Файл: Maymin_E_A_-_Iskusstvo_myslit_obrazami.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 288

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тургеневский Рудин — это, конечно, не Бакунин. Тол­стовская Наташа Ростова, разумеется, не Танечка и не Сонечка Берс. Но если бы Тургенев, работая над романом «Рудин», не держал в своем воображении реальный и не­повторимый облик Бакунина, если бы Толстой, создавая образ Наташи, не представлял себе хотя бы временами Та­нечку или Сонечку Берс, с их индивидуальными, живыми чертами, то и Рудин у Тургенева, и Наташа Ростова у Толстого не стали бы такими живыми, волнующими, таки­ми удивительно реальными. Не надо преувеличивать зна­чение прототипа в литературном творчестве, но можно с полной уверенностью сказать, что прототип помогает ху­дожественно воспроизвести живую правду человеческого характера.

И. Е. Репин писал: «Будучи реалистом по своей приро­де, я обогнал натуру до рабства...». Это — признание живо­писца. Писатель-реалист, в силу особенностей того искус­ства, которому он служит, так сказать не мог бы. Он не мо­жет быть верным натуре до конца, тем более не может быть ее «рабом». И все-таки натура важна и писателю. Важен не только «натуральный», живой человек — про­тотип, но и всякая натуральная человеческая частность, де­таль. Она способна оживить, сделать до конца достовер­ным мир, сотворенный писателем по законам его ис­кусства.

Можно привести очень характерный пример из романа Толстого «Воскресение» — историю казни революционе­ров Лозинского и Розовского, которую рассказывает наро­доволец Крыльцов. История эта производит сильное худо­жественное впечатление, а основана она на строго документальном материале. Толстой узнал о ней из запи­сок политического заключенного, который сидел в киевской тюрьме и познакомился там с Лозинским и Розовским. Среди прочего в записках приводится такая деталь: когда 18-летнего Розовского должны были вести на казнь, он напоминает своим тюремщикам о лечебном чае, который ему прописал доктор: «Я нездоров, я выпью еще грудного чаю».

Эту деталь не выдумаешь. Она из жизни, она предель­но натуральна. И по черновикам Толстого очень заметно, как он дорожил этой деталью. Текст истории Толстой пере­делывал трижды, и кардинально. В результате от той ис­тории, которая известна по запискам политического заклю­ченного, почти ничего не осталось. Но эта деталь сохра­нилась. Очевидно, она не просто потрясла Толстого и запомнилась ему,— она, по своей неподдельной трагической жизненности, послужила для него одним из главных твор­ческих импульсов. Она помогла и писателю и читателю ощутить эту историю как нечто страшно близкое, не только понять, но и глубоко пережить ее эмоционально.


Говоря о прототипах и о жизненной основе художест­венных образов, не будем забывать, что одним из главных прототипов — «универсальным прототипом» — является для всякого писателя оп сам. Писатель всегда, вольно или невольно, пропускает своих героев через себя, через свою душу, через свой индивидуальный и неповторимый опыт. «Творить — то значит над собой нелицемерный суд дер­жать», — говорил Ибсен. Он имел при этом в виду всякое творчество, даже самое «объективное» — эпическое.

Едва ли не в каждом герое художественного произве­дения заключена частица самого автора. Если это герой, который отнюдь не безусловно близок и дорог писателю, то он стремится максимально понять ею, поставить себя на его место, войти в его образ мыслей и чувствований. И с этим тоже связана удивительная жизненность героя, его художественная убедительность.

Работа писателя над образом героя означает в равной мере стремление к конкретизации и индивидуализации, стремление придать персонажу все черты живого челове­ка — и вместе с тем тенденцию к отвлечению, к выраже­нию через конкретный образ общей мысли. То есть созда­ние образа человека в искусстве — это всегда и процесс художественной типизации. «У истинного таланта,— писал В. Г. Белинский,— каждое лицо — тип, и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец».

В этом афористически остром определении понятия «тип» выражено самое главное. Незнакомец — значит но­вый для читателя герой, человеческая неповторимость, без которой в образе нет и не может быть ощущения жизни. Знакомый — т. е. выражающий черты, которые встре­чаются не в одной только, человечески неповторимой лич­ности, а во многих людях, несущий в себе родовые при­знаки.

Принцип типизации, понятый в таком смысле, по су­ществу, характерен для всякого подлинного искусства и для любого его направления — не только для реалистиче­ских произведений, но и для произведений классицистских, романтических и т.д. Со сменой направлений меняется характер типизации, соотношение в образе индивидуаль­ного и общего, но как основа, как принцип типизация всег­да есть. Она есть и в поэзии, и в искусстве театра, и в жи­вописи, и в скульптуре. Даже сугубо портретная живопись или скульптура всегда заключает в себе, наряду с выра­жением индивидуального, мысль общего значения. Вспом­ним, к примеру, замечательный скульптурный портрет академика И. П. Павлова работы Сергея Конёнкова. В этом художественном образе воплощена не только неповтори­мая индивидуальность Ивана Петровича Павлова, но и высокое благородство истинного ученого и истинной науки.


Творческий процесс, в частности работа художника над созданием скульптурного портрета, во многом и сводится к стремлению выразить типическое — выразить в индиви­дуальном образе мысль общего значения.

Р.М. Рильке рассказывал, как Огюст Роден создавал свое прославленное скульптурное изображение Бальзака. Приведу это описание в качество иллюстрации к сказан­ному выше: «Роден постиг Бальзака до глубины его существа... Год за годом жил он весь в этом образе. Он посетил роди­ну Бальзака, пейзажи Турени, постоянно возникающие в его книгах; он читал его письма, изучал имеющиеся порт­реты; и он вновь и вновь проходил через его творения — па всех запутанных, перекрещивающихся путях этих тво­рений встречали его бальзаковские люди, целые семьи и поколения,— мир, все еще, казалось, верящий в бытие сво­его творца, созерцающий его, живущий благодаря ему. Ро­ден видел: вся эта тысяча персонажей, что бы они ни делали, все-таки полностью занята тем, кто их создал. Как на множестве лиц в зрительном зале можно, должно быть, прочитать драму, исполняемую па сцене, так он искал во всех этих лицах того, кто не умер для них. Как Бальзак, он верил в реальность этого мира и сумел на время подчи­ниться ему. Роден жил, словно и его создал Бальзак,— он затерялся в толпе его персонажей. Так накапливались лучшие материалы. Все остальное оказалось куда менее красноречивым. Дагерротипы не предлагали ничего ново­го — лишь самые общие отправные точки. Лицо, представ­ленное на них, было знакомо со школьной скамьи. Лишь один дагерротип, принадлежащий Стефану Малларме, за­печатлевший Бальзака без сюртука, в подтяжках, отличал­ся большей характерностью. Пришлось призвать на по­мощь записки современников: высказывания Теофиля Готье, заметки Гонкуров, великолепное ламартиновское описание внешности Бальзака...

...Медленно росло видение Родена от формы к форме. И наконец он узрел его. Он узрел крупный шагающий об­раз, вся тяжесть которого терялась в каскаде облачения. В крепкую шею уперлись волосы, в волосы откинулось лицо, созерцающее, опьяненное созерцанием, все в пене творчества, лицо стихии. Это был Бальзак в плодородии своего избытка, родоначальник, расточитель судеб. Это был человек, чьи глаза не нуждались в предметах,— будь мир пуст, его взоры оборудовали бы его. Это был тот, кого обо­гатили легендарные серебряные рудники, тот, кого осчаст­ливила иностранка. Это было само творчество, принявшее облик Бальзака, чтобы воплотиться... Таким Роден в миг невероятного обобщения и трагического преувеличения увидел своего Бальзака, и таким он сделал его».


Глава четвертая


Метафорическое и метонимическое мышление в искусстве

Когда мы говорим об образной основе искусства, мы должны ясно помнить, что образ — это не только конечный результат творчества. С образами связан весь процесс творчества. С ними связано художественное видение мира.

Обратимся еще раз к знакомым нам словам Белинского: «Искусство есть... мышление в образах». Именно само мышление творца, художника является образным, а не абстрактным.

Художник — поэт, живописец или деятель иного рода искусства — видит и осмысляет все не совсем так, как обычный человек, человек не художественного склада. Ху­дожнику свойственна конкретность, тонкость и живость восприятия, зоркость глаза, эмоциональная, внутренняя точность оценки. Художник не только творит живой мир — он и видит мир ярко и живо. Он видит мир в его чувствен­ной осязаемости и неповторимости, и при этом всегда по-своему.

Интересно, что живое и конкретное, т. е. образное, видение мира органически присуще детям. Дети в силу живой непосредственности своего взгляда, свежести вос­приятия являются в известном смысле готовыми ху­дожниками. Недаром так хороши бывают детские рисунки.

Авторы этих рисунков совсем не обязательно стано­вятся живописцами. Больше того, с годами очень многие люди теряют свежесть восприятия, и тогда не может спасти никакая профессиональная выучка. Живое, непосредствен­ное, «свое» восприятие мира — непременная составная часть художественного дарования.

Внучка Сергея Рахманинова Софья Волконская в ран­нем детстве сочинила такие стихи:

Вся радость ушла из сердца старика,

И он лег и умер.

Рахманинова поразили и пленили эти стихи, и он написал к ним музыку. Стихи в самом деле неожиданные и прекрасные в своей непосредственной образности. Для ма­ленького поэта жизнь — это радость; человек стареет — это значит, что в нем убывает и радость, и жизнь; и вот когда радости не остается совсем, человеку приходит вре­мя умереть... Девочка не просто «сочиняла» стихи: она образно, художественно мыслила, и потому мыслила глу­боко.

Читая эти внешне незамысловатые строчки, мы и са­ми неожиданно для себя ярко осознаем, что жизнь без ра­дости невозможна, не нужна человеку. Так маленький ху­дожник и в нас пробудил способность к художественному мышлению. Такая способность нужна воспринимающему произведение искусства, пожалуй, не меньше, чем творцу. Но творец, художник играет роль первооткрыва­теля, художественное мышление требует от пего собствен­ного горения, собственной остроты восприятия и постоян­ной самоотдачи. А мы лишь откликаемся па его творческие открытия — когда они находят отзвук в нашей душе.