Файл: А.Н. Лутошкин - Как вести за собой.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 279

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При оценке имейте в виду, что балл 5 означает — это свойство проявляется у человека всегда, балл 4 — свой­ство проявляется в большинстве случаев (преобладает), 3 — в одинаковой степени могут проявляться свойства, указанные слева и справа, 2 — в большинстве случаев проявляются противоположные свойства, 1 — противопо­ложные свойства проявляются всегда. Знать, как развиты те или иные черты характера, че­ловеку нужно, прежде всего, для того, чтобы целенаправленно влиять на них, опираться на лучшие свойства, составить правильную программу самовоспитания .

Как-то К. Марксу его дочери предложили заполнить анкету. И хотя ответы на вопросы анкеты были даны в-1 полушутливой форме, они в известной степени отражают те черты характера, которые были сформированы у Маркса как человека. Вот эта анкета:

Достоинство, которое вы больше

всего цените в людях……………………… Простота

в мужчине………………………………… Сила

в женщине………………………………… Слабость

Ваша отличительная черта……………….. Единство цели

Ваше представления о счастье……….…… Борьба

Несчастье………………………………… Подчинение

Недостаток, который вы скорее

Всего склонны извинить…………………. Легковерие

Недостаток, который внушает вам

Наибольшее отвращение…………………. Угодничество

Ваша антипатия…………………………… Мартин Траппер

Ваше любимое занятие…………………… Рыться в книгах

Ваши любимые поэты……………………. Шекспир, Эсхил, Гете

Ваш любимый прозаик…………………… Дидро

Ваш любимый герой……………………… Спартак, Кеплер

Ваша любимая героиня…………………… Гретхен

Ваш любимый цветок…………………….. Лавр

  Цвет……………………….. Красный

Ваше любимое имя………………………… Лаура, Женни

Ваше любимое блюдо……………………… Рыба

Ваше любимое изречение…………………. Ничто человеческое мне не чуждо

Ваш любимый девиз……………………….. Подвергай все сомнению

Читая эти ответы, вы не пробовали отвечать сами на поставленные вопросы? Попробуйте, как бы ответили вы.


Организатору, который подыскивает ключи к сверстникам, подросткам, советуем:

Попытаться мысленно выделить у каждого из ребят своего класса, отряда, группы, компании наиболее отли­чительные черты характера. Отметить те, которые вызы­вают у вас уважение, и те, которые вам неприятны.

Объяснить для себя эти черты, почему именно они раз­виты у этих людей, подумать над тем, на какие из них можно опираться в организаторской работе, от каких сле­дует помочь избавиться.

Иметь в виду, что, зная черты характера своих ребят, можно до некоторой степени предусмотреть их действия, предугадать поведение ребят в той или иной обстановке, их отношение к поручению. Ведь организатор должен быть всегда уверен, на кого можно положиться, кто не подведет в трудную минуту, кто может подвести.

Учесть, что характер человека хорошо проверяется и испытывается в трудных условиях. Старайтесь создавать и использовать такие условия не только для проверки свойств характера, но и для его закаливания. Помните слова К. Д. Ушинского: «В огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить этого огня, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, ни стеснять его свободно­го горения, а только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юноши, был хоро­шего качества».

Не судить категорично о сформированности свойств характера у человека по отдельным его поступкам. «Ге­роизм» или «смелость» у отдельных людей может быть результатом случайного стечения обстоятельств или вы­званы желанием обратить на себя внимание, покрасо­ваться. Мимолетные слабости тоже могут не отражать весь характер.

Иметь в виду, что характер мо­жет «маскироваться»: за внешней вежливостью и тактичностью не­редко скрывается лицемерие, лжи­вость; показная грубость может маскировать доброе и чуткое серд­це. Организатору важно распо­знать за каждым действием, по­ступком человека истинность его характера.

Знать, что в противоречивых поступках отражается не-сформированность характера. Учащийся может показать себя исполнительным, сдержанным в школе, но дерзким и упрямым в семье; чутким по отношению к близким друзь­ям и совершенно черствым по отношению к товарищам по классу. Основой для формирования характера должны стать положительные черты.


Обратить внимание на то, что ряд качеств личности может играть положительную роль в одних условиях, но сослужить плохую службу в других. Доверчивость к лю­дям может обернуться легковерием, настойчивость в не­ясных еще самому делах может привести к катастрофе и т. д.

Поощрять не только результат деятельности, но и от­ношение ребят к той работе, которую они делают. Бывает, что трудолюбивые и добросовестные люди не всегда дости­гают того, что задумано, из-за неопытности или каких-то других причин, не от них зависящих.

Оказывать больше доверия нерешительным, неуве­ренным в своих силах ребятам. Они чаще, чем кто-либо, нуждаются в поддержке и одобрении.

Воздерживаться от частых похвал в адрес учащихся самовлюбленных, верхоглядов, зазнаек.

На упрямых ребят действовать не столько словами, сколько практическими делами, показом, личным при­мером.

Делать достоянием коллектива факты взаимопомощи, проявления принципиальности, чуткости в отношениях

между людьми.

Люди отличаются друг от друга и своими способ­ностями.

Представьте себе огромный многоярусный орган, где каждая клавиша — особое свойство личности. Если прикоснуться сразу к нескольким выбранным клавишам, то прозвучит аккорд — благоприятное сочетание звуков-свойств, которые придают данной личности свое неповто­римое звучание. Но не просто звучание. Такое сочетание свойств обеспечивает человеку возможность достигать высоких результатов в какой-либо деятельности. Ан­самбль индивидуальных свойств и составляет способности человека.

Способности проявляются в том, как легко, быстро и продуктивно человек овладевает той или иной деятель­ностью: играет ли он в шахматы, конструирует ли радио­приемник, рисует, решает сложные задачи, организует малышей и т. д.

Если собрать в одну компанию на чаепитие способных художников, математиков, музыкантов, спортсменов, пев­цов, то в этой обстановке мы навряд ли обнаружим ка­кие-то особые достоинства каждого из них. Люди как лю­ди, со своими заботами, радостями, тревогами. Но до­статочно художнику вручить кисти и краски, математику предложить трудную задачу, музыканту дать в руки ин­струмент, спортсмену выйти на беговую дорожку, певца попросить спеть, как мы сразу убедимся в существовании у каждого особых свойств, дающих нам право говорить о способностях этих людей.


Когда говорят «он способный человек», то это не сов­сем правильно. В каком виде деятельности проявляются способности: в одном, нескольких? Просто способных лю­дей не бывает. У каждого человека могут быть свои «фир­менные», специфические свойства. Их как раз и важно за­метить организатору у товарищей.

Недавно познакомился с одним парнем. Каждый раз, когда прохожу по двору, вижу, как вокруг него вьются подростки. Где бы он ни появлялся, там собираются ре­бята. Что это, исключительные организаторские способ­ности? Ничего подобного. Это очень робкий, замкнутый парень, по темпераменту — выраженный флегматик: мед­лительный, спокойный, уравновешенный. В классе он во­обще незаметен. А тут... Какой же своей необычностью он привлекал ребят? Он отлично играл на гитаре. У него были ярко выраженные музыкальные способности. И хотя он пел в отличие от других негромко, его во многом сомни­тельный репертуар был обширен. Причем слушали не только его песни. Ребятня прислушивалась к его мнению, быстро исполняла его просьбы, то есть полностью нахо­дилась под его влиянием.

Заметьте, для окружающих бывает очень важно, что человек, обладая способностями, может разумно ими распорядиться: ведь мы не только из литературы знаем об «умных ненужностях».

С готовыми способностями человек не рождается. Они формируются у человека по мере того, как он учится, ра­ботает, занимается любимым делом. Другое дело, что у людей могут существовать задатки — природные предпо­сылки, например к музыке, пению, спорту и т. д. Но если задатки человека не развивать — не разовьется и способность.

Все это можно сказать и о способностях организато­ра, тех самых свойствах, которые позволяют человеку ус­пешно руководить деятельностью коллектива, влиять на людей, организовывать их работу. Но об этом мы погово­рим особо в других разделах книги.

Мы советуем организатору:

Изучить интересы, увлечения, способности руководи­мых вами ребят. Подумайте, как их можно использовать в организации общественной работы.

При распределении поручений, организаторских зада­ний опираться не только на существующие способности ваших помощников, но и на те задатки, которым надо по­могать развиваться.

Чаще обращаться за помощью и с просьбами к зна­токам, умельцам, «эрудитам» вашего класса в организа­ции различных дел. От этого и делу польза, и ребятам приятно — их способности замечены и не лежат мертвым грузом.


Иметь в виду, что не может быть совершенно равных способностей у всех и ко всему. Подходите к каждому че­ловеку индивидуально. С учетом этого стройте свои тре­бования к нему.