ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.04.2024
Просмотров: 318
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос 63. Пропорции в костюме 1
Масштаб. Масштабность в костюме
Проявление метра и ритма в костюме
Вопрос 32. Форма костюма как объемно-пространственная структура
Вопрос 70. Пластика формы как функция свойств материалов, из которых она создана
Вопрос 35. Источники творческого воображения дизайнера
Разработка формы костюма по аналогии с народным костюмом
Обращение к историческому костюму в творчестве дизайнера
Архитектура как источник творческого вдохновения дизайнера
Живопись как источник творческого вдохновения дизайнера
Музыка и танец как источники творческого вжохновения дизайнера
Спорт как источник творческого вдохновения дизайнера
Вопрос 37. Художественная система «комплект» в проектировании костюма
Принципы организации предметов костюма в комплекты
Сопряжение форм и конструкций в комплектах
Основные этапы исторического сложения комплекта в костюме
Спорт как источник творческого вдохновения дизайнера
Дизайнеры черпают вдохновение в спорте, эксплуатируя образ свободы и успеха, который неотделим от спортивного стиля. Социологические опросы во всем мире, в том числе и в России в последние годы, демонстрируют любопытную динамику: здоровье уверенно выходит на одно из первых мест в системе ценностей. Причем внимание этому уделяют люди от 18 до 30 лет, т.е. группа самых активных потребителей моды. Спорт ассоциируется с личными достижениями, а мотив достижения очень важен в современном обществе. Многие люди уверены, что если они одеваются в спортивном стиле, то создают себе имидж человека, способного многого достичь.
В 1980-е годы, когда Джейн Фонда учила, как сохранить фигуру с помощью аэробики, а бег трусцой считался обязательным для каждой, модельеры – в первую очередь, американцы – вынуждены были отреагировать на повальное увлечение. Сначала спортивные образы их лишь вдохновляли. В 1990-е начались первые попытки, а к концу десятилетия многие дизайнеры решились на выпуск настоящей спортивной одежды под собственным именем.
Американец Марк Джакобс считает, что профессиональные дизайнеры могут многому поучиться у спортивных экстремалов: «Я не занимаюсь спортом, но мне нравится жизненность и энергия спортивного стиля. Я смотрю на подростков скейтбордистов. Это воплощение стильности и свободы. Они очень много внимания уделяют нюансам своей одежды: насколько широки брюки, сколько в них карманов, насколько свободны свитера и футболки. Дизайнер одежды тоже работает с деталями и должен относиться к ним также избирательно».
Вопрос 37. Художественная система «комплект» в проектировании костюма
Художественное проектирование костюма как составная часть всей проектной деятельности человека, определяется основами композиции. Разнообразие ассортимента современной одежды требует от дизайнера принципиальных различий в подходах к проектированию одежды в зависимости от ее назначения, условий производства и тенденций развития индустрии модного бизнеса.
Основы композиции, на которые опирается в своем творчестве художник-проектировщик, являются признаком организующей, гармонизирующей и связующей величины — художественной системы.
Костюм, построенный по законам композиции, является частью художественной системы.
В зависимости от задач, стоящих перед процессом проектирования одежды, различают несколько видов художественных систем:
— автономная художественная система (проектирование единичных моделей костюма);
— художественная система «семейство» (проектирование моделей на основе базовой формы);
— художественная система «комплект» (проектирование открытого комплекса изделий взаимозаменяемых, служащих основой базового гардероба);
- художественная система «ансамбль» (проектирование закрытого комплекса изделий, выражающего художественный образ человека);
- художественная система «коллекция» (проектирование коллекций моделей различного типа и назначения).
Вся одежда делится на ассортиментные группы. Определяющих факторов деления несколько:
— половой признак и возраст носителя одежды;
— сезон использования одежды;
— функциональное назначение одежды;
— стиль, определяющий художественный образ костюма.
Каждая ассортиментная группа изделий выполняется в той или иной художественной системе.
Принципы организации предметов костюма в комплекты
Современный промышленный способ производства одежды остро поставил вопрос о взаимосвязи отдельных изделий между собой.
Решение этого вопроса потребовало серьезных поисков основ, которые позволили бы заложить в создаваемый костюм самые общие принципы, отражающие характерные особенности различных типов людей, с одной стороны, а с другой — способы организации изделий в определенную целостность — комплект. Комплект (от лат. Completus – полный) – набор одежды и предметов, дополняющих друг друга и составляющих вместе костюм, отвечающий определенному назначению и художественному решению. Комплект – открытый комплекс одежды из взаимозаменяемых элементов, для которого характерна многослойность при самостоятельности каждого изделия. Комплект предполагает возможность изменения костюма в зависимости от ситуации. Комплект состоит из единичных изделий: жакетов, юбок, брюк, жилетов и т.д. единство отдельных составляющих комплекта, как, правило, обеспечивается их соответствием друг другу по цвету, форме, силуэту, декору, стилю. Это качество должно быть заложено еще на стадии проектирования промышленной коллекции одежды. Возможность комбинирования является одним из главных требований, которые современный потребитель предъявляет к готовой одежде.
Единичные изделия комплекта могут менять свое назначение (повседневное - на нарядное, деловое - на дорожное и, наоборот) при вариантном сочетании в разных комплектах. Поэтому при проектировании комплектов изделий необходимо учитывать это обстоятельство и расширять границы использования отдельных вещей.
Ежегодная смена модных направлений делает наиболее актуальными, модными разные изделия (брюки, сарафаны, платья, различные жилеты, мужские рубашки-батники и пр.), отчего меняется и система взаимосвязи изделий.
Конечно, общий строй костюма устанавливается таким образом, чтобы выявлять модную в данном сезоне часть одежды (изделие). Для этого используются определенные пропорциональные отношения, фактуры материалов, цветовые отношения.
Другими не менее важными факторами, влияющими на организацию комплекта одежды, являются: возрастные барьеры, ограничивающие возможность распространения тех или иных модных изделий, но тем самым и обостряющие их актуальность; различные виды деятельности людей, способствующие использованию модных изделий или затрудняющие его; промышленные возможности в производстве тех или иных видов изделий.
Взаимодействие модных тенденций с этими факторами следует учитывать в организации комплектов конкретного назначения.
На стадии анализа выясняются для данной ситуации основные формы проявления жизнедеятельности человека, которые требуют определенных типов одежды, включая обувь и головные уборы. Весь комплект изделий в этих случаях должен обладать общей для них функцией: обеспечить удобство жизнедеятельности человека в конкретной ситуации.
Общность функций, выполняемых комплектом изделий, делает необходимым их разработку на одних и тех же принципиальных основах.
Уже на стадии анализа определяется в общих чертах структура данного типа костюма (частей одежды, обуви, головного убора и пр.), "очерчиваются" тип целой формы и ее частей по их массе и геометрическому виду, их принципиальная конструкция, тип материала. А это и есть основные принципиальные позиции, на которых строится дальнейшая разработка одного изделия и комплекта.
Следующая за определением структуры стадия — композиционная проработка комплекта изделий — будет направлена на достижение их стилевой общности. Этого добиваются следующим образом.
Выявление конкретного характера костюма требует выбора и утверждения того или иного принципа сопряжения форм.
Сопряжение форм и конструкций в комплектах
Формы костюма сопрягаются между собой по принципам:
1. простого примыкания форм,
2. взаимного пересечения форм друг с другом,
3. зависимости форм, расположенных на расстоянии друг от друга.
Примером простого примыкания форм служат комплекты, состоящие из блузки с юбкой или рубашки с брюками, если блузка или рубашка заканчиваются у пояса юбки или брюк, т.е. конструктивно у края одного изделия начинается следующее изделие. Примером взаимного пересечения форм друг с другом служат комплекты, состоящие минимум из трех изделий, скажем, рубашки, брюк и длинного глухо застегивающегося спереди жилета. Форма жилета как верхней части по отношению к рубашке и брюкам не полностью их покрывает: его края (низ, проймы и горловина) как бы пересекают выходящие из него формы брюк, рукавов рубашки и пр. Принцип взаимного пересечения форм отражает получившую широкое распространение многослойность в одежде.
Выбор и утверждение принципа сопряжения форм влияет на степень открытости или замкнутости формы костюма в целом. Простое примыкание форм имеет тенденцию давать замкнутый строй костюма. Во взаимном пересечении форм заключена достаточно ярко выраженная тенденция давать открытый строй костюма. Само пересечение, пронизывание форм возможно лишь при наличии открытого характера одной из них. Мера свободы изделия (воздушные прослойки) увеличивает тенденцию к получению открытой формы, а при распашном решении изделия достигается полная, буквальная, открытость формы. Многослойное решение современной одежды при относительной самостоятельности каждого изделия демонстрирует нам решение комплекта одежды как открытой формы костюма.
Отработка сопряжения отдельных форм проходит одновременно в нескольких направлениях:
1. Корректировка форм отдельных изделий по массе и величине путем уточнения их пропорциональных отношений. В плане простого примыкания форм это сопоставление и корректировка особых сложностей не представляют. При взаимном пересечении форм пропорционированию подвергаются видимые (выходящие наружу) части форм. А при сопоставлении форм, расположенных на расстоянии друг от друга (обуви, дополнений с формами одежды), непосредственно пропорциональной зависимости устанавливать не следует. Взаимная зависимость этих частей костюма будет определяться визуальной уравновешенностью (с учетом функциональной значимости отдельных форм) общего комплекса форм.