ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.04.2024
Просмотров: 302
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос 63. Пропорции в костюме 1
Масштаб. Масштабность в костюме
Проявление метра и ритма в костюме
Вопрос 32. Форма костюма как объемно-пространственная структура
Вопрос 70. Пластика формы как функция свойств материалов, из которых она создана
Вопрос 35. Источники творческого воображения дизайнера
Разработка формы костюма по аналогии с народным костюмом
Обращение к историческому костюму в творчестве дизайнера
Архитектура как источник творческого вдохновения дизайнера
Живопись как источник творческого вдохновения дизайнера
Музыка и танец как источники творческого вжохновения дизайнера
Спорт как источник творческого вдохновения дизайнера
Вопрос 37. Художественная система «комплект» в проектировании костюма
Принципы организации предметов костюма в комплекты
Сопряжение форм и конструкций в комплектах
Основные этапы исторического сложения комплекта в костюме
Необходимо обратить внимание на проблему корректировки масштаба, которая позволяет учитывать законы зрительного восприятия. Так, формы, расчлененные горизонтально, кажутся крупнее нерасчлененных форм, однако при возрастающей роли расчленения это ощущение исчезает. Вертикальные формы кажутся выше, нежели равновеликие им горизонтальные, так же как светлые поверхности кажутся рупнее темных и т.д. Здесь вступает в свои права закон зрительной иллюзии.
Вопрос 56 Способы графической подачи коллекции. Фор-эскизы, технические рисунки, творческие эскизы и рекламный плакат коллекции
Эскизирование – графический этап работы дизайнера над проектированием модной одежды. Умение грамотно и выразительно изобразить придуманную модель на бумаге – важное качество профессионального дизайнера. Выполнению изделия в материале всегда предшествует графическая работа – нахождение композиции костюма в эскизе, который в процессе создания формы все время уточняется, расшифровывается, конкретизируется. В эскизе художник решает характер, пластику линий, намечает конструкцию, назначение одежды, обуви, аксессуаров. В них разрабатывается коллекция моделей-идей. Коллекция может охватывать весь ассортимент одежды, обуви и предназначаться для людей определенной возрастной группы или профессии. Модели в эскизах должны отличаться достаточным разнообразием, быть взаимосвязаны пластически и композиционно, составлять единое целое.
Работа художника-модельера над эскизами проектируемого костюма состоит из целого ряда последовательных этапов, в результате которых «рождается» замысел. Поиски новой формы могут идти различными путями, но всегда необходимо исходить из основной идеи, побудившей дизайнера к творчеству.
Создание костюма всегда начинается с определения темы модели или коллекции, которая обусловливает образность будущего изделия. Правильный выбор темы обеспечивает актуальность и успех работы.
Предварительные зарисовки – этап накопления информации, анализа собранного материала, способствующего образному раскрытию темы, возникновению творческих замыслов, поиску оригинальных решений.
На основе накопленной информации у дизайнера возникает образное решение проектируемого костюма или целой коллекции, которое он воплощает в эскизах.
Виды эскизных форм:
фор-эскизы – быстрые предварительные рисунки будущей формы костюма с приблизительным изображением ее основных признаков;
творческие эскизы – изображения моделей или коллекции, выполненные на бумаге большого формата с достаточно детальной прорисовкой не только общей формы одежды, но и отдельных ее элементов;
рабочие эскизы – рисунки-схемы, точно передающие силуэт, пропорции и детали костюмной формы, а также ее конструктивную основу. Они показывают путь к ее воплощению замысла в условиях современного производства;
рекламная графика – графическая продукция, призванная привлечь потребителя к пропагандируемой модели или коллекции.
У каждого из этих эскизов своя задача, свой уровень технического мастерства, определенный набор формальных приемов, позволяющих максимально выразить идею формы с художественной и технической позиций.
Нельзя подходить с одинаковыми мерками к различным эскизам. Выбирая тот или иной прием стилизации, нужно обязательно учитывать такие факторы как:
назначение изображаемой одежды,
ее принадлежность к определенной возрастной группе,
образ модели,
вид и назначение эскиза.
Важно определить степень условности рисунка. В некоторых эскизах необходимо изображать человека и костюм более точно и подробно, в других – достаточно обозначить общие массы костюма и фигуры. Мера условности изображения зависит от вида эскиза и техники его исполнения. Но выбранная степень стилизации должна быть общей для различных элементов одного эскиза и для серии эскизов.
Приемы выполнения фор-эскиза
Начинается эскизирование всегда с выполнения фор-эскизов (предварительных эскизов). Фор-эскиз – это эмоциональное решение первоначальных замыслов формы проектируемого изделия. В нем художник определяет образность модели. А также решает силуэт, пропорции, ритмическую организацию частей и элементов будущих моделей одежды, обуви, аксессуаров.
Фор-эскизы выполняются быстро, легко, без привязки к конкретному материалу и уточнения конструкции изображаемой одежды. Этот вид эскизов является самым живым, непосредственным изображением костюма, остро, даже несколько гиперболизировано выражающим сущность художественного образа проектируемых моделей или коллекции.
Фор-эскиз всегда изображает костюм на фигуре человека, благодаря чему художник дает зрителю полную информацию и о характере формы костюма, и о ее пропорциях, масштабности, и об образной выразительности, и даже о манере поведения человека в этой одежде. Но нельзя путать эскиз костюма с наброском фигуры человека с натуры.
Рисование костюма на фигуре в эскизе принципиально отличается от изображения одетого человека в наброске. В наброске задача художника сводится к тому, чтобы обратить внимание на характерные особенности самого человека, его позу, пластику движения. Эскиз, прежде всего должен рассказать зрителю о костюме, продемонстрировать определенную модную линию, поэтому некоторые подробности анатомического строения человека являются второстепенными.
Чтобы сделать в эскизе образ модели более выразительным, а конструкцию более ясной, модельеры при рисовании фигуры человека видоизменяют пропорции (например, удлиняют ноги и фигуру в целом, уменьшают размер головы). В наброске художник ищет интересное движение самого тела, характерный поворот, в эскизе же он «ставит» человека в такую позу, которая выгодно преподносит костюм. Набросок фигуры всегда выполняется с натуры, эскиз – результат работы по представлению. Очевидно, что для модельера рисование с натуры обязательно, т.к. оно приучает к анатомически верному изображению человека в самых разных ракурсах. Эскиз никогда не будет выглядеть убедительно, если фигура, демонстрирующая костюм, нарисована неумело.
Фор-эскизы побуждают художника к дальнейшей проработке идей коллекции, уточнению конструктивных особенностей, выбору швейных материалов для изготовления коллекции с учетом их пластических свойств, фактуры, требований моды.
Когда талантливые дизайнеры работают над фор-эскизами костюмов, они создают прекрасные графические работы, поражающие гармонической точностью найденного соотношения масс, красотой линий, четко организованным ритмом. При дальнейшей переработке идей фор-эскиза в рабочие и творческие эскизы зачастую утрачивается чувственность, легкость и красота рисунка. Возможно, это происходит потому, что фор-эскизы рождаются из непосредственного чувства, эмоционального толчка, побудившего дизайнера взяться за выбранную тему коллекции.
Материалы для выполнения фор-эскизов.
Основная задача фор-эскиза – фиксация первоначальных представлений автора о форме костюма, поэтому чаще всего он представляет собой лаконичный черно-белый рисунок, выполненный при помощи линий и пятен такими графическими средствами, как карандаш, фломастер, черная тушь или чернила и т. п. Основным средством художника является линия, возможности которой безграничны. Хороший рисовальщик превращает линию в мощное средство эмоционального воздействия на зрителя. Живая, выразительная, экспрессивная линия не только привлекает внимание к форме костюма, но и помогает максимально раскрыть образный строй модели.
Иногда художник хочет в предварительном эскизе отобразить общий колорит, пластическое движение цветовых пятен будущей модели. В этом случае фор-эскизы выполняются в цвете акварелью, гуашью, темперой, цветными карандашами или фломастерами.
Каждая из техник обеспечивает свой иллюзорный эффект передачи материалов изображаемых костюмов. Сочетание различных приемов выполнения эскиза позволяет разносторонне и наиболее полно раскрыть замысел костюма уже на первоначальном этапе его создания.
Приемы выполнения фор-эскизов.
Для графической передачи фактур материалов (кожи, меха, текстильных материалов) используются различные приемы выполнения эскизов:
прорисовка эскиза иглой на белой бумаге, затем заливка акварелью определенной поверхности; работа воском как рисующим материалом;
нанесение густотертых красок (гуашь, темпера) на поверхность готовых фактур материалов (ткань, кожа), а затем их отпечатывание на эскизе на бумаге;
нанесение краски губкой для получения фактур мягких ворсистых материалов;
нанесение краски на эскиз жесткой полусухой кистью для получения различных вариантов жестких и колючих меховых фактур;
нанесение не разведенной гуаши на увлажненную бумагу жесткой полусухой кистью для получения мягких ворсистых меховых фактур и текстиля и т. д.
Монотипия – вид графической печати, при котором краски вручную наносятся на идеально гладкую поверхность, которая не впитывает влагу (стекло, пластик или металл). На эту поверхность накладывают лист бумаги и плотно прижимают к ней. В результате получаются удивительные цветовые узоры. Можно выполнить весь эскиз в технике монотипии, а можно только часть для получения характерного эффекта.
Работа шпателем – простой способ работы гуашью и темперой, позволяющий быстро показать основные формы изображаемых предметов. Краска размешивается на палитре и стекле, набирается шпателем, а затем наносится, как бы втираясь, на бумагу или картон.
Работа пульверизатором – этот прием дает очень интересные эффекты. Краска, разведенная водой, заливается в пульверизатор и наносится на бумагу. Если часть эскиза прикрыть трафаретами или какими-нибудь предметами, то на прикрытую поверхность краска не попадет. Наложение новых слоев краски позволяет добиться эффекта глубины. Сходного эффекта можно добиться, если наносить краску при помощи поролонового тампона.
Коллаж – слово французского происхождения и буквально означает «наклеивание». Коллажем называется прием в изобразительном искусстве, когда на поверхность наклеиваются лоскутки материалов, отличающиеся по цвету, фактуре, а также само произведение, выполненное этим приемом. Использование технике коллажа с успехом применяют в костюмном эскизировании. При этом на изобразительную плоскость наклеивают самые разнообразные виды бумаги: цветная однородно окрашенная, созданная полиграфическим методом (вырезки из газет, журналов), созданная самостоятельно путем окрашивания акварелью или гуашью. Кроме бумаги на эскиз могут наклеиваться фольга, ткань, кожа, мех. Особенности данной техники – рисунок достаточно обобщен и условен. Изображение строится за счет сочетания пятен различной формы, размера и цвета. Линия не имеет самостоятельного значения. В таком эскизе трудно, а иногда невозможно показать мелкие детали формы и конструктивные особенности изображаемого изделия. Изображение имеет плоскостной характер. Достоинствами коллажа является возможность, не отвлекаясь на мелкие детали изображать крупные пятна основных масс, приводя их к упрощенной геометрической форме. Это освобождает от скованности, которая есть у начинающих рисовальщиков из-за неумелого рисования фигуры человека и костюма, позволяет воспринимать форму предметов цельно. Коллажи выглядят довольно эффектно, обладают особой выразительностью. Применяя в коллажах лоскутки ткани, меха, кожи, можно довольно точно передать материальность костюма. Иногда коллаж используется не в чистом виде, а в сочетании с другими техниками: одни пятна могут быть закрашены или нарисованы, а другие приклеены.