ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 788
Скачиваний: 0
ческих состояний, не нуждаясь в доказательствах и ло-
гике. Убеждение, напротив, построено на том, чтобы с
помощью логического обоснования добиться согласия
от человека, принимающего информацию. При внуше-
нии же достигается не согласие, а просто принятие ин-
формации, основанное на готовом выводе, в то время
как в случае убеждения вывод должен быть сделан
принимающим информацию самостоятельно. Поэтому
убеждение представляет собой преимущественно ин-
теллектуальное воздействие, а внушение - преимущест-
венно эмоционально-волевое.
Именно поэтому при изучении внушения установле-
ны некоторые закономерности относительно того, в ка-
ких ситуациях и при каких обстоятельствах эффект
внушения повышается. Так, если говорить не о меди-
цинской практике, а о случаях социальной суггестии,
то доказана зависимость эффекта внушения от возрас-
та: в целом дети более поддаются внушению, чем взрос-
лые. Точно так же в большей мере внушаемыми ока-
зываются люди утомленные, ослабленные физически.
чем обладающие хорошим самочувствием. Но самое
главное то, что при внушении действуют специфичес-
кие социально-психологические факторы. Так, напри-
П а р ы г и н Б. Д. Ук. соч., с. 263-265.
167
мер, в многочисленных экспериментальных исследова-
ниях выявлено, что решающим условием эффективности
внушения является авторитет суггестора, создающий
особый, дополнительный стимул воздействия - дове-
рие к источнику информации. Этот <эффект доверия>
проявляется как по отношению к личности суггестора,
так и по отношению к той социальной группе, которую
данная личность представляет. Авторитетность суггес-
тора и в том и в другом случае выполняет функцию
так называемой <косвенной аргументации>, своего рода
компенсатора отсутствия прямой аргументации, что яв-
ляется специфической чертой внушения.
Подобно тому, как это имеет место в ситуациях за-
ражения, при внушении результат зависит и от харак-
теристик личности суггеренда. Феномен контрсуггестии
иллюстрирует как раз меру сопротивления внушению,
которую демонстрирует отдельная личность. В практи-
ке социальной суггестии разработаны способы, при по-
мощи которых можно блокировать в определенной сте-
пени эту <психическую самозащиту>. Совокупность та-
ких мер Б. Ф. Поршнев предложил называть контр-
контрсуггестией. Подобно тому как в логике теория
ошибок существует для построения опровержений и
для защиты от опровержений, в теории социальной суг-
гестии феномен контрсуггестии может быть использо-
ван не только для <защиты> личности от суггестивного
воздействия, но и для опровержения этой защиты. Так,
если в качестве средства контрсуггестии выступает не-
доверие к суггестору, то путем включения дополнитель-
ной информации о суггесторе можно добиться отклоне-
ния этого недоверия, и этот комплекс мер будет как
раз представлять контрконтрсуггестию. Можно, конеч-
но, предположить, что и в ответ на эти дополнительные
усилия личность постарается выдвинуть новый ряд за-
щитных мер, но до сих пор практически исследования
не углублялись далее .первого <слоя> контрконтрсуг-
гестии.
Знание структуры суггестивного воздействия имеет
большое значение в двух планах. С одной стороны,
названная проблематика представляет интерес для осо-
бой ветви психологической науки - для исторической
психологии. Б. Ф. Поршневу принадлежат исследования
исторического развития феномена суггестии и контрсуг-
гестии, но это весьма специальный вопрос. С другой
стороны, выявленная схема суггестивного воздействий
доложена в основу большого количества эксперимен
тальных работ, важных как в теоретическом, так и f
прикладном плане.
В теоретическом плане феномен суггестии изучает"
ся в тесной связи с проблемами социальной перцепций
а также в контексте формирования групповой сплочен
ности. Анализ общения как процесса познания людьм
друг друга показал, что в структуре такого познани
значительную роль играет предшествующая восприяти
заданная (или сложившаяся) социальная установка>
которую можно рассматривать в данном контексте, ка
своего рода фактор внушения. Понятно, что в таксу
аспекте исследования внушения утрачивают характер
описаний и прочно могут быть поставлены на эксперИ"
ментальную основу. Что касаегся связи феномена суг
гестии с конформностью индивидов и тем самым
проблемой групповой сплоченности, то этот вопрос тре"
бует отдельного рассмотрения, что будет сделан
ниже.
В прикладном плане исследования внушения имею
большое значение для таких сфер, как пропаганда
реклама. Роль, которая отводится внушению в систем
средств пропагандистского воздействия, различна в за
висимости от того, какого рода пропаганда имеется
виду, каковы ее цели и содержание. Основная черта со
циалистической пропаганды - апелляция к логике
сознанию, поэтому и средства, разрабатываемы
здесь-это преимущественно средства убеждения, что
впрочем, не исключает присутствия определенных эле
ментов суггестии. В буржуазной пропаганде роли вну
.шения отводится особое место. На Западе основной
массив современных экспериментальных исследований
социальной суггестии связан с проблемами пропагай
дистского воздействия. Метод внушения рассматривает
ся здесь как метод своеобразного психопрограммирова
ния аудитории, т. е. относится к методам манипулятив
ного воздействия на личность.
Особенно очевидным является применение этого ме
тода в области рекламы. Здесь разработана особая кой
цепция <имэджа>. Термин <имэдж> употребляется
данном случае не в его буквальном значении, как об
раз, а в специальном смысле. Имэдж выступает как
звено в механизме суггестии, применяемом в рекламе.
Имэдж-это специфический <образ> воспринимаемого
предмета, когда ракурс восприятия умышленно сме-
щен и акцентируются лишь определенные стороны объе-
екта. Поэтому достигается иллюзорное отображение
объекта или явления. Между имэджем и реальным
объектом существует так называемый <разрыв в досто-
верности>, поскольку имэдж сгущает краски образа и
тем самым выполняет функцию механизма внушения.
И,".1эдж строится на включении эмоциональных апелля-
ций, и искусство рекламы в том и состоит, чтобы обес-
печить психологически действие суггестивных сторон
имэджа.
Нельзя сказать, что современные применения соци-
ально-суггестивных воздействий имеют всегда лишь не-
гативный оттенок. Конечно, было бы вульгаризацией
сводить все способы воздействия людей друг на друга
лишь к суггестии. Особенно неприемлемо это в услови-
ях нашего общества, где целью является не манипули-
рование личностью, но ее воспитание. Содержательная
сторона процесса воспитания задается господствующей
в обществе идеологией, нормами и ценностями общест-
ва. Психологическое обеспечение механизмов воздейст-
вия не может не считаться с этой содержательной сто-
роной. Задача поэтому заключается в подборе адек-
ватных методов и средств воздействия, главным среди
которых является, конечно, метод убеждения, обеспечи-
вающий сознательное принятие сообщаемой информа-
ции. Однако как подсобное средство, особенно в неко-
торых специальных ситуациях воспитательного процес-
са, могут применяться и элементы суггестивного воздей-
ствия. Определение <меры> включения этих элементов
в процесс воздействия зависит прежде всего от степени
исследованности данной проблемы в рамках социаль-
ной психологии. В отличие от изучения заражения,
здесь доступнее экспериментальная практика исследо-
вания феномена. Поэтому необходимо преодолеть пре-
небрежительное отношение к данной проблеме и <до-
пустить> ее в арсенал современных проблем социаль-
ной психологии.
Подражание. Подражание также относится к меха-
низмам, способам воздействия людей друг на друга в
170
уровнях преимущественно внеколлективного поведе-
отя его роль в группах, особенно в специальных
да деятельности, также достаточно велика. Подра-
жание имеет ряд общих черт с уже рассмотренными
явлениями заражения и внушения, однако его специфи-
ка состоит в том, что здесь осуществляется не простое
принятие внешних черт поведения другого человека
или массовых психических состояний, но воспроизведе-
ние индивидом черт и образцов демонстрируемого по-
ведения. В истории социальной психологии подража-
нию уделено большое место. Как уже отмечалось, раз-
работка идей о роли подражания в обществе харак-
терна для концепции Г. Тарда, которому принадлежит
так называемая <теория подражания>. В основных
чертах эта теория сводится к следующему: фундамен-
тальным принципом развития и существования общест-
ва служит подражание. Именно в результате подража-
ния возникают групповые нормы и ценности. Подража-
ние выступает как частный случай более общего <ми-
рового закона повторения>. Если в животном мире этот
закон реализуется через наследственность, то в чело-
веческом обществе-через подражание. Оно высту-
пает источником прогресса: периодически в обществе
совершаются изобретения, которым подражают массы.
Эти открытия и изобретения входят впоследствии в
структуру общества и вновь осваиваются путем подра-
жания. Оно непроизвольно и может быть рассмотрено
как <род гипнотизма>, когда осуществляется <воспроиз-
ведение одного мозгового клише чувствительной плас-
тинкой другого мозга>
Социальные конфликты, происходящие в обществе,
объясняются противоречиями между возможными на-
правлениями подражания. Поэтому природа этих конф-
ликтов подобна природе конфликтов в индивидуальном
сознании, когда человек просто испытывает колебания,
выбирая новый образец поведения. Различаются не-
сколько видов подражания: логическое и внелогическое,
внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-
обычай, подражание внутри одного социального класса
и подражание одного класса другому. Анализ этих раз-
личных видов подражания позволил сформулировать
Ї Тард Г. Законы подражания. Спб., 1892.
законы подражания, среди которых, например, имеются
следующие: подражание осуществляется от внутреннего
к внешнему (т. е. внутренние образцы вызывают подра-
жание раньше, чем внешние: духу религии подражают
раньше, чем обрядам); низшие (имеются в виду, низ-
шие по социальной лестнице) подражают высшим (про-
винция-центру, дворянство-королевскому двору)
и т. д.
Легко видеть, что подобная концепция дает класси-
ческий пример абсолютизации роли подражания в об-
ществе. Эта абсолютизация в более общем методологи-
ческом плане представляет собой довольно распростра-
ненный вариант идеалистического понимания природы
общественных отношений, когда все общественные про-
блемы рассматриваются с точки зрения действия неко-
торого психологического механизма. По справедливому
замечанию Э. Дюркгейма, при таком подходе .смеши-
ваются в одну кучу самые разнообразные обществен-
ные явления. Между тем как подражание ребенка
взрослому, например, развивается по совсем иным за-
конам, чем взаимоотношение классов в обществе. Не
говоря уж о крайне примитивной социологической схе-
ме, предложенной Тардом, в чисто психологическом
плане данная модель подражания мало что дает, имен-
но в силу крайней абсолютизации принципа. Вульгари-
зацию исторического процесса в концепции Тарда
вскрыл в свое время Г. В. Плеханов, который показал
относительность роли подражания в истории человечес-
кого общества.
Только если отвлечься от абсолютизации идеи под-
ражания, можно в анализе, предложенном Тардом, вы-
делить некоторые полезные наблюдения. Однако сегод-
ня скорее не они, а довольно солидная практика экспе-