ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 749
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1 -содержательной стороне современной тестологии (особый инте-
Глава 1. Функции и происхождение
Глава 2. Природа психологических тестов
Глава 3. Социальные и этические аспекты
Глава 4. Нормы и интерпретация
Глава 10. Тесты для специфических
Глава II. Групповое тестирование
Часть 1. Классификация. Отметьте картинку, не принадлежащую трем остальным,
Часть 1. Вербальные способности. Каждое задание начинается с пары связанных
Часть II. Математические способности. Каждое задание содержит две величи-
ра проведения были достаточно просты, и экспериментатору требовался
минимум обучения. Школьные учителя начали использовать тесты ин-
теллекта в своих классах. Студенты колледжей перед зачислением прохо-
дили стандартную проверку. Предпринималось широкое обследование
особых групп взрослого населения, таких, как заключенные. Вскоре IQ
был признан общественностью.
Применение групповых тестов интеллекта значительно обогнало их
методические возможности. В погоне за показателями и практическими
результатами частенько забывалось, что тесты оставались достаточно
грубым инструментом. Когда же тесты не оправдывали необоснованных
ожиданий, то часто это приводило к скептицизму и враждебному отно-
шению ко всякому тестированию. Таким образом, тестовый бум 20-х гг.,
приведший к неразборчивому применению тестов, не только задержал,
но и способствовал прогрессу психологического тестирования.
ТЕСТИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ
Хотя тесты интеллекта как оценивающие общий интеллектуальный уро-
вень индивида первоначально рассчитывались на проверку самых раз-
личных функций, вскоре стало очевидным, что область применения таких
тестов, поскольку в них были представлены не все существенные функ-
ции, весьма ограниченна. Фактически, большинство тестов интеллекта
в основном измеряло вербальные способности и в какой-то мере способ-
ность оперировать числовыми, абстрактными и другими символически-
ми отношениями.
Несомненно, тесты охватывали способности, имеющие в нашей
26
СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
ряют эти тесты. Например, большинство тестов, названных в 20-х гг. те-
стами интеллекта, позднее стали называть тестами способностей
к учению. Такая смена терминологии была следствием осознания того
факта, что многие тесты интеллекта измеряют комбинацию способно-
стей, необходимых для учебной деятельности.
Еще до первой мировой войны психологи пришли к признанию не-
обходимости дополнить общие тесты интеллекта тестами специальных
способностей. Тесты специальных способностей разрабатывались частич-
но для использования в профориентации, а также при отборе и распреде-
лении промышленного и военного персонала. Самыми распространенны-
ми среди них были тесты способностей к технике, канцелярской работе,
музыкальных и художественных способностей.
Последовавшая вслед за необычным распространением и непрофес-
сиональным использованием критическая оценка тестов интеллекта выя-
вила еще один знаменательный факт: индивидуальное выполнение от-
дельных частей тестов весьма различно. Это особенно очевидно
в групповых тестах, в которых отдельные задания обычно подразде-
ляются на субтесты относительно однородного содержания. Так, человек
может иметь относительно высокие показатели по вербальному и низкие
по числовому субтесту и наоборот. В какой-то степени такая внутренняя
неоднозначность наблюдается и в тестах типа Станфорд-Бине, в ко-
торых для данного индивида могут оказаться трудными, например, зада-
ния, содержащие слова, а выигрышными задания, использующие картин-
ки или геометрические фигуры.
Люди, работающие с тестами, особенно клиницисты, часто, чтобы
лучше уяснить индивидуальную психологическую структуру, сравнивали
выполнение отдельных частей теста и при анализе конкретного случая
рассматривали не только IQ или иной суммарный показатель, но и пока-
затели субтестов. Но такая практика пригодна не всегда, поскольку
тесты интеллекта не рассчитаны на дифференциальный анализ способно-
стей. Часто сравниваемые субтесты содержат слишком мало заданий,
чтобы дать стабильную и надежную оценку той или иной способности.
В результате показатели отдельных субтестов при тестировании индиви-
да различными вариантами одного и того же теста или в разное время
могут значительно расходиться. Чтобы осуществлять такие внутриинди-
видуальные сравнения, необходимы тесты, специально предназначенные
для выявления различий в работе анализируемых функций.
Параллельно с этими исследованиями шло изучение структуры пси-
хики, давшее необходимый материал для построения тестов специальных
способностей. Статистические работы по природе интеллекта, по-
строенные на выявлении взаимосвязей показателей, полученных у раз-
личных испытуемых по широкому диапазону тестов, были начаты ан-
глийским психологом Чарлзом Спирманом (С. Spearman, 1904; 1927)
в первом десятилетии нашего века. Их методологическая разработка
в трудах английских и таких американских психологов, как Т. Л. Келли
(T.L. Kelly, 1928) и Л.Л. Терстоун (L.L. Thurstone, 1935; 1947), стала назы-
ваться факторным анализом.
27
ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
Факторный анализ подробно разбирается в гл. 13. Сейчас достаточ-
но сказать, что данные, собранные с его помощью, показали наличие ря-
да относительно независимых факторов или черт. Некоторые из этих
черт, особенностей, например вербальное понимание и оперирование
числами, были в той или иной мере представлены в традиционных те-
стах интеллекта.
Другие, такие, как пространственные, перцептивные и технические
способности, чаще выявлялись не тестами интеллекта, а тестами спе-
циальных способностей.
Одним из главных практических выходов факторного анализа была
разработка комплексных батарей способностей, предназначенных для из-
мерения степени выраженности у индивида той или иной особенности из
некоторой их совокупности. Вместо общего показателя или IQ берутся
показатели таких свойств, как вербальное понимание, пространственное
воображение, арифметические способности и скорость восприятия. Такие
батареи оказались подходящим средством для внутрииндивидуального
анализа, или дифференциального диагноза, который много лет клини-
цисты ставили, основываясь на приблизительных и часто ошибочных ре-
зультатах тестов интеллекта. Кроме того, эти батареи в полной про-
грамме тестирования несли значительную информацию, получаемую
ранее через тесты специальных способностей, поскольку комплексные ба-
тареи способностей охватывают некоторые свойства, обычно не затраги-
ваемые тестами интеллекта.
Комплексные батареи способностей представляют в тестировании
относительно позднее нововведение. В основном они разрабатывались
уже после 1945 г., но их появление во многом определили работы во-
енных психологов во время второй мировой войны. Большая часть те-
стовых исследований, проводившихся в военных организациях, исходила
из факторного анализа и направлялась на создание комплексных батарей
способностей. В воздушных войсках, например, такие батареи предназна-
чались для пилотов, стрелков, радистов, штурманов и множества других
военных специальностей.
Во избежание недоразумений следует разъяснить терминологию.
Термин <тест способностей> традиционно означал тесты, измеряющие
относительно простые способности; термин <тест интеллекта> обычно
объединяет достаточно разнородные серии тестов, дающие один сум-
марный показатель типа IQ. Тесты специальных способностей, ка.к пра-
вило, измеряют одну способность. Комплексные батареи способностей
измеряют ряд способностей и дают профиль, образуемый показателями
каждой способности.
тальных данных, но и как способ, позволяющий разрабатывать содержательные психоло-
гические концепции, в частности, в психологии индивидуальных различий. Вопрос о том,
в какой степени пригоден факторный анализ для этой цели, может решить только психо-
лог. Современный факторный анализ осуществляется относительно статистических рядов
(результаты тестирования, анкетирования и т.п.), находящихся между собой в линейной
зависимости. Насколько правомерна гипотеза, что психику человека достаточно адекватно
описывают линейные связи?
Известно, что такой гипотезы придерживался Ч. Спирман, но теперь она стала до-
-.,"-....".. "",." н пя1.п\л случае исследователь, намеревающийся применить фак-
28 СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
СТАНДАРТИЗОВАННЫЕ ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ
По мере того как психологи разрабатывали тесты интеллекта и способ-
ностей, обычные школьные экзамены также технически усовершенствова-
лись (O.W.CaldweH, S.A.Courtis, 1923; R.L.Ebel, D.E.Damrin, 1960).
Важный шаг в этом направлении был сделан бостонскими общественны-
ми школами, заменившими в 1845 г. устные экзамены учащихся пись-
менными. Обоснование этого нововведения удивительно похоже на рас-
суждения более позднего времени, объяснявшие необходимость замены
местоименных вопросов выбором ответа из списка возможных. Пись-
менные экзамены ставят всех учеников в равное положение, позволяют
охватить большее содержание, уменьшают элемент случайности в выбо-
ре задаваемого вопроса и сводят на нет возможную необъективность
экзаменатора.
На рубеже этого столетия появились первые стандартизованные
тесты по измерению результатов школьного обучения. После работы
Р. Л. Торндайка (R.L. Thorndike, 1933) в этих тестах стали использовать-
ся принципы измерения, разработанные в психологических лаборато-
риях. В качестве примера таких тестов можно назвать шкалы оценки ка-
чества почерка и письменных сочинений, а также тесты на правописание,
арифметический счет и рассуждения. Несколько позднее, после выхода
в 1923 г. первого издания станфордского теста достижений, разработан-
ного ведущими тестологами того времени Труманом Л. Келли, Джайл-
сом М. Рачом и Льюисом М. Терманом, появились батареи достижений.
Предвосхищая многие особенности современного тестирования, эти ба-
тареи позволяли осуществлять сравнимые измерения выполнения зада-
ний по разным школьным предметам, оцениваемого относительно еди-
ной системы нормативов.
К этому времени стали очевидными разногласия среди учителей
в оценке результатов описательных тестов. К 1930 г. было признано, что
описательные тесты по сравнению с объективными заданиями <нового
типа> не только отнимают у экзаменаторов и экзаменующихся больше
времени, но и дают менее надежные результаты. По мере того как
объективные задания все шире применялись в стандартизованных тестах
достижений, росло их значение в тестах на понимание и применение зна-
ний и других общих целей обучения, 30-е гг. ознаменовались также по-
явлением машин по подсчету тестовых показателей, которые легко было
приспособить для новых объективных тестов.
Создание региональных и национальных программ тестирования
также способствовало его развитию. Вероятно, наибольшей извест-
ностью пользуется программа Совета по вступительным экзаменам
в колледжи. Принятая еще в конце прошлого века с целью уменьшить
дублирование экзаменов для поступающих в колледжи, эта программа
была основательно переработана, особенно используемые в ней методы
тестирования; были расширены также типы колледжей, в которых она
могла применяться. Происшедшие изменения отразили развитие не
только тестирования, но и образования, поскольку в 1947 г. тестирова-
ние, осуществлявшееся Советом по вступительным экзаменам в коллед-
жи, корпорацией Карнеги и американским Советом по образованию, бы-
Вопросы, требующие описательного ответа. См.: Русский язык: Эничкгч-пр
М" 1979, с. 45-46.
29
ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
ло передано вновь созданной Службе тестирования в образовании,
принявшей на себя ответственность за все программы тестирования для
университетов, профессиональных училищ, правительственных учрежде-
ний и других организаций. Следует также упомянуть не включенную
в программу Совета по вступительным экзаменам в колледжи американ-
скую программу тестирования в колледжах 1959 г. для отбора поступаю-
щих в колледжи и несколько национальных программ тестирования для
отбора на стипендии одаренных учащихся. -
Тесты достижений используются не только в учебных целях, но
и при отборе поступающих на работу в промышленность и государ-