ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 735
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1 -содержательной стороне современной тестологии (особый инте-
Глава 1. Функции и происхождение
Глава 2. Природа психологических тестов
Глава 3. Социальные и этические аспекты
Глава 4. Нормы и интерпретация
Глава 10. Тесты для специфических
Глава II. Групповое тестирование
Часть 1. Классификация. Отметьте картинку, не принадлежащую трем остальным,
Часть 1. Вербальные способности. Каждое задание начинается с пары связанных
Часть II. Математические способности. Каждое задание содержит две величи-
в аспирантуру, как следствие обязательно приводит к более низким кор-
реляциям, чем получение для показателей SA Т у поступающих в коллед-
жи. Эти данные не означают, что GRE менее валиден, чем SAT; скорее
они свидетельствуют о том, что для узконаправленной популяции посту-
пающих в аспирантуру необходимо более тонкое различение.
Еще одним тестом, широко используемым для отбора аспирантов,
является тест аналогий Миллера (МЛ Т). Составленный из сложных зада-
ний на аналогии, содержание которых требует понимания многих
учебных предметов, этот тест имеет необычно высокий верхний предел.
Несмотря на то что тест ограничен во времени и проводится за 50 мин,
он, разумеется, является разновидностью теста возможностей. МА Т раз-
рабатывался для использования в университете штата Миннесота, но
позднее были созданы и опубликованы варианты психологической кор-
порации, пригодные для аспирантур других учебных заведений, хотя при-
менение этого теста ограничено имеющими лицензию университетскими
центрами или специальными ор-
ганизациями. Тест используется
как для отбора аспирантов, так и
при распределении в промышлен-
ности высококвалифицированного
персонала. Применяется 5 парал-
лельных форм теста, причем одна
из них оставляется для проведения
повторного обследования.
Процентильные нормы MAT
получены в группах аспирантов и
учащихся профессиональных школ
разного профиля, а также рабо-
тающих в промышленности или
поступающих туда на работу.
Большинство этих групп состояли
из 500 и более испытуемых, и ни
одна группа не содержала менее
чем 100 человек. Для этих выборок
наблюдалась заметная разница в
выполнении теста. Например, ме-
диана одной группы приходилась
на 90-й процентиль другой. Были
получены дополнительные сред-
ние значения и стандартные откло-
нения для менее многочисленных
выборок работающих в промыш-
ленности.
Коэффициенты надежности,
определенные корреляцией четных
и нечетных заданий, для разных
выборок колебались от 0,92 до
0,95, а коэффициенты надежности,
определенные методом взаимоза-
меняемых форм,-от 0,85 до 0,90.
Рис. 46. Процент студентов, получивших
в течении 10 лет после тестирования степень
доктора философии для разных интервалов
показателей теста успехов GRE (J. A. Creager,
1965).
c Американская ассоциация прогресса в
химия
Г=039
физика
Г= 0.41,
/"
/ г=034
287 ГРУППОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
ми индивидуальными и групповыми тестами интеллекта и способностей к
обучению колебались от 0,50 до 0,70. Для выборок аспирантов, учащихся
профессиональных школ и промышленных рабочих приводится свыше 100
коэффициентов валидности. Диапазон их значений весьма широк: более
трети приходится на уровни от 0,30 до 0,60 и примерно столько же на уров-
ни слишком низкие, чтобы быть значимыми. Область специализации, при-
рода используемых критериев, размер, разнородность и другие характе-
ристики выборки несомненно влияют на величину этих коэффициентов.
Более обнадеживающие данные по валидности представляют средние
значения и стандартные отклонения некоторых контрастных по тем или
иным параметрам групп. Разумеется, валидность этого теста должна
оцениваться в соответствии с предполагаемой ситуацией его использо-
вания.
Взрослые с высоким уровнем интеллекта. Любой тест для
учащихся колледжа или аспирантов, по всей вероятности, пригоден так-
же и для оценки взрослых с высоким уровнем интеллекта при профес-
сиональном отборе, научном исследовании или каких-то других целях.
Так, тест аналогий Миллера используется для оценки и отбора высоко-
квалифицированного промышленного персонала высшей категории. Еще
одним тестом, с достаточно высоким верхним пределом, является тест
владения понятием (СМТ). Созданная Л. Терманом для лонгитюдного
и подробного изучения одаренных детей, форма А СМТ предназначалась
для тестирования интеллекта группы одаренных испытуемых на началь-
ном этапе зрелости (L.M. Terman, М.Н. Oden, 1947). Для катамнестиче-
ского исследования испытуемых, достигших 45 лет, была подготовлена
форма T(L.M. Terman, М.Н. Oden, 1959). Эта форма в каком-то отноше-
нии легче формы А, она впоследствии использовалась для более общих
целей.
СМ Т состоит из заданий на аналогии и нахождение синонимов и ан-
тонимов. Как и в MAT, эти задания строятся на понятиях из многих
областей знания, в том числе физических и биологических наук, матема-
тики, истории, географии, литературы, музыки и др. Хотя преобладают
задания вербального типа, тест также содержит задания с числовыми
аналогиями.
Процентильные нормы получены при исследовании приблизительно
1000 испытуемых из Станфорда, средний возраст которых равнялся 41
году, а также при исследовании более малочисленных выборок аспиран-
тов, старшекурсников колледжа-стипендиатов фонда Форда по наукам
о поведении, инженеров и научных сотрудников лаборатории элек-
тронных приборов военно-морских сил. В руководстве к тесту (дополне-
ние 1973 г.) приводятся значения и стандартные отклонения 20 дополни-
тельных выборок студентов и специалистов.
Коэффициенты надежности, полученные методом взаимозаменяемых
форм, колебались от 0,86 до 0,94. Результаты теста по мере роста уровня
образования испытуемых также постоянно росли и давали корреляции
в основном с вербальными тестами интеллекта, приблизительно равные
0,60. Значимые корреляции со среднегодовыми оценками получены для
7 выборок студентов колледжа, их значения колеблются от 0,26 до 0,59.
Приводятся также предполагаемые данные по другим сферам деятельно-
сти. Например, в двух группах управляющих фирмами, занимавшихся на
курсах повышения квалификации, результаты выполнения испытуемыми
288 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
способности критически и аналитически мыслить на уровне 0,40-0,45, а
в группе из 200 опытных преподавателей начальной и средней школ
данные по СМТ коррелировали на уровне 0,54 со шкалой, измеряющей
способности учителя работать с одаренными детьми. Очевидно, учите-
лям, которые сами по себе имеют по тесту высокие результаты, легче ра-
ботать с такими детьми.
В силу своих уникальных качеств тест владения понятием может
оказаться полезным при решении некоторых задач тестирования. Вместе
с тем ясно, что не существует метода, который мог бы использоваться
или интерпретироваться заранее установленным образом. Многозначная
интерпретация показателей СМТ требует внимательного изучения всех
приведенных в руководстве данных и по возможности должна допол-
няться локальными нормами.
Глава 12. Психологические вопросы
ТЕСТИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА
На психологические тесты следует смотреть как на орудие труда, эффек-
тивность которого зависит от знаний, навыков и честности того, кто его
применяет. Молоток может послужить при изготовлении грубого кухон-
ного стола и изящного шкафчика, а может стать средством нападения.
Поскольку психологические тесты измеряют поведение, то интерпрета-
ция их результатов невозможна без знания человеческого поведения.
Психологические тесты не могут быть правильно применены вне связи
с психологической наукой. Знакомство с соответствующими исследова-
ниями поведения необходимо не только создателю теста, но и человеку,
использующему его.
Неизбежным следствием распространения и усложнения научных ис-
следований является специализация интересов и функций занимающихся
этими исследованиями людей. Такая специализация сказывается на отно-
шении психологического тестирования к основным направлениям совре-
менной психологии (A. Anastasi, 1967). Специалисты в психометрии, раз-
рабатывая методическую сторону тестов, доводят ее до поистине
идеального совершенстаа. Но предоставляя технически совершенные ме-
тодики, они относительно мало заботятся о том, чтобы пользующиеся
тестами люди имели соответствующие психологические представления,
без которых невозможно правильное применение этих методик. В ре-
зультате устаревшие интерпретации выполнения теста продолжают су-
ществовать вопреки данным исследований по затрачиваемому тестом
поведению. Определенная разобщенность психологического тестирова-
ния и других областей психологии и как следствие неправильное исполь-
зование и интерпретация тестов объясняют в какой-то мере неудовлетво-
ренность общественности в 50-60-е гг. состоянием тестирования. Обсу-
ждаемые в этой главе проблемы в основном касаются тех сведений из
исследований по психологии, использование которых может улучшить
эффективность тестов интеллекта, а также помочь избежать распростра-
ненных заблуждений относительно IQ и аналогичных показателей.
289 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА
ЛОНГИТЮДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА
Важным подходом к объяснению понятия <интеллект> является изучение
индивида через длительные промежутки времени. Хотя такие исследова-
ния можно рассматривать как относящиеся к долговременной прогно-
стической валидности конкретных тестов, они позволяют также делать
более общие выводы относительно природы интеллекта и смысла IQ.
Когда считалось, что интеллект в значительной степени связан
с врожденными возможностями индивида, то на IQ смотрели как на не-
что остающееся практически неизменным на протяжении всей жизни че-
ловека. Любые наблюдавшиеся при повторном тестировании изменения
IQ приписывались недостаткам методик: либо недостаточной надежно-
сти, либо плохому отбору тестируемых функций. Однако по мере иссле-
дования природы интеллекта пришли к пониманию, что интеллект как
таковой явление сложное и динамичное. В последующих разделах рас-
сматриваются основные результаты лонгитюдного изучения интеллекта
и обсуждаются условия стабильности и нестабильности IQ.
Стабильность IQ. Основная масса имеющихся данных показы-
вает, что в период обучения в начальной и средней школе, а также в кол-
ледже выполнение интеллектуальных тестов остается в целом неиз-
менным (A.Anastasi, 1958 а, р. 232-238; R.B.McCall.M.I.Appelbaum,
P. S. Hogarty, 1973). Например, шведский исследователь Т. Хасен
(Т. Husen, 1951) на сравнительно случайной выборке получил корреля-
цию 0,72 между тестовыми показателями 613 мальчиков-третьеклассни-
ков и их же показателями, полученными через 10 лет при поступлении на
службу в армию. Еще один шведский исследователь К. Хернквист
( К. Hamqvist, 1968) сообщает о корреляции на уровне 0,78 между теста-
ми, проведенными на более чем 4500 лицах мужского пола в возрасте от
13 до 18 лет. Даже тестирование дошкольников дает довольно высокие
корреляции с более поздним повторным тестированием. В лонгитюдном
исследовании 140 детей, проведенном в Исследовательском институте
Фелса (L.W. Sontag, С. Т. Baker, V.L. Nelson, 1958), результаты по тестам
Станфорд-Бине, полученные детьми 3 лет, коррелировали с их же ре-
зультатами в 4-летнем возрасте на уровне 0,83. Корреляции показателей
тестов 3-летних детей по мере увеличения временного интервала между
очередными тестированиями уменьшались, но к 12 годам они все еще
были достаточно высоки-0,46. В связи с тестом Станфорд-Бине К. Бре-
двейем, К. Томпсоном и Р. Крейвенсом (К.Р. Bradway, C.W. Thompson,
R. В. Cravens, 1958) было проведено катамнестическое исследование де-
тей из выборки стандартизации Станфорд-Бине 1937 г., впервые тести-
ровавшихся в возрасте от 2 до 5,5 лет. Исходные IQ коррелировали на