению баланса форм и пропорций, приемов кроя, цветосочетаний и декорирования;
избегать прямого заимствования, использовать знакомые всем, растиражированные образы (например, русская тема – расписные матрешки, оренбургские платки, вышивку крестом, гжель, буквицы из старых книг, имперская или церковная символика, кружево, палехские, жостовские, хохломские мотивы) как идею для создания современных интерпретаций;
не использовать составляющие народного костюма по прямому назначению. Придумать им новую функцию. Павловопосадский платок может быть хорош в качестве основы для подкладки.
Соединять материалы нового поколения с «народным» кроем и наоборот. Например, объемная крестьянская юбка в сборку из парчи – главный русский хит в гардеробе.
Тактичное использование ручного декора придаст индивидуальность любому комплекту. Решение «тон в тон» или близкое к нему – лучший выбор.
В комплекте использовать не более одного аутентичного акцента. Соединять несоединимое: шапку-боярку или папаху – с мини-юбкой из денима, атласный сарафан – с грубыми сапогами, пальто из овчины – с платьем из кисеи.