ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 727

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-гМНИЧ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

ли недавно возникшую экспериментальную психологию с еще более мо-

лодым направлением-тестированием. В Лейпциге, вопреки неприятию

В. Вундтом такого типа исследований, Дж. Кэттелл написал диссерта-

цию об индивидуальных различиях во времени реакции. Позднее, когда

в 1888 г. он читал лекции в Кембридже, его интерес к измерению инди-

видуальных различий усилился благодаря влиянию Ф. Гальтона. По воз-

вращении в Америку Дж. Кэттелл активно занялся созданием лабора-

торий экспериментальной психологии и распространением тестирова-

ния.

Термин <умственный тест> впервые появился в психологической

литературе в статье Дж. Кэттелла в 1890 г. В этой статье описывалась

серия тестов, ежегодно применявшихся для определения интеллектуаль-

ного уровня студентов колледжей. Тесты применялись индивидуально

и содержали измерения мышечной силы, скорости движения, чувстви-

тельности к боли, остроты зрения и слуха, различения веса, времени ре-

акции, памяти и тому подобное. В выборе Дж. Кэттеллом тестов сказа-

лись взгляды Ф. Гальтона, считавшего, что можно измерять интеллек-

туальные функции с помощью тестов сенсорного различения и времени

реакции. Предпочтение таких тестов Дж. Кэттеллом объяснялось и тем

фактом, что простые функции могли быть измерены с большой точ-

ностью, а разработка объективных методов измерения более сложных

функций казалась в то время совершенно безнадежной задачей.

Тесты Дж. Кэттелла были типичными среди огромного числа серий

тестов, разработанных в последнее десятилетие XIX столетия. Такие се-

рии применялись к школьникам, студентам колледжей и любым

взрослым. На Колумбийской выставке, проходившей в 1893 г. в Чикаго,

Дж. Ястров выставил стенд, на котором посетители могли измерить

свои сенсорные, моторные и простые перцептивные процессы и сравнить

их с нормой (J. Peterson, 1926; J. Phihppe, 1894). Немногочисленные попыт-

ки оценить первые тесты принесли неутешительные результаты. Инди-

видуальная проверка показала слабую согласованность тестов между со-

бой (S.E. Sharp, 1898-1899; С. Wissler, 1901) и практическое несоответ-

ствие результатов тестов независимой оценке интеллектуального уровня,

основанной на мнении учителей (T.L.Bolton, 1891-1892; J. A. Gilbert,

1894) или академической успеваемости (С. Wissler, 1901).

Большое количество серий тестов, созданных в это время европей-


скими психологами, предусматривали несколько более сложные функции.

Немецкий психолог Э. Крепелин (Е. Kraepelin, 1895), которого прежде

всего интересовало клиническое обследование пациентов с психическими

расстройствами, создал большую серию тестов для измерения того, что

он считал основными факторами в характеристике индивида. Эти тесты,

в основном использовавшие элементарные арифметические операции,

предназначались для измерения практических эффектов памяти, утомляе-

мости, отвлекаемости. Несколько ранее А. Эрн (A. Oehrn, 1889), ученик

Э. Крепелина, применил тесты восприятия, памяти, ассоциаций и мо-

торных функций для изучения взаимосвязи психологических функций.

Другой немецкий психолог, Г. Эббингауз (Н. Ebbinghaus, 1897) предъ-

являл школьникам тесты арифметического счета, объема памяти и завер-

шения предложений. Наиболее сложный из этих тестов - тест на заверше-

ние предложений был единственным, соответствовавшим учебным

достижениям детей.

Подобно Э. Крепелину, итальянского психологи Д. Феррари и его

23 ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

учеников в первую очередь интересовало использование тестов в случаях

патологии (G.Guicciardi, G.C.Ferrari, 1896). Разработанные ими серии

тестов включали как физиологические измерения и моторные тесты, так

и измерения объема восприятия и интерпретацию картинок. В статье,

опубликованной во Франции в 1895 г., А. Бине и В. Анри раскритиковали

большую часть имевшихся серий тестов за неоправданно большое вни-

мание к сенсорным характеристикам и элементарным специальным спо-

собностям. Кроме того, они утверждали, что в измерении более сложных

функций большой точности не требуется, поскольку в этих функциях инди-

видуальные различия особенно велики, и предлагали обширный список

тестов, предназначенных для измерения таких функций, как память, во-

ображение, внимание, восприятие, внушаемость, эстетическое восприятие,

и многих других. Уже в этих тестах можно заметить те тенденции, ко-

торые в конце концов привели к созданию известных шкал интеллекта

Бине.

Альфред Бине и интеллектуальные тесты. А. Вине и его со-

трудники много лет посвятили эффективным и оригинальным исследо-

ваниям способов измерения интеллекта. Были испробованы многие ме-

тоды, даже измерение черепа, лица, формы рук и анализ почерка.

Результаты, однако, все более убеждали, что непосредственное, хотя бы


и грубое, измерение сложных интеллектуальных функций наиболее перс-

пективно. И наконец, одна неожиданная ситуация привела А. Бине к же-

ланной цели. В 1904 г. министр общественного образования назначил

А. Бине в уже упоминавшуюся Комиссию по изучению методов обуче-

ния умственно отсталых детей. Именно в связи с целями, стоящими

перед этой комиссией, А. Бине в сотрудничестве с Т. Симоном создал

первую шкалу Бине-Симона (A. Binet, Th. Simon, 1905).

Эта шкала известна теперь как шкала 1905 г., она состояла из 30 за-

даний или тестов, расположенных по возрастающей трудности. Уровень

трудности определялся эмпирически, предъявлением тестов 50 нор-

мальным детям в возрасте от 3 до II лет, нескольким умственно от-

сталым детям и взрослым. Тесты были рассчитаны на широкий диапа-

зон функций, особо выделялись способности к суждению, пониманию

и рассуждению, оцениваемые А. Бине как основные компоненты интел-

лекта. Хотя сенсорные и перцептивные тесты также были включены, но

в этой шкале по сравнению с большинством серий тестов того времени

большую часть занимал вербальный материал. Шкала 1905 г. предлага-

лась как предварительный инструмент, но никакого точного объективно-

го метода получения общего показателя не давалось.

Во второй шкале, 1908 г., общее число тестов было увеличено, неко-

торые неудачные тесты более ранней шкалы изъяты, и все тесты были

сгруппированы по возрастным уровням на основе их выполнения при-

мерно 300 нормальными детьми в возрасте между 3 и 13 годами. Так,

к уровню 3 лет были отнесены все тесты, которые выполняли от 80 до

90Ї" нормальных трехлетних детей; к уровню 4 лет подобным же обра-

зом отнесли все тесты, которые выполняли нормальные четырехлетние

дети, и т.д. до 13 лет. Показатель ребенка по всем тестам мог бы в этом

случае выражать умственный уровень, соответствующий возрасту нор-

мальных детей, чье выполнение было таким же. В разных переводах

и переработках шкал Бине термин <умственный уровень> обычно заме-

нялся на <умственный возраст>, поскольку умственный возраст-понятие

ппостое и доступное, и его введение несомненно способствовало популя-

24 СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОЦАНИЯ

ризации интеллектуального тестирования. Сам А. Бине избегал им

пользоваться из-за нежелательных ассоциаций с развитием и предпочи-

тал более нейтральный термин <умственный уровень> (Т.Н. Wolf, 1973).


Третий вариант шкалы Бине-Симона появился в 1911 г., отмечен-

ном преждевременной смертью А. Бине. Икала эта по сравнению

с предыдущей содержала незначительные вменения: перестановку от-

дельных тестов, новые тесты для некоторых возрастных уровней, и была

продлена до взрослого уровня.

Еще до пересмотра 1908 г. тесты Бине-Симона привлекли широкое

внимание психологов всего мира. Их переводы и адаптации появились

на многих языках. В Америке было опубликовано множество перерабо-

танных вариантов, самым удачным из/ которых был вариант, разрабо-

танный под руководством Л. М. Термина в Станфордском университете

и известный как шкала Станфорд-Бине (L.M.Tennan, 1916). Именно

в этом варианте был впервые использован коэффициент интеллектуаль-

ности (IQ), или отношение между умственным возрастом и фактическим

возрастом. Позднейшая переработка этой шкалы, используемая в наше

время достаточно широко, будет подробно рассмотрена в гл. 9. Особый

интерес представляет также вариант Кюльманна-Бине, в котором воз-

растной диапазон был сдвинут вниз до уровня 3 мес. (F. Kuhlmann, 1912).

Эта шкала-одна из наиболее ранних попыток разработки тестов интел-

лекта для младенцев и дошкольников.

ГРУППОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Тесты А. Бине, как и их позднейшие переработки, являются индиви-

дуальными шкалами в том смысле, что они могут быть применены одно-

временно только к одному человеку. В большинстве этих тестов преду-

сматривается, что испытуемый или отвечает устно, или осуществляет

какие-то действия с предметами, причем в некоторых из них требуется

учитывать индивидуальное время ответа. По этим и другим причинам

такие тесты не приспособлены для группового использования. Для те-

стов типа теста Бине характерно и то, что они нуждаются в высококва-

лифицированном экспериментаторе. Такие тесты по существу являются

клиническими средствами, приспособленными к интенсивному изучению

конкретных случаев.

Групповое тестирование, так же как и первая шкала Бине, было со-

здано в ответ на настоятельную потребность практики. Когда Соеди-

ненные Штаты вступили в первую мировую войну в 1917 г., Американ-

ской психологической ассоциацией был назначен комитет для рассмотре-

ния тех средств, которыми психология может помочь ведению войны.

Этот комитет под руководством Р. М. Йеркса столкнулся с необходи-

мостью быстро определить интеллектуальный уровень полутора мил-


" Ф.Л. Гудинаф (F.L. Goodenough, 1949, р. 50-51) отмечает, что в 1887 г., за 21 год

до появления шкалы Бине-Симона 1908 г., С.Э. Шайе опубликовал в Ньюорлеанском ме-

дицинском журнале серии тестов для детей, распределив их в соответствии с возрастом,

в котором эти тесты обычно приводятся. Частично вследствие малой доступности журна-

ла, частично же из-за того, что ученый мир еще не был к этому готов, идея возрастной

шкалы в это время осталась незамеченной. На создание подобной шкалы самим А. Бине

повлияли работы таких его современников, как А. Блин и Г. Даме, подготовивших серию

вопросов, на основании которых они получали единый суммарный показатель по каждо-

му ребенку (Т.Н. Wolf, 1973).

25 ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

лионов новобранцев. Такая информация требовалась для принятия реше-

ний о признании негодными к военной службе, распределении по разным

родам войск, приеме в лагеря обучения офицеров и т.п. Военные психо-

логи привлекли все имеющиеся материалы, в частности неопублико-

ванный тест для группового тестирования интеллекта Артура С. Отиса.

Основным достоинством теста Отиса, который он составил, будучи ас-

пирантом Л. М. Термена, было введение различного типа объективных за-

даний, в том числе с множественным выбором ответов.

Тесты, которые в конце концов создали военные психологи, стали

называться армейский альфа и армейский бета. Первый предназначался

для общего обычного тестирования; второй, как шкала невербальная,

был рассчитан на неграмотных и новобранцев иностранного происхо-

ждения, которые не могли ответить на задания теста на английском язы-

ке. Оба теста можно было использовать в больших группах людей.

Вскоре после окончания первой мировой войны военные тесты стали

использоваться в гражданской службе. Армейские альфа и бета неодно-

кратно перерабатывались (последние их варианты употребляются даже

в наши дни) и стали образцом для большинства групповых тестов интел-

лекта. Тестирование получило сильнейший стимул для своего развития.

Вскоре были разработаны групповые тесты интеллекта для всех возра-

стов и уровней образованности-от дошкольников до аспирантов. Еще

совсем недавно невыполнимые, массовые программы тестирования зате-

вались с завидным оптимизмом. Поскольку групповые тесты создава-

лись как средства массового тестирования, то их инструкции и процеду-