Файл: А.Н. Лутошкин - Как вести за собой.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 286

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формирование коллектива — процесс непрерывный. Но прежде чем ставить цель и конкретные задачи перед клас­сом на какой-то период, скажем на учебный год, надо бо­лее точно определить его «местонахождение» на пути к коллективу. Точно так же как штурман, прежде чем проложить маршрут, определяет положение своего кораб­ля, так и организатор, класс в целом должны знать ту точку, от которой отправляется в путь класс.

Как это лучше организовать? Костромские школьни­ки, например, используют для этого ежегодные коллективные самоаттестации. Коллективная самоаттестация ставит своей целью дать диагноз развития коллектива в классе, выяснить, вырос ли класс как коллектив за про­шедший период, и если вырос, то насколько. Задача са­моаттестации — составить программу роста коллектива на следующий срок.

Нет каких-то очень строгих правил проведения само­аттестации. В костромских школах инициаторами кол­лективных самоаттестаций являются комсомольские ор­ганизации. Самоаттестация проводится раз или два раза в год. В ряде школ самоаттестация приурочена к общест­венно-политической аттестации по программе Ленинского зачета. Самоаттестация имеет смысл, если во время ее проведения создана дружеская, доверительная обстанов­ка, атмосфера взаимной требовательности.

Вот как была проведена самоаттестация в одной из школ. Она проходила по следующему плану:

  1. Вступительное слово ведущего самоаттестацию (в данном случае это был комсорг класса).

  1. Общий разговор «Кто мы, какие мы».

  2. Наша программа роста.

Во вступительном слове комсорг говорит о значении коллектива в жизни каждого человека, о необходимости сознательно всем вместе участвовать в его становлении, быть обеспокоенными за его судьбу.

Затем комсорг знакомит с условными ступенями раз-, вития коллектива, дает краткую характеристику каждой ступени (как это сделали мы в этой книге). Он просит всех присутствующих принять участие в разговоре о сво­ем классе, напоминает, что задача разговора состоит не в отгадывании ступени своего развития, а в анализе ра­боты классной группы в целом, степени вклада каждого учащегося в становление коллектива. Важно отметить, что удалось сделать группе за этот период, продвинулась ли она вперед, где находится сейчас и почему, что надо сделать, чтобы подняться выше.

В процессе подготовки самоаттестации были написаны и вывешены вопросы:


Делаем ли мы полезное, нужное дело всем классом вместе: для класса? для школы? По своей инициативе или нас просят об этом?

Можно ли сказать, что у нас в классе отличная орга­низация и мы «один — за всех, все — за одного»? Если да, то в чем это проявляется? Если нет, то почему это так?

Все ли мы внимательны друг к другу? Переживаем ли мы все, если кому-то из нас очень плохо? Радуемся ли мы успехам товарищей? Успехи и неудачи класса прини­маются ли близко к сердцу всеми или только некоторыми?

Достаточно ли мы понимаем друг друга, умеем ли на­ходить общий язык, вырабатывать общее мнение по важ­ным вопросам?

Когда трудности, когда «надо», можем ли, готовы ли мы собрать свою волю в кулак, проявить настойчивость, принципиальность?

Какое общее дело мы можем поднять в новом году?

Под силу ли нам «Алый парус»?

Все эти вопросы помогли живому обсуждению судьбы класса, настоящей и будущей.

Следующая важная сторона самоаттестации — выра­ботка программы роста своего классного коллектива: по­становка конкретных задач перед классом и определение путей их достижения. Составление программы роста — дело коллективное.

Программой роста могут стать предложения, выска­занные на самоаттестации. Они могут потом войти в план работы комсомольской организации. Программа роста коллектива не может быть одинаковой для всех классов, ведь мы говорили, что путь к коллективу у каждого клас­са бывает индивидуален.

Но вернемся к самоаттестации, о которой мы расска­зывали выше. Вот какие предложения были внесены в программу роста коллектива в этом классе.

Определив свое «местоположение» на ступени «Мер­цающий маяк», ребята посчитали возможным укрепить свое положение в предстоящем году и подойти к ступени «Алый парус». Для этого необходимо:

— работать по принципу: коллективно планируем, кол­лективно действуем, коллективно подводим итоги;

  • инициативу в делах держать в своих руках;

  • чтобы никому не было в классе плохо, а каждый на­ходил себе дело, а дела находили каждого;

  • научиться не только красиво говорить, но так же красиво и делать;

  • чтобы весь класс стал коллективным вожатым в пионерском отряде;

  • выбрать трудовой объект — строительство стрел­кового тира. Работать, чтоб дух захватывало;

  • выйти на тесную связь с другими классами: при­глашать их на наши дела. Провести совместный диспут «Как живешь, товарищ коллектив?»;

  • организовать туристский поход.


Как мы видим, ребята кратко сформулировали на этот период свои задачи и основные конкретные дела. Они и помогут в организации коллективной работы. Это, разумеется, не вся работа классного коллектива, его ком­сомольской организации. Это стержень, сверхзадача.

Как показывает опыт, сам факт проведения такой са­моаттестации, откровенный разговор на ней дают много полезного для формирования и сплочения коллектива. Главное, что каждый имеет возможность взглянуть на свой класс, как будто немного отойдя в сторону, посмо­треть на себя со стороны. Ведь не секрет, что очень мно­го старшеклассников не задумываются серьезно о сво­ем классе как коллективе, еще недостаточно осознают роль коллектива в жизни класса. Свидетельство тому — сочинения «Я и мой класс». В них подавляющее боль­шинство юношей и девушек откровенно признавали, что впервые задумываются над тем, насколько зрелым яв­ляется их класс, почему «так получается», можно ли самим развивать, строить и поднимать коллектив. Очень хорошо, что в коллективной дискуссии на самоаттеста­ции ребята могут аргументировать свои мнения по по­воду уровня развития класса, сами разбираться в неко­торых «секретах» коллектива, законах его движения.

Каждый уровень развития классного коллектива тре­бует своих способов организации и руководства им. Со­гласитесь, что действия организатора должны отличать­ся, если он работает с людьми в группе, где нет настоя­щей ответственности, разболтанная дисциплина, где всем «все равно», и если он руководит слаженным, дружным коллективом.

Свойство хорошего организатора — учитывать все из­менения, происходящие в группе. Если группа не стоит на месте, если она развивается, становится зрелым кол­лективом, то необходимо изменять способы руководства. Если этого не делать, может пострадать не только кол­лектив, не только авторитет организатора, но и дело. При­ведем пример.

На комсомольском собрании секретарем бюро в клас­се, который считался в школе одним из трудных, была избрана энергичная и волевая девушка. Хотя ребята к ней не питали особых симпатий, она привлекала их своей «цепкостью», умением доводить дело до конца, че­го бы это ни стоило. Работала она с удовольствием, не­много жестковато, себя не жалела, но и другим сидеть сложа руки не давала. Ей было очень трудно, но резуль­таты не заставили себя ждать. В течение года классная организация стала одной из лучших в школе, класс ста­вили в пример, а комсорг стала популярной личностью в школе.


На следующий год ее избрали комсоргом вторично. Она так же энергично взялась за дело. Через некоторое время в ее адрес все чаще стала раздаваться критика на собраниях, в разговорах одноклассников. Ее упрекали во властолюбии, нежелании советоваться с людьми, в стрем­лении действовать приказом, а не убеждением (узнаете стиль «Разящие стрелы»?). Стали возникать конфлик­ты. Дело дошло до того, что часть ребят стала требовать вывести ее из бюро, не дожидаясь отчетно-выборного со­брания.

В чем дело? Почему комсомольская организация вдруг отвергла те качества, которые ранее ценила в ком­сорге? Ведь девушка, в сущности, не изменила своего поведения во взаимоотношениях с группой. Все дело в том, что за это время изменилась сама группа. Когда-то она была на уровне «Мягкой глины», но постепенно развивалась, сплачивалась под руководством своего комсорга и становилась зрелой — подошла к «Алому па­русу». А здесь «разящие стрелы» комсорга стали тормо­зом. Группа на этой ступени требовала других, более де­мократических способов руководства. Комсорг, к сожа­лению, не почувствовала этих качественных перемен.

Помню, как на заседании комитета комсомола шко­лы члены комитета горячо выступили в поддержку комсорга, обвиняя «неблагодарный класс» в предвзято­сти, необъективности. Копья ломались тогда отчаянно.

Разобрались в этом конфликте с трудом. Кто-то пред­ложил не горячиться и спокойно поговорить обо всем в классе. Так и сделали. Разговор пошел на пользу и клас­су, и его комсоргу, которая честно и откровенно пообе­щала пересмотреть свой организаторский багаж

Одна из основных задач организатора состоит в том, чтобы, сплачивая и поднимая группу, расти вместе с ней, совершенствовать свой стиль руководства и всю орга­низаторскую работу в целом.

Организатору, работающему с классными или другими группами, находящимися на разных ступенях развития, мы можем посоветовать следующее:

В группах на уровне «Песчаная россыпь» предпочти­тельнее может оказаться стиль руководства «Разящие стрелы» (настаивающий, требующий, приказывающий). Подчеркиваем, стиль предпочтительный, а не единствен­ный: все зависит от конкретных условий. Здесь будет преобладать единоначалие, четкость в определении за­дач, подробный инструктаж, жесткий контроль на всех этапах работы. Другие стили руководства могут иметь вспомогательное значение.

В группах «Мягкая глина» стиль «Разящих стрел» может еще преобладать, но сюда все активнее вводятся «бумеранговые» приемы (напоминаем, это — стиль кол­легиальный, советующийся, консультирующийся и тре­бующий) : создание актива, опора на него, привлечение одноклассников к обсуждению вопросов жизни и работы класса. Здесь организатор, исходя из знания личных и деловых качеств одноклассников, предоставляет акти­ву, помощникам возможность самим принимать решение, оказывает им помощь.


Если существуют серьезные, конфликтные отношения, надо выяснить, на чем они основаны. Могут не помешать «челночные» рейды организатора по примирению на основе общих дел конфликтующих группировок и лично­стей.

В группах «Мерцающий маяк» эффективно сочетание стилей «Возвращающийся бумеранг» и «Разящие стре­лы». Как правило, на этой ступени органы самоуправле­ния имеют большой вес и организатор может активнее использовать мнение группы, считаться с позицией боль­шинства, если оно стоит действительно на правильном пути.

В целях создания Положительного эмоционального климата коллектива в отдельных случаях можно исполь­зовать как вспомогательные способы воздействия типа «Снующий челнок» и «Плывущий плот»: быть уступчи­вым, при необходимости идти на компромисс.

Организация и руководство группой через органы самоуправления и актив становится основным способом на ступени «Алый парус». Стиль руководства «Возвра­щающийся бумеранг» является ведущим на этом этапе работы с коллективом.

В основе взаимоотношений организатора и группы — взаимное доверие. Дело в том, что сплоченность и сра­ботанность группы освобождают организатора от необ­ходимости всякого рода напоминаний, проверок, тща­тельного инструктажа перед началом дела и т. д. На этом этапе организатор выполняет чаще функции «мозго­вого центра», разрабатывающего идеи, подающего ини­циативу, поддерживающего начинания других ребят. Это не значит, что надо «плыть по течению», но и сковывать инициативу многочисленного актива тоже не следует.

В основе руководства группами, находящимися на ступени «Горящий факел»,— самоуправление, опора на группу в целом. Требования организатора к личности предъявляются от имени коллектива. Основное внимание организатора направлено на установление связей с дру­гими группами, на формирование активной позиции сво­его коллектива в школе, среди других объединений. Рас­порядительные действия организатора носят вспомога­тельный характер. К делам коллектива, к руководству привлекаются в разной форме все члены коллектива.

Требуется настройщик

Мастерская настроений.Что такое хорошо и что такое плохо,— Ко­гда работается с удовольствием. Как это делается.Значимость дела.Эмоциональная привлекательность.Новизна.Неожидан­ность.Чувство меры.Требуется настройщик.Советы организа­тору.