Файл: Обзорные лекции по проектированию 2014.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.04.2024

Просмотров: 145

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос 63. Пропорции в костюме 1

Масштаб. Масштабность в костюме

Проявление метра и ритма в костюме

Вопрос 32. Форма костюма как объемно-пространственная структура

Вопрос 70. Пластика формы как функция свойств материалов, из которых она создана

Вопрос 35. Источники творческого воображения дизайнера

Трансформация природных форм

Разработка формы костюма по аналогии с народным костюмом

Обращение к историческому костюму в творчестве дизайнера

Архитектура как источник творческого вдохновения дизайнера

Живопись как источник творческого вдохновения дизайнера

Музыка и танец как источники творческого вжохновения дизайнера

Спорт как источник творческого вдохновения дизайнера

Вопрос 37. Художественная система «комплект» в проектировании костюма

Принципы организации предметов костюма в комплекты

Сопряжение форм и конструкций в комплектах

Основные этапы исторического сложения комплекта в костюме

Вопрос 42. Понятие «коллекция». Виды коллекций

Вопрос 56 Способы графической подачи коллекции. Фор-эскизы, технические рисунки, творческие эскизы и рекламный плакат коллекции

Если необходимо создать более динамичный образ, используют ритм, который выражается количественными изменениями в ряду чередующихся элементов. Для хорошо выраженного ритма достаточно трех видов элементов. Ритм проявляется в:

  • изменении порядка нарастания или убывания ритмического ряда,

  • объеме элементов,

  • структурности,

  • тоновой, цветовой насыщенности,

  • закономерном изменении элементов, отличающихся один от другого, но связанных между собой единым приемом изменения,

  • в характере и размещении элементов,

  • количестве.

В костюмной композиции может сочетаться несколько видов ритмов.

Ритм в костюме может проявляться в трех видах:

  • изменяется величина чередующихся элементов при сохранении интервалов между ними,

  • величина элементов сохраняется при изменении интервалов,

  • изменяются и величина, и интервалы.

По способу организации элементов в костюме ритмический порядок может приобретать различные направления: вертикальное, горизонтальное, диагональное, спиральное, радиально-лучевое и комбинированное. В каждом случае появляется новый характер движения и новое образное звучание костюма. Горизонтальная ритмика придает композиции костюма визуальную устойчивость, приземленность, вертикальная – создает ощущение стройности фигуры. Спиральный, диагональный и радиально-лучевой ритм придает активное движение модели, которое обусловлено динамикой наклонных линий.

Ритмическая организация задает форме композиционное движение, которое можно усиливать или ослаблять, изменяя порядок нарастания и убывания ритмического ряда, объем элементов, их структурную, тоновую, цветовую насыщенность. Ритм подчеркивает идею образа, подчиняет его общему настроению. Ритм может быть плавным, когда используется постепенное изменение, вызывая ощущение покоя и умиротворения, а может быть отрывистым. Создавая доверительный образ, используют плавный ритм, при жесткости, драматизме, авторитарности используют отрывистый ритм.

Благодаря ритму усили­вается звучание — идеи. Художник, меняя ритмические соот­ношения, изменяет характер образа. В пределах формы правильное реше­ние ритма помогает охватить произ­ведение в целом. Благодаря ритму взгляд подсознательно соединяет точки в пространстве. Если повто­ряющиеся точки или элементы от­стоят далеко друг от друга, то взгляд как бы перепрыгивает с одного места на другое и модель лишается ритма.


Последовательное закономерное изменение (возрастание или убыва­ние) форм или интервалов между ними определяет собой прогрессив­ный, или гармонический, порядок ритма.

Многократное регулярное чередо­вание элементов форм и интервалов между ними образует ритмиче­ские ряды. Плотность (массив­ность) или разреженность ритмичес­кого ряда зависит от соотношения величин элементов и интервалов меж­ду ними.

Построение структуры формы осуществляется с помощью интервалов конечного размера или нулевых интервалов, т.е. без интервалов.

Различают ритмы: убывающие, на­растающие, радиальные, скачкообраз­ные.

Композиционная ритмика в костюме должна начинаться с установления ритмического порядка главных форм. В костюме это: три формы, облегающие голову (воротник, капюшон, головной убор), корпус (лиф и юбка), и руки (рукава). Общий ритмический строй дополняется ритмикой мелких членений. Костюм может быть построен на ритмизации как прямых, так и кривых линий (нарастание и убывание кривизны линий, их наклон к общей оси и друг к другу).

Ритмическая организация цвета является важным вопросом в композиции костюма. Цвет может выступать как элемент композиции, подчиненный другому, более важному композиционному средству, или как главный организующий элемент. Здесь важно достичь цветовой гармонии. Ритмическая организация цветовых пятен часто соединяется с метрической организацией рисунка ткани. Например, полоски с равной шириной цвета и промежутка. При ритмизации цвета важно учитывать, что фигура визуально должна удерживаться в устойчивом положении, то есть тяжелый цвет разместить внизу костюма, а легкий – вверху.

Ритмические движения пластической формы могут быть самыми разнообразными, но должны подчиняться общему композиционному решению костюма.

Виды ритмических движений в костюме:

  • взаиморасположение и соотношение силуэта одежды с формой головного убора, прической и аксессуарами,

  • ритмические членения одежды деталями из различных по цвету и фактуре материалов (блузка и юбка, воротники, рукава, манжеты),

  • горизонтальные и вертикальные членения одежды посредством поясов, кокеток, вставок и т.п.,

  • членение одежды рельефными декоративными швами, складками, сборками, и т.п.,

  • ритмика, связанная с использованием в одежде тканей с орнаментными набивными и ткаными рисунками.


Перечисленные виды ритмики в костюме можно рассматривать как способы орнаментации изделия, как принципы внутреннего заполнения силуэта. При этом пластический образ костюма диктует характер и расположение членений в одежде.

Повторяющаяся группа элементов (с интервалами) называется периодом ряда.

Впечатление монотонности ряда перебивается элементами для акти­визации впечатления от общей фор­мы. Прогрессивный ритмический ряд основывается на закономерностях арифметической или геометричес­кой прогрессии. При построении ряда на основе арифметической прогрес­сии соблюдается постоянная разность, а на основе геометрической прогрес­сии — постоянное отношение между величинами соседних элементов или интервалов ряда.

Достичь единства конструкции и формы можно, сопоставляя с точки зрения ритма отдельные ее части и этим узаконивая жизненность фор­мы.

Чередование равных по величине элементов образует равномерное дви­жение. В этом движении некоторые элементы выделяются зрительным "ударением" — акцентами.

Элементы, на которые приходятся акценты, называются активным и. Элементы, не имеющие акцен­тов, — пассивными.

Скорость нарастания движения эле­ментов называется темпом. Темп бывает медленным, умеренным, на­растающим и быстрым. Темп имеет эмоциональные оттенки.

Для придания структуре формы большей выразительности применяют различные способы ускорения движе­ния, усиления динамичности.

Ритм, метр и темп имеют огромное значение, так как они определяют динамику формы, организованность и характер образа.

Произведение в целом может быть составлено из связанных частей оди­накового или разного метрического или ритмического характера, при этом возможны четыре случая соеди­нения построений: равнометричных и равноритмичных; равнометричных и разноритмичных; разно метричных и равноритмичных; разнометричных и разноритмичных.


Вопрос 32. Форма костюма как объемно-пространственная структура

В философии под формой понимают способ внешнего выражения содержания, относительно устойчивую определенность связи элементов содержания и их взаимодействия, тип и структуру содержания.

Художественная форма - (от лат. forma – наружный вид) – внутренняя организация, структура художественного произведения, созданная с помощью системы изобразительно-выразительных средств данного вида искусства для выражения художественного содержания. Эстетическая функция формы в искусстве проявляется в ее значении как важного средства развития эстетического вкуса, культуры людей, испытывающих наслаждение от художественного мастерства.

Костюм внешне выступает как пространственная структура. Границей, определяющей эту структуру относительно внешней среды, служит форма. Под структурой формы понимают определенную пространственную систему геометрических элементов формы, обусловленную образным, функциональным или техническим решением.

Форма костюма является динамической пространственной системой, характерной для определенного времени. Изменение формы костюма и называют модой. Форма костюма обладает структурной связью между составляющими ее элементами, фигурой человека и средой. Материальное воплощение художественной формы рассматривается как технологическая форма. При материальном воплощении художественной формы отрабатываются также утилитарные качества костюма, утверждается его жизнеспособность. Форма костюма выступает также как знак (символ). Именно через форму костюма мы узнаем о человеке, его социальной принадлежности, роде занятий. Форма костюма и его атрибуция дают нам представление об эпохе, ее главных событиях, людях, эстетических канонах.

Форма, в основе которой заложена структура, исходная для последующих ее вариаций, называется базовой. Базовая форма лежит в основе серии изделий и является выражением идеи формы определенного стиля. Значение базовой формы очень велико, в ее основу заложена структура, исходная для бесчисленного множества вариаций и выражающая признаки определенного стиля.

Наибольшей жизнеспособностью обладает классическая форма костюма, отражающая прогрессивные тенденции своего времени, а также способная нести эти тенденции в будущее. Она – идеальный вариант соотношения эстетических и утилитарных качеств.


В физическом смысле под формой костюма следует понимать объемно-пространственную характеристику предмета, в выразительных проявлениях которой участвуют:

  • ее собственные свойства (вид, величина, масса, цвет, плотность);

  • ее пространственные связи (масштаб, устойчивость, подвижность, динамическая направленность, протяженность);

  • средства и способы ее изображения (линейность, плоскостное решение, объемность, фактура).

Согласованное взаимодействие всех этих качеств – необходимое условие композиции. Можно выделить основные принципы построения предметной формы:

  • конструктивные качества, обусловленные функцией предмета;

  • пропорциональное взаимодействие частей, связанных с конструктивной основой;

  • распределение массы в зависимости от значения частей и свойств материала;

  • выявление поверхности, ограничивающей форму в зависимости от распределения массы и свойств материала.

Таким образом, основными законами существования формы являются цельность и организация всех ее элементов. При проектировании формы костюма нужно учитывать связь ее с природной данностью – фигурой человека. Костюм – набор элементов той или иной конфигурации, продиктованной строением фигуры. Это обстоятельство определяет строй костюма, не позволяет художнику произвольно распоряжаться размещением его основных фрагментов. Рукава соответствуют положению рук, воротник – шеи. Т.е., структура одежды имеет определенную сгруппированность элементов, которую модельер воспринимает как объективную данность.

Форма костюма (в отличие от мебели, посуды и т.п.) создается на конкретный подвижный объект (фигуру человека) с заданными размерами. Поэтому, создавая новую форму костюма, художник должен представить возможность ее движения с фигурой в целом или фрагментарно, т.к. физическое передвижение человека служит основой визуальной трансформации костюма, рождающей красоту линий.

Характер видоизменения костюма как объемно-пространственной структуры находится в прямой зависимости от степени его объемности и от пластических свойств ткани, из которой он изготовлен. Одежда прилегающей формы из жестких тканей при движении одновременно с фигурой почти не изменяет своего вида. Одежда из мягких материалов или имеющая объемные формы в силу сопротивления воздуха и инерции своего движения видоизменяется значительно, создавая особую пространственную игру.