ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 840
Скачиваний: 0
является вопрос не о том, каким образом общается
субъект, но по поводу чего он общается. Здесь вновь
уместна аналогия с изучением деятельности: если там
важен анализ предмета деятельности, то здесь важен
в равной степени анализ предмета общения.
Ни та, ни другая постановка проблемы не даются
легко для системы психологического знания: всегда пси-
хология шлифовала свой инструментарий лишь для ана-
лиза механизма пусть не деятельности, но активности,
пусть не общения, но коммуникации. Анализ содержа-
тельных моментов того и другого явления, можно ска-
зать, не обеспечен методически. Но это не может стать
основанием для отказа от постановки вопроса, предпи-
санной как соображениями теории, так и общеметодо-
логическими принципами. (Немаловажным обстоятель-
ством является и <предписанность> предложенной пос-
тановки проблемы практическими потребностями опти-
мизации деятельности трудовых коллективов социалис-
тического общества.)
Естественно, что выделение предмета общения не
должно быть понято вульгарно: люди общаются не
только по поводу той деятельности, с которой они свя-
заны. Ради выделения двух возможных <поводов> об-
щения в советской литературе разводятся понятия <ро-
левого> и <личностного> общения. При некоторых об-
стоятельствах (а именно при высшем уровне развития
группы, что будет рассмотрено ниже) это личностное
общение по форме может выглядеть как ролевое, дело-
вое, <предметно-проблемное>. Тем самым разведение
Социальная психология. Под ред. Г. П. Предвечного и
Ю. А. Шерковина. М" 1975, с. 160.
" Х араш А. У. К определению задач и методов социальной
психологии в свете принципа деятельности.- В кн.: Методологичес-
кие и теоретические проблемы социальной психологии. М., 1977,
с. 30.
ролевого и личностного общения не является абсолют-
ным. В определенных отношениях и ситуациях и то
и другое сопряжено с деятельностью.
Идея <вплетенности> общения в деятельность позво-
ляет также детально рассмотреть вопрос о том, что имен-
но в деятельности может <конституировать> общение.
В самом общем виде ответ может быть сформулирован
так, что посредством общения деятельность организует-
ся и обогащается. Построение плана совместной дея-
тельности требует от каждого ее участника оптималь-
ного понимания целей, задач деятельности, уяснения
специфики объекта ее и даже возможностей каждого из
участников. Включение общения в этот процесс позво-
ляет осуществить <согласование> или <рассогласование>
деятельностей индивидуальных участников.
Это согласование деятельностей отдельных участни-
ков возможно осуществить благодаря такой характери-
стике общения, как присущая ему функция воздейст-
вия, в которой и проявляется связь общения с деятель-
ностью. Специфику этой функции мы выясним вместе
с рассмотрением различных сторон общения. Сейчас
же важно подчеркнуть, что деятельность посредством
общения не просто организуется, но именно обогащает-
ся, в ней возникают новые связи и отношения между
людьми.
Все сказанное позволяет сделать вывод, что прин-
цип связи, органического единства общения с деятель-
ностью, разработанный в советской социальной психо-
логии, открывает действительно новые перспективы в
изучении этого явления.
Учитывая сложность общения, не-
РУУР обходимо каким-то образом обоз-
общения
начить его структуру, с тем чтобы
затем возможен был анализ каждого элемента. К струк-
туре общения можно подойти по-разному, как и к оп-
ределению его функций. Мы предлагаем характеризо-
вать структуру общения путем выделения в нем трех
взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактив-
ной и перцептивной. Коммуникативная сторона обще-
ния, или коммуникация в узком смысле слова, состоит
"" Л еонтьев А. А. Общение как объект психологического ис-
следования, с. 116.
4 Г. м. Андреева 97
в обмене информацией между общающимися индивида-
ми. Интерактивная сторона заключается в организации
взаимодействия между общающимися индивидами, т. е.
в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.
Перцептивная сторона общения означает процесс вос-
приятия друг друга партнерами по общению и установ-
ления на этой основе взаимопонимания. Естественно,
что все эти термины весьма условны. Иногда в более
или менее аналогичном смысле употребляются и дру-
гие. Например, в общении выделяются три функции:
информационно-коммуникативная, регуляционно-комму-
никативная, аффективно-коммуникативная . Задача за-
ключается в том, чтобы тщательно проанализировать,
в том числе на экспериментальном уровне, содержание
каждой из этих сторон или функций. Конечно, в реаль-
ной действительности каждая из этих сторон не суще-
ствует изолированно от двух других и выделение их
возможно лишь для анализа, в частности для построе-
ния системы экспериментальных исследований. Все обоз-
наченные здесь стороны общения выявляются в случаях
организации общения в малых группах, т. е. в усло-
виях непосредственного контакта между людьми. От-
дельно следует рассмотреть вопросы о средствах и ме-
ханизмах воздействия людей друг на Друга в условиях
их совместных массовых действий. К таким механиз-
мам в социальной психологии традиционно относятся
процессы психического заражения, внушения (или суг-
гестии) и подражания. Хотя каждый из них в принципе
возможен и в случае непосредственного контакта, го-
раздо большее, самостоятельное значение они получают
именно в ситуациях общения больших масс людей.
В этой схеме не рассматриваются ни механизм, ни
формы, ни функции общения и том широком смысле
слова, о котором речь шла выше. Ю. А. Шерковин спра-
ведливо отмечает, что в принципе следует, например,
говорить о двух рядах функций общения: социальных и
собственно социально-психологических. Однако прак-
тически социальная психология анализирует преимуще-
Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения
индивидов.-В кн.: Психологические проблемы социальной регуля-
ции поведения. М., 1976, с. 85.
"" Социальная психология. Под ред. Г. П. Предвечного и
Ю. А. Шерковина, с. 157.
ственно вторые, проблемы же, связанные с пониманием
общения в более широком плане, здесь просто не ста-
вятся. Это объясняется тем обстоятельством, что в сло-
жившейся традиции проблемы эти исследуются в рус-
ле других научных дисциплин, в частности в социоло-
гии. Считать это большим достоинством социальной
психологии не приходится. Однако на данном этапе ее
развития практически к такого рода проблемам она не
приступала. Затруднения, связанные с этим, дадут о се-
бе знать при изучении психологии больших групп.
Дальнейшее изложение будет посвящено характеристи-
ке каждой из выделенных сторон общения.
Глава 5
ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ
(коммуникативная сторона общения)
Специфика обмена Когда говорят О коммуникации в
нТарТ У "Р -
цессе гЇ имеют в виду тот факт, что в
ходе совместной деятельности люди
обмениваются между собой различными представления-
ми, идеями, интересами, настроениями, чувствами, ус-
тановками и пр. Все это можно рассматривать как ин-
формацию, и тогда сам процесс коммуникации может
быть изображен как процесс обмена информацией. От-
сюда можно сделать следующий заманчивый шаг и ин-
терпретировать весь процесс человеческой коммуника-
ции в терминах теории информации, что и делается в ря-
де систем социально-психологического знания. Однако
такой подход нельзя рассматривать как методологиче-
ски корректный, ибо в нем опускаются некоторые важ-
нейшие характеристики именно человеческой коммуни-
кации, которая не сводится только к процессу переда-
чи информации. Не говоря уж о том, что при таком под-
ходе фиксируется в основном лишь одно направление
потока информации, а именно от коммуникатора к ре-
ципиенту (введение понятия <обратной связи> не изме-
няет сути дела), здесь возникает и еще одно существен-
ное упущение. При всяком рассмотрении человеческой
коммуникации с точки зрения теории информации фик-
1
сируется лишь формальная сторона дела: как инфор-
мация передается, в то время как в условиях человече-
ского общения информация не только передается, но и
формируется, уточняется, развивается.
Поэтому, не исключая возможности применения не-
которых положений теории информации при описании
коммуникативной стороны общения, необходимо четко
расставить все акценты и выявить специфику даже в
самом процессе обмена информацией, который, дейст-
вительно, имеет место и в случае коммуникации между
двумя людьми.
Во-первых, общение нельзя рассматривать, как от-
правление информации какой-то передающей системой
или как прием ее другой системой потому, что в отли-
чие от простого <движения информации> между двумя
устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух
индивидов, каждый из которых является активным
субъектом-, взаимное информирование их предполага-
ет налаживание совместной деятельности. Это значит,
что каждый участник коммуникативного процесса пред-
полагает активность также и в своем партнере, он не
может рассматривать его как некий объект. Другой уча-
стник предстает тоже как субъект, и отсюда следует,
что, направляя ему информацию, на него необходимо
ориентироваться, т. е. анализировать его мотивы, цели,
установки (кроме, разумеется, анализа и своих собст-
венных целей, мотивов, установок). Но в этом случае
нужно предполагать, что в ответ на посланную инфор-
мацию будет получена новая информация, исходящая
от другого партнера. Поэтому в коммуникативном про-
цессе и происходит не простое <движение информации>,
но как минимум активный обмен ею. По мнению чехо-
словацкого исследователя Я. Яноушека, главная <при-
бавка> в специфически человеческом обмене информа-
цией заключается в том, что здесь особую роль играет
для каждого участника общения значимость информа-
ции. Эту значимость информация приобретает потому,
что люди не просто <обмениваются> значениями, но,
как отмечает А. Н. Леонтьев, стремятся при этом выра-
ботать общий смысл\ Это возможно лишь при условии,
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики, М" 1972,
с. 291.
100
что информация не просто принята, но и понята, ос-
1лъ1спена. Поэтому в каждом коммуникативном процес-
се реально даны в единстве деятельность, общение и
познание.
Во-вторых, характер обмена информацией между
людьми, а не между, предположим, кибернетическими
устройствами определяется тем, что посредством систе-
мы знаков партнеры могут повлиять друг на друга.
Иными словами - обмен такой информацией обяза-
тельно предполагает воздействие на поведение партне-
ра, т. е. знак изменяет состояние участников коммуни-
кативного процесса (именно в этом смысле А. Н. Ле-
онтьев утверждает, что <знак в общении подобен ору-
дию в труде>). Коммуникативное влияние, которое здесь
возникает, есть не что иное, как психологическое воз-
действие одного коммуниканта на другого с целью из-
менить его поведение. Эффективность коммуникации из-
меряется именно тем, насколько удалось это воздейст-
вие. Это означает - в определенном смысле - измене-
ние самого типа отношений, который сложился между
участниками коммуникации. Ничего похожего не проис-
ходит в <чисто> информационных процессах.
В-третьих, коммуникативное влияние как результат