ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 767

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

санных в этой главе ранее, может оказаться достаточно для минимиза-

ции последствий искушенности в тестировании (М. Wahlstroi,

F.J.Boersman, 1968). "


Глава 3. Социальные и этические аспекты

ТЕСТИРОВАНИЯ

Для того чтобы предотвратить неправильное употребление психологиче-

ских тестов, возникла необходимость в соблюдении некоторых предосто-

рожностей как относительно самих тестов, так и их показателей. Про-

блемам распространения и использования психологических тестов

посвящена большая часть <Этических норм психологов>-кодекса про-

фессиональной этики, официально принятого Американской психологи-

ческой ассоциацией (см. Ethical..., 1981). Принципы 13, 14 и 150 неразгла-

шении результатов теста, интерпретации данных и его публикации

относятся непосредственно к тестированию. Сфера действия принципов

6 (конфиденциальность), 7 (ненанесение ущерба) и 9 (беспристрастность)

хотя достагочно широка, но во многом применима и к тестированию.

Некоторые из вопросов, рассматриваемых в <Этических нормах>, непо-

средственно связаны с положениями <Норм для психологических

и учебных тестов> (Standards for Educational and Psychological Tests,

1974). Для более полного и глубокого понимания <Этических норм> чи-

51 СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

тателю следует обратиться к <Справочнику по этическим нормам психо-

логов> (Casebook on Ethical Standards of Psychologists, 1967) и <Этиче-

ским принципам проведения исследований с людьми> (Ethical Principles

in Conduct of Research with Human, 1973).

КВАЛИФИКАЦИЯ ЛЮДЕЙ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ТЕСТЫ

Требование, чтобы тесты использовались только достаточно квалифици-

рованными экспериментаторами, является первым шагом по защите ин-

дивида от неправильного использования тестов. Конечно, нужная квали-

фикация меняется в зависимости от типа теста. Так, для правильного

применения индивидуальных тестов интеллекта и большинства лич-

ностных тестов требуется относительно длительный период интенсивно-

го обучения и наблюдения за процессом тестирования, в то время как

для тестирования учебных достижений или профессиональной умелости

нужна минимальная специальная психологическая подготовка. Следует

также заметить, что студенты, участвовавшие в учебном тестировании,

обычно не готовы к самостоятельному проведению тестов с другими

людьми или к правильной интерпретации тестовых показателей.

Хорошо подготовленный экспериментатор выбирает тесты, которые

подходят как для той цели, с которой он проводит тестирование, так


и для человека, которого он тестирует. Он знаком с литературой по выб-

ранному тесту и способен оценить технические параметры таких его ха-

рактеристик, как нормы, надежность и валидность. Он чуток к тем усло-

виям, которые могут влиять на выполнение теста, в частности

к упоминавшимся в гл. 2. Он делает выводы или дает рекомендации,

только связав рассмотрение тестового результата (или результатов)

с другой имеющей отношение к тесту информацией об индивиде. Глав-

ное же, он должен быть достаточно осведомлен в науке о человеческом

поведении, что позволит ему избежать неоправданных выводов при ин-

терпретации тестовых результатов. Если тесты проводятся лаборантами,

или ассистентами, или людьми других профессий, для обеспечения необ-

ходимых условий правильной интерпретации выполнения тестовых зада-

ний важно, чтобы их по крайней мере консультировал квалифициро-

ванный психолог.

Неверным представлением о природе и цели тестов, а также непра-

вильной интерпретацией результатов теста объясняются многие из рас-

пространенных критических замечаний в адрес психологических тестов.

Отчасти трудности возникают из-за отсутствия понимания между спе-

циалистами по психометрии и заинтересованными в ней людьми-препо-

давателями, родителями, юристами, поступающими на работу и т.д. Ве-

роятно, больше всего критикуются необоснованные выводы из IQ.

Впрочем, не все неверные представления о тестах можно отнести за счет

непонимания между психологами и непсихологами. Психологическое те-

стирование само по себе постепенно отделяется от основных направле-

ний развития науки о поведении (A. Anastasi, 1967). Возрастающая слож-

ность психологии неизбежно приводит к увеличению специализации

психологов. В этом процессе специалисты по психометрии все больше

и больше сосредоточивают свое внимание на техническом совершенство-

вании тестов и незаметно теряют представление о том, что происходит

в смежных областях, таких, как педагогика, детская психология, психоло-

52

СОДЕРЖАНИЕ 1КИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

ские аспекты построения теста исподволь сужают психологический кру-

гозор тестолога, хотя тестовые показатели могут быть правильно

поняты только в свете соответствующих знаний относительно поведения,

которое тест предназначен измерять.

Кого считать квалифицированным психологом? Очевидно, из-за раз-


нообразия областей исследования и, следовательно, специализаций

в подготовке ни один психолог не может быть сведущим во всех обла-

стях. Как признание этого факта, <Этическими нормами> установлено:

<Психолог осознает границы своей компетентности и ограниченность

своих средств и не предлагает своих услуг, а также не использует мето-

дов, если они не удовлетворяют профессиональным стандартам, установ-

ленным в конкретных областях исследования> (Ethical..., 1981, принцип

2с). Полезно различать психологов, работающих в системе учреждений,

например в школе, университете, клинике или государственных органах,

и психологов, занимающихся частной практикой. Поскольку практикую-

щий психолог менее зависим от оценок и суждений квалифицированных

коллег, чем психолог, работающий в учреждении, он должен отвечать

более высоким требованиям профессиональной квалификации. Это же

справедливо в отношении психологов, осуществляющих контроль за ра-

ботой психологов в различных организациях или консультирующих их

персонал.

Значительным шагом, повысившим профессиональные нормы и дав-

шим общественности критерий для определения уровня квалифицирован-

ности психолога, было принятие штатами законов о лицензиях и атте-

стации психологов. В настоящее время почти все штаты имеют такие

законы. Хотя термины <лицензия> и <аттестация> часто используются

как равнозначные, в психологии аттестация обычно означает официаль-

ное присвоение, звания психолог, в то время как предоставление лицен-

зий относится к регулированию психологической практики, а это значит,

что в законы о лицензиях должно быть включено ее определение. Но и

в том и в другом случае законом обычно требуется степень доктора фи-

лософии по психологии, определенное знакомство с практической дея-

тельностью и удовлетворительная сдача квалификационного экзамена.

Нарушение этического кодекса Американской психологической ассоциа-

ции дает основание для отмены лицензий или аттестации. Поскольку

большинство штатов приняло лишь более простые законы об аттеста-

ции, предпринимаются усилия добиться утверждения закона о лицензиях.

На более высоком уровне аттестация психолога осуществляется аме-

риканским Советом по профессиональной психологии. При высоком

уровне подготовки, опыте работы по специальности Совет присуждает

дипломы в таких областях деятельности, как клиническая психология,


психологическое консультирование, промышленная психология и психо-

логия управления, а также педагогическая психология. В биографическом

справочнике Американской психологической ассоциации перечисляются

все специалисты, имеющие такие дипломы, их список можно также полу-

чить, запросив его в самом Совете, основная функция которого-выдача

необходимой информации о квалифицированных психологах. .Решения

Совета как узкопрофессиональной организации не имеют той обязатель-

ной силы, которая есть у организаций, выдающих лицензии и осущест-

вляющих аттестацию психологов.

Соответствует степени к-янпигтятя nr-uvrir

53 СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

ПРОЦЕДУРЫ И МЕТОДИКИ ТЕСТИРОВАНИЯ

Право на приобретение тестов обычно представляется лицам, имеющим

определенную квалификацию. В каталогах основных издателей тестов

приводятся те требования, которым должны удовлетворять их покупате-

ли, обычно правомочными признаются или профессиональные психоло-

ги, или специалисты, чье образование может быть приравнено к психоло-

гическому. Некоторые издатели распределяют тесты в зависимости от

уровня квалификации использующих их людей, начинают с тестов дости-

жений в учебной деятельности и тестов профессиональной пригодности,

затем помещают тесты интеллекта и опросники по интересам и заканчи-

вают клиническими методиками типа индивидуальных тестов интеллекта

и основных личностных тестов.

Меры по ограничению распространения тестов преследуют двоякую

цель: неразглашение тестовых материалов и предупреждение их непра-

вильного применения.

<Этические нормы> гласят: <Доступ к таким методикам ограничивается людьми,

чьи профессиональные интересы гарантируют их правильное использование> (Ethical...,

1981, принцип 13); <Тестовые результаты, как и материалы теста, передаются только тем

лицам, чья квалификация позволяет их интерпретировать и использовать надлежащим

образом> (там же, принцип 14).

Следует отметить, что хотя распространители тестов прилагают все

усилия к выполнению этих требований, контроль, который они в состоя-

нии осуществить, неизбежно ограничен. Основная ответственность за

надлежащее использование тестов лежит на использующих их лицах

и организациях. Очевидно, например, что степень магистра или даже

доктора психологии, государственные лицензии и дипломы, выданные