ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 749

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ра проведения были достаточно просты, и экспериментатору требовался

минимум обучения. Школьные учителя начали использовать тесты ин-

теллекта в своих классах. Студенты колледжей перед зачислением прохо-

дили стандартную проверку. Предпринималось широкое обследование

особых групп взрослого населения, таких, как заключенные. Вскоре IQ

был признан общественностью.

Применение групповых тестов интеллекта значительно обогнало их

методические возможности. В погоне за показателями и практическими

результатами частенько забывалось, что тесты оставались достаточно

грубым инструментом. Когда же тесты не оправдывали необоснованных

ожиданий, то часто это приводило к скептицизму и враждебному отно-

шению ко всякому тестированию. Таким образом, тестовый бум 20-х гг.,

приведший к неразборчивому применению тестов, не только задержал,

но и способствовал прогрессу психологического тестирования.

ТЕСТИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ

Хотя тесты интеллекта как оценивающие общий интеллектуальный уро-

вень индивида первоначально рассчитывались на проверку самых раз-

личных функций, вскоре стало очевидным, что область применения таких

тестов, поскольку в них были представлены не все существенные функ-

ции, весьма ограниченна. Фактически, большинство тестов интеллекта

в основном измеряло вербальные способности и в какой-то мере способ-

ность оперировать числовыми, абстрактными и другими символически-

ми отношениями.

Несомненно, тесты охватывали способности, имеющие в нашей

26

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

ряют эти тесты. Например, большинство тестов, названных в 20-х гг. те-

стами интеллекта, позднее стали называть тестами способностей

к учению. Такая смена терминологии была следствием осознания того

факта, что многие тесты интеллекта измеряют комбинацию способно-

стей, необходимых для учебной деятельности.

Еще до первой мировой войны психологи пришли к признанию не-

обходимости дополнить общие тесты интеллекта тестами специальных

способностей. Тесты специальных способностей разрабатывались частич-

но для использования в профориентации, а также при отборе и распреде-

лении промышленного и военного персонала. Самыми распространенны-

ми среди них были тесты способностей к технике, канцелярской работе,

музыкальных и художественных способностей.


Последовавшая вслед за необычным распространением и непрофес-

сиональным использованием критическая оценка тестов интеллекта выя-

вила еще один знаменательный факт: индивидуальное выполнение от-

дельных частей тестов весьма различно. Это особенно очевидно

в групповых тестах, в которых отдельные задания обычно подразде-

ляются на субтесты относительно однородного содержания. Так, человек

может иметь относительно высокие показатели по вербальному и низкие

по числовому субтесту и наоборот. В какой-то степени такая внутренняя

неоднозначность наблюдается и в тестах типа Станфорд-Бине, в ко-

торых для данного индивида могут оказаться трудными, например, зада-

ния, содержащие слова, а выигрышными задания, использующие картин-

ки или геометрические фигуры.

Люди, работающие с тестами, особенно клиницисты, часто, чтобы

лучше уяснить индивидуальную психологическую структуру, сравнивали

выполнение отдельных частей теста и при анализе конкретного случая

рассматривали не только IQ или иной суммарный показатель, но и пока-

затели субтестов. Но такая практика пригодна не всегда, поскольку

тесты интеллекта не рассчитаны на дифференциальный анализ способно-

стей. Часто сравниваемые субтесты содержат слишком мало заданий,

чтобы дать стабильную и надежную оценку той или иной способности.

В результате показатели отдельных субтестов при тестировании индиви-

да различными вариантами одного и того же теста или в разное время

могут значительно расходиться. Чтобы осуществлять такие внутриинди-

видуальные сравнения, необходимы тесты, специально предназначенные

для выявления различий в работе анализируемых функций.

Параллельно с этими исследованиями шло изучение структуры пси-

хики, давшее необходимый материал для построения тестов специальных

способностей. Статистические работы по природе интеллекта, по-

строенные на выявлении взаимосвязей показателей, полученных у раз-

личных испытуемых по широкому диапазону тестов, были начаты ан-

глийским психологом Чарлзом Спирманом (С. Spearman, 1904; 1927)

в первом десятилетии нашего века. Их методологическая разработка

в трудах английских и таких американских психологов, как Т. Л. Келли

(T.L. Kelly, 1928) и Л.Л. Терстоун (L.L. Thurstone, 1935; 1947), стала назы-

ваться факторным анализом.

27

ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

Факторный анализ подробно разбирается в гл. 13. Сейчас достаточ-


но сказать, что данные, собранные с его помощью, показали наличие ря-

да относительно независимых факторов или черт. Некоторые из этих

черт, особенностей, например вербальное понимание и оперирование

числами, были в той или иной мере представлены в традиционных те-

стах интеллекта.

Другие, такие, как пространственные, перцептивные и технические

способности, чаще выявлялись не тестами интеллекта, а тестами спе-

циальных способностей.

Одним из главных практических выходов факторного анализа была

разработка комплексных батарей способностей, предназначенных для из-

мерения степени выраженности у индивида той или иной особенности из

некоторой их совокупности. Вместо общего показателя или IQ берутся

показатели таких свойств, как вербальное понимание, пространственное

воображение, арифметические способности и скорость восприятия. Такие

батареи оказались подходящим средством для внутрииндивидуального

анализа, или дифференциального диагноза, который много лет клини-

цисты ставили, основываясь на приблизительных и часто ошибочных ре-

зультатах тестов интеллекта. Кроме того, эти батареи в полной про-

грамме тестирования несли значительную информацию, получаемую

ранее через тесты специальных способностей, поскольку комплексные ба-

тареи способностей охватывают некоторые свойства, обычно не затраги-

ваемые тестами интеллекта.

Комплексные батареи способностей представляют в тестировании

относительно позднее нововведение. В основном они разрабатывались

уже после 1945 г., но их появление во многом определили работы во-

енных психологов во время второй мировой войны. Большая часть те-

стовых исследований, проводившихся в военных организациях, исходила

из факторного анализа и направлялась на создание комплексных батарей

способностей. В воздушных войсках, например, такие батареи предназна-

чались для пилотов, стрелков, радистов, штурманов и множества других

военных специальностей.

Во избежание недоразумений следует разъяснить терминологию.

Термин <тест способностей> традиционно означал тесты, измеряющие

относительно простые способности; термин <тест интеллекта> обычно

объединяет достаточно разнородные серии тестов, дающие один сум-

марный показатель типа IQ. Тесты специальных способностей, ка.к пра-

вило, измеряют одну способность. Комплексные батареи способностей


измеряют ряд способностей и дают профиль, образуемый показателями

каждой способности.

тальных данных, но и как способ, позволяющий разрабатывать содержательные психоло-

гические концепции, в частности, в психологии индивидуальных различий. Вопрос о том,

в какой степени пригоден факторный анализ для этой цели, может решить только психо-

лог. Современный факторный анализ осуществляется относительно статистических рядов

(результаты тестирования, анкетирования и т.п.), находящихся между собой в линейной

зависимости. Насколько правомерна гипотеза, что психику человека достаточно адекватно

описывают линейные связи?

Известно, что такой гипотезы придерживался Ч. Спирман, но теперь она стала до-

-.,"-....".. "",." н пя1.п\л случае исследователь, намеревающийся применить фак-

28 СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

СТАНДАРТИЗОВАННЫЕ ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ

По мере того как психологи разрабатывали тесты интеллекта и способ-

ностей, обычные школьные экзамены также технически усовершенствова-

лись (O.W.CaldweH, S.A.Courtis, 1923; R.L.Ebel, D.E.Damrin, 1960).

Важный шаг в этом направлении был сделан бостонскими общественны-

ми школами, заменившими в 1845 г. устные экзамены учащихся пись-

менными. Обоснование этого нововведения удивительно похоже на рас-

суждения более позднего времени, объяснявшие необходимость замены

местоименных вопросов выбором ответа из списка возможных. Пись-

менные экзамены ставят всех учеников в равное положение, позволяют

охватить большее содержание, уменьшают элемент случайности в выбо-

ре задаваемого вопроса и сводят на нет возможную необъективность

экзаменатора.

На рубеже этого столетия появились первые стандартизованные

тесты по измерению результатов школьного обучения. После работы

Р. Л. Торндайка (R.L. Thorndike, 1933) в этих тестах стали использовать-

ся принципы измерения, разработанные в психологических лаборато-

риях. В качестве примера таких тестов можно назвать шкалы оценки ка-

чества почерка и письменных сочинений, а также тесты на правописание,

арифметический счет и рассуждения. Несколько позднее, после выхода

в 1923 г. первого издания станфордского теста достижений, разработан-

ного ведущими тестологами того времени Труманом Л. Келли, Джайл-

сом М. Рачом и Льюисом М. Терманом, появились батареи достижений.

Предвосхищая многие особенности современного тестирования, эти ба-


тареи позволяли осуществлять сравнимые измерения выполнения зада-

ний по разным школьным предметам, оцениваемого относительно еди-

ной системы нормативов.

К этому времени стали очевидными разногласия среди учителей

в оценке результатов описательных тестов. К 1930 г. было признано, что

описательные тесты по сравнению с объективными заданиями <нового

типа> не только отнимают у экзаменаторов и экзаменующихся больше

времени, но и дают менее надежные результаты. По мере того как

объективные задания все шире применялись в стандартизованных тестах

достижений, росло их значение в тестах на понимание и применение зна-

ний и других общих целей обучения, 30-е гг. ознаменовались также по-

явлением машин по подсчету тестовых показателей, которые легко было

приспособить для новых объективных тестов.

Создание региональных и национальных программ тестирования

также способствовало его развитию. Вероятно, наибольшей извест-

ностью пользуется программа Совета по вступительным экзаменам

в колледжи. Принятая еще в конце прошлого века с целью уменьшить

дублирование экзаменов для поступающих в колледжи, эта программа

была основательно переработана, особенно используемые в ней методы

тестирования; были расширены также типы колледжей, в которых она

могла применяться. Происшедшие изменения отразили развитие не

только тестирования, но и образования, поскольку в 1947 г. тестирова-

ние, осуществлявшееся Советом по вступительным экзаменам в коллед-

жи, корпорацией Карнеги и американским Советом по образованию, бы-

Вопросы, требующие описательного ответа. См.: Русский язык: Эничкгч-пр

М" 1979, с. 45-46.

29

ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

ло передано вновь созданной Службе тестирования в образовании,

принявшей на себя ответственность за все программы тестирования для

университетов, профессиональных училищ, правительственных учрежде-

ний и других организаций. Следует также упомянуть не включенную

в программу Совета по вступительным экзаменам в колледжи американ-

скую программу тестирования в колледжах 1959 г. для отбора поступаю-

щих в колледжи и несколько национальных программ тестирования для

отбора на стипендии одаренных учащихся. -

Тесты достижений используются не только в учебных целях, но

и при отборе поступающих на работу в промышленность и государ-