Файл: Андреева Социальная психология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 788

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ческих состояний, не нуждаясь в доказательствах и ло-

гике. Убеждение, напротив, построено на том, чтобы с

помощью логического обоснования добиться согласия

от человека, принимающего информацию. При внуше-

нии же достигается не согласие, а просто принятие ин-

формации, основанное на готовом выводе, в то время

как в случае убеждения вывод должен быть сделан

принимающим информацию самостоятельно. Поэтому

убеждение представляет собой преимущественно ин-

теллектуальное воздействие, а внушение - преимущест-

венно эмоционально-волевое.

Именно поэтому при изучении внушения установле-

ны некоторые закономерности относительно того, в ка-

ких ситуациях и при каких обстоятельствах эффект

внушения повышается. Так, если говорить не о меди-

цинской практике, а о случаях социальной суггестии,

то доказана зависимость эффекта внушения от возрас-

та: в целом дети более поддаются внушению, чем взрос-

лые. Точно так же в большей мере внушаемыми ока-

зываются люди утомленные, ослабленные физически.

чем обладающие хорошим самочувствием. Но самое

главное то, что при внушении действуют специфичес-

кие социально-психологические факторы. Так, напри-

П а р ы г и н Б. Д. Ук. соч., с. 263-265.

167

мер, в многочисленных экспериментальных исследова-

ниях выявлено, что решающим условием эффективности

внушения является авторитет суггестора, создающий

особый, дополнительный стимул воздействия - дове-

рие к источнику информации. Этот <эффект доверия>

проявляется как по отношению к личности суггестора,

так и по отношению к той социальной группе, которую

данная личность представляет. Авторитетность суггес-

тора и в том и в другом случае выполняет функцию

так называемой <косвенной аргументации>, своего рода

компенсатора отсутствия прямой аргументации, что яв-

ляется специфической чертой внушения.

Подобно тому, как это имеет место в ситуациях за-

ражения, при внушении результат зависит и от харак-

теристик личности суггеренда. Феномен контрсуггестии

иллюстрирует как раз меру сопротивления внушению,

которую демонстрирует отдельная личность. В практи-

ке социальной суггестии разработаны способы, при по-

мощи которых можно блокировать в определенной сте-

пени эту <психическую самозащиту>. Совокупность та-

ких мер Б. Ф. Поршнев предложил называть контр-


контрсуггестией. Подобно тому как в логике теория

ошибок существует для построения опровержений и

для защиты от опровержений, в теории социальной суг-

гестии феномен контрсуггестии может быть использо-

ван не только для <защиты> личности от суггестивного

воздействия, но и для опровержения этой защиты. Так,

если в качестве средства контрсуггестии выступает не-

доверие к суггестору, то путем включения дополнитель-

ной информации о суггесторе можно добиться отклоне-

ния этого недоверия, и этот комплекс мер будет как

раз представлять контрконтрсуггестию. Можно, конеч-

но, предположить, что и в ответ на эти дополнительные

усилия личность постарается выдвинуть новый ряд за-

щитных мер, но до сих пор практически исследования

не углублялись далее .первого <слоя> контрконтрсуг-

гестии.

Знание структуры суггестивного воздействия имеет

большое значение в двух планах. С одной стороны,

названная проблематика представляет интерес для осо-

бой ветви психологической науки - для исторической

психологии. Б. Ф. Поршневу принадлежат исследования

исторического развития феномена суггестии и контрсуг-

гестии, но это весьма специальный вопрос. С другой

стороны, выявленная схема суггестивного воздействий

доложена в основу большого количества эксперимен

тальных работ, важных как в теоретическом, так и f

прикладном плане.

В теоретическом плане феномен суггестии изучает"

ся в тесной связи с проблемами социальной перцепций

а также в контексте формирования групповой сплочен

ности. Анализ общения как процесса познания людьм

друг друга показал, что в структуре такого познани

значительную роль играет предшествующая восприяти

заданная (или сложившаяся) социальная установка>

которую можно рассматривать в данном контексте, ка

своего рода фактор внушения. Понятно, что в таксу

аспекте исследования внушения утрачивают характер

описаний и прочно могут быть поставлены на эксперИ"

ментальную основу. Что касаегся связи феномена суг

гестии с конформностью индивидов и тем самым

проблемой групповой сплоченности, то этот вопрос тре"

бует отдельного рассмотрения, что будет сделан

ниже.

В прикладном плане исследования внушения имею

большое значение для таких сфер, как пропаганда

реклама. Роль, которая отводится внушению в систем


средств пропагандистского воздействия, различна в за

висимости от того, какого рода пропаганда имеется

виду, каковы ее цели и содержание. Основная черта со

циалистической пропаганды - апелляция к логике

сознанию, поэтому и средства, разрабатываемы

здесь-это преимущественно средства убеждения, что

впрочем, не исключает присутствия определенных эле

ментов суггестии. В буржуазной пропаганде роли вну

.шения отводится особое место. На Западе основной

массив современных экспериментальных исследований

социальной суггестии связан с проблемами пропагай

дистского воздействия. Метод внушения рассматривает

ся здесь как метод своеобразного психопрограммирова

ния аудитории, т. е. относится к методам манипулятив

ного воздействия на личность.

Особенно очевидным является применение этого ме

тода в области рекламы. Здесь разработана особая кой

цепция <имэджа>. Термин <имэдж> употребляется

данном случае не в его буквальном значении, как об

раз, а в специальном смысле. Имэдж выступает как

звено в механизме суггестии, применяемом в рекламе.

Имэдж-это специфический <образ> воспринимаемого

предмета, когда ракурс восприятия умышленно сме-

щен и акцентируются лишь определенные стороны объе-

екта. Поэтому достигается иллюзорное отображение

объекта или явления. Между имэджем и реальным

объектом существует так называемый <разрыв в досто-

верности>, поскольку имэдж сгущает краски образа и

тем самым выполняет функцию механизма внушения.

И,".1эдж строится на включении эмоциональных апелля-

ций, и искусство рекламы в том и состоит, чтобы обес-

печить психологически действие суггестивных сторон

имэджа.

Нельзя сказать, что современные применения соци-

ально-суггестивных воздействий имеют всегда лишь не-

гативный оттенок. Конечно, было бы вульгаризацией

сводить все способы воздействия людей друг на друга

лишь к суггестии. Особенно неприемлемо это в услови-

ях нашего общества, где целью является не манипули-

рование личностью, но ее воспитание. Содержательная

сторона процесса воспитания задается господствующей

в обществе идеологией, нормами и ценностями общест-

ва. Психологическое обеспечение механизмов воздейст-

вия не может не считаться с этой содержательной сто-

роной. Задача поэтому заключается в подборе адек-


ватных методов и средств воздействия, главным среди

которых является, конечно, метод убеждения, обеспечи-

вающий сознательное принятие сообщаемой информа-

ции. Однако как подсобное средство, особенно в неко-

торых специальных ситуациях воспитательного процес-

са, могут применяться и элементы суггестивного воздей-

ствия. Определение <меры> включения этих элементов

в процесс воздействия зависит прежде всего от степени

исследованности данной проблемы в рамках социаль-

ной психологии. В отличие от изучения заражения,

здесь доступнее экспериментальная практика исследо-

вания феномена. Поэтому необходимо преодолеть пре-

небрежительное отношение к данной проблеме и <до-

пустить> ее в арсенал современных проблем социаль-

ной психологии.

Подражание. Подражание также относится к меха-

низмам, способам воздействия людей друг на друга в

170

уровнях преимущественно внеколлективного поведе-

отя его роль в группах, особенно в специальных

да деятельности, также достаточно велика. Подра-

жание имеет ряд общих черт с уже рассмотренными

явлениями заражения и внушения, однако его специфи-

ка состоит в том, что здесь осуществляется не простое

принятие внешних черт поведения другого человека

или массовых психических состояний, но воспроизведе-

ние индивидом черт и образцов демонстрируемого по-

ведения. В истории социальной психологии подража-

нию уделено большое место. Как уже отмечалось, раз-

работка идей о роли подражания в обществе харак-

терна для концепции Г. Тарда, которому принадлежит

так называемая <теория подражания>. В основных

чертах эта теория сводится к следующему: фундамен-

тальным принципом развития и существования общест-

ва служит подражание. Именно в результате подража-

ния возникают групповые нормы и ценности. Подража-

ние выступает как частный случай более общего <ми-

рового закона повторения>. Если в животном мире этот

закон реализуется через наследственность, то в чело-

веческом обществе-через подражание. Оно высту-

пает источником прогресса: периодически в обществе

совершаются изобретения, которым подражают массы.

Эти открытия и изобретения входят впоследствии в

структуру общества и вновь осваиваются путем подра-

жания. Оно непроизвольно и может быть рассмотрено

как <род гипнотизма>, когда осуществляется <воспроиз-


ведение одного мозгового клише чувствительной плас-

тинкой другого мозга>

Социальные конфликты, происходящие в обществе,

объясняются противоречиями между возможными на-

правлениями подражания. Поэтому природа этих конф-

ликтов подобна природе конфликтов в индивидуальном

сознании, когда человек просто испытывает колебания,

выбирая новый образец поведения. Различаются не-

сколько видов подражания: логическое и внелогическое,

внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-

обычай, подражание внутри одного социального класса

и подражание одного класса другому. Анализ этих раз-

личных видов подражания позволил сформулировать

Ї Тард Г. Законы подражания. Спб., 1892.

законы подражания, среди которых, например, имеются

следующие: подражание осуществляется от внутреннего

к внешнему (т. е. внутренние образцы вызывают подра-

жание раньше, чем внешние: духу религии подражают

раньше, чем обрядам); низшие (имеются в виду, низ-

шие по социальной лестнице) подражают высшим (про-

винция-центру, дворянство-королевскому двору)

и т. д.

Легко видеть, что подобная концепция дает класси-

ческий пример абсолютизации роли подражания в об-

ществе. Эта абсолютизация в более общем методологи-

ческом плане представляет собой довольно распростра-

ненный вариант идеалистического понимания природы

общественных отношений, когда все общественные про-

блемы рассматриваются с точки зрения действия неко-

торого психологического механизма. По справедливому

замечанию Э. Дюркгейма, при таком подходе .смеши-

ваются в одну кучу самые разнообразные обществен-

ные явления. Между тем как подражание ребенка

взрослому, например, развивается по совсем иным за-

конам, чем взаимоотношение классов в обществе. Не

говоря уж о крайне примитивной социологической схе-

ме, предложенной Тардом, в чисто психологическом

плане данная модель подражания мало что дает, имен-

но в силу крайней абсолютизации принципа. Вульгари-

зацию исторического процесса в концепции Тарда

вскрыл в свое время Г. В. Плеханов, который показал

относительность роли подражания в истории человечес-

кого общества.

Только если отвлечься от абсолютизации идеи под-

ражания, можно в анализе, предложенном Тардом, вы-

делить некоторые полезные наблюдения. Однако сегод-

ня скорее не они, а довольно солидная практика экспе-