ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.04.2024
Просмотров: 308
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос 63. Пропорции в костюме 1
Масштаб. Масштабность в костюме
Проявление метра и ритма в костюме
Вопрос 32. Форма костюма как объемно-пространственная структура
Вопрос 70. Пластика формы как функция свойств материалов, из которых она создана
Вопрос 35. Источники творческого воображения дизайнера
Разработка формы костюма по аналогии с народным костюмом
Обращение к историческому костюму в творчестве дизайнера
Архитектура как источник творческого вдохновения дизайнера
Живопись как источник творческого вдохновения дизайнера
Музыка и танец как источники творческого вжохновения дизайнера
Спорт как источник творческого вдохновения дизайнера
Вопрос 37. Художественная система «комплект» в проектировании костюма
Принципы организации предметов костюма в комплекты
Сопряжение форм и конструкций в комплектах
Основные этапы исторического сложения комплекта в костюме
Вопрос 35. Источники творческого воображения дизайнера
Каким бы видом художественной деятельности не занимался человек, воображение играет ведущую роль в его работе. Оно помогает образно воспринимать действительность, чувствовать красоту окружающих нас предметов, явлений природы. Именно воображению художник обязан тем, что может мысленно представить результаты своего труда и принять правильное решение по реализации задуманного. Необходимо знать психологию восприятия человека, чтобы состоялся диалог через вещь между художником, изделием и потребителем. Условно всех людей можно разделить на художников и мыслителей. У первых в восприятии преобладает форма непосредственного отражения действительности в виде ощущений, у вторых преобладает абстрактное восприятие. В течение жизни человек накапливает информацию в виде образов, мыслей, понятий, которые хранятся у него в мозгу.
Одним из существенных свойств памяти являются возобновление репродукции, восстановление в максимально возможном приближении копии какого-либо объекта, события и т.д. На этом свойстве мозга основано восприятие человеком знаковой информации, ассоциируемой затем с жизненным окружением. Отражение объектов действительности осуществляется с помощью органов чувств. Поступившая в мозг информация в форме образов синтезируется за счет сопоставления ранее сформированных образов. Эта информация закрепляется в памяти, обогащая субъективный опыт человека и обеспечивая возможность ответной реакции по отношению к знаковой форме в контексте коммуникативной системы.
В восприятии художественного объекта дизайна в системе ассоциативных связей необходимо учитывать явление синестезии, т.е. возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Человек, воспринимая внешний вид изделия, способен почувствовать не только пропорциональное соотношение, масштабность, нюанс (контраст), симметрию и асимметрию, цвет, формы. Благодаря ассоциативному подходу он воспринимает еще и сходство изделия с окружающими предметами и явлениями, а также может почувствовать, например, тот испытанный ранее запах, вызванный знаковым импульсом, вследствие того, что зрительно ассоциируемый образ имел свойственный ему запах.
Это свойство следует учитывать дизайнеру в знаковом отражении окружающего мира, ибо потребитель, глядя на форму изделия, может видеть не только сходство с каким-либо явлением, но и перенестись, например, в какое-нибудь прошедшее время своей жизни, испытать при этом тоску по детству и т.п. Т.е. знак в форме объекта дизайна может вызвать массу ассоциаций.
С помощью семантики (раздел семиотики, изучающий знаковые системы как средства выражения смысла) художественной формы можно вызвать у потребителя ассоциации звуков, красок, запахов, температуры и т.п. Благодаря ассоциативному мышлению, восприятию и ощущению потребитель способен воспринимать целостность объекта дизайна не только зрительно, но и через слух, обоняние, вкус и т.д.
Ассоциации – один из способов формирования идеи. Развитие ассоциативного мышления дизайнера проявляется в преобразовании предметных, абстрактных и психологических ассоциаций в графические поиски решений объекта. Ассоциативное мышление в творческом процессе очень важно. Способность дизайнера к такому мышлению является основой творчества, так как любое произведение искусства – это результат ассоциативных представлений о предметах и явлениях реального мира, воссоздаваемых в памяти. Ассоциативно-образная сторона формообразования относится к индивидуальной сфере авторских фантазий и развивается его личными усилиями. Ассоциации могут быть любые: предметные, абстрактные, психологические, ирреальные.
Дизайнер может взять из реальной действительности почти все, что каким-то образом можно трансформировать в одежду: мотив, фрагмент чего-то или источник целиком. Образ рождается в воображении художника, вызревает там и благодаря воплощению в произведении искусства переносится в воображение зрителя. Способность видеть красоту и уникальность самых привычных предметов и явлений является существенной составной частью таланта художника. Художественный образ в композиции костюма – гармоничное единство образа человека и костюма в определенной среде. Современные дизайнеры и в коллекциях «от кутюр», и в коллекциях «прет-а-порте» демонстрируют великое множество образных решений, приглашая потребителей к сотворчеству. Выбирая одежду большей или меньшей степени выразительности, яркости, орнаментальности, человек проигрывает все возможные роли, определяя для себя, насколько каждая конкретная модель соответствует его статусу.
Исключительная образность достигается целым комплексом средств – одеждой, обувью, головными уборами, сумками, прическами, париками, макияжем, украшениями и прочими дополнениями. Главное в создании образа – новизна и выразительность. Чтобы создать выразительный и острый образ, автору необходимо быть смелым экспериментатором, новатором, уметь пользоваться языком символов и знаков, поскольку костюм – это система символов и знаков различной степени информативности, вызывающих образные ассоциации у людей.
Вдохновить на решение творческой задачи может любой аспект жизни человека. Источниками вдохновения для проектировщика одежды часто бывают различные виды искусства и архитектура, музыка, театр, хореография, природа, костюмы народов мира различных исторических эпох. Дизайнер по-своему интерпретирует творческий источник и превращает его в проектное решение.
Изучение источника творчества в целях дальнейшей трансформации в новые формы модной одежды имеет определенные этапы: сначала объект исследуется визуально, зарисовывается, затем выделяется характерный его признак и принимается за основу работы над эскизами костюмных форм, в которых важно сохранить образную ассоциативную связь с первоисточником.
Каждый источник обладает только ему присущими признаками, которые могут натолкнуть художника на творческое решение. В природе и объектах архитектуры дизайнер видит красоту пластики линий и пропорциональность форм, в музыке и танце – ритм и эмоциональную экспрессию, в народном и историческом костюме – красочность, декоративность.
Нельзя забывать о том, что первейшим источником творчества является человек, его фигура, внешний вид, внутренний мир. Для человека создаются все произведения искусства.
Трансформация природных форм
Природа является неиссякаемым источником вдохновения для художественной деятельности. Потребность понять окружающий мир, познать природу в ее цельности привела к изучению и воплощению ее законов. В конце 1950-х годов зародилась наука бионика, которая изучает возможности использования биологических систем и процессов. Родоначальниками бионики принято считать Леонардо да Винчи, Н.Е. Жуковского, Л. Гальвани. Живой природой был пронизан стиль модерн, зародившийся на стыке рубежей XIX – XX вв. В этот период возникла теория ограниченной архитектуры. Работы испанского архитектора А. Гауди – ярчайший пример биологизации конструктивных форм архитектуры. Еще больше развил идею органической архитектуры Ле Карбюзье. Он первый предложил конкретные принципы возрождения генетических связей людей с природой. Его можно назвать основоположником архитектурной бионики. Скоро бионика стала распространяться и на другие области: бытовая техника (самозатачивающиеся ножи по принципу зубов грызунов), военная промышленность (форма подводных лодок по форме рыб) и т.д. Ярким воплощением бионики стала «липучка» (велькро), созданная на основе колючек репейника, успешно применяемая в дизайне костюма, обуви и аксессуаров.
Очень часто различные объекты живой природы являются источником возникновения образных ассоциаций у художника-модельера и вдохновляют его на создание новых коллекций. Однако, костюм, являясь объемно-пространственной структурой, приспособленной к форме человеческого тела, не может быть механической копией природного первоисточника. Дизайнер выражает предметы природы не через конкретное изображение, а через эмоциональные ассоциации. Натолкнуть на новую идею может пластическая организация природной формы, красота и образное звучание линий, рисующих форму, ритмический строй. Поэтому, когда дизайнер, собирая для своего творчества натурный материал, рисует растение, он отбирает формы и линии, наполненные образным содержанием, т.е. те линии, которые вызывают эмоциональное впечатление. Линия, взятая из натурной зарисовки, может дать силуэтную линию какой-либо части изделия, доминирующей над другими формами и акцентирующей всю композицию – рукава, головной убор, воротник. Одна такая найденная линия может породить варианты. Она сама может быть темой разработки формы в серии или коллекции одежды. Одна зарисовка растения может дать несколько вариантов сразу. Например, зарисовка цветка или животного рождает мысль о разработке линий силуэта, линий внутреннего членения форм изделия, приемов декоративной разработки внутри формы, оформления дополнений к этому изделию, фактуру, орнамент. Упражнения по зарисовке и анализу форм природы развивают творческое мышление, фантазию.
Импульсом для преобразования животного мира иногда служит качество его поверхности: оперение птиц, рисунок кожного покрова зверей, рептилий, насекомых. Орнаментальные узоры, взятые из природы, могут быть использованы не только в единстве с внешней формой самого объекта, но и иметь самостоятельное значение.
Путь трансформации природного источника:
1.Художник изучает природный объект, наблюдает за ним. Значение имеет внешний вид, манера поведения, позы, характер передвижения.
2.Выполнение набросков с натуры, отмечая наиболее характерные особенности природной формы и принципы ее внутренней орнаментации. На основе зарисовок с натуры выполняется серия рисунков, где реальный образ природного источника трансформируется в более условный, обобщенный, т. е., превратить натуралистичную форму в декоративную.
3.Постепенное приближение к силуэту костюма.
Гармония, царящая в природе, окружает человека на протяжении всей жизни, оказывая огромное влияние на формирование личности. Контакт с природой является неисчерпаемым источником творческого вдохновения в работе над коллекциями одежды. Изучая растительный и животный мир, дизайнер создает новые формы одежды, воплощая их в реальные изделия.
Бионика – наука, которая исследует закономерности природы, и на основе изученных закономерностей и использования достижений других отраслей знаний создает по образцу природы новые вещи и комбинации, какие в природе не существуют.
Бионика в современном, историческом костюме представляет собой процесс использования законов формообразования живой природы, что зачастую происходит интуитивно, но бионика в костюме осознает этот процесс и направляется по тому руслу, которого требует жизнь.
Человеку ближе всего природа, частью которой он является, и те образы, которые ему больше всего нравятся. Не случайно в костюме мы чаще всего встречаемся с прямыми заимствованиями природных мотивов или с природными символами.
Исследования позволили выявить семь типов трансформации природной формы в костюме:
1. Непосредственное использование природных элементов (живые цветы, перья и т.п.).
2. Копирование природных форм из различных материалов (искусственные цветы, перья).
3. Имитация биоформ (банты, узлы, переплетения, фактура и др.).
4. Рисунок на ткани и декор.