Файл: Андреева Социальная психология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 837

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

риментальных исследований позволяет установить дей-

ствительные характеристики этого специфического

средства психологического воздействия. Особое значе-

ние, конечно, подражание имеет в процессе развития

ребенка. Именно в детской психологии поэтому сейчас

проводится основная масса экспериментальных исследо-

ваний подражания. Однако коль скоро феномен и в

этом контексте включен в ткань общения, исследования

эти имеют определенный социально-психологический

интерес.

Роль которую подражание играет в детском возрас-

отличается от роли этого феномена в жизни взрос-

лого человека. Даже для ребенка, у которого подра-

жание выступает на определенных этапах основной

формой освоения действительности, характерны различ-

ные стадии: от слепого копирования образцов поведе-

ния взрослых до мотивированного подражания. В этом

последнем случае сама <модель> подражания сходна с

процессом, который протекает у взрослого человека.

Здесь подражание выступает побочным способом освое-

ния мира: воздействие некоторого образца и здесь, ко-

нечно, налицо, но чаще это воздействие распростра-

няется лишь на внешний рисунок поведения, и процесс

не затрагивает глубоких личностных характеристик че-

ловека, в частности не изменяет направленности лично-

сти. Подражание у взрослых имеет место, как прави-

ло, в тех случаях, когда отсутствует возможность при-

менить какой-либо иной способ овладения незнакомым

действием. В таком виде подражание присутствует как

элемент овладения навыком, иногда достаточно эле-

ментарным профессиональным действием.

Во всех этих случаях подражание не дано <в чис-

том виде>: решающую роль в любом процессе обучения

играют способы передачи знаний. Поэтому механизмы

подражания у взрослых значительно сложнее, так же,

впрочем, как и механизмы заражения и внушения.

В каждом случае осуществление воздействия при по-

мощи указанных способов наталкивается на ту или

иную степень критичности личности по отношению к

усвоению оказываемых на нее воздействий. Проблема

воздействия вообще не может быть рассмотрена как

однонаправленный процесс: всегда существует и обрат-

ное движение - от личности к оказываемому на нее

воздействию. Особое значение все это приобретает в

группе. Подражание в этом смысле в большей степени,


чем заражение или внушение включено в групповой

контекст: Поскольку речь идет об усвоении предложен-

ных образцов поведения, то всегда существуют два пла-

на подражания, или какому-то конкретному человеку,

или нормам поведения, выработанным группой. В этом

последнем случае проблема подражания тесно смыкает-

ся с проблемой конформности, иными словами с проб-

лемой давления группы на индивида. Рассмотреть ее в

полном объеме можно лишь при более подробном зна-

комстве с другими проблемами группы в социальной

психологии.

Любой из рассмотренных способов воздействия до-

пускает поэтому исследование его не только в условиях

внеколлективного, стихийного поведения, но и в ситуа-

ции совместной групповой деятельности. Так же,

как общение в целом не может быть более деталь-

но изучено без рассмотрения тех реальных социальных

ячеек, в которых оно осуществляется, так и способы

воздействия в дальнейшем должны быть исследованы

при учете специфики социальных групп.

Анализ общения как сложного, многостороннего

процесса, показывает, что его конкретные формы мо-

гут быть весьма различными. Вычленить <чистые> об-

разцы (модели) общения, конечно, можно в ситуациях

лабораторного эксперимента, особенно в таких простых

случаях, когда оно имеет место между двумя людьми.

Определенное значение таких исследований бесспорно,

но также бесспорна и их ограниченность. Они вскры-

вают лишь <механизм>, т. е. форму, в которой органи-

зуется этот процесс. Вся традиционная социальная пси-

хология уделяла преимущественное внимание именно

этому аспекту. Ее методические приемы, технические

средства анализа были подчинены этой задаче. Между

тем содержательные аспекты общения оставались по

существу за бортом интереса исследователей. <Меха-

низм> же работает весьма различно в зависимости от

того, с каким <материалом> имеет дело. Типы групп, в

которые объединены люди и в которых совершаются

процессы общения, настолько многообразны, что одни

и те же формальные характеристики этих процессов

приобретают совершенно различное значение. Кроме то-

го, те .два плана общения, которые были выделены в

начале нашего анализа, специфически соотносятся в

каждом отдельном случае. Для того чтобы понять, как

личность включена в эти процессы, что она вносит в


них, необходимо проследить, как конкретно раскры-

ваются процессы общения в различных группах, т. е. в

условиях различной по содержанию деятельности.

Принцип единства общения и деятельности требует ло-

гического перехода от общих характеристик процесса

общения к изучению его в контексте конкретных групп.


Раздел III

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП

Глава 9

ПРОБЛЕМА ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ

ПСИХОЛОГИИ

Постановка

вопроса

Проблема групп, в которые объе-

диняются люди в процессе своей

жизнедеятельности - важнейший

вопрос не только социальной психологии, но и социо-

логии. Реальность общественных отношений всегда да-

на как реальность отношений между социальными

группами, поэтому для социологического анализа край-

не важным и принципиальным вопросом является воп-

рос о том, по какому критерию следует вычленять

группы из того многообразия различного рода объеди-

нений, которые возникают в человеческом обществе.

Сразу же следует оговориться, что в общественных нау-

ках в принципе может иметь место двоякое употребле-

ние понятия <группа>. С одной стороны, в практике,

например, демографического анализа, в различных вет-

вях статистики имеются в виду условные группы: про-

извольные объединения (группировка) людей по како-

му-либо общему признаку, необходимому в данной си-

стеме анализа. Такое понимание прежде всего широко

представлено именно в статистике, где часто необходи-

мо выделить группу людей, имеющих какой-то бпреде-

ленный уровень образования, болеющих сердечно-сосу-

дистыми заболеваниями, нуждающихся в жилище

и т. д. Иногда в таком понимании понятие группы упот-

ребляется и в психологии: когда, например, в резуль-

тате тестовых испытаний <конструируется> группа лю-

дей, давших показатели в каких-то одних пределах,

другая группа -с другими показателями, и т. п.

С другой стороны, в целом цикле общественных на-

ук под группой понимается реально существующее об-

разование, в котором люди собраны вместе, объедине-

ны каким-то общим признаком, разновидностью сов-

местной деятельности или помещены в какие-то идентич-

ные условия, обстоятельства (также в реальном про-

цессе их жизнедеятельности), определенным образом

осознают свою принадлежность к этому образованию

(хотя мера и степень осознания может быть весьма

различной).

Именно в рамках этого второго толкования соци-

альная психология имеет по преимуществу дело с груп-

пами, и именно в этом плане ей необходимо четко обоз-

начить отличие своего подхода от социологического.


С точки зрения социологического подхода самое глав-

ное - отыскать объективный критерий различения

групп, хотя в принципе и таких критериев может быть

много. В. И. Ленин отмечал, что само по себе поня-

тие <группа> слишком неопределенно и произвольно

критерий их различения можно видеть и в религиоз-

ных, и в этнических, и в политических различиях и т.д.

Для каждой системы социологического знания важно

принять какой-то критерий в качестве основного. Марк-

систская социологическая наука, в отличие от много-

численных систем буржуазного обществоведения, выра-

ботала четкий принцип, который позволяет ориентиро-

ваться в соотношениях, соподчинениях различных групп

в обществе. Таким критерием является определенное

место, которое занимает группа в системе данных об-

щественных отношений. С точки зрения этого объектив-

ного критерия социология и анализирует каждую соци-

альную группу, ее соотношение с обществом, ее соот-

ношение с личностями, в нее входящими.

Для социально-психологического подхода характерен

другой угол зрения. Выполняя различные социальные

функции, человек является членом многочисленных со-

циальных групп, он формируется как бы в <пересече-

нии> этих групп, является точкой, в которой пересе-

каются различные групповые влияния. Это имеет для

личности два важных последствия: с одной стороны,

определяет объективное место личности в системе со-

См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 1, с. 428.

циальной деятельности, с другой стороны, сказывается

на формировании сознания личности. Личность оказы-

вается включенной в систему взглядов, представлений,

норм, ценностей многочисленных групп. Для нее край-

не значимо определить, какова будет та <равнодейст-

вующая> этих групповых влияний, которая и опреде-

лит содержание сознания личности. Но чтобы ответить

на этот вопрос, необходимо определить, что же значит

для человека группа в психологическом плане, какие

ее характеристики значимы для личности, входящей в

нее. Именно здесь-то социальная психология и сталки-

вается с большой трудностью соотнесения социологиче-

ского подхода, с которым она не может не считаться,

и психологического подхода, который тоже имеет свою

традицию рассмотрения групп.

Если для первого, как мы видели, характерен преж-

де всего поиск объективных критериев для различения