ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 534
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 2. Конфуций: этика ритуала
Глава 3. Будда: победить самого себя
Глава 4. Моисей: десять заповедей
Глава 5. Иисус христос: любите врагов ваших
Глава 6. Мухаммед: нет бога кроме аллаха
Глава 7. Сократ: я знаю, что ничего не знаю
Глава 8. Эпикур: живи незаметно
Глава 9. Л. Н. Толстой: непротивление злу насилием
"обобрали египтян" (Исх. 12:36), выпросив каждый у кого мог одежды, серебряную и
золотую утварь. Моисей тем временем нашел и взял с собой останки Иосифа, который
в свое время завещал соплеменникам забрать с собой его кости. Так поднялся и пошел
еврейский народ, впереди него шел Яхве, указывая путь днем облачным, а ночью
огненным столбом.
Бог повел евреев по пустынной дороге, чтобы у них не появилось искушения
вернуться. Тем временем фараон догадался, что евреи ушли не для одноразового
свершения обряда, как говорили Моисей и Аарон, а навсегда, и снарядил погоню.
Шестьсот отборных египетских колесниц по главе с самим фараоном настигли
израильтян у берега Тростникового (Красного) моря. Гибель последних казалась
неминуемой. Тогда Моисей по указанию Яхве своим знаменитым волшебным посохом
разделяет воды, превращает море в сушу. "И пошли Сыны Израиля посреди моря
посуху, и воды были для них стеной справа и слева" (Исх. 14:22). Когда наутро по тому
же пути пустились египтяне, Моисей тем же способом вернул море на свое ложе и оно
поглотило преследователей. Так был найден чудесный выход из безвыходного
положения, подтверждающий всемогущество бога и необходимость веры в него. Это не
единственный случай такого рода в тяжелом и длительном исходе евреев из Египта.
Через три месяца после ухода из Египта израильтяне достигли подножия священной
горы в пустыне Синай. Моисей поднялся на гору, и там бог возвестил ему, что сыны
Израиля, если они будут его слушать и соблюдать союз с ним, станут для него святым
народом, более
70
близким, чем остальные, и что через три дня он спустится на гору в облаке, чтобы
израильтяне пански поверили Моисею. Так и случилось. Гора Синай курилась и со-
трясалась, и бог Яхве сошел на нее в огне под сильный трубный звук. Народу запрещается
восходить на табу-ированную гору и предписано соблюдать ритуальное воздержание.
Моисей вторично поднимается на гору, где бог к возвещенным им перед всем Израилем
десяти основным заповедям добавляет множество предписаний юридического,
нравственного и религиозно-ритуального характера. Моисей передал народу полученное
им учение Яхве, все его слова и приговоры. "И отвечал народ одним голосом, и они
сказали: "Все слова, которые говорил Яхве, исполним" (Исх. 24:3). Так был заключен
договор между Яхве и израильским народом, скрепляемый тем, что были принесены
тельцы в жертву воздаяния Яхве, а Моисей окропил народ жертвенной кровью. После этого
Яхве снова воззвал к себе Моисея, чтобы передать ему каменные таблицы с записанными
на них повелениями. Моисей снова взошел на гору и оставался там сорок дней и сорок
ночей, которые были для него временем строгого поста и интенсивного общения с богом.
Во время этих длительных наставлений Яхве предписывает во всех подробностях
устройство храма в свою честь, его убранства, жертвенника для возмещения, всей
необходимой для этого утвари, одежды для Аарона-жреца и многое другое, что связано с
богослужением. Все эти повеления также подлежат точному исполнению. Позже был
построен Шатер закона (аналог храма), в котором происходили контакты Моисея с Яхве, а
также Ковчег закона — хранилище плит с текстом договора между богом и Израилем.
Оставшийся внизу народ пришел в волнение из-за долгого отсутствия Моисея. Израильтяне
решили сделать себе других богов, чтобы вообще не остаться без них. Они собрали все
золотые серьги, и Аарон переработал их в литого тельца, который заменил им Яхве. Они
сказали, что этот золотой телец выпел их из Египта. Яхве возмутился такой мерзостью и
сказал, что он уничтожит это необузданное племя и заново создаст великий народ из
потомков Моисея. Моисей заступился за евреев, приводя два аргумента, которые, ничуть не
смягчая самого преступления, ставили под сомнение справедливость столь суровой кары:
если такая кара свершится, то египтяне могут сказать, что Яхве вывел израильтян из Египта
во зло, чтобы истребить их в пустыне; кроме того, получит-
71
ся, что бог не сдержал собственного данного Аврааму, Исааку и Израилю обещания
умножить их потомство и поселить их навечно в обетованной земле. Бог отказался от своих
угроз. Моисей с двумя плитами, на которых божьим пальцем были выведены законы,
спустился вниз. Он увидел разнузданную картину плясок вокруг тельца и был настолько
разгневан, что швырнул в сторону плиты, которые от этого разбились, взял изображение
тельца, сжег его, истолок в мельчайшие кусочки, посыпал ими воду и заставил всех испить
ее.
Этот эпизод с разбитыми плитами (скрижалями) ни в коей мере не отражает отношение
Моисея к дару бога. Моисей понимал его бесценность. В этом смысле скульптура
Микеланджело "Моисей", изображающая Моисея в тот момент, когда он, словно
опомнившись, удерживает рукой падающие скрижали, создает психологически
достоверный образ. То, что скрижали на самом деле были разбиты, можно истолковать
двояко: или Моисей освобождал руки, чтобы разбить сооруженного израильтянами
золотого божка, или он швырнул оземь плиты, желая сказать израильтянам, что они
недостойны их. В любом случае здесь демонстрируется отношение к согрешившему
народу. Точно так же охвативший его гнев не был слепой страстью, а являлся вполне
сознательным негодованием, соответствовавшим мере преступления.
Выразив свое резко негативное отношение к поступку израильтян, Моисей позвал к себе
сторонников Яхве. На зов откликнулись представители его колена, сыны Леви. Моисей
приказал им мечом привести народ к покорности, что и было сделано; они истребили за
день около трех тысяч человек. На следующее утро Моисей объявил израильтянам, что они
"согрешили великим грехом" (Исх. 32:30), Но он попробует очистить их грех перед "богом.
Яхве после раздумий подтверждает свою волю поселить навечно израильтян на земле их
отцов, прогнав обитающие там племена кенаанеев, амореев, хеттов и других,
предостерегает свой народ от соблазна терпимого отношения к этим племенам, их богам и
святыням. "Не заключай союза с жителями Страны" (Исх. 34:15), — говорит он. Яхве
предостерегает израильтян также от их собственной необузданности. Моисей по его
указанию заготовил две новые каменные плиты, подобные прежним. "И сказал Яхве
Моисею: "Напиши для себя эти речения, ибо согласно этим речениям Я заключаю с тобой
договор и с Израилем". И он был там с Яхве
72
сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, и написал на плитах речения союза,
десять речений. И было, когда сходил Моисей с горы Синай, и две плиты закона были в
руках Моисея, когда он сходил с Горы. И Моисей не знал, что еще испускало лучи его
лицо, ибо Он говорил с ним" (Исх. 34:27—29).
Моисей по указанию Яхве посылает небольшую группу — по одному человеку от каждого
племени в предуготовленную им страну Кенаан (Ханаан), чтобы они могли разведать,
какова она — обильна или нет и что за народ — слабый или сильный там живет. Сорок
дней они осматривали и вернулись, пораженные ее благоустройством и плодородием, в
доказательство чего они принесли черенок с кистью винограда и другие фрукты. Вместе с
тем они нашли, что живет там народ очень сильный, рослый, которого евреям не одолеть.
Только двое из побывавших в Кенаане — Иисус сын Нуна (Навина). и Калев сын Иефунны
не разделяли общего капитулянтского настроения, Израильтян охватила паника, они стали
сомневаться во всей затее исхода из Египта и думать о том, чтобы вернуться назад. Яхве
вновь разгневался на своевольный народ, который никак не может уверовать в него,
несмотря на все знамения. Он уже собирался поразить его моровой язвой и вернуться к
своему замыслу основать вместо рода Израилева новый Моисеев род. Моисей опять
заступается за неразумных соплеменников. Яхве проявляет милосердие и справедливость
одновременно: он прощает евреев по просьбе Моисея, но обрекает их на блуждания по
пусгьше в течение сорока лет — по году на день пребывания представителей племен в
стране Кенаанской. И он говорит, что никто из тех, кого Моисей посылал осмотреть страну,
кроме Иисуса и Калева, не достигнут этой страны, точно так же умрут в пусгьше все, кому
двадцать лет и старше. В течение этих долгих странствий по пустыне Моисей
предводительствует свой народ, наставляя и защищая его, подавляя его гнев и ропот, творя
справедливость и укрепляя в нем сознание богоизбранности, приучая его к нравственной,
юридической и ритуальной дисциплине. Однако самому Моисею не суждено ступить на
обетованную землю. Это наказание ему за грехи израильтян и за собственное колебание,
проявленное однажды перед лицом роптавшего из-за жажды народа. Справедливо
наказывая Моисея, бог сохраняет к нему особое расположение. Он дает возможность
Моисею бросить предсмертный взгляд на обето-
73
ванную землю с горы, расположенной напротив Иерихона. Там Моисей и умер.
Могила его неизвестна. "А Моисею было сто двадцать лет, когда он умер; не осла-
бел его глаз и не исчезла его сила... И не появлялся еще пророк в Израиле,
подобный Моисею, которого знал Яхве лицом к лицу" (Втор. 34:7,10).
Законодательство Моисея, его смысл и основные принципы
Взаимоотношения Моисея и израильтян не укладываются в схему
взаимоотношений просвещенного, мудрого вождя и косной, своевольной массы.
Моисей не просто лучше других выражает волю и интересы народа, он в известном
смысле создает сам народ. Для того чтобы племена переплавились в народ, из
дикого этно-природ-ного состояния перешли в историческое, они должны осознать
себя в качестве духовной общности. Связь по рождению и обстоятельствам жизни
должна перерасти в связь, опосредованную общей верой, идеалами праведности и
справедливости. В жизни людей должно появиться что-то более значимое, чем
кровь или чем египетские котлы с мясом и хлеб досыта, которыми в одну из
трудных минут скитаний по пустыне израильтяне укоряли Моисея с Аароном.
Моисей привносит идею единого бога, общих нравственных принципов, задавая
тем самым духовное пространство, в рамках которого различные, хотя и
родственные, племена конституируются в единый народ, поднимаются до
осознания своего особого назначения в мире. Деятельность Моисея предоставляет
нам редкую возможность на конкретном примере наблюдать, как племена
трансформируются в народ (нацию), входят в историю и культуру. Замечательно,
что при этом с наивной простотой показана противоречивость этого процесса, в
ходе которого консолидация одного народа (в рассматриваемом случае еврейского)
происходит за счет его противостояния другим народам, доходящим в отдельных
случаях до войны и истребления.
В этническом смысле евреи — дети Израиля. Но их духовным отцом, отцом нации
является Моисей. Он заложил религиозные, нравственные и законодательные ос-
новы их исторического существования. Провозглашенная им религиозность
покоится на единобожии, нравственность — на любви к своему народу,
законодательство
74
— на принципе равного возмездия. Бог, народ, справедливость — так кратко можно
было бы обозначить суть учения Моисея. При этом все три понятия образуют
единый нерасчленимый комплекс.
За пределами еврейско-иудаистской культуры имя Моисея прежде всего
сопрягается с десятью заповедями. Когда говорят "кодекс Моисея", то обычно
имеют в виду именно десять заповедей, хотя на самом деле нормотвор-ческая
деятельность Моисея ими не исчерпывается. Десять заповедей являются общей
основой, своего рода введением к детализированному своду законов, охваты-
вающему все общественно значимые аспекты поведения человека и включающему
сотни разнообразных норм от правил гигиены до форм благочестия. Это общие
религиозно-нравственно-юридические принципы, своего рода философия Моисеева
законотворчества. Особое место Десяти заповедей в законодательной части
Пятикнижия подчеркнуто тем, что Яхве возвестил их израильтянам сам, в отличие
от других законов, которые он предписал через Моисея.
Обычно принято подразделять заповеди Десятисло-вия на две группы: первые