Файл: Андреева Социальная психология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 792

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ганизации прикладных исследований, будут успешно ре-

шены. Что тогда общество может потребовать от со-

циальной психологии? Что она сможет дать ему? Иными

словами, старый вопрос <Что может и чего не может

социальная психология?> должен теперь быть рассмот-

рен на более широком фоне, на фоне возможностей пси-

хологической науки в целом.

Одно из решений этого вопроса, предложенное в за-

падной социальной психологии, состоит в признании за

этой дисциплиной права на манипуляцию человеческой

личностью. Старая дискуссия на тему о том, насколько

психология может вмешиваться в интимный мир чело-

веческих помыслов, стремлений, эмоций, решается от-

13 Г. М. Андреева 385

дельными представителями психологии в капиталисти-

ческих странах в том плане, что за психологией приз-

нается право непосредственно манипулировать лич-

ностью, т. е. задавать ее поведение, ее реакции, ее внут-

ренний мир. Наиболее полное выражение эта идея по-

лучила в книге Б. Скиннера <По ту стороны свободы и

достоинства>, где была разработана так называемая

<рациональная поведенческая технология>. Ее сущность

заключается в том, что в обществе выделяется особая

группа операторов, которая обеспечивает на основе

представлений о рациональном поведении манипуляцию

всеми остальными людьми. Высказывается утверждение,

что для этих последних подобная перспектива является

благом, поскольку с них снята тяжесть принятия реше<

ний, осуществления бесконечных выборов и т. д. Опера-

торы манипулируют людьми, в каждом случае проду-

цируя оптимальное поведение. Поэтому выигрывает об-

щество, выигрывают сами люди, <освобожденные> от

свободы, достоинства и т. д.

Предложения, сделанные в этой работе, настолько

очевидно противоречат идеям гуманизма, свободы чело-

веческой личности, что они встретили самый резкий от-

рицательный отклик в американской литературе. Мно-

гие критики книги Б. Скиннера открыто заявляли, что

нарисованная перспектива отдает фашизмом. Идея ма-

нипуляции человеческой личностью, доведенная до ло-

гического конца, приводит к неприемлемой для челове-

чества перспективе <вмешательства> психологии в свя-

тая святых человеческой личности. Как по идеологиче-

ским, так и по теоретическим (идеи Скиннера и в этой

книге основаны на бихевиористских позициях) причи-


нам предложенное решение вопроса о возможностях

психологической науки не может быть принято.

Решение этого вопроса в рамках марксистской тра-

диции социально-психологического знания опирается на

основные принципы материалистического понимания ис-

тории. Общество развивается по объективным законам,

что не означает исключения из рассмотрения сознатель-

ной деятельности людей. По мере общественного про-

гресса возможности этой сознательной деятельности лю-

дей расширяются: прогресс человеческой свободы со-

стоит в том, что люди начинают осознавать не только

ближайшие, но и отдаленные последствия своих дейст-

вий. Условием возрастания роли сознательных действий

людей в обществе является общественная собственность

на средства производства, расширение степени свободы

как от сил природы, так и в области общественных от-

ношений. Коммунизм как общественный строй представ-

ляет собой такую стадию в развитии общества, когда

возможность сознательного управления общественными

процессами проявляется в полной мере.

Весь комплекс общественных наук призван сыграть

свою роль именно в совершенствовании процесса управ-

ления социальными процессами. Особое место в решении

этой общей задачи должна найти и социальная психо-

логия. Ей предстоит выделить те социальные процессы,

где именно она, своими средствами и методами, может

служить делу их оптимизации. Таким образом, в общей

форме решение вопроса о ее возможностях и границах

заключается в следующем: социальная психология не

может и не должна претендовать на манипулирование

каждой отдельной человеческой личностью. Она долж-

на способствовать оптимизации отношений между

людьми, условий для развертывания <сущностных сил>

человека. Социальная психология направляет свои ре-

комендации не в сторону предписаний, что и как делать

каждому человеку, но в сторону такого развития отно-

шений между людьми, при котором каждый сможет сво-

бодно осуществить свой выбор и выбор этот будет оп-

тимальным с точки зрения как потребностей общества

(группы), так и с точки зрения отдельной личности. Ес-

ли теперь перейти от этой общей постановки вопроса

к более конкретному описанию роли социального пси-

холога, дающего эффективные рекомендации, то она

выглядит примерно следующим образом.


Если социальный психолог проводит свои исследова-

ния на промышленном предприятии, то его позицию

можно условно обозначить как позицию человека, нахо-

дящегося в центре треугольника: администрация-

профсоюзная организация-рабочие. Здесь существует

три ряда отношений: между администрацией и профсою-

зом, между администрацией и рабочими, между проф-

союзом и рабочими. Социального психолога интересуют

все три аспекта этих отношений, свои рекомендации он

делает относительно всех трех направлений этих отно-

шений. Он не <воздействует> ни на профсоюз, ни на

представителей администрации, ни на рабочих, он <воз-

действует> на отношения между ними, оптимизируя их.

Это конкретное представление того, как может быть по-

нята роль социальной психологии в совершенствовании

управления социальными процессами.

При этом следует иметь в виду еще одно обстоя-

тельство. Было бы наивно думать, что в результате ре-

комендаций, полученных в прикладных исследованиях,

могут быть немедленно решены все проблемы, возни-

кающие в различных сторонах жизни общества. Пере-

оценка возможностей прикладного исследования так

же опасна, как и игнорирование его результатов. По-

видимому, здесь нужно иметь в виду два рода ограни-

чений.

Прежде всего, социальная психология имеет дело

лишь с определенной, а именно психологической сторо-

ной общественных явлений. Развитие общественных от-

ношений осуществляется по своим собственным зако-

нам, и всякое преувеличение роли психологической сто-

роны недопустимо. Любое исследование межличностных

отношений в группе, как бы квалифицированно оно не

было осуществлено, не исчерпывает всех факторов, де-

терминирующих поведение членов изучаемой группы.

Корректная объяснительная модель функционирования

группы может быть лишь результатом комплексных

исследований, предпринимаемых всей совокупностью

общественных наук.

Во-вторых, хотя прикладное социально-психологичес-

кое исследование в состоянии выработать хорошую ре-

комендацию, следование ей обусловлено многими прак-

тическими соображениями-экономическими возмож-

ностями, плановыми заданиями и т.д. Чтобы точно обоз-

начить сферу эффективности социальной психологии, на-

до заранее разработать класс задач, которые, действи-

тельно, могут быть решены ее средствами в каждой сфе-


ре жизни общества.

Для того чтобы прикладные иссле-

дования в области социальной пси-

хологии были хорошо оснащены с

профессиональной точки зрения, не-

обходимо решить две задачи - организовать подготовку

кадров и создать систему социально-психологической

службы. В настоящее время остро обсуждается вопрос

Организация со-

циально-психологи-

ческой службы

о создании психологической службы в нашей стране

т. е. о создании системы таких организаций, которые ве-

дали бы выполнением целого ряда прикладных исследо-

ваний в различных сферах жизни общества. Среди мно-

гочисленных задач, которые призвана решить психоло-

гическая служба, видное место занимают именно со-

циально-психологические задачи.

В современных условиях прикладные исследования

проводятся научными коллективами университетов, ин-

ститутов--как учебных, так и академических-на об-

щественных началах, по хоздоговорам, на основе твор-

ческих содружеств с предприятиями и т. п. Кроме это-

го, непосредственно в системе народного хозяйства и

культуры появились специальные организации, которые

проводят такие исследования не <извне> соответствую-

щих ведомств, а <изнутри> них. Однако, пока эти орга-

низации не связаны в единую систему, они скорее эпи-

зодичны. Лучше всего дело обстоит в промышленности,

в спорте, частично в системе охраны общественного по-

рядка. Но даже и здесь звенья психологической служ-

бы. не обладают единым статусом, единой системой тре-

бований, единым штатным расписанием. Поэтому иссле-

дования, которые часто проводятся по одной и той же

тематике, не могут быть сравниваемы по своим резуль-

татам. Ситуация, выявленная в одной отрасли промыш-

ленности по социально-психологическим характеристи-

кам, не может быть сравнима с ситуацией в другой

отрасли промышленности. Методики, зарекомендовав-

шие себя у одной группы исследователей, неизвестны

другим группам и т. д. Кроме того, затруднено кон-

сультирование сотрудников этих разрозненных ячеек

прикладных исследований со стороны ведущих профили-

рующих научных учреждений, порой они не обеспече-

ны нужными кадрами, так как и здесь имеет место рас-

согласование профиля нужных специалистов и специа-

лизации, даваемой в университетах.

Создание социально-психологической службы пред-


назначено для ликвидации всех этих неувязок. Предва-

рительным условием создания такой службы является

четкое вычленение проблематики исследований в каж-

Материалы <Круглого стола>.- <Психологическая служба в

СССР>.-<Вопросы психологии>, 1979, № 2, 3.

дои специфической области общественной жизни, со-

ставление своеобразного перечня функций социального

психолога, будь это промышленное производство, служ-

ба быта или иные области общественной жизни. Инте-

ресный опыт подобного рода имеется у социальных пси-

хологов ГДР. Здесь сотрудниками университета

им. Фридриха Шиллера (где в основном и сосредоточе-

на подготовка социальных психологов ГДР) составлен

перечень тех проблем, которые может решать социаль-

ный психолог на промышленном предприятии. После со-

ответствующего обсуждения круга этих вопросов сов-

местно с представителями промышленности такой пере-

чень функций утвержден и действует теперь как офи-

циальное предписание для работы социальных психоло-

гов в промышленности. В нашей стране прообразом пси-

хологической службы в промышленности являются раз-

личные социологические и социально-психологические

лаборатории, созданные на многих промышленных пред-

приятиях, а также отделы НОТ, в составе которых все

чаще начинают работать также и психологи. Офи-

циально утверждена должность <психолог> на промыш-

ленном предприятии. Во многих отраслях промышлен-

ности созданы специальные отраслевые институты по-

вышения квалификации руководящих кадров, где иног-

да на специальных кафедрах, иногда в составе других

кафедр работают психологи. Хотя эта форма деятель-

ности не связана непосредственно с прикладными ис-

следованиями, а представляет собой педагогическую ра-

боту, в действительности это тоже важный канал осна-

щения производства психологическими знаниями и осо-

бенно знаниями по психологии управления.

В системе охраны общественного порядка тоже сде-

ланы первые шаги. Так, например, теперь психолог

вместе с юристом нередко работают в детских комнатах

милиции с целью организации профилактики противо-

правного поведения, особенно среди несовершеннолет-

них.

Однако так обстоит дело далеко не везде. Есть це-

лые большие отрасли экономики и культуры, где необхо-

димость прикладных исследований по социальной пси-