ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 789
Скачиваний: 0
ду типом общения, возникающим в коллективе, и сте-
пенью эффективности его деятельности (можно ли вы-
делить в самой структуре общения в коллективе какие-
то новые образования или <перераспределение>
значимости традиционно выделяемых сторон); 3) что
происходит в коллективе с системой внутригрупповых
установок, т. е. с системой взаимных оценок и рефлек-
сий между членами группы (влияет ли на этот процесс
мера вклада индивидуальных деятельностей в общую
деятельность группы); 4) как формируется в коллекти-
ве <значимый круг общения> (расширяется ли он по
объему или складывается на основе иных критериев,
чем в обычной группе); 5) в какой форме разрешаются
конфликты и по каким основаниям они возникают ча-
ще всего (играет ли здесь большую роль <межличност-
ный> их характер или они возникают преимущественно
<по поводу> деятельности); 6) какими характеристика-
ми обладает в условиях коллектива индивидуальный
Методологическое
значение социаль-
но-психологической
теории коллектива
Конечно, прямым
статус его членов (чем он определяется, если не социо-
метрическим выбором); наконец, 7) в чем заключается
<модификация> процессов атракции в коллективах (и
какова, в частности, ее роль в регулировании межлич-
ностных отношений, если они опосредованы совместной
деятельностью). Даже этот краткий перечень проблем
показывает, что идея рассмотрения коллектива как
высшего уровня развития группы содержит в себе боль-
шие перспективы для обогащения всей проблематики
системы социально-психологического знания.
Выделение проблемы коллектива в
социальной психологии в качестве
самостоятельного раздела в общем
исследовании групп имеет не толь-
ко большое практическое значение.
результатом из этих исследований
должны явиться практические рекомендации, столь не-
обходимые для оптимизации деятельности всех звеньев
общественного организма в социалистическом обществе.
Именно этой задаче служит и разработка адекватных
методик по диагностике коллективов, и изучение конк-
ретных видов коллективов, функционирующих в раз-
личных сферах общества. Но, кроме этого, вычленение
этой проблематики и предложенная интерпретация кол-
лектива имеют и большое методологическое значение,
важное для судеб самой социальной психологии как
науки. Можно проанализировать несколько линий, по
которым введение проблемы коллектива в <тело> соци-
альной психологии изменяет общую ситуацию в этой
науке.
Выявление специфики такого нового группообразо-
вания, как коллектив, позволяет увидеть перспектив-
ность применения в социальной психологии принципа
деятельности. Он не просто декларируется, но именно
работает в исследовании в данном случае. Гипотеза о
том, что группа может выступать субъектом деятельно-
сти, приобретает теперь экспериментальное подтверж-
дение. Именно на стадии коллектива группа приобре-
тает черты такого субъекта, ибо лишь при условии
принятия всеми членами группы целей групповой дея-
тельности, наличия у всех членов группы ценностно-
ориентационного единства, опосредования всех отноше-
ний в группе предметной деятельностью можно в
полной мере ставить вопрос о механизмах образования
таких- атрибутов всякого субъекта деятельности, как
групповая потребность, групповой мотив, групповая
цель. Таким образом, описание и анализ наиболее раз-
витой формы группы дает <ключ> к исследованию всех
других видов групп. Как это было показано Марксом
применительно к политической экономии, анализ наи-
более развитых форм производства явился ключом для
исследования более низких его форм.
Анализ характеристик коллектива способствует лик-
видации той пропасти, которая образовалась в тради-
ционной социальной психологии между исследованием
групп и исследованием процессов. Недопустимость та-
кого разрыва может считаться доказанным фактом: ес-
ли содержание любого группового процесса зависит от
содержания групповой деятельности, причем от конк-
ретного уровня развития этой деятельности, то принци-
пиально невозможно продолжать исследования группо-
вых процессов <самих по себе>. Непонятная на первый
взгляд, относительно низкая эффективность многочис-
ленных западных исследований в области групповых
процессов получает свое объяснение: ни лабораторные
условия, ни изучение процесса в <чистом> виде не могут
привести к построению удовлетворительных объясни-
тельных моделей, ибо такое объяснение может быть
задано лишь извне - из содержания социальной дея-
тельности, реализуемой той группой, в которой эти про-
цессы наблюдаются. Следовательно, построение соци-
ально-психологической теории коллектива способствует
выработке принципиально нового объяснительного
принципа в социальной психологии.
Открытие коллектива как особого уровня развития
группы дает возможность построения совершенно новой
классификации групп и снимает тем самым казавшую-
ся неопреодолимой трудность нахождения критерия для
такой классификации. Именно анализ коллективов
позволил тем исследователям, которые занимались
этой проблемой специально, предложить более или ме-
нее полные классификации групп. В советской социаль-
ной психологии предложены две такие типологии
Л. И. Уманским и А. В. Петровским. В типологии
См.: Маркс К. и Энгельс ф. Соч., т. 12,
m
Л. И. Уманского предложен континуум групп, имеющий
не только <нулевую точку> (момент создания группы),
но и отрезок <отрицательной протяженности>, где по-
мещены группы антисоциального характера. С его точ-
ки зрения, это не обязательно фиксированные антиоб-
щественные группы (например, шайки преступников,
группы тунеядцев), но своеобразные модификации со-
циально-позитивных групп, <угроза> для последних пе-
реродиться в социально-негативные образования. В ти-
пологии обозначены условия, при которых это может
произойти (т. е. группа может уклониться от пути раз-
вития к коллективу); к этому ведут: дезинтегративные
процессы, возникновение особого группового эгоизма
и т. д. Вторая координата в типологии Л. И. Уманско-
го предназначена для определения и фиксации меры
влияния группы на личность. В целом типология при-
обретает такой вид (схема приводится с некоторыми
сокращениями):
Коллектив
Группа-автономия
Группа-кооперация
Зона положительного
влияния группы на
личность
Зона отрицательного вли-
яния группы на лич-
ность
Дезинтеграция
Интраэгоизм
<Антиколлектив>
Если сделать поправку на продолжающиеся поиски
адекватной терминологии, то из схемы можно видеть,
что два предложенных в ней <измерения> позволяют
серьезно продвинуться вперед в социально-психологиче-
ской классификации реальных социальных групп, выс-
тупающих в качестве объектов социально-психологиче-
ского анализа.
В соответствии с общими установками концепции
деятельностного опосредования межличностных отноше-
У м а н с к и и Л. И. Критерии и характеристики общественной
активности личности н контактной группы как коллектива.- В кн.:
Социально-психологические аспекты общественной активности лич-
ности н коллектива школьников и студентов. Ярославль, 1975, с. 28.
ний А. В. Петровский выделяет в своей типологии групп
два вектора: 1) наличие или отсутствие опосредствова
ния межличностных отношений содержанием групповой
деятельности (х) и 2) общественная значимость груп-
повой деятельности (t/). Векторы образуют .простран-
ство, в котором можно расположить все группы, функ-
ционирующие в обществе. Вектор <опосредованности>
имеет одностороннее направление, вектор <содержания
деятельности> позволяет расположить группы по обе
стороны от <нулевой точки>, что показывает возмож-
ность двух, принципиально различных <содержании>
деятельности: соответствующих общественному прогрес-
су и не соответствующих ему.
Общая схема приобретает такой вид:
Обозначенные пять фигур соответствуют разным
типам групп: фигура 1 обозначает коллективы, где мак-
симальна социальная значимость деятельности и мак-
симальна степень опосредования деятельностью меж-
личностных отношений, фигура 2 - общность с высо-
ким уровнем социальной значимости деятельности, но
с невысокой степенью опосредования (примером здесь
может явиться только созданная группа, где отношения
не развились еще до коллективных); фигура 3 пред-
ставляет антиобщественную по содержанию своей дея-
тельности группу, где тем не менее высока степень
опосредования межличностных отношений этой анти-
общественной деятельностью (примером является высо-
коорганизованная преступная группа, например, круп-
ная банда преступников), фигура 4 изображает также
антиобщественную группу при условии, что отношения
между ее членами в слабой степени опосредован ан-
тисоциальной деятельностью (с точки зрения общества,
такая группа <опасна> в меньшей степени, хотя и пре-
пятствует фактом своего существования общественному
прогрессу); наконец, фигура 5 может быть интерпрети-
рована как группа с чрезвычайно слабой степенью вы-
раженности социального содержания деятельности (как
позитивной, так и негативной) и такой же слабой сте-
пенью значимости этой деятельности для всех группо-
вых процессов (авторы схемы полагают, что примером
может служить собранная из случайных людей экспе-
риментальная группа, хотя этот пример и нарушает об-
щий принцип, поскольку схема создана для классифи-
кации реальных естественных групп, а среди них под-
ходящий пример найти не совсем просто).
Хотя в данном случае можно говорить о необходимо-
сти дальнейшего совершенствования схемы, все же ос-
новные принципы концепции работают здесь достаточно
четко и служат обоснованию критериев, выдвинутых
для классификации групп. Таким образом, логическим
следствием из вычленения проблемы коллектива в со-
циальной психологии является принципиально новая
возможность построения типологии групп.
Наконец, введение понятия коллектива способствует
продвижению вперед и в области такой старой, но
чрезвычайно значимой проблемы, как взаимоотношение
группы и личности. Социальная психология на всех эта-
пах своего развития и в разных теоретических системах
обращалась к этому вопросу. Заданная еще философ-
скими предшественниками социальной психологии кол-
лизия свободы личности и ее детерминации обществом
на уровне социологического анализа получила свое раз-
решение в марксистской трактовке личности как субъ-
екта и одновременно объекта общественных отношений.
Тезис Маркса о том, что общественные отношения
должны быть перестроены в соответствии с принципом
<свободное развитие каждого является условием сво-
бодного развития всех>, задает перспективу рассмот-
рения отношений личности с новым типом группы.
В операциональном плане, в частности, в системе соци-
ально-психологического знания, именно введение поня-
Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 447.
тия коллектива как объяснительного принципа позволя-
ет реализовать это положение. Личность является субъ-
ектом социальной деятельности, и группа, в которую она
включена, не отчуждает ее от характеристик субъекта.
Напротив, если эта группа достигает определенного
уровня развития и становится коллективом, то она не
противостоит личности как ее члену, но сама становит-
ся интеграцией субъектных свойств своих членов и
превращается в особый <совокупный субъект> деятель-
ности
С другой стороны, получает новое объяснение и
процесс формирования личности. Общее положение со-
циальной психологии о том, что это формирование осу-