Файл: Андреева Социальная психология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 808

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

по некоторым методикам бывает необходим сплошной

опрос. Нет единого алгоритма для решения этих проб-

лем: в каждом конкретном случае приходится прини-

мать решение о пути, идя по которому, понесешь наи-

меньшие потери. Но важно знать об этих трудностях,

иметь их в виду, быть озабоченным ими. Такое знание

служит порукой тому, что будут, действительно, реали-

зованы все возможности для снятия негативных эффек-

тов и найдено оптимальное решение.

Особое значение приобретает и соблюдение ряда

этических норм. Социальный психолог, проводящий

прикладное исследование, выполняет заказ администра-

ции, руководства и т. д. Выявление ряда характеристик

групп, их климата сплошь и рядом содержит-экспли-

цитно или имплицитно - определенные критические за-

мечания, часто в адрес тех людей, от деятельности ко-

торых зависят недостатки и которые в то же самое вре-

мя являются заказчиками исследования. Социальный

психолог должен быть осмотрителен, чтобы своими дан-

ными не осложнить отношений в реальном коллективе.

Очень важно абсолютно точно обозначить свою роль.

Иногда в реальных группах, где впервые проводится со-

циально-психологическое исследование, исследователя

принимают за члена какой-нибудь комиссии, за контро-

лера и т. д. Вместо ответов на задаваемые вопросы сле-

дуют различные просьбы, а порой и жалобы. Это при-

своение чужой роли иногда необходимо по методике, но

чаще такой необходимости нет. В таком случае прямой

долг исследователя-максимально точно объяснить

цель своего прихода, цель исследования, свои собствен-

ные функции и задачи. Понятно, что при изложении

этих вопросов он должен соблюсти все те правила, ко-

торые требуются задачей исследования.

Свойственная всякому прикладному исследованию

трудность в отношении языка резко возрастает в со-

циальной психологии, ак для психологии вообще, так

и для социальной психологии особенно сложно пользо-

ваться теми понятиями, которые имеюг большое распро-

странение в обыденной речи и обрастают здесь часто

случайными коннотациями. Такие психологические тер-

мины, как <личность>, <деятельность>, <ценность>, ши-

роко используются в повседневной жизни. Любая мето-

дика, включающая эти термины, без заботливого опе-

рационального их определения может дать нежелатель-

ный эффект, если испытуемые будут понимать предло-


женные термины в том смысле, к которому они привык-

ли в повседневных ситуациях. Значит, первая пробле-

ма, которая встает перед социальным психологом, с точ-

ки зрения требований к языку исследования заключает-

ся в своеобразной <адаптации> этого языка по отноше-

нию к испытуемому. Это правило необходимо соблюдать

еще и по другой причине: отдельные термины просто

могут быть не понятны или восприниматься слишком

ситуативно (например, в вопросе интервью: <Часто ли

Вы ходите в кино?>, предлагаемые интервалы будуг

весьма различны для молодого холостого мужчины и

для пожилой, не очень здоровой женщины). Важны не

только термины, но и контекст, в котором они приме-

няются людьми на основе их собственной жизненной

позиции.

Другая сторона проблемы языка прикладного иссле-

дования связана с применением некоторых специальных

социально-психологических терминов, которые в силу

ряда обстоятельств оказываются как бы скомпромети-

рованными их употреблением за пределами науки.

В соответствующих разделах такие понятия уже упоми-

нались: <конформист>, <авторитарный лидер>, <фор-

мальная группа> и т. д. Есть достаточно большой и

огорчительный материал относительно того, какие проб-

лемы возникают порой у исследователей с использова-

нием этих терминов. Слово <конформист>, имеющее не-

гативный оттенок в повседневной жизни и в политичес-

кой сфере, рассматривается как обидное, если оно адре-

суется испытуемому в его диалоге с исследователем.

В одном большом заводском коллективе после оглаше-

ния результатов исследования по стилю руководства

возникло настоящее негодование тех руководителей, чей

стиль был определен как <авторитарный>. Социальный

психолог не может не считаться с нормами повседнев-

ного употребления терминов, при которых такие ситуа-

ции становятся возможными.

Конечно, трудности языка прикладного социально-

психологического исследования не являются главными.

Гораздо более значимы проблемы, связанные с возмож-

ным искажением социально-психологической информа-

ции, возникающим в условиях <реальной жизни>, и с

вопросами этики. Поэтому всякое проведение приклад-

ного исследования требует от социального психолога

высоких нравственных качеств и чувства социальной от-

ветственности. Элементарная вежливость, общитель-


ность-все это само собой разумеющиеся качества, так-

же необходимые при любой работе с людьми, но в дан-

ном случае речь идет о том, что все это должно быть

подчинено главному-умению понять свое исследова-

ние в контексте реальной жизни, реальных требований

общества, реального права каждого человека на то, что

<вмешательство> науки не принесет ему дополнитель-

ных осложнений и тем более вреда.

Высокая моральная и социальная

ответственность социального психо-

лога является обязательным усло-

вием и при решении вопроса об эф-

фективности прикладных исследо-

ваний. Из всего сказанного выше ясно, что прикладное

исследование, финансируемое каким-то конкретным за-

казчиком, должно давать определенную <отдачу>, в про-

тивном случае оно не будет получать необходимые

средства. Для многих других областей науки, где прак-

Эффективность

прикладных иссле-

дований в социаль-

ной психологии

тика прикладных исследований достаточно давно разви-

та, вопрос об эффективности не представляет особой

сложности. Особенно это относится, например, к эконо-

мическим прикладным исследованиям. В системе психо-

логических наук такие области, как психология труда и

инженерная психология, также имеют достаточно проч-

ные формы определения эффективности своих исследо-

ваний. Как правило, в данном случае подсчитывается

экономическая эффективность, т. е. тот прямой экономи-

ческий выигрыш, который можно получить от внедрения

того или иного результата исследования. Резуль-

таты исследований могут быть сравнимы, с той точки

зрения, которое из них более, а которое менее эффек-

тивно.

В области социальной психологии проблема эффек-

тивности не решается столь просто. В ней нужно разли-

чать две стороны: в чем может проявляться эффектив-

ность каждого отдельного исследования (и соответст-

венно, как измерять ее) и что значит эффективность

социальной психологии в широком плане (т. е. каковы

возможности данной науки в принципе, с точки зрения

внедрения результатов исследований) ? Каждая из этих

сторон имеет свои собственные проблемы.

Эффективность каждого отдельного прикладного

исследования может, конечно, проявиться и в том, что

рекомендации социальных психологов дадут прямой

экономический выигрыш. Можно легко представить се-


бе такую ситуацию, что исследование, предположим,

психологического климата промышленного предприятия

приведет к таким существенным преобразованиям в об-

ласти трудовой дисциплины и производительности тру-

да, что предприятие резко начнет перевыполнять пла-

ны, экономить сырье и т. д. При этом эффект социаль-

но-психологического вмешательства получит денежное

выражение. Правда, такой подсчет никогда не может

быть гарантированным от ошибки: только ли вследст-

вие исследования климата произошли все названные

изменения в коллективе промышленного предприятия?

Или, может быть, здесь одновременно имели место и

совсем другие процессы, в ходе которых возникли но-

вые <переменные> (например, улучшение условий труда

не в силу рекомендации социальных психологов, а в си-

лу объективно изменившихся возможностей материаль-

Ш

ного обеспечения>). Развести точно различные причины

в этом случае не так-то просто.

Но дело даже и не в этом. Предположим, что мы

научимся считать экономический выигрыш от внедре-

ния социально-психологических рекомендаций. Будет

ли это означать, что мы умеем учитывать все аспекты

эффективности прикладного исследования? Определен

но, нет. Эффективность социально-психологического ис-

следования не может быть измерена лишь подсчетом то-

го, насколько экономически эффективнее работает кол-

лектив. Другая сторона вопроса-социальное развитие

и группы в целом, и каждого ее члена в отдельности -

не менее важная характеристика. Благоприятный пси-

хологический климат может означать не только повы-

шение производительности труда, рост дисциплины,

уменьшение текучести кадров. Вместе с тем благоприят-

ный психологический климат улучшает настроение кол-

лектива, каждого отдельного работника, стимулирует

его к повышению собственной культуры, развивает в лю-

дях активность, общительность, чуткость по отношению

друг друга и т. п. Единиц, в которых измеряется такой

моральный, чисто психологический выигрыш, не сущест-

вует. Следовательно, при оценке эффективности при-

кладных исследований в социальной психологии надо

как-то, хотя бы на описательном уровне, фиксировать и

эти стороны. Нельзя, сравнивая два исследования, ска-

зать, что одно из них эффективно, а другое-нет, судя

только по количеству увеличившейся продукции в од-


ном из изученных коллективов. Положительные изме-

нения, которые произошли во втором коллективе, может

быть, дадут знать о себе значительно позже, но из этого

не следует, что сегодня работу исследователей можно

подвергнуть критике, как <неэффективную>. Улучшение

способов определения эффективности прикладных ис-

следований в социальной психологии - актуальная за-

дача.

Здесь возникает и еще одно важное обстоятельство.

В социальной психологии специфически решается проб-

лема <внедрения>. Не всегда социальный психолог сам

в состоянии внедрить свою рекомендацию. Он может

дать очень серьезный анализ, например, деятельности

руководителей на каком-то предприятии, доказать, что

в отдельных бригадах отношения неблагоприятны из-за

384

того, что руководитель не обеспечивает оптимальной ра-

бочей атмосферы. Рекомендация будет сформулирована

так, что тот или иной мастер, бригадир, начальник цеха

не на месте и должен быть заменен. Но заменяет его

не социальный психолог. В каждом учреждении, на

каждом предприятии есть своя система выдвижения и

замены кадров, и принятие решения по этому вопросу

есть компетенция администрации, профсоюза, общест-

венных организаций, но никак не социального психоло-

га. Таким образом, в ряде случаев возникает дистанция

между <знанием> проблем и <решением> их: субъекта-

ми знания и решения являются разные звенья органи-

зации социального процесса. Если же согласиться с

тем, что роль социальной психологии при проведении

прикладных исследований чисто консультативная, то

это вновь заставляет задуматься над вопросом об из-

мерении эффективности таких исследований. Для реше-

ния его, безусловно, прежде всего необходимо накоп-

ление некоторого опыта.

Вторая сторона проблемы эффективности социально-

психологических исследований, касается не только при-

кладной области, но всей науки в целом. Однако в свя-

зи с практикой прикладных исследований эта проблема

встает с особой остротой. Речь идет о том, чего в прин-

ципе можно ожидать от социальной психологии с точки

зрения ее роли в обществе, к чему в конечном счете

должна привести хорошо налаженная система исследо-

ваний. Можно допустить, что развитие социальной пси-

хологии будет осуществляться весьма быстрым темпом,

что многие частные вопросы, так же, как и вопросы ор-