Файл: Обзорные лекции по проектированию 2014.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.04.2024

Просмотров: 161

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос 63. Пропорции в костюме 1

Масштаб. Масштабность в костюме

Проявление метра и ритма в костюме

Вопрос 32. Форма костюма как объемно-пространственная структура

Вопрос 70. Пластика формы как функция свойств материалов, из которых она создана

Вопрос 35. Источники творческого воображения дизайнера

Трансформация природных форм

Разработка формы костюма по аналогии с народным костюмом

Обращение к историческому костюму в творчестве дизайнера

Архитектура как источник творческого вдохновения дизайнера

Живопись как источник творческого вдохновения дизайнера

Музыка и танец как источники творческого вжохновения дизайнера

Спорт как источник творческого вдохновения дизайнера

Вопрос 37. Художественная система «комплект» в проектировании костюма

Принципы организации предметов костюма в комплекты

Сопряжение форм и конструкций в комплектах

Основные этапы исторического сложения комплекта в костюме

Вопрос 42. Понятие «коллекция». Виды коллекций

Вопрос 56 Способы графической подачи коллекции. Фор-эскизы, технические рисунки, творческие эскизы и рекламный плакат коллекции

Спорт как источник творческого вдохновения дизайнера

Дизайнеры черпают вдохновение в спорте, эксплуатируя образ свободы и успеха, который неотделим от спортивного стиля. Социологические опросы во всем мире, в том числе и в России в последние годы, демонстрируют любопытную динамику: здоровье уверенно выходит на одно из первых мест в системе ценностей. Причем внимание этому уделяют люди от 18 до 30 лет, т.е. группа самых активных потребителей моды. Спорт ассоциируется с личными достижениями, а мотив достижения очень важен в современном обществе. Многие люди уверены, что если они одеваются в спортивном стиле, то создают себе имидж человека, способного многого достичь.

В 1980-е годы, когда Джейн Фонда учила, как сохранить фигуру с помощью аэробики, а бег трусцой считался обязательным для каждой, модельеры – в первую очередь, американцы – вынуждены были отреагировать на повальное увлечение. Сначала спортивные образы их лишь вдохновляли. В 1990-е начались первые попытки, а к концу десятилетия многие дизайнеры решились на выпуск настоящей спортивной одежды под собственным именем.

Американец Марк Джакобс считает, что профессиональные дизайнеры могут многому поучиться у спортивных экстремалов: «Я не занимаюсь спортом, но мне нравится жизненность и энергия спортивного стиля. Я смотрю на подростков скейтбордистов. Это воплощение стильности и свободы. Они очень много внимания уделяют нюансам своей одежды: насколько широки брюки, сколько в них карманов, насколько свободны свитера и футболки. Дизайнер одежды тоже работает с деталями и должен относиться к ним также избирательно».

Вопрос 37. Художественная система «комплект» в проектировании костюма

Художественное проектирование костюма как соста­вная часть всей проектной деятельности человека, опреде­ляется основами композиции. Разнообразие ассортимента современной одежды требует от дизайнера принципиаль­ных различий в подходах к проектированию одежды в за­висимости от ее назначения, условий производства и тенден­ций развития индустрии модного бизнеса.

Основы композиции, на которые опирается в своем твор­честве художник-проектировщик, являются признаком ор­ганизующей, гармонизирующей и связующей величины — художественной системы.

Костюм, построенный по законам композиции, является частью художественной системы.


В зависимости от задач, стоящих перед процессом про­ектирования одежды, различают несколько видов художе­ственных систем:

— автономная художественная система (проекти­рование единичных моделей костюма);

— художественная система «семейство» (проекти­рование моделей на основе базовой формы);

— художественная система «комплект» (проекти­рование открытого комплекса изделий взаимозаменяемых, служащих основой базового гардероба);

- художественная система «ансамбль» (проекти­рование закрытого комплекса изделий, выражающего худо­жественный образ человека);

- художественная система «коллекция» (проектирование коллекций моделей различного типа и назначения).

Вся одежда делится на ассортиментные группы. Опреде­ляющих факторов деления несколько:

— половой признак и возраст носителя одежды;

— сезон использования одежды;

— функциональное назначение одежды;

— стиль, определяющий художественный образ кос­тюма.

Каждая ассортиментная группа изделий выполняется в той или иной художественной системе.


Принципы организации предметов костюма в комплекты

Современный промышленный спо­соб производства одежды остро пос­тавил вопрос о взаимосвязи от­дельных изделий между собой.

Решение этого вопроса потребова­ло серьезных поисков основ, кото­рые позволили бы заложить в соз­даваемый костюм самые общие прин­ципы, отражающие характерные осо­бенности различных типов людей, с одной стороны, а с другой — спо­собы организации изделий в опре­деленную целостность — комплект. Комплект (от лат. Completus – полный) – набор одежды и предметов, дополняющих друг друга и составляющих вместе костюм, отвечающий определенному назначению и художественному решению. Комплект – открытый комплекс одежды из взаимозаменяемых элементов, для которого характерна многослойность при самостоятельности каждого изделия. Комплект предполагает возможность изменения костюма в зависимости от ситуации. Комплект состоит из единичных изделий: жакетов, юбок, брюк, жилетов и т.д. единство отдельных составляющих комплекта, как, правило, обеспечивается их соответствием друг другу по цвету, форме, силуэту, декору, стилю. Это качество должно быть заложено еще на стадии проектирования промышленной коллекции одежды. Возможность комбинирования является одним из главных требований, которые современный потребитель предъявляет к готовой одежде.

Единичные изделия комплекта могут менять свое назначение (повседневное - на нарядное, деловое - на дорожное и, наоборот) при вариантном сочетании в разных комплектах. Поэтому при проектировании комплектов изделий необходимо учитывать это обстоятельство и расширять границы использования отдельных вещей.

Ежегодная смена модных направ­лений делает наиболее актуальны­ми, модными разные изделия (брю­ки, сарафаны, платья, различные жи­леты, мужские рубашки-батники и пр.), отчего меняется и система взаимосвязи изделий.

Конечно, общий строй костюма устанавливается таким образом, что­бы выявлять модную в данном сезоне часть одежды (изделие). Для этого используются определенные пропорциональные отношения, фак­туры материалов, цветовые отно­шения.

Другими не менее важными фак­торами, влияющими на организацию комплекта одежды, являются: воз­растные барьеры, ограничивающие возможность распространения тех или иных модных изделий, но тем самым и обостряющие их актуаль­ность; различные виды деятельности людей, способствующие использова­нию модных изделий или затруд­няющие его; промышленные возмож­ности в производстве тех или иных видов изделий.


Взаимодействие модных тенденций с этими факторами следует учиты­вать в организации комплектов кон­кретного назначения.

На стадии анализа выясняются для данной ситуации основные фор­мы проявления жизнедеятельности человека, которые требуют опреде­ленных типов одежды, включая обувь и головные уборы. Весь комп­лект изделий в этих случаях должен обладать общей для них функцией: обеспечить удобство жизнедеятель­ности человека в конкретной ситуа­ции.

Общность функций, выполняемых комплектом изделий, делает необ­ходимым их разработку на одних и тех же принципиальных основах.

Уже на стадии анализа опреде­ляется в общих чертах структура данного типа костюма (частей одеж­ды, обуви, головного убора и пр.), "очерчиваются" тип целой формы и ее частей по их массе и геометри­ческому виду, их принципиальная конструкция, тип материала. А это и есть основные принципиальные позиции, на которых строится даль­нейшая разработка одного изделия и комплекта.

Следующая за определением струк­туры стадия — композиционная про­работка комплекта изделий — бу­дет направлена на достижение их стилевой общности. Этого добивают­ся следующим образом.

Выявление конкретного характера костюма требует выбора и утверж­дения того или иного принципа соп­ряжения форм.


Сопряжение форм и конструкций в комплектах

Формы костюма соп­рягаются между собой по принци­пам:

1. простого примыкания форм,

2. взаимного пересечения форм друг с другом,

3. зависимости форм, рас­положенных на расстоянии друг от друга.

Примером простого примыкания форм служат комплекты, состоя­щие из блузки с юбкой или рубаш­ки с брюками, если блузка или рубашка заканчиваются у пояса юбки или брюк, т.е. конструктивно у края одного изделия начинается следую­щее изделие. Примером взаимного пересечения форм друг с другом служат комплекты, состоящие ми­нимум из трех изделий, скажем, рубашки, брюк и длинного глухо застегивающегося спереди жилета. Форма жилета как верхней части по отношению к рубашке и брю­кам не полностью их покрывает: его края (низ, проймы и горло­вина) как бы пересекают выходя­щие из него формы брюк, рука­вов рубашки и пр. Принцип взаим­ного пересечения форм отражает получившую широкое распростране­ние многослойность в одежде.

Выбор и утверждение принципа сопряжения форм влияет на степень открытости или замкнутости формы костюма в целом. Простое примы­кание форм имеет тенденцию давать замкнутый строй костюма. Во взаим­ном пересечении форм заключена достаточно ярко выраженная тен­денция давать открытый строй кос­тюма. Само пересечение, пронизывание форм возможно лишь при нали­чии открытого характера одной из них. Мера свободы изделия (воз­душные прослойки) увеличивает тен­денцию к получению открытой фор­мы, а при распашном решении из­делия достигается полная, букваль­ная, открытость формы. Многослойное решение современной одежды при относительной самостоятельности каждого изделия демонстрирует нам решение комплекта одежды как от­крытой формы костюма.

Отработка сопряжения отдельных форм проходит одновременно в нес­кольких направлениях:

1. Корректировка форм отдель­ных изделий по массе и величине путем уточнения их пропорциональ­ных отношений. В плане простого примыкания форм это сопоставление и корректировка особых сложностей не представляют. При взаимном пере­сечении форм пропорционированию подвергаются видимые (выходящие наружу) части форм. А при сопостав­лении форм, расположенных на рас­стоянии друг от друга (обуви, до­полнений с формами одежды), непос­редственно пропорциональной зави­симости устанавливать не следует. Взаимная зависимость этих частей костюма будет определяться визуаль­ной уравновешенностью (с учетом функциональной значимости отдель­ных форм) общего комплекса форм.