ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.04.2024
Просмотров: 304
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос 63. Пропорции в костюме 1
Масштаб. Масштабность в костюме
Проявление метра и ритма в костюме
Вопрос 32. Форма костюма как объемно-пространственная структура
Вопрос 70. Пластика формы как функция свойств материалов, из которых она создана
Вопрос 35. Источники творческого воображения дизайнера
Разработка формы костюма по аналогии с народным костюмом
Обращение к историческому костюму в творчестве дизайнера
Архитектура как источник творческого вдохновения дизайнера
Живопись как источник творческого вдохновения дизайнера
Музыка и танец как источники творческого вжохновения дизайнера
Спорт как источник творческого вдохновения дизайнера
Вопрос 37. Художественная система «комплект» в проектировании костюма
Принципы организации предметов костюма в комплекты
Сопряжение форм и конструкций в комплектах
Основные этапы исторического сложения комплекта в костюме
— формой и силуэтом;
— объемом;
— пластикой;
— колоритом;
— фактурой;
— декором.
Развитие конструктивного решения коллекции предполагает динамичную выразительность нюансов кроя.
Декоративное решение коллекции должно четко продумываться от модели к модели. Коллекция не должна быть перегружена декором. Дизайнер не должен подменять понятие «дизайн одежды» украшательством моделей. Количество декора в каждой модели должно быть разным. Модели, выполняющие роль композиционного центра в коллекции и являющиеся по сути кульминацией, выражающей центральную идею и замысел автора, могут иметь самое яркое и насыщенное декоративное решение.
Обязательным условием грамотно разработанной коллекции является построение развития ее тонального ряда. Коллекция должна иметь свой тональный композиционный центр, причем он не всегда может совпадать с центральными моделями коллекции. Работа над тоновым решением коллекционного ряда — серьезная задача для начинающего дизайнера. Наряду с построением тонального развития ряда дизайнер выстраивает свое видение ряда цветового. Развитие колорита коллекции начинается с выбора цветового композиционного центра. Наиболее сильным по своему образно-эмоциональному воздействию на зрителя является вариант, когда в коллекции моделей тональный и цветовой композиционные центры совпадают. Тонально-колористическое решение строя коллекции звучит в унисон центральной идее, помогая раскрывать автору свои замыслы и образы.
Коллекция моделей, как любая пластическая композиция, объединяющая несколько элементов вместе, предъявляет к составляющим ее частям (костюмам) требование общности одного или нескольких признаков этих элементов. Современная одежда объединяется в коллекции в зависимости от следующих факторов:
— ассортимента (коллекции пальто, костюмов, платьев, брюк, белья и т. п.);
— возраста и пола (коллекции молодежной одежды, мужской, детской и т. д.);
— сезона (коллекции зимних пальто, летних платьев и т.п.);
— функционального назначения (коллекции деловой одежды, для отдыха, занятий спортом и т. п.);
— стиля (коллекции классических костюмов, фольклорных и т. п.);
— используемых материалов (коллекции трикотажных изделий, меховых изделий, льняных костюмов и т. п.);
— образного источника или мотива творчества (например, коллекция по мотивам древнерусского зодчества; творчества К. Малевича; культуры и быта уральского казачества и т. п.)
Типы коллекций
Коллекции одежды делятся на несколько типов:
— перспективные;
— авторские;
— промышленные базовые;
— специальные.
Перспективные коллекции. Эти коллекции несут в себе концепцию развития моды (чаще всего на будущий сезон). Они демонстрируют новые тенденции развития и стили новых сезонов. К этой группе коллекций относятся коллекции «от кутюр», представляющие новые концепции ведущих домов мод и коллекции «прет-а-порте», разработанные ведущими дизайнерами. Такие коллекции представляют новаторские разработки образов предстоящего сезона или более отдаленной перспективы. В перспективных коллекциях показываются новейшие идеи в работе с конструкциями, особенностями кроя, технологиями изготовления моделей. Такие коллекции всегда образны, эмоционально насыщены, представляют новые формы, силуэты, пропорции в костюме.
Коллекция «прет-а-порте» является промышленной коллекцией класса «люкс» для конкретных производственных фирм. Байеры, занимающиеся закупками для бутиков и модных магазинов, «отслеживают» на показах коллекции, отвечающие концепции развития торговых организаций, представителями которых они являются. После демонстрации коллекции на показах байеры делают заказы фирмам на выбранные ими модели одежды и определяют будущий тираж моделей, выпускаемых к новому сезону. Кроме того, коллекция «прет-а-порте» является программной коллекцией для массовых промышленных коллекций.
Авторские коллекции. Они демонстрируют авторскую индивидуальную творческую концепцию дизайнера. Авторскими коллекциями могут быть как коллекции высокой моды, так и коллекции класса «прет-а-порте», представленные признанными мастерами мира моды.
К авторским коллекциям относятся и коллекции, созданные дизайнерами для показа на выставках, ярмарках, для участия в творческих конкурсах. В таких коллекциях демонстрируется индивидуальное видение мира, пропущенное через призму авторского стиля; создается неповторимый новый образ, оригинальный и выразительный.
Промышленные базовые коллекции. Этот вид коллекций развивает и отрабатывает перспективные тенденции, продемонстрированные ранее в коллекциях класса «прет-а-порте». Обычно процесс адаптации новых стилей и тенденций моды к массовому производству проходит некоторый период (от одного года до двух лет). Такие коллекции демонстрируют модели, рассчитанные на внедрение в производство. Этот вид коллекций представляет актуальный ассортимент изделий, предназначенный для массового производства. Как правило, такие коллекции демонстрируются на ярмарках моды для представителей торгующих организаций. Эти коллекции отличаются от перспективных и авторских коллекций нюансным решением новых форм, отсутствием резких силуэтов, стремлением смягчить непривычный образ «будущей» моды. В таких коллекциях используются испытанные варианты кроя, апробированные решения комбинирования разнофактурных тканей и т. п. Такие коллекции не демонстрируют резких образов и экспериментов с формой костюма.
Промышленные базовые коллекции могут состоять из ряда ассортиментных коллекций. Это объясняется выбором массового потребителя, который предпочитает комплекты и единичные автономные вещи, дающие возможность составлять базовый рациональный гардероб.
Ассортиментные коллекции, в свою очередь, часто состоят из групп моделей, разработанных на одной базовой форме и конструктивной основе.
Промышленная коллекция всегда требует унификации и стандартизации, что существенно снижает затраты и экономит время на внедрение новых моделей одежды в производство.
Специальные коллекции. Специфика таких коллекций — в их специальном назначении. Такие коллекции разрабатываются с учетом требований, предъявляемых конкретными заказчиками.
К коллекциям специального назначения относятся коллекции школьной формы, коллекции формы муниципальной милиции, коллекции одежды для работников городского муниципального хозяйства и др.
Коллекция — серия моделей различного назначения, построенная на основе единого образного и конструктивного решения, стиля, конструкции, базовой формы, материалов, фурнитуры и т.д. Коллекция может охватить весь ассортимент, может иметь только сезонный характер.
Понятие "коллекция" можно рассматривать как взаимодействие систем в системе, так как моносистема — единичная вещь, система — комплект, система-ансамбль составляют систему-коллекцию.
При формировании они взаимодействуют друг с другом, обусловливаются факторами среды, пластическими, фактурными свойствами материала, социальными факторами. Все элементы системы "коллекция" располагаются в необходимом иерархическом порядке, что позволяет осуществлять управление системой.
Система "коллекция" - динамическая, управляемая человеком и средой система. Тип любой системы, в том числе системы "коллекция", определяется характером отношений свойств элементов, образующих систему. Свойства коллекции как системы не сводятся к простой сумме составляющих ее элементов — комплектов, ансамблей, моносистем. Каждый элемент, включенный в коллекцию, обретает при взаимодействии с другими элементами новые свойства, он выступает и проявляется не как таковой, а с учетом его места в системе "коллекция". Свойство коллекции определяется так же количеством элементов, составляющих коллекцию, которое должно быть необходимым и достаточным для существования этой системы. И, наконец, свойства целого (системы "коллекция") определяются свойствами элементов — комплектов, ансамблей, моносистем, а свойства этих элементов порождаются характеристиками целого, т. е. всей коллекции в целом.
Система "коллекция" может действовать, функционировать как внутри себя (на уровне составляющих ее элементов — моносистем, комплектов, ансамблей), так и во внешней среде (между системой и окружающей средой).
При анализе системы "коллекция", необходимо следующее
определить назначение коллекции и отчетливо видеть ее строение;
выделить необходимые и достаточные составляющие, которые определяют устойчивость всей системы;
выявить способ связи основных элементов и смоделировать структуру системы;
учесть относительную самостоятельность компонентов системы (моносистем, комплектов, ансамблей);
определить целостность стилевого решения внутренних элементов системы; выявить творческий метод решения всей системы, обеспечивающий наиболее полное представление всей системы "коллекция".
Фактор модной осанки необходимо учитывать при проектировании модной одежды. Так как количественная классификация осанок базируется на сравнительных данных о расположении анатомических точек фигуры, ее влияние на конструкцию изделий очевидно.
Для определения степени этого влияния проводится сравнительный анализ базовых конструкций различных периодов времени. Чтобы провести такой анализ, конструктивные основы приводятся к одному масштабу. За исходный эталон принимается типовая основа лифа и юбки, используемая в современном промышленном проектировании изделия на типовую фигуру с нормальной осанкой. Необходимым условием проведения анализа является правильный выбор одноименных параметров конструкции. Для лифа такими параметрами являются точки седьмого шейного позвонка и горизонтальная линия, проходящая через среднюю точку спины на линии талии. По этим параметрам производят совмещение и последующее наблюдение за изменением конструктивной основы. Элементы структуры формы взаимосвязаны, но принципы этой связи различны
Первый, наиболее распространенный, который используется при построении формы или отдельной ее части, — принцип пластической сопряженности;
второй — контраста, подобия и нюанса;
третий — пропорциональности;
четвертый — ритмической и метрической согласованности;
пятый — симметрии и асимметрии.
Используя эти принципы, необходимо создать коллекцию, несущую в себе динамический заряд той или иной степени интенсивности, выстроить динамическую структуру. Контраст — противопоставление, борьба разных начал в форме — всегда широко использовался художниками на протяжении всей истории искусств. В скульптурах и полотнах, архитектуре XVII в. мы видим борьбу света и тени (Рембрандт), гладкой поверхности и глубоких рельефов (Бернини). Драматизм содержания произведения подчеркивался самыми активными контрастными сопоставлениями. В отличие от нюансных сочетаний контраст раскрывается сразу и вызывает соответствующую реакцию зрителя. Низкое противопоставляется высокому, тонкое — массивному, ажурное — монолитному, круглое — прямоугольному и т.д.
На структурном уровне формообразования в основу масштабной характеристики закладывают пропорциональные соотношения частей формы и ее объемов, эти соотношения варьируют в пределах антропологической модели фигуры. Варьирование подразумевает поиск эмоциональных и тектонических возможностей гармонизации формы средствами масштабных величин. На композиционном уровне формообразования масштабную характеристику определяет соответствующую реакцию зрителя. Низкое противопоставляется высокому, тонкое - массивному, ажурное - монолитному, круглое - прямоугольному и т.д.
Принцип подобия считается соблюденным в костюме в том случае, если взятый за основу один элемент или один геометрический объем развивается, повторяется в различных вариациях. Прежде всего, необходимо приступить к установлению пропорций объемной структуры, её упорядочить. Упорядочение начинается с перемещения элементов, создания систем горизонтальных и вертикальных членений, обусловленных определенными математическими связями. Предмет, разделенный на равные части, вызывает ощущение покоя; разделенный на неравные части - ощущение движения. При построении масштабного соотношения элементов костюма на лист бумаги наносится условная графическая сетка, соответствующая основным конструктивным поясам фигуры. В этом случае линейная прорисовка контуров фигуры необязательна, так как антропологический уровень является необходимым корректирующим моментом формообразования, пространственным каркасом, который осуществляет связь самых разных форм и элементов с фигурой и при любой стилизации сохраняет целостность и логику формы.
Основные конструктивные пояса: головной, шейный II, плечевой III, подмышечно-плечевой IV, подмышечный V, грудной VI, талиевый VII, бедренный VIII, бедра ноги IX, коленный X, голенный XI.
На структурном уровне формообразования в основу масштабной характеристики закладывают пропорциональные соотношения частей формы и ее объемов, эти соотношения варьируют в пределах антропологической модели фигуры. Варьирование подразумевает поиск эмоциональных и тектонических возможностей гармонизации формы средствами масштабных величин. На композиционном уровне формообразования масштабную характеристику определяет размер рисунка ткани, а также размер отдельных цветовых и тональных площадей, деталей, отделочных элементов. Группировка композиционных элементов повышает эмоциональное состояние формы. Масштабное варьирование позволяет придать большую монолитность форме, выявить ее пластическое многообразие, подчеркнуть структурные особенности формообразования. Наиболее гармоничные решения достигают сочетанием трех групп элементов: мелких, средних, крупных. Принцип повторности и стабильности в сочетании этих групп обеспечивает гармонизацию формы.