Файл: Maymin_E_A_-_Iskusstvo_myslit_obrazami.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 289

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приведу еще один пример творческого, образного мыш­ления ребенка.

Малыш говорит о солнце: «Когда солнце встает утром и видит, что погода сегодня плохая, оно уходит туда, где погода хорошая». Это тоже удивительные по своей свежей образности слова. Привычное для обыденного сознания сло­восочетание «Солнце встало» осмысляется ребенком кон­кретно и непосредственно и служит источником живого видения мира. В этом случае ребенок тоже думает и гово­рит как художник.

Многочисленные примеры языкового творчества детей приведены в замечательной книге К. И. Чуковского «От двух до пяти». Это книга одного художника, поэта о дру­гих, неведомых и замечательных художниках. Вот приме­ры из этой книги: у лысого — «голова босиком»; от мятных лепешек «во рту сквознячок». «Как ты смеешь драться?» — спрашивает мать сынишку. «Ах, мамочка, — отвечает он, — что же мне делать, если драка так и лезет из меня!» В своем воображении ребенок создает и солнце, и звезды из ма­ленького пламени в домашней печке: «Топи, топи, папа, пусть огонь летит на небо, там из него сделаются солнце и звезды». А вот как объясняет малыш появление весны: «Зиме стало холодно, она и убежала куда-то»...

Для нас очень существенно, что в приведенных приме­рах образное видение и образное слово являются по своему характеру метафорическим видением и словом. Дети-художники и художники-взрослые очень часто не просто образно мыслят, но мыслят метафорически. Несомненно, что метафора — один из важных способов создания образа. Конечно, далеко не всякий образ есть непременно ме­тафора. Образно мыслить можно и не прибегая к метафоре или к другому типу переносного значения слова. Мета­фора есть лишь одна из разновидностей образа. Но разновидность очень распространенная и показательная.

Метафора, структура которой основана на сравнении, на сопоставлении предметов и явлений, естественно, ока­зывается близкой тому, что носит прямое наименование «сравнения». Сходство со сравнением позволяет особенно наглядно выявить своеобразие метафоры.

В художественном, образном сравнении обычно один предмет или явление сопоставляется с другим, благодаря чему проясняется суть первого явления, его своеобразие, усиливается впечатление от него. По существу, сравнение содержит в себе не два, а три элемента: то, что сравнивается (предмет сравнения), то, с чем сравнивается (основа образа), и то, на основании чего сравнивается (общий признак).


В сравнении «рука белая, как мрамор» предмет сравнения — рука; основа образа — мрамор, общий признак — белая. Это сравнение — как и большинство сравнений — можно превратить в метафору. Для этого нужно сократить сравнение — убрать прямое упоминание об общем признаке (метафору часто так и называют — «сокращенным сравнением»). В данном случае при сокращении получится: мраморная рука. Здесь отсутствует указание на общий признак, а основа образа становится определением предмета. Но разница между полным сравнением и тем, что получилось после его сокращения, выходит за грани­цы чисто внешнего отличия. Метафора отличается от сравнения главным образом характером своего художественного воздействия.

В самом доле, что такое мраморная рука? Это не толь­ко белая рука, но и рука холодная, гладкая и т. д. Причем эти свойства существуют все вместе, в совокупности и мгно­венно рождают в нашем сознании яркий образ. Границы образного значения в метафоре шире, нежели в сравнении, и свободнее. То, что в сравнении обозначено точно, в мета­форе оказывается подвижным и больше обращенным к во­ображению читателя. Метафора — это как бы загадка, ко­торую читателю предложено разгадать. Если эта загадка слишком замысловатая, то ее разгадывание может помешать процессу восприятия. Но если метафора представляет собой для читателя загадку посильную, нетрудную, но и не поверхностную, ординарную, то она заставляет актив­но работать воображение, не требуя в то же время чисто умозрительных усилий, «расшифровки» текста. Процесс восприятия в таком случае становится и радостью позна­ния, и радостью открытия в самом точном значении этого слова. Воспринимающий чувствует себя причастным тво­рению, близким творцу.

Таким образом, метафора — это способ не прямого, а иносказательного выражения мысли, косвенного изображе­ния предмета, явления. Буквальное значение образа в ме­тафоре есть лишь указание на его истинное, переносное значение. При этом между буквальным и переносным зна­чением всегда существует частичное сходство или возмож­ность аналогии.

Стихотворение Пушкина «19-е октября» (1825) начи­нается словами: «Роняет лес багряный свой убор...». Баг­ряный убор здесь — явная метафора. В своем устойчивом, словарном значении слово убор означает одеяние, убран­ство, и при этом преимущественно человеческое одеяние. Но у Пушкина убор означает листву деревьев, прекрасную в своей последней, яркой красоте. Листва деревьев — и есть переносное значение метафорического образа. Это зна­чение выражено не прямо, не собственным своим именем, а через другое понятие — багряный убор. Листва и убор — отнюдь не одно и то же. Но между листвой и убором есть заметное сходство: ведь для дерева, если воспринимать его с человеческой точки зрения, листва совсем как наряд, как одеяние.


Можно было бы сказать, что метафора есть «образ об­раза». Все характерное для образа в метафоре проявляется с особенной наглядностью. Ведь во всяком художественном образе за прямым, буквальным его значением всегда как бы просвечивает глубинное, конечное значение. Дейст­вительный смысл художественного образа «никогда не замыкается в его буквальном смысле» (Г. Винокур). В ме­тафоре эти определяющие свойства образного выражения выступают с полной очевидностью. На примерах использо­вания метафоры в искусстве сравнительно легко и понять структуру образа, и проследить возможные пути его созда­ния, и увидеть, что образ — элемент не готового языка, а художественного мышления.

О способности к метафорическому мышлению, важной для всякого художника, говорилось многими, и еще с давних времен. «Величайший мыслитель древности» (по сло­вам К. Маркса) Аристотель употреблял понятие «метафо­ра» в самом широком смысле, включая в него то, что мы теперь называем метонимией, гиперболой и пр. Оп писал в своем эстетическом трактате «Поэтика»: «...а всего важнее — быть искусным в метафорах. Только этого нельзя перенять от другого; это — признак таланта, потому что слагать хорошие метафоры — значит подмечать сходство».

Английский поэт-романтик Шелли писал в начале XIX века: «Основа поэтического языка — метафоричность. Поэтический язык раскрывает отношения вещей, до того никем не замеченные, и увековечивает их».

Советский писатель Юрий Олеша, обладавший замеча­тельным даром «называть вещи по-иному», творить мета­форы, говорил: «Зачем этот дар — не знаю. Почему-то он нужен людям. Ребенок, услышав метафору, даже мимохо­дом, даже краем уха, выходит на мгновение из игры, слу­шает и потом одобрительно смеется. Значит, это нужно».

По законам психологии восприятия, как я уже говорил, косвенное выражение мысли чаще всего оказывается бо­лее впечатляющим, нежели прямое. Огюст Ренуар как-то сказал: «Чтобы хорошо выразить себя, художник должен скрываться». Метафора как раз и помогает художнику «скрыться» — скрыть себя и свой взгляд на мир. Но скрыть так, чтобы он в конечном счете проявился с наибольшей полнотой и наибольшей силой.

Метафорический образ создается не только художником, но в значительной мере и читателем. Так, «багряный убор» в пушкинских стихах каждый читатель представля­ет себе по-своему. Наше восприятие метафоры активно и довольно свободно. Оно зависит от нашей способности ярко и образно видеть мир и сопоставлять различные явле­ния, от нашего жизненного опыта, богатства нашей фан­тазии.


Значение метафоры, разумеется, не беспредельно, но оно не может быть и строго ограниченным. Пределы ме­тафорического образа определяются и искусством худож­ника, и восприятием тех, для кого произведение искусства предназначено.

Потенциально всякая метафора содержит в себе «без­дну пространства». И в этом один из источников силы ее художественного воздействия.

Пушкин пишет в «Медном всаднике»:

В гранит оделася Нева,

Мосты повисли над водами...

В этих стихах в метафорическом значении выступают слова оделася и повисли. Каков их переносный, глубокий смысл? Первая метафора не просто вызывает представле­ние о набережных вдоль Невы, но создает яркий образ Не­вы похорошевшей и ухоженной, защищенной людьми и наряженной ими. В этом образе мы ощущаем сразу, как будто бессознательно, покой, прочность и праздничность этого «одеяния» реки, легко представляем себе набережные Невы и протяженными, и нарядными, и новыми.

Благодаря второму метафорическому образу — «мосты повисли над водами» — мосты представляются нам как бы увиденными с большого расстояния, когда можно охватить взглядом всю даль, и при этом не тяжелыми, а легкими. Это представление тоже возникает па основании букваль­ного значения слова повисли, но возникает не автоматиче­ски, а в результате мгновенного включения нашего вообра­жения.

Так всякая метафора делает нас активными читателя­ми: она заставляет самостоятельно, по-своему, собственны­ми глазами увидеть то, что рисует поэт.

Читательская свобода в восприятии метафоры, как я уже говорил, но означает произвола. Мосты, повисшие над водами, могут представляться нам более или менее ярко и конкретно, в большей или меньшей море приподнятыми, легкими и т. д., но они не могут восприниматься нами как плоские и как тяжелые. Такое восприятие противоречило бы как прямому, так и возможному иносказательному смыслу слова повисли. Мы понимаем метафору, видим в ней образ тогда, когда вслед за художником и в указанном им направлении замечаем сходство в явлениях.

Метафора и для художника, и для воспринимающего произведение искусства есть особый путь мысли, особый способ мышления. При этом очень важно, что метафориче­ское мышление помогает искусству стать синтетическим, цельным знанием о жизни. Известный советский литера­туровед Н. Я. Бегжовский определял метафору как род метаморфозы, как «расставание с отдельными вещами и выход в течение единой жизни». Это — тонкое и точное определение. Метафора включает предмет в многообраз­ный мир, устанавливает многообразные отношения его с другими предметами, явлениями и тем самым делает его не отдельным, а частью мирового целого.


Когда мы читаем стихи А. К. Толстого «Острою секи­рой ранена береза, По коре сребристой покатились сле­зы...», перед нами не просто возникает образ порубленной березы, из которой капля за каплей вытекает сок. В этих стихах как бы заново открываются, сближаясь друг с дру­гом, разные явления мира: порубка на дереве — и челове­ческая рана, слезы людские и — березовый сок, дерево — и человек. Предметы и явления мира в метафоре приобща­ются друг к другу, а сам мир благодаря этому воспринима­ется как внутренне единый, цельный.

Метафора — это не просто стилистическая фигура, это — мировосприятие. Истинно художественное мировос­приятие, ибо оно питает художественное творчество.

Метафорическое мышление — не только цельное мыш­ление, но и предельно экономное. Метафора, говорил ака­демик А. А. Потебня, дает нам возможность «замещать массу разнообразных мыслей относительно небольшими умственными величинами». А Юрий Олеша записал од­нажды: «Сегодня сокращенно, в художественных образах, я видел во сне всю свою жизнь». Мыслить образами, в ча­стности метафорами,— это значит мыслить сжато и объ­емно.

Хорошим примером экономного, предельно сгущенного и сокращенного выражения мыслей являются пословицы. В своем большинстве пословицы — те же метафоры:

На чужой каравай рот не разевай...

Пока до бога доберешься, апостолы голову сымут...

Каждая Алёнка хвалит свою бурёнку...

В этих выражениях легко обнаружить метафорическую структуру. Пословицы, имеющие характер метафоры, по­нимаются нами не буквально. Прямое значение пословицы несет в себе и более отдаленное общее значение. Это об­щее, переносное значение, по существу, является главным в пословице. Но оно возникает, осмысляется на основе ча­стного и конкретного значения, которое выражено непо­средственно.

В последней из приведенных нами пословиц Аленка и ее буренка мало нас интересуют сами по себе. Эта посло­вица заставляет думать о всяком человеке, который готов упрямо хвалить то, что ему принадлежит, и только за то, что это принадлежит ему. Но Аленка и ее буренка тем не менее важны для хода нашей мысли, для нашего воспри­ятия. Они придают пословице образный, ощутимый харак­тер, делают ее живой и очень непосредственной в своем воздействии. Как писал в работе, посвященной пословицам и поговоркам, А. А. Потебня, «обобщение имеет для нас цену только в том случае, если под ним мы имеем конкрет­ные восприятия, из которых оно получено. Одно обобщение есть познание слишком отдаленное».